Дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах, предложениях. 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука. Данный конспект фронтального занятия базируется на современных в логопедии требованиях: тема и цель занятия пронизывает все этапы работы; занятие максимально насыщено изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом; на занятии сочетаются учебные и игровые методы работы; проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия.Параллельно ведётся работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zh-sh.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация ж — ш в слогах, словах, предложениях.
Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение различать звуки ш — ж на слух, в слогах, словах, предложениях;
- уточнять характеристику звуков;
- обогащать словарный запас;
- развивать оральный праксис, внимание, логическое мышление
Коррекционно-образовательные:
- закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой — звонкий согласный, всегда парный
Коррекционно-воспитателые:
- создать положительное психоэмоциональное настроение.
Оборудование: предметые картинки Жук и Змейка, карточки с буквами Ш и Ж, корректурная проба, слоговая таблица, предметные картинки, перфокарты.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В сказочный лес. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Вместе с нами будут путешествовать Жук и Змейка. Давайте же позовем их!
Пожжужим как жук ( жжжжжжжж) и пошипим как змейка (шшшшшш).
Вывешиваются предметные картинки жука и змейки.
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем различать звуки и буквы ж-ш.
- Сравнение звуков по артикуляции.
Какие это звуки гласные или согласные?
Чем отличаются эти звуки? (Звук ж — звонкий, а звук ш — глухой)
Чем похожи эти звуки? (Парные, всегда твердые.)
- Артикуляционная гимнастика.
Жучок и Змейка предлагают нам с вами выполнить зарядку для язычка.
Мы пришли с вами
На веселую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз (язычком)
Не дрожи, улыбнись …
Раз улыбка, два, три …
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем...
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать. (Повторить 2 раза)
- Развитие фонематического восприятия. « Игра подними карточку»
Давайте покажем нашим лесным жителям, какие мы внимательные. Возьмите буквы Ш-Ж и слушайте меня, если услышите звук Ш покажите мне соответствующую букву, ну а если звук Ж — то поднимите букву ж.
Звуки, слоги и слова: ш, п, о, ж, ш, у, ша, по, жу, аша, ожо, шина, шар, жук, живот, уши, ножи, шу, су, жо.
Все молодцы, были внимательными.
6. Корректурная проба (работа по карточка).
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя.
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ
ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
7. Дифференциация в слогах.
Змейка и Жучка просят помочь им правильно прочитать слоговые дорожки.
жа — ша — жа
жа — ша — жа — ша
ша — жа — ша — жа
жу — шу — жу
ши — жи — жи — ши
шу — жу — шу
жи — ши — ши — жи
7. Физминутка ( под песенку «Если нравится тебе»)
Если нравится тебе, то делай так:
- ша,ша — ша (хлопки).
- Если нравится тебе, то делай так:
- жа — жа, жа (хлопки).
Если нравится тебе, то делай так:
- жу — жу, шу — шу (хлопки, топот).
Если нравится тебе, то делай так:
- шо — шо — шо, жо — жо (прыжки, приседания).
Если нравится тебе, то делай так:
- жо — жо, шо — шо — шо (приседания, прыжки).
8. Игра «Четвертый лишний».
На доску вывешивается наглядный материал:
- кувшин, кошка, лошадь, жук;
- жираф, чашка, жук, еж.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.
9. Дифференциация звуков в словах.
В рюкзачках Змейки и Жучка все перепуталось. Давайте наведем порядок и разложим все на свои места. Соединим картинки со звуком ж в рюкзачок с символом жук, а со звуком ш с символом змея.
Слова со звуком -Ш: ШАПКА, ШУБА, МАШИНА, МЫШЬ;
Слова со звуком -Ж: НОЖ,СНЕЖИНКА, ВАРЕЖКИ, ЛЫЖИ.
10. Работа с текстом по перфокартам.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
Ребяти...ки побе...али к ма...ине. Ми...а поло...ил кни...ку в ...каф. Деду...ка ...ивёт в сторо...ке. Метель заметает доро...ки. Сбросили рома...ки белые руба..ки.
- Итог.
Вот и закончилось наше путешествие! Змейка и Жучок благодарны вам за помощь, ведь без вас они бы не справились. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)
Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным по этой теме....
Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."
Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Образовательные: 1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...
Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях
Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях...
"Дифференциация звуков [З] - [С] в слогах словах, предложениях." Журнал "Магариф", 2019 год, № 2
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов с ФФН....
Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»
Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение артикуляции и звучания звук...