урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagolmaslenitsa.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол ». (Масленица)
Смирнова Е.В.
учитель начальных классов 
МБОУ Залесовская СОШ
Цели урока: 
• развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу; расширение знаний о глаголе. 
• Развивать речь, внимание, память, воображение, расширение  знаний о глаголе   и лексического  кругозора у детей ; 
• Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа. 
Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;способствовать развитию и обогащению речи;формировать развитие орфографической зоркости;

Оборудование: мультимедийное оборудование,  музыкальное сопровождение, карточки. 
Тип урока: урок  систематизации знаний. 
Вид урока: урок – дидактическая игра. 
Ход урока: 
1.Организационный момент. 
Музыкальный слайд

Здравствуйте, люди добрые Сегодня будем зимушку провожать 
Почтенные и молодые. Масленицу прославлять 
Бойкие мальчишки, И Весну- Красну к нам зазывать! 
Веселые девчонки. 

Масленица, масленица развеселый праздник! 
Шуток, песен, танцев очень много разных. 
На целую неделю веселье завела. 
И на русский язык к нам пришла. 
-Один из древнейших праздников русского народа – масленица. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Каждый день этой веселой недели имел свое название, свой обычай .  Всю масленичную неделю веселился народ, провожая зиму, встречая весну. 

У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости,которых мы  поприветствуем  сейчас(кивок головой)                                                                                                                                                                                                                              

Послушайте притчу  «Жил мудрец,который знал все. Один человек захотел доказать,что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил:  «Скажи мудрец,какая бабочка у меня в руках:мертвая или живая?» А сам думает:  «Скажет живая-я ее умертвлю, скажет мертвая- выпущу».  Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».                                                                                                          

Я  предлагаю вам настроится на работу и произнести:                                                                                                                                     1ряд-Я смогу выполнить все задания                                                                                                                                                                                               2ряд-У меня все получиться                                                                                                                                                                    3 ряд-Желаю успехов себе и друзьям                                                                                                                                                                              

Актуализация знаний:

-Посмотрите на доску.      (слайд-----------------)  

Какие задания можно предложить к этой группе?

1вариант-запишите существительные

2вариант-запиши прилагательные

Взаимопроверка                                                                                                                                                                                                                  

Какие слова не вошли в группы?  

Почему? Докажи

Чем они отличаются от  других частей речи?(обозначает отвечает)

Определение темы  (ребус------------------) Прочитав слово,вы определите тему урока

Сформулируйте  цели урока:

Повторить(………………….

Формировать(……………….

Развивать(………………..

 

И так открываем  календарь.

Понедельник.Встретенье(слайд….........................


Понедельник «Встреча», потому что и стар и млад выходили на улицу встречать Масленицу. А масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали ее по деревне. 
-Какая же Масленица без чучела зимы – Масленки? 

Чтобы Масленка пришла и к нам на урок , мы должны  разрешить проблему---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа в группе---подумайте

На какие вопросы мы должны ответить,чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?                                                      -

На какие вопросы отвечают?

Что обозначают?

Чем яиляется в предложении?

Какую роль играют в речи?

Перед вами кластер»глагол»

Напомните,что такое кластер?(пучок, созвездие.гроздья)

Слайд(---------------------------------------

Возьмите карандаш и закрасьте все ,чтознаете о глаголе . Покажите       Возникло желание узнать о глаголе больше?

Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы



-Молодцы!   Ответили на все вопросы     Масленка  к нам пришла(слайд-------------Масленка

Встретили масленку ,теперь листаем дальше календарь


Вторник –  заигрыш  ярмарка Слайд.(----------------------- 
К нам пришли коробейники. 
1.Подходите , приценяйтесь! 2. Как у нас ли тары -бары 
Покупайте, не стесняйтесь! Всяки разные товары 
Только у нас, только для вас Покупальщики идите 
Звонкая веселая ярмарка Да товар у нас берите 
Самостоятельная работа. Коробейники раздают карточки  с заданиями 

Группа -пара

Выберите и запишите вопросы.на которые отвечает глагол(слайд--------------

Выборочное письмо. Назовите глаголы. Определите их время. 

1.Вот и Масленица идет, веселая гуляночка. 
Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка. 

2.Как на масляной неделе из трубы блины летели. 
Ой , блиночки мои, подрумянные! 

3.Я на масленку катался, трое санок изломал 
Ворона коня измучил, но девчонок покатал. 

4.Купи , тетя, мне коня -вороные ножки. 
Буду девочек катать по большой дорожке. 

5.Ходи хата, ходи печь, хозяину негде лечь, 
Буду «Барыню» плясать, буду дроби выбивать. 

Среда- лакомка Слайд. 
Самый лучший день-среда 
Называют - лакомка. 
- А среду веселой разгульной недели называли «лакомкой».Чего только не было на столах в этот день  Уж лакомились вволю. 
У меня для вас есть угощенье знатное .

