Проектная деятельность словарные слова 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Сивцева Вероника Васильевна

Проектная деятельность "По тропинке словарных слов" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_proektnaya_deyatelnost.docx105.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Тема: Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта

Цель занятия: Создание условий для знакомства с новым понятием «учебный проект», сформировать умения совместно выполнять учебный проект с учетом этапов реализации

Задачи: Что такое проект?

              Какие этапы содержит проектная деятельность по русскому языку?

Планируемые результаты:

Предметные: Знать и правильно применять понятия «словарные слова, учебный проект». Знать алгоритм работы над созданием проекта. Уметь применять полученные знания на практике.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1 этап - Подготовка к проекту

Организационный

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

Приветствие

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

Мотивация учащихся.

Основной

Слово учителя

Задание: Поставьте шарики в порядке возрастания

 

       к          р            т            п           о           е

- что получилось?

- кто – нибудь знает, что такое проект?

- вы готовы узнать, что такое проект? И самим сделать разные проекты на уроках русского языка?

- Сейчас мы отправимся в путешествие по тропинкам русского языка и оно называется «В мире словарных слов». С этой работы вы узнаете много интересного, что связано с русским языком. Вы все будете в роли маленьких исследователей, станете более самостоятельными, каждый из вас будет принять участие, чтобы создать большой проект в конце занятия.

   П        р        о            е         к           т

- слово ПРОЕКТ

Дети объясняют свои предположения

- да

пробудить интерес детей к предстоящей работе.

Игровой прием «Солнышко»

Учитель показывает изображение солнца

Картинки по запросу солнышко

- как вы думаете, что входит внутри проекта? Что может быть нужно, чтобы создать проект?

В каждом лучике приклеиваются ответы детей

- Для того чтобы создать продукт что потребуется?

- где вы можете услышать эти слова? Что они обозначают по вашему мнению?

- больше информации, темы, цель, задачи продукт итд

- тема

- цель

- продукт

- презентация

- тема урока, цель при стрельбе из ружья, продукты из магазина, презентация слайд.

Мотивация, знакомство с проектом;

Узнать из чего состоит проект

Конкретизация на примере пробного проекта «Вкусный торт»

- Давайте рассмотрим и конкретизируем ваши предположения, чтобы было понятно, что такое проект? Для чего оно нам нужно? Как сделать проект?

Учитель показывает каждый лучик с ответами

- Найдите что такое тема?

- Давайте назовем наш мини проект «Вкусный торт и у вас есть цель купить или приготовить самим самый вкусный торт, которую вы давно мечтали

Отсюда у нас что вытекает?

Найдите определение, что такое цель?

- Но для того, чтобы достичь цель, каждый должен поставить себе задачи и решить.

- Найдите слово задача?

У нас могут появиться вопросы, почему именно торт? Итд

- вот вы сказали свои предположения, предположение в проекте называют гипотезой.

- найдите слово гипотеза?

- еще без чего не можем сделать проект?

- верно, найдите слово информация?

- откуда можно добыть информации?

(какие источники информации вы знаете?)

Дети готовятся к пробному проекту 

На каждой парте лежит мини справочник слов, дети ищут определения

Тема – предмет рассмотрения, это то о чем сообщается, обсуждается, исследуется, изображается.

- цель

Цель – это то, к чему мы стремимся, чего хотят достичь, что нужно осуществить.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах указывается, как достичь цели.

Дети высказывают свои мнения

Для того, чтобы подарить маме и смотреть ее улыбку итд

- гипотеза – это предположение для объяснения, какого – то явления, требует подтверждения.

- без информации

- информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чем – либо.

- из книги, из энциклопедии, из справочников, из библиотеки, из интернета, из жизненного опыта итд

Уметь находить и выделять из справочника нужные информации

Узнать что такое тема

Через мини проект «Вкусный торт» активизировать знания о проекте.

Узнать что такое цель.

Узнать что такое задачи.

Уметь высказывать свое мнение, отвечать и задавать вопросы

Узнать что такое гипотеза

Узнать что такое информация

Высказывать свои предположения и мнения

Этапы мини -  проекта

- ребята  проект просто не возьмешь и не сделаешь, нужно собрать достаточное количество информации, учиться к чему-то новому делая проекты.

- для того чтобы проект был верным что нам для этого нужен? Это как приготовить самый вкусный торт и для этого что нам нужно?

- да, и в проекте есть свой рецепт, но в данном случае мы назовем ее ЭТАПЫ. Тогда сейчас что мы узнаем?

1 этап – сбор информации

- почему именно этот торт?

- откуда появилась эта слово? (происхождение)

- какая она?

- Какие ингредиенты?

Задание: чтобы приготовить вкусный торт найдите самый популярный рецепт и самое красивое фото торта?

- откуда можете узнать?

2 этап – исследование 

Изучение информаций, опрос, интервью, тесты, диагностики – это методы исследования.

- сейчас мы проведем опрос у нашего школьного повара, подготовим вопросы.

- какой самый популярный рецепт?

- зачем добавлять яйцо в тесто торта? Для чего оно нужно?

- какой самый быстрый эффективный рецепт для того чтобы приготовить его самому?

- а вы знаете вес этого торта?  

- давайте поэкспериментируем? Сначала найдите слово эксперимент?

3 этап – Результаты исследования. Итоги

- смогли бы вы теперь нарисовать свой торт, которую вы бы хотели приготовить вместе с мамой?

Это называется продуктом.

Продукт – это все то, что придумано и сделано, изготовлено.

- нам остается сделать вывод

- К каким выводам вы пришли? Какие самые популярные рецепты вы узнали?

Теперь мы не хотим, чтобы наши собранные информации потерялись, поэтому оформляем и представим в конце публично перед классом.

Презентация - это публичное представление чего – либо нового, вновь созданного, способ представления новой информации,

защита проектов

- с начала нам нужен рецепт торта, рецепт это пошаговая инструкция.

- из каких этапов состоит проект?

(через какие этапы он проходит?)

Дети отвечают на поставленные вопросы

- из библиотеки, из интернета, из детских газет и журналов

Краткий опрос у повара

- нет, для того чтобы узнать вес нужны весы

- эксперимент – это опыт, который ставится для изучения, исследования чего-либо

Дети вместе с учителем определяют вес торта

- да (дети рисуют модель)

Вывод – это логический  итог рассуждений, умозаключение.

Дети отвечают

Дети оформляют собранные информации в одно целое

Выступление групп

Познакомить детей с этапами работы над проектом.

Через выполнение задания работы над мини проектом «Вкусный торт» познакомить с 1 этапом – сбор информации

Узнать о 2 этапе работы над проектом -   исследование

Знакомство со словом эксперимент

Познакомить детей с 3 этапом работы – результаты исследования. Итоги

Узнать слово продукт, вывод.

Узнать слово презентация

Подведение итогов

- Что сегодня узнали?

- Что было трудным?

- Что такое проект, из каких этапов состоит?

- Что понравилось?

Дети высказывают свои мнения и оценивают свою деятельность и понятие

 

Оценивать свою деятельность.

Рефлексия, анализ.


Занятие

Цель занятия: Создание условий для создания проекта «Паспорт словарных слов»

Задачи: Как создать проект «Паспорт словарных слов»?

              Из каких видов работ состоит проект?

Продукт: Журнал  «По тропинке словарных слов»

Структура:  2 этап: Организация участников проекта

  • распределение словарных слов по группам;
  • распределение обязанностей;
  • совместное планирование работы в группе.

                     3 этап: Выполнение проекта

  • поиск информации в дополнительных источниках, в библиотеках;
  • составление паспорт словарных слов;
  • творческая переменка;
  • интеллектуальный тренинг.

                     4 этап: Презентация проекта (форма – устная защита)

  • защита проектов;
  • презентация продуктов.            

                     5 этап Подведение итогов проектной деятельности

  • рефлексия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

2 этап: Организация участников проекта

Группировка словарных слов

Распределение обязанностей

Планирование

- В русском языке есть много словарных слов. И каждый из нас должен стремиться эти слова написать и употреблять без ошибок, только тогда можно воспитать в себе грамотного человека

- Словарные слова можно разделить по классам. Вашему классу подходит эта подборка словарных слов

Учитель раздает детям карточки со словарными словами

Алмаз, алфавит, апрель, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, желтый, завод, заяц, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облака, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шел, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь

Школа

Алфавит, дежурный, класс, карандаш, пенал, тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница

Вежливые слова

До свидания, здравствуйте, извините, прощай, спасибо

Животные

Заяц, корова, лисица, лягушка, медведь, обезьяна,

Еда

Земляника, капуста, малина, морковь, молоко, сахар, яблоко, ягода

Предметы

Коньки, лопата, молоток, платок, посуда, картина, стакан, топор, тарелка, тетрадь

Месяц

Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь

Задание: как можно распределить эти слова? Как можно сгруппировать?

Учитель фиксирует ответы учеников

- Кто какую группу выбрал? (распределение по группам

- Заполните карточку участника проекта «По тропинке словарных слов»

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта

  1. Цель проекта

  1. Разработчик(и)

Для выполнения проекта нужно распределить обязанности по роду деятельности в группе.

  1. Кто ищет информацию в библиотеке?
  2. Кто ищет дополнительную информацию в справочниках, в энциклопедиях, в словарях?
  3. Кто собирает и корректирует найденную информацию?

- Давайте договоримся, как же мы будем работать. Из урока в урок будем выполнять разные задания, а так же вы будете составлять сами. Учебный проект будет разработан на основе словарных слов.

Все друг другу помогаем и дополняем. Представлять работу будете все вместе на защите проекта. Работать будете самостоятельно, а если где – то затруднились, просите помощи у взрослых.

Карточки со словарными словами

Алмаз, алфавит, апрель, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, желтый, завод, заяц, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облака, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шел, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь

Высказывают свои мнения, свои варианты

Школа

Алфавит, дежурный, класс, карандаш, пенал, тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница

Вежливые слова

До свидания, здравствуйте, извините, прощай, спасибо

Животные

Заяц, корова, лисица, лягушка, медведь, обезьяна,

Еда

Земляника, капуста, малина, морковь, молоко, сахар, яблоко, ягода

Предметы

Коньки, лопата, молоток, платок, посуда, картина, стакан, топор, тарелка, тетрадь

Месяц

Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь

Дети отвечают, какие группы выбрали

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта

  1. Цель проекта

  1. Разработчик(и)

Дети распределяют обязанности внутри своих группах

1 этап

Запуск проекта

2 этап: Организация участников проекта

Организационный

Распределение обязанностей, группировка словарных слов

3 этапы: Выполнение проекта

Поиск информации словарных слов

Паспорт словарных слов

Творческая переменка

Соревнование

Эмблемы слов

Синквейн

Ребус «Веселые словарные слова»

Интеллектуальный тренинг

Буквы в клеточки

Кроссворд

Найди ошибку

4 этап: Презентация проекта

Выступление групп

5 этап: Подведение итогов

Рефлексия

Знакомство с учебным материалом проекта

Проводить классификацию словарных слов по заданным критериям.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в ситуации распределения обязанностей;

Совместное планирование деятельности

3 этап: Выполнение проекта

Поиск информации

- тогда с чего начинаем работу над проектом?

- как можно организовать эту работу?

- как найти самый нужный материал в источниках информации?

- а теперь групповая работа. Выполните задания и заполните таблицу

1. Найдите определения словарных слов.

2. Найдите от чего, где зародилась это слово

- Корректоры корректируем, убираем все лишнее

- Ребята, которые ищут дополнительные информации, дополняем собранную информацию

- что вы выделили особенного после поиска сбора информации

- с поиска информации

- можно искать информации слов в библиотеке, в интернете, в энциклопедиях, в словарях

- выделяем только самые главные

Дети работают в группе

- все словарные слова не похожие друг на друга

Осуществлять поиск необходимой информации словарных слов с использованием ресурсов

Паспорт словарных слов

Сегодня мы начнем разрабатывать мини проект нашего проекта «Паспорт словарных слов»

- Почему вы выбрали именно эту тему? - Тогда, какова наша цель?

- Какие задачи перед нами стоят?

- Сначала что нам нужно узнать?

- Участники – библиографы (те, кто ищут информацию в библиотеках) найдите определение слова «паспорт»

- где вы встречали это слово?

- Какие данные в паспорте имеются?

- Почему нам нужно выполнить эту работу?

- В ходе нашей работы над проектом мы будем заполнить вот такую таблицу

Творческая переменка

Интеллектуальный треннинг

- Цель: составить паспорт словарных слов

- Задачи: Выявить назначение паспорта как документа, создать информационный продукт

- что такое паспорт?

- Паспорт – это официальный документ удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

- паспорт родителей, паспорт дома итд

- самые важные, личные

- паспорт словарных слов может обобщить и может помочь при запоминании словарных слов

Дети знакомятся с таблицей, каждой группе дается карточки

Понимать, обобщать информацию и заполнять таблицу;

Находить информацию и  факты словарных слов;

Придумать загадки, предложения / текст со словарными словами

Творческая переменка

Игра: группы соревнуются между собой.

Задание: Найдите как можно больше однокоренных слов со словарными словами, которые вы выбрали. И объясните почему?

Дети подбирают однокоренные слова и объясняют, почему выбрали

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Развитие интеллекта, памяти, воображение ребенка, а также его мышление.

- теперь немного отдохнем и на творческой переменке окунемся.

1 Задание: нарисовать эмблемы словарных слов

Цель: создание условий для запоминания написания словарных слов через рисунок

     Дети рисуют эмблемы словарных слов

Например:

Картинки по запросу нарисовать эмблемы словарных слов

Развитие памяти через рисунок;

Развитие мелкой моторики; Пространственной воображении и  мышлении

- кто знает, что такое синквейн?

- Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Задание: написать синквейн по выбранным группам слов

  1. Задание: Прячем словарные слова

Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово. 

- Давайте спрячем  словарные слова и преобразуем в разные ребусы

- в конце поменяемся, и будем отгадывать, какое же слово спряталось

- нет не знаем

Модель:      

Например:  

  1. Товарищ
    2. Преданный, настоящий 
    3. Помогает, защищает, подбадривает
    4. Спасти товарища-себя спасти 
    5. Друг.

Дети придумывают разные ребусы

Узнать что  такое синквейн

Излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Создавать небольшие собственные письменные тексты;

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

Развитие мышления и памяти;

Уметь нестандартно воспринимать графических изображений;

Тренировка правописания

Интеллектуальный тренинг

- Сегодня интеллектуальный тренинг посвящен к словарным словам (самостоятельная работа)

    1. Вставьте буквы в клеточки, чтобы получились словарные слова, которые состоят из 6 слов. (малина, корова, береза, машина, лисица)

  а

  1. Добавьте к данным прилагательным подходящие по смыслу словарные слова

Зеленая, болотная, прыгающая ……

Хитрая, красная …….

Спелое, круглое, сладкое …

  1. В каких словах на месте пропусков нужно написать одну и ту же букву?

М_л_т_к,

уч_н_ц_а

ябл_к_о

изв_н_те

пл_т_к

  1. Кроссворд

По горизонтали:

  1. Наконец – то в первый раз

Побежим мы завтра в ….

  1. Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены
  2. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами,

А блестящими ….

По вертикали:

  1. Второй месяц года
  2. Язык, на котором говорят в России
  3. Шестой день недели
  4. Сельская местность
  5. Задание: Заполните таблицу

Верно

Вставь букву

Найди ошибку- 1

празДнИк

Праз…ник

[п р а з' н' и  к]

заВтрА

За…тра

 [з а ф т р а]

чуВствОвать

Чу…ств…вать

 [ч у с т в о в а т ‘]

месЯц

Мес..ц

 [ ]

Дети выполняют данное задание самостоятельно

м

а

л

и

н

а

к

о

р

о

в

б

е

р

е

з

м

а

ш

и

н

л

и

с

и

ц

Дети подбирают словарные слова

Лягушка

Лиса

Яблоко

Молоток

Яблоко

Извините

Верно

Вставь букву

Найди ошибку- 1

празДнИк

Праз…ник

[п р а з' н' и  к]

заВтрА

За…тра

 [з а ф т р а]

чуВствОвать

Чу…ств…вать

 [ч у с т в о в а т ‘]

месЯц

Мес..ц

 [ ]

.

Развитие мышления, внимания и сообразительности.

Развитие мышления, памяти и кругозора;

Развитие интеллекта;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания

Контролировать свои знания

4 этап: Презентация проекта

Защита проектов

- мы проделали не мало работ по словарным словам, теперь настал день, в котором мы будем презентовать наш журнал, который мы вместе создали.

Пример проекта групп

Введение:

Проект защищает группа №1 ____________

Тема: паспорт словарных слов

Цель проекта: Создание условий для правильного использования и написания словарных слов

Задачи, которые мы поставили в начале _____

Гипотеза:  __________

Продукт: паспорта словарных слов в журнале «По тропинкам словарных слов»

Актуальность: ________

Этапы работы:

1 этап: Подготовка к проекту

2 этап: Организация участников проекта

3 этапы: Выполнение проекта

4 этап: Презентация проекта

5 этап: Подведение итогов проектной деятельности

Основная часть. Собрали информации, сами придумывали разные задания, что дают эффективность запоминания словарных слов

Заключение. Дети высказывают свои мнения. Понравилась ли… Цель достигнута ли… Что дал тебе этот проект….

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

Задавать вопросы, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями сверстников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Презентация продуктов

Презентация творческих продуктов

Представляют вниманию собранный информационный продукт

 Из собранных материалов групп создают журнал «По тропинкам словарных слов»

Презентация собранного журнала (продукта проекта) «По тропинкам словарных слов»

5 этап - Подведение итогов проектной деятельности

Рефлексия

Методика «Пять пальцев»

Картинки по запросу 5 пальцев ладонь ребенка

Учащиеся анализируют, оценивают свою работу над проектом

Уметь анализировать, оценивать свою и групповую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в третьем классе."Проектная деятельность. Семья слов."

А) Обобщение полученных  знаний  по теме: «Слово».Б) Завершение работы над проектом «Слово».В) Защита проектов....

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"...

Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 1 – 4 класс

Цель реализации программы:Создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы...