Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных звуков в корне слова."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Полева Индира Нурмагомедовна

Конспект урока русского языка во 2 классе разработан по программе "Школа России", учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по русскому языку

2» А» классе

Тема: Правописание безударных гласных звуков в корне слова.

Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова.

Цель урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

5. Сопоставление своей работы с образцом;

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать аналитическое мышление, образное воображение;

4.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;

4.Совершенствование навыков работы в группах.

Тип урока: закрепления и систематизации знаний и умений.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, конверты с заданиями для групп, презентация; доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Организация класса на работу.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

- Сегодня у нас на уроке много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Эмоциональный настрой на урок

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (улыбка) (слайд №1)

- Подарим улыбку друг другу и нашим гостям.

Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнем с минутки чистописания.
чкчн (чередование) щннщ (чередование)

- Что интересного в этих буквосочетаниях? В каких словах они встречаются? Сформулируйте правило.

Словарно – орфографическая работа. Выборочное письмо.

- Прочитайте предложение орфографически.(Слайд №2)

В лесную школу пришли учиться: к…рова, м…две…ь, за…ц, с…бака, л…сица.

- Что объединяет учащихся лесной школы? ( Они все животные.)

- На какие группы можно распределить животных? ( На дикие и домашние.)

- Запишите названия животных, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните известные орфограммы.

Слайд №3 (картинки медведя)

- Назовите признаки этого животного. ( Медведь – крупное хищное животное. В сказках его изображают неуклюжим, косолапым. На самом деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь.)

- Когда так говорят?

Медвежья услуга. (Когда неумелая помощь приносит неприятность, ущерб.)

- Мы можем оказать друг другу медвежью услугу?

- В каких случаях? (Когда пытаемся друг другу подсказывать.)

Постановка проблемы урока

Внимание на экран.

Рассмотрите картинку. ( слайд №4)

- Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились)

А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов)

- Хотите узнать причину ссоры? (да)

- А вот что произошло!

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

- «Мяч будет, Коля принесёт », - гордо сказал товарищам Дима.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Вот ребята и расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

-Почему так получилось?( Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). Слайд №5

-Как правильно записать это слово?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_3.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_4.jpeg

С м.чом – мяч - с мячом (карточки на доске)

- Что мы посоветуем Коле? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)

Постановка темы и цели урока.

- Исходя из этой проблемы, кто назовёт тему урока? (Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд №6

-Какие цели поставим перед собой?

– Чему вы хотите научиться? (Закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово)

- Чем сейчас мы и займемся.

Но для начала давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в коне слова.

1.Прочитать слово.

2.Поставить ударение.

3.Выделить корень.

4.Определить безударную гласную.

5.Подобрать проверочное слово.

Закрепление изученного материала

У вас на столе лежат конверты с номером 1.

В нем лежат слова с пропущенными безударными гласными.

- Задание группам: определить, какая буква пропущена, записать ее, проверить устно, подумать на какие 2 группы можно разделить эти слова.

в…да, стр…на ,  б…ец, м…ря, гл…за, д…жди, вр…чи, тр…ва, т…жёлый

- Прежде чем вы начнете работать вспомните, правила работы в группе, распределите обязанности.

Итак, приступаем к работе.

 Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

Приступим к следующему заданию.

У вас на столе лежат конверты с номером 2. На карточках записаны предложения. В них есть слова, в которых пропущена буква. Вы должны вставить эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков с запиской.

1) Маша лучше всех зап…вала песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы.

Витя сл…зал сладкую пенку.

(Работаем у доски)

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

А сейчас, проверим, какие вы внимательные. Перед вами текст. Для одной группы и для другой. Ваша задача найти и исправить ошибки, допущенные в тексте.

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

(Текст на экране и перед детьми с ошибками) Слайд №7

А сейчас проведем проверку. (Текст на экране и перед детьми без ошибок) Слайд №8

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

Подведение итогов урока

- Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего урока.

- Какую ставили цель перед собой?

- Достигли мы поставленной цели?

Давайте ответим на следующие вопросы:(Слайд № 9)

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_5.jpeg

Ребята, как вы думаете, эта полная информация о безударных гласных в корне слове? (нет)

- Вот то, что мы знаем, но это только маленькая частичка. Поэтому продолжаем получать знания об этой орфограмме, раскрывая тайны русского языка.

А сейчас, вы оцените свою работу на уроке, поставьте себе итоговую отметку. Кто оценил свою работу на «5»? на «4»? на «3»?

Рефлексия

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Домашнее задание

На выбор:

  1. Составить текст из 5-7 предложений на тему «Зима», используя слова с безударными гласными. Подчеркнуть орфограммы.
  2. Из данных слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

Заключительное слова учителя

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Всем спасибо за работу, вы меня сегодня очень порадовали, урок окончен.

Самоанализ урока русского языка во 2 «А»  классе.


Тема урока:
«Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне слова. Проверочное слово, способы его подбора».
Урок проведён по типу «урок комплексного применения знаний и умений» (урок закрепления). Соблюдена структура проведения данного занятия: организационный этап; этап актуализации знаний, этап определения темы, постановки цели и задач урока; этап первичного закрепления знаний; этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания); этап рефлексии.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:

  • Предметные: знание правила проверки слов с безударной гласной в корне слова, умение активно использовать слова с изучаемой орфограммой в письменной речи, связных текстах.
  • Метапредметные:

- Регулятивные УУД: умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.

- Познавательные УУД: умение анализировать объекты с выделением существенных признаков, обобщать, делать выводы.

- Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество в паре, в группе, выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.

  • Личностные: ценностное отношение к совместной познавательной деятельности,к взаимоотношениям с учителем и учениками, к полученным