Конспект открытого урока "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
- Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний
- Какое дерево является символом России?
- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька).
- С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская).
- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?
(Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
3.Постановка темы и цели урока.
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?
(Прилагательные в форме множественного числа.)
Почему так решили?
(В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?
(По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во мн.ч.
- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?
4. Открытие нового знания
– Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах).
1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
- Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие синицы (на листах)
- выделите окончания имен прилагательных.
- Изменяются ли окончания имен прилагательных?
- В каких падежах окончания сходны в каких различны?
Вопросы:Сделайте вывод. Запишите его.
2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний
- Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие синицы (на листах)
- выделите окончания имен прилагательных.
- Составить таблицу окончаний.
- В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
И.п. | Какие? | -ые, -ие |
Р.п. | Каких? | -ых, -их |
Д.п. | Каким? | -ым, -им |
В.п. | Какие? | -ые, -ие |
Т.п. | Какими? | -ыми, -ими |
П.п. | (о) каких? | -их, -их |
3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числепо родам?
- Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
- Выделите окончания имен прилагательных.
- С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
- Менялись ли окончания прилагательных?
- Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?
Вывод. Сделать вывод. Записать его.
4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей
- Выделить окончания имен прилагательных.
- Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
- Как определить падеж имени прилагательного?
Проверка
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
(по падежам)
Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний
И.п. | Какие? | -ые, -ие |
Р.п. | Каких? | -ых, -их |
Д.п. | Каким? | -ым, -им |
В.п. | Какие? | -ые, -ие |
Т.п. | Какими? | -ыми, -ими |
П.п. | (о) каких? | -их, -их |
Изменяются ли имена прилагательные во множественном числепо родам?
(не изменяются)
Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
(как и в ед.ч., по падежу имени существительного к которому оно относится)
5. Физминутка
- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны: верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
- Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх (низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице).
- Первичное закрепление (работа в парах).
- У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать.
(Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
– Какая группа выполнила точно так же?
- Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 5 баллов, если не совсем довольны своей работой в группе – 4 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 3 балла.
- Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Самопроверка по эталону. Самооценка.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?
- На какие вопросы мы планировали ответить?
- Сумели ли мы это сделать?
- Оцените свою собственную работу.
- Сегодня я узнал…
- Мне еще нужно отработать…
- Для меня самым трудным было…
- Сегодня на уроке мне было…
- Для меня самым интересным было…
9.Итог урока.
10. Домашнее задание: с.135-136 таблица, у.155 учеб.
11. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."
Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...
Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Тип урока: открытие новых знанийОборудование:· интерактивный комплекс,· карточки с разноуровневыми заданиями,·...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...
Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.План...