урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagolmaslenitsa.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол ». (Масленица)
Смирнова Е.В.
учитель начальных классов
МБОУ Залесовская СОШ
Цели урока:
• развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу; расширение знаний о глаголе.
• Развивать речь, внимание, память, воображение, расширение знаний о глаголе и лексического кругозора у детей ;
• Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа.
Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;способствовать развитию и обогащению речи;формировать развитие орфографической зоркости;
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, карточки.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: урок – дидактическая игра.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Музыкальный слайд
Здравствуйте, люди добрые Сегодня будем зимушку провожать
Почтенные и молодые. Масленицу прославлять
Бойкие мальчишки, И Весну- Красну к нам зазывать!
Веселые девчонки.
Масленица, масленица развеселый праздник!
Шуток, песен, танцев очень много разных.
На целую неделю веселье завела.
И на русский язык к нам пришла.
-Один из древнейших праздников русского народа – масленица. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Каждый день этой веселой недели имел свое название, свой обычай . Всю масленичную неделю веселился народ, провожая зиму, встречая весну.
У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости,которых мы поприветствуем сейчас(кивок головой)
Послушайте притчу «Жил мудрец,который знал все. Один человек захотел доказать,что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: «Скажи мудрец,какая бабочка у меня в руках:мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая-я ее умертвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я предлагаю вам настроится на работу и произнести: 1ряд-Я смогу выполнить все задания 2ряд-У меня все получиться 3 ряд-Желаю успехов себе и друзьям
Актуализация знаний:
-Посмотрите на доску. (слайд-----------------)
Какие задания можно предложить к этой группе?
1вариант-запишите существительные
2вариант-запиши прилагательные
Взаимопроверка
Какие слова не вошли в группы?
Почему? Докажи
Чем они отличаются от других частей речи?(обозначает отвечает)
Определение темы (ребус------------------) Прочитав слово,вы определите тему урока
Сформулируйте цели урока:
Повторить(………………….
Формировать(……………….
Развивать(………………..
И так открываем календарь.
Понедельник.Встретенье(слайд….........................
Понедельник «Встреча», потому что и стар и млад выходили на улицу встречать Масленицу. А масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали ее по деревне.
-Какая же Масленица без чучела зимы – Масленки?
Чтобы Масленка пришла и к нам на урок , мы должны разрешить проблему---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работа в группе---подумайте
На какие вопросы мы должны ответить,чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи? -
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Чем яиляется в предложении?
Какую роль играют в речи?
Перед вами кластер»глагол»
Напомните,что такое кластер?(пучок, созвездие.гроздья)
Слайд(---------------------------------------
Возьмите карандаш и закрасьте все ,чтознаете о глаголе . Покажите Возникло желание узнать о глаголе больше?
Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы
-Молодцы! Ответили на все вопросы Масленка к нам пришла(слайд-------------Масленка
Встретили масленку ,теперь листаем дальше календарь
. Вторник – заигрыш ярмарка Слайд.(-----------------------
К нам пришли коробейники.
1.Подходите , приценяйтесь! 2. Как у нас ли тары -бары
Покупайте, не стесняйтесь! Всяки разные товары
Только у нас, только для вас Покупальщики идите
Звонкая веселая ярмарка Да товар у нас берите
Самостоятельная работа. Коробейники раздают карточки с заданиями
Группа -пара
Выберите и запишите вопросы.на которые отвечает глагол(слайд--------------
Выборочное письмо. Назовите глаголы. Определите их время.
1.Вот и Масленица идет, веселая гуляночка.
Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.
2.Как на масляной неделе из трубы блины летели.
Ой , блиночки мои, подрумянные!
3.Я на масленку катался, трое санок изломал
Ворона коня измучил, но девчонок покатал.
4.Купи , тетя, мне коня -вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
5.Ходи хата, ходи печь, хозяину негде лечь,
Буду «Барыню» плясать, буду дроби выбивать.
Среда- лакомка Слайд.
Самый лучший день-среда
Называют - лакомка.
- А среду веселой разгульной недели называли «лакомкой».Чего только не было на столах в этот день Уж лакомились вволю.
У меня для вас есть угощенье знатное .
- Без чего не бывает Масленицы? (без блинов)
- Запишите предложение под диктовку .На то и печь, чтобы блины печь.
- Подчеркните глагол.
Устно. Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Масленице?
«Собери пословицу»
Работа в группе.
1.
- Не житье, а Масленица. .
- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица семь дней гуляет.
- Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
- Без блинов не Масленица.
Четверток – Разгуляй Слайд
-А четверг назывался «широким» , «разгуляем», «переломом».В этот день с бубнами, погремушками, балалайками разгуливали по деревне, пели, танцевали.
Где песня поется,
Там легче живется.
-Я напою песенку, вы выпишите глаголы и сделайте морфологический разбор. Игра на гуслях «Жили у бабуси»
Самостоятельная работа. Самопроверка по слайду.
Пятница- гостевой день.
.
Отгадайте загадку: Была белая седая, пришла зеленая молодая. (зима-весна)
- Какое время года сейчас?
В пятницу все ходят в гости и встречают гостей .К нам в гости идет Весна.
Чтобы она не задержалась и нас услышала, мы скажем народную закличку:
-Весна, весна красная!
Приди , весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою.
Входит Весна:
-Кто меня, Весну- красну, звал- зазывал?
- Вы, ребята?
Вот я и пришла. А с сестрицей Зимушкой нужно попрощаться, слова особые сказать, какие в прежние времена говорили:
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну.
Весна: Я весна – красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
- Как вы понимаете пословицу: «Кто спит весною, тот плачет зимою?»
Беседа о весеннем труде .
Суббота- проводы
Повеселились , поиграли. Пришло время проводить Масленку. В старину сжигали Масленку-символ мрака и холода. А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай.
Мы тоже сейчас сожжем ее. А «пепел» я разбросаю по классу , чтобы у нас был хороший урожай пятерок и четверок. Сжигали Масленку под слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птицы летят,
Колокольчики звенят.
Солнышко , посвети,
Ясное, посвети!
Итог урока:
Проводили Масленку
Добрую красавицу
До будущего года.
А мы здесь остались.
Экспресс- опрос
1. Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха и др.)
2. Сколько дней длился праздник? (7 дней)
3. Что мастерили люди к началу праздника, а потом сжигали? (Чучело Масленицы)
4. Основное масленичное блюдо? ( Блины)
5. Почему блины круглые? (Символ солнца)
6. О какой части речи весь урок говорили?
-Молодцы! Все работали , трудились, знанья всем нам пригодились.
Оценки за урок.
Последний день назывался «Прощенное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце зла.
Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.
-Повернитесь друг к другу , улыбнитесь и скажите: Прости меня»
-Вот и перелистали мы с вами 7 листков календаря . Думаю, много нового, полезного , интересного мы узнали.
В народе говорят: Праздник помни , а будни не забывай.
Домашнее задание
-Будущие хозяюшки угостят всех блинами, чтобы весь год у всех был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины.
Рефлексия.
-Что я знал?
-Что узнал?
-Что хочу узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков русского языка 4 кл. Тема "Глагол"
УМК "Школа России". Учебник русского языка Л.М.Зелениной ,Т.Е. Хохловой.Разработка первых двух уроков по теме "Глагол" в 4 кл. Уроки раработаны в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке использована...
Разработка урока русского языка "Обобщение по теме "Глагол" - 2 класс
В данной разработке урока я попыталась использовать приемы и методы, позволяющие обобщить знания детей по теме "Глагол", выявить степень усвоения учебного материала. Стремилась к тому, чтобы детям был...
Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Презентация к уроку русского языка. Школа России. Тема: Глагол - обобщение знаний
Презентация к уроку обобщения знаний о глаголе. В презентации вы найдете несколько интересных дидактических игр. Обратите внимание, что в ходе урока необходимо запланировать физкультминутку и зрительн...
Конспект урока русского языка «Обобщение по теме «глагол» (4 класс)
Цели деятельности учителя: Повторение темы «Глагол»; систематизировать знания о глаголе, как части речи;Планируемые результатыПредметные:знать: признаки глагола;уметь: оп...