Разработка урока по русскому языку на тему: Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка урока на тему "Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели" , 2класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 113.33 КБ |
самоанализ | 16.02 КБ |
презенация к уроку | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2класс
Тема: Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: развивать речь в ходе составления рассказа по репродукции картины.
Планируемые результаты: предметные - Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану, коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения и небольшого текста. Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ репродукции картины.
Ход урока
I Оргмомент
Положительный настрой на урок (слайд 1)
Динь – динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
II. Реализация домашнего задания
Один ученик у документ – камеры рассказывает о выполнении д/з, остальные проверяют и оценивают. Затем учащиеся меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку и взаимооценивание.
III. Актуализация знаний
1.Минутка чистописания (слайд 2)
Ач – ач – грач
Ачи – ачи – грачи
- Кто из вас видел, когда - либо грача?
На интерактивной доске демонстрируется коллекция птиц.
- Есть ли среди этих птиц грачи? (нет)
- Где мы можем найти изображение грача? (в интернете)
Подготовленный ученик находит по интернету изображение грача и делает сообщение о грачах.
2. Речевая разминка (слайд 3)
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы! О. Костина
- Как надо читать выделенное предложение? ( с восклицанием) Прочтите.
- Прочтите с вопросительной интонацией ( с грустной, угрожающей, веселой интонацией)
IV. Мотивация учебной деятельности
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какие картины возникают перед вами при чтении этого стихотворения?
- Если бы вы были художником, что бы вы нарисовали в своей картине?
Известный художник Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал картину «Грачи прилетели» ( слайд 4 - картина и портрет А.К. Саврасова)
- Посмотрите на репродукцию картины, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
(составлять рассказ по картине)
- Какие цели и задачи урока поставим? Для чего нам это надо?
- Какие пути решения задач урока вы предлагаете?
V. Работа по теме
1. Подготовленный ученик читает сообщение о А.К. Саврасове
2. Подготовительная беседа
Дети рассматривают репродукцию. |
3. Работа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Какое время года изображено на этой картине? ( Ранняя весна.)
- Где можно увидеть такой пейзаж? ( В небольшом русском городке, в деревне).
- Какой день изображен? ( Ясный, но немного ветреный. )
- Почему вы решили, что ветреный? ( Дымок, струящийся из трубы низенькой избушки, отклоняется в сторону.)
- Что подтверждает наше предположение, что художник изобразил раннюю весну?
(Снег тает. Он стал рыхлым, пористым. Пруд освободился ото льда. Кое-где собралась вода от талого снега. Небо голубое. Светит яркое солнце.)
- Что ярче всего доказывает приход весны? ( Уже прилетели грачи. Эти птицы считаются вестниками весны).
- Прочитайте поговорки и народные приметы, связанные с грачами.(слайд 5)
1) Грач на горе - весна на дворе.
2) Увидел грача - весну встречай.
- Как вы поняли смысл этих поговорок?
- Есть много примет, связанных с поведением грачей. Так, например, если грачи кричат, ссорятся, то теплый ветер принесет с собой богатую, теплую весну. Если же грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди.
- Как вы думаете, какую погоду предвещают грачи на этой картине? Почему?
(Раннюю, теплую, так как спешат и суетятся).
- Где расположились грачи? (На березах).
- Чем заняты птицы? (Одни - собирают ветки, другие - устраивают жилища).
- Как работают грачи? (Дружно, быстро, шумно).
- Почему они торопятся? (Им надо построить гнезда, чтобы вывести птенцов).
4 . Работа над образными средствами языка
- Теперь мы подробно разберем детали картины.
-Каким изображено небо?
-Каким вы представляете себе воздух?
-Опишите снег, его оттенки. Что с ним происходит?
-На каких деревьях устроились грачи? Опишите эти деревья.
-Опишите работу грачей.
-Какое село изображено на картине?
-Внимательно посмотрите на поля. Какие они стали? Что происходит с прудом?
Как мы будем называть грачей в разных предложениях, чтобы не было повторов?
( Грачи, птицы, они, хозяева, весенние гости, пернатые, гонцы.)
Слова записываются на доске,
- Какие слова используем, описывая действия птиц. (Летают, мчатся, носятся, суетятся, хлопочут, работают, шумят, заботятся, беспокоятся, приводят в порядок, обживают.)
Слова записываются на доске.
5. Рассмотрите картину еще раз. Что вы видите на заднем плане? (За дощатым забором видны крыши стареньких домиков. Над ними возвышается скромная церковь с колокольней).
- Если вы хотите написать слово и сомневаетесь в правильности ваших действий, то вы можете воспользоваться орфографическим словарем.
6. Физминутка для глаз (слайд6)
7. Составление плана сочинения
- Подумайте, в каком порядке вы будете описывать увиденное.
- Давайте составим план вашего рассказа.
В ходе работы план записывается на компьютере.
План (слайд 7)
1. Весенний день (солнце, небо, поле, снег, пруд, деревья).
2. Хлопоты грачей.
3. Описание деревни (забор, дома, церковь, поля).
4. Мое отношение к картине.
( план распечатывается на принтере по одному на каждую пару)
- Попробуйте составить рассказ по картине.
8. Составление рассказа. Работа в парах. Каждой паре предлагается листы с планом и опорными словами.
9. Заслушиваются 2-3 составленных рассказа.
VI. Подведение итогов
- Выполнили ли мы задачи урока?
- Чему вы научились на уроке?
- Чем заинтересовал урок?
VII. Рефлексия (слайд 8)
Оценивание в Дневник.ру
VIII. Домашнее задание
Придумать чистоговорку со словом «грачи»
Конспект урока
по русскому языку
«Составление рассказа по репродукции картины
А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
2 класс
(УМК «Школа России»)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Исмагилова Урания Ураловна
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка во 2а классе
Тема: Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: развивать речь в ходе составления рассказа по репродукции картины.
Планируемые результаты: предметные - рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова«Грачи прилетели», обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану, коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения и небольшого текста. Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ репродукции картины.
На данном этапе обучения, соответственно Рабочей программе по русскому языку, изложения и сочинения носят обучающий характер и осуществляются под руководством учителя.
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использование информационно-коммуникативных технологий.
При построении урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям, был использован проблемно –диалогический метод. Цели и задачи урока определяли сами ученики. Были намечены пути достижения целей.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Поэтому тщательно продуман каждый этап урока, составлены задания, подобраны вопросы, использованы различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал, построенный на использовании ИКТ –технологий на протяжении всего урока работал на развитие речи, на развитие познавательного интереса
ИКТ применялось на таких этапах урока как организационный момент (положительный настрой), для проверки домашнего задания была использована документ – камера. Затем организована взаимопроверка и взаимооценивание. На этапе актуализации знаний проводится речевая разминка, которая представлена в презентации. Для перехода к следующему этапу мотивации учебной деятельности, учителем была применена интерактивная доска и интернет – ресурсы. Одним из учащихся дома было подготовлено сообщение о жизни грачей, где ученица также использовала интернет – ресурсы.
Познакомившись с известным художником А.К.Саврасовым и его картиной «Грачи прилетели», ребята определяют для себя задачи урока – написать рассказ по картине, заняться развитием собственной речи и отрабатывать навыки орфографической зоркости. Но прежде надо наметить пути решения.
Пронаблюдать за репродукцией картины, проанализировать выразительные средства, увидеть в ней прекрасное и восхититься мастерством художника ребята уже могли и на страницах учебника.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, подобраны дифференцированные задания, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
В ходе урока также использовала здоровьесберегающие технологии. Урок начался с дыхательной гимнастики и положительного настроя, настроя на ситуацию успеха. Физминутка для глаз способствовала тому, чтобы учащиеся не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу. В течении всего урока старалась контролировать посадку детей, доступ света, правильное расположение парт. До начала урока кабинет был проветрен.
Далее ребята составляют план написания рассказа, который сразу же распечатывается на принтере для каждой пары. Опираясь на составленный план, репродукцию картины в учебнике, на индивидуальные карточки – помощницы, ребята в парах составляют рассказ. Который заслушивается по окончанию работы.
Ребята анализируют свою деятельность, проверяют выполнение учебных задач и исходя из этого проводят саморефлексию и самооценивание. Оценки также выставляются в портале Дневник.ру. Домашнее задание предварительно разъясняется.
В течении урока ИОР использовались рационально, оказали положительное влияние на результативность урока. Считаю, что наиболее эффективным применением ИКТ на уроке было на этапе актуализации и мотивации учебной деятельности. Была организована творческая работа с использованием ИКТ.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся класса.
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы. Кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, выполнять коллективную работу, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Ач – ач –грач Ачи – ачи - грачи
Пусть проталины темнеют, Солнца спрятались лучи, А, вы, видели сегодня Прилетели к нам грачи! Удивительные птицы - Прилетели, гнёзда вьют, Словно шапки на деревьях, Домики грачей растут… О . Костина
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
Поговорки Грач на горе – весна на дворе 2. Увидел грача - весну встречай
Приметы. 1.Если грачи кричат, ссорятся – теплый ветер принесет богатую теплую весну 2. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнёзда – близкого тепла не жди.
План: 1. Весенний день (солнце, небо, поле, снег, пруд, деревья). 2. Хлопоты грачей. 3. Описание деревни (забор, дома, церковь, поля). 4. Мое отношение к картине.
РЕФЛЕКСИЯ Я Узнал что-то новое о Расстроился Научился Понял, что… Удивился Хочу похвалить своего одноклассника Могу похвалить себя за Сразу захотел
Динь – динь - динь , звенит звонок, Вот и кончился урок. Потрудились мы на славу! Поблагодарить вас рада!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку тема "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление". (2 класс)
Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу. Закрепление....
Разработка урока по русскому языку Тема "Повторение изученного о глаголе" 4 класс
Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме "Глагол". Использование занимательного материала на уроках русского языка....
Разработка урока по русскому языку, тема:"Имя прилагательное"
Разработка урока по русскому языку , тема "Имя прилагательное" для 3 класса...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Сочинение по репродукции А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Предмет: русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Сочинение по репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели».Цели урока: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художн...
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»"
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»" 2 класс...
Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» 2 класс УМК Школа России
Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (УМК "Школа России, 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты:Предметные: знать: отличите...