Урок русского языка. (2кл, автор учебника М.С. Соловейчик)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок построен в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russk._yaz.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. (2кл, автор учебника М.С. Соловейчик)

Разработала: Кошкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов КОГОАУ «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны»

Тема: За какими буквами прячется звук [Й]?

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Урок построен в технологии деятельностного метода.

Основные цели:

  1. Открыть новый способ обозначения звука [Й]. Научиться применять этот способ;
  2. Закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Обобщение, умение действовать по алгоритму; развивать внимание, память. Речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из текстов;

2) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение в построении осознанного высказывания;

5) формируем умение ставить и формулировать проблему;

6) формируем  умение самостоятельно ставить познавательные цели;

7) формируем умение планировать и прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

1)   формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)   формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;

4)   формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1)  формируем умение выполнения пробного действия;

2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем ответственность за общее дело;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем самооценку на основе успешности.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Какое домашнее задание выполняли дома? Что у вас получилось?

-Так как ни у кого не было затруднений при выполнении домашнего задания, мы можем перейти к изучению нового.

-А как вы изучаете новое? (Мы должны понять, что мы не знаем, и сами найти новый способ действия).

-Вы готовы к открытию нового знания? Тогда вперед!

-Что нам надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить то, что нам пригодится для открытия нового знания).

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й'])

 - Какими буквами обозначается звук [й']? (й, е, ё, ю, я)

- Послушайте рассказ и постарайтесь запомнить слова со звуком [Й].

От жабы большая польза. У нее клейкий язык, которым она ловит вредных жучков, слизней. Жабы выходят на охоту, когда стемнеет.

- Какие слова со звуком [Й] встретились в этом тексте?

- Назовите уже известные вам способы обозначения звука [Й].

- Что мы с вами сейчас повторили?

Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу выполнить новое задание. Как вы думаете, с какой целью, я вам предлагаю выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы еще не знаем).

-Как будете выполнять новое задание? (Каждый сам.)

- Обозначьте звуки букв и запишите слова. (Транскрипции слов записаны на доске. На выполнение работы отводится 1 мин.)

[хлоп,й,а], [л,й,ут], [сй,эл], [ружй,о],[падй,эхал]

- Кто не смог выполнить задание? Почему? (Мы не  знаем, каким еще способом можно обозначить звук [Й]).

- Кто записал слова? Докажите, что вы правильно написали слова, предъявив правило. (Мы не можем доказать, что правильно написали слова, так как не знаем правила).

Фиксация затруднений.

а) Я не смог записать слова, потому что не знаю об этом способе обозначения звука [Й]

б) Я записал слова, но не знаю нового правила (способа) обозначения звука [Й].

3.Выявление места и причины затруднения.

  - Какое задание вы выполняли?

- Чем новое задание отличалось от заданий, которые мы выполняли раньше?

- Какие знания применили?

- Почему у вас не получилось?  (Мы никогда раньше не выполняли такое задание и не знаем такого способа определения звука [Й].)

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие цели вы поставите перед собой на урок? (Должны открыть новый способ обозначения звука [Й]. Научиться применять этот способ.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. 

- А теперь я вам предлагаю поработать в группах по следующему плану (каждой группе раздается листочек с планом)

План.

  1. Понаблюдайте, после каких букв прячется звук [Й]?
  2.  Какими буквами обозначается звук [Й]?
  3. Какие буквы помогают обозначать буквам е, е, ю, я звук [Й]?
  4. Расскажите о новом способе обозначения звука [Й].

5. Реализация проекта выхода из затруднения. 

 (Выслушивается выступление групп)

- Проверьте свой вывод по учебнику.

- Что еще нужно добавить к вашему выводу?

- Давайте вернемся к пробному действию и запишем слова, проговорив новый способ обозначения звука [Й].

- Теперь все выполнили пробное задание? Почему вам удалось справиться с затруднением? (Мы сформулировали правило и узнали новый способ обозначения звука [Й]).

5. Первичное закрепление во внешней речи. 

- Какой следующий шаг? (Потренироваться в правописании слов со звуком [Й]).

(Работа с учебником. Упр. 70 с. 33).

- Спишите слова, наблюдая за звуком [Й], подчеркните буквы, которыми он обозначен. (Фронтальная работа)

- С оставшимися словами поработайте в парах. (Проговаривание во внешней речи)

- Сверьте свою запись с записью на доске.

- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему?

- Кто все написал правильно?

- С помощью приставок (в, с, от, под, раз) составьте и запишите новые слова от корней слов ехал, ездить с комментированием.

- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу).

- Почему нужно выполнить самостоятельную работу? ( Чтобы проверить, как каждый из нас научился применять новое правило).

6. Самостоятельная работа.

- Выпишите слова, в которых звук [Й] обозначен новым способом.

Подъезд, юла, поет, Дарья, платье, енот, маяк, вьюга, съехал.

- Проверьте написание слов по образцу.

Оцените свою работу. Пользуясь таблицей:

+(5)- отлично

+(3-4) – хорошо

+(1-2) – ? (необходимо доработать материал)

Фиксация результатов самостоятельной работы.

- У кого было затруднение? Какое домашнее задание вы бы себе предложили?

- У кого не было затруднения? Что вы можете сказать?

7. Включение в систему знаний.

- Где вам пригодится новое знание? (В написании диктантов, сочинений, изложений и т.д.)

а) Измените слова так, чтобы каждое называло несколько предметов. Запишите получившиеся слова с комментированием.

Дерево –

Соловей –

Прут –

Воробей –

б) Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставив пропущенные буквы.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

8. Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока.  

- Какую цель вы перед собой поставили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Встаньте те, кому сегодня удалось справиться с  затруднениями.

- У кого еще остались затруднения?

Дифференцированное домашнее задание.

  1. Для детей, у  которых не осталось затруднений.

- Подберите примеры слов с разными способами обозначения звука [Й]. (по 5 слов на каждый способ)

  1.  Для детей, у  которых остались затруднения.

- Выполните упр. из учебника.

Использованная литература:

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам» -мозговая гимнастика.
  2. И.Н. Корбакова «Деятельностный метод обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.

Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с тр...

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Урок русского языка в 4 классе по УМК "Гармония" авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по УМК "Гармония" авторов М,С, Соловейчик и Н.С.Кузьменко. на тему "ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ "....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку 1кл. по УМК "Гармония" Авторы учебника М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко

Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС. Данный урок  направлен на развитие личностных и метапредметных УУД....

презентация к уроку русского языка "Из старинных учебников"

Презентация содержит дополнительный материал к конспекту урока русского языка "Из старинных учебников": страницы учебника К.Д.Ушинского, тексты для закрепления изучаемых понятий (слова назва...