"Дифференциация звуков [Ч'-Т′] в слогах, словах" 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Предлагаемые задания направлены на формирование умения дифференцировать звуки [ч‘] – [т‘] на слух и в произношении; сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам и правильно обозначать звуки [ч‘] – [т‘] на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_ch-t_1_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №81 Центрального района Волгограда"

Коррекционно-развивающее занятие

 «Дифференциация звуков [Ч'-Т′] в слогах, словах» в 1 классе

Выполнила: Илюшина Е.А.,
 учитель начальных классов

 МОУ СШ №81 Центрального района г. Волгограда,

Волгоград 2016

Тема: Дифференциация звуков [ч‘] – [т‘] в слогах и словах.

Цели: упражнять детей в дифференциации звуков [ч‘] – [т‘]  на слух и в произношении; учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; учить правильно обозначать звуки [ч‘] – [т‘]  на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь различать звуки [ч‘] – [т‘]  на слух и в произношении,  уметь правильно  соотносить звуки с буквами при письме и чтении слов,   развитие фонематического слуха, операции звукобуквенного анализа.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место, определять тему,  цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя; уметь осуществлять самоконтроль и самопроверку выполненной работы.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь,  уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: развитие слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Личностные: соблюдать организованность, дисциплину на уроке; проявлять целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Оборудование: картинки: тигр, телефон, тюльпан, тетрадь, часы, чемодан,  чайник, четыре; слоговая таблица; зеркала; карточки с буквами «ч» и «т», карточки для индивидуальной работы со словами.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).

2. Сообщение темы занятия.

На доске две группы рисунков:

первая группа – тигр, телефон, тюльпан, тетрадь;

вторая группа – часы, чемодан,  чайник, четыре.

- Почему  именно так я разделила рисунки на две группы? ( В первой группе слова с первым звуком [т’], а во второй – со звуком [ч’]).

- Как вы думаете, почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]? (Сегодня мы будем изучать звуки [ч‘] – [т‘] , слушать их, сравнивать). Это речевые звуки или неречевые?

- Чему мы сможем научиться на занятии?

3. Уточнение артикуляции звуков.

Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]).

Есть  знак, который  напомнит, что на уроке нельзя шуметь (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

- С помощью какой буквы мы можем обозначить звук [ч’]? А звук [т‘]?

4. Дифференциация звуков [ч‘] – [т‘] в слогах.

1) Повтори чётко и правильно:

тё-чё-тё        тя-ча-тя     чо-тё-чо

тю-чу-тю     ча-тя-ча     чу-тю-чу

ать-ач-ать      ич-ить-ич     уть-уч-уть

ач-ать-ач        ить-ич-ить    уч-уть-уч

еть-еч-еть     оть-оч-оть     ють-юч-ють

ёть-ёч-ёть     оч-оть-оч

 ача-ятя-ача     ете-ече-ете     ётё-очо-ётё  

 ити-ычи-ити     учу-ютю-учу

мча-мтя-мча     мче-мте-мче     мчи-мти-мчи     мчо-мтё-мчо     мчу-мтю-мчу

2) Чтение слогов по слоговой таблице.

- Читаем слоги слева направо  и справа налево правильно и как можно быстрее:

тя - ча        те - чо        те - че        тю - чу        ти - чи

ча - тя        чо - те        че - те        чу - тю        чи – ти

ать - ач       оть - оч        уть - уч       ыть - ыч     ять - яч
ить - ич      еть - еч        ёть - ёч       ють - юч     яч – ять

    атя - ача        атё - ачо        ате - аче        ати - ачи

отя - оча        отё - очо        оте — оче        оти - очи

утя - уча        утё - учо        уте - уче        ути — учи

3) Игра «Перевёртыши».

Надо поменять звук [ч‘] на звук [т‘] и наоборот в слогах и словах:

Ча-тя, тё-чё, чу-тю, чи-ти, тя-ча, ти-чи, чё-тё.

Чок-тёк, тишь-…, тесно-…, чёлка-…, Чук-…, мять-…, печь-…, лечи-…, Петька-…, ветер-…, бич-…, чавкать-.., сеть-…, зачем-…, медь-…, редька-… .

5. Дифференциация звуков [ч‘] – [т‘] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?»

- Если вы услышите в слове звук [ч‘] , делайте круговые движения сжатыми в кулак руками, изображая движения поезда, если услышите звук [т‘], изобразите, как котёнок мягко ставит лапки.

     Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка, луч, плечи, пять.

2) «Подними нужную букву»

Послушайте слова, поднимите букву «ч» или «т», которые надо написать в словах:

    Тюк, чуб, чулан,  чудо, темнота, чернота, чёткий, тётка, черенок, теремок, чулан, тюльпан, чижик, тише, калач, желать, брать, кумач, лечь, искать, петь, печь, меч, ночь, ныть, качать, котят, овечка, плечи, плети, бочонок, утёнок, вечер, ветер, мычат, мостят, прочёл, котёл.

3) «Буква потерялась» (Детям раздаются карточки со словами)

     Вставьте в слова букву «ч» или сочетание «ть»:

Вра…, кос…, Лу…, ме…. Обру…, спа…, мя…, се…, вы…, пе… .

     Вставьте в слова букву «ч» или «т»:

У…у, Лу…у, …ищу, ме…еть, ве…ер, …аща, …юль, у…юг, ве…ер, зай…ик, о…ец, …игт, де…и.

      Вставьте в слова сочетания  ЧА или ТЯ:

Ви…, све…, ку…, Кос…, тё…, кру…, да…, пе…. Ми… .

      Добавьте слоги ЧИ или ТИ:

Вес…, све…, но…. Ме…. Пле…, се…, лок…, пла…, пе…, ле… .

6. Итог занятия.

- О каких звуках и буквах говорили на занятии? Кто считает, что научился различать их в слогах  и словах? Кому было трудно? Какие задания вам понравились больше других?

Список литературы и дополнительных ресурсов:

  1. Программа коррекционной деятельности в общеобразовательной  школе в условиях логопункта Коррекция письменной речи учащихся начальной школы, имеющих нарушения письма и чтения, автор Юдина Т.Г.
  2. Коррекция письменной речи в начальной школе, авторы-сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева, Волгоград, 2009
  3. В.В. Волина Праздник Букваря, М., 1993
  4. http://www.logoped.ru/
  5. nsportal.ru
  6. http://logoportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Индивидуальное логопедическое занятие во 2 «Б» классе. Тема: «В гостях у Ларисы и Романа». Дифференциация звуков (Р) - (Л) в слогах, словах, фразах.

Цели: Закрепить навыки различения звуков (Р-Л) в слогах, словах, фразах посредством использования логопедических игр.Коррекционно-образовательные: ·...

Дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах, предложениях. 3 класс

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.С каждым годом в начальных классах школ увеличивается...

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...