 - Без чего не бывает Масленицы? (без блинов) 
- Запишите предложение под диктовку .На то и печь, чтобы блины печь. 
- Подчеркните  глагол. 

 

Устно. Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Масленице? 
«Собери пословицу» 
Работа в группе. 
1. 
- Не житье, а Масленица. . 
- Не все коту Масленица, будет и Великий пост. 
- Масленица семь дней гуляет.
- Была у двора Масленица, да в избу не зашла. 
- Без блинов не Масленица. 




Четверток – Разгуляй Слайд 
-А четверг назывался «широким» , «разгуляем», «переломом».В этот день с бубнами, погремушками, балалайками разгуливали по деревне, пели, танцевали. 
Где песня поется, 
Там легче живется. 
-Я напою песенку, вы выпишите глаголы и сделайте морфологический разбор. Игра на гуслях «Жили у бабуси» 
Самостоятельная работа. Самопроверка по слайду. 

Пятница- гостевой день. 


Отгадайте загадку: Была белая седая, пришла зеленая молодая. (зима-весна) 
- Какое время года сейчас?  
В пятницу все ходят в гости и встречают гостей .К нам в гости идет Весна. 
Чтобы она не задержалась и нас услышала, мы скажем народную закличку: 
-Весна, весна красная! 
Приди , весна, с радостью. 
С радостью великою, 
С милостью богатою. 
Входит Весна: 
-Кто меня, Весну- красну, звал- зазывал? 
- Вы, ребята? 
Вот я и пришла. А с сестрицей Зимушкой нужно попрощаться, слова особые сказать, какие в прежние времена говорили:
Кулик, кулик, 
Замыкай зиму, 
Отпирай весну. 
Весна: Я весна – красна  
Бужу землю ото сна, 
Наполняю соком почки, 
На полях ращу цветочки.
- Как вы понимаете пословицу: «Кто спит весною, тот плачет зимою?» 
Беседа о весеннем труде . 


Суббота- проводы 


Повеселились , поиграли. Пришло время проводить Масленку. В старину сжигали Масленку-символ мрака и холода. А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай. 
Мы тоже сейчас сожжем ее. А «пепел» я разбросаю по классу , чтобы у нас был хороший урожай пятерок и четверок. Сжигали Масленку под слова: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо: 
Птицы летят, 
Колокольчики звенят. 
Солнышко , посвети, 
Ясное, посвети! 
Итог урока: 
Проводили Масленку 
Добрую красавицу 
До будущего года. 
А мы здесь остались. 

Экспресс- опрос 
1. Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха и др.) 
2. Сколько дней длился праздник? (7 дней) 
3. Что мастерили люди к началу праздника, а потом сжигали? (Чучело Масленицы) 
4. Основное масленичное блюдо? ( Блины) 
5. Почему блины круглые? (Символ солнца) 
6. О какой части речи весь урок говорили? 
-Молодцы! Все работали , трудились, знанья всем нам пригодились. 
Оценки за урок. 

Последний день назывался «Прощенное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце зла. 

Пришло время с Масленицей проститься 
И друг другу повиниться 
Все обиды и ссоры простить, 
Чтоб красиво и честно зажить. 

-Повернитесь друг к другу , улыбнитесь и скажите: Прости меня» 
-Вот и перелистали мы с вами 7 листков календаря . Думаю, много нового, полезного , интересного мы узнали. 

В народе говорят: Праздник помни , а будни не забывай. 
Домашнее задание
-Будущие хозяюшки угостят всех блинами, чтобы весь год у всех был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины. 

Рефлексия. 

-Что я знал? 
-Что узнал? 
-Что хочу узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков русского языка 4 кл. Тема "Глагол"

УМК "Школа России". Учебник русского языка Л.М.Зелениной ,Т.Е. Хохловой.Разработка первых двух уроков по теме "Глагол" в 4 кл. Уроки раработаны в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке использована...

Разработка урока русского языка "Обобщение по теме "Глагол" - 2 класс

В данной разработке урока я попыталась использовать приемы и методы, позволяющие обобщить знания детей по теме "Глагол", выявить степень усвоения учебного материала. Стремилась к тому, чтобы детям был...

Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Презентация к уроку русского языка. Школа России. Тема: Глагол - обобщение знаний

Презентация к уроку обобщения знаний о глаголе. В презентации вы найдете несколько интересных дидактических игр. Обратите внимание, что в ходе урока необходимо запланировать физкультминутку и зрительн...

Конспект урока русского языка «Обобщение по теме «глагол» (4 класс)

Цели деятельности учителя: Повторение темы «Глагол»; систематизировать знания о глаголе, как части речи;Планируемые результатыПредметные:знать:   признаки глагола;уметь:  оп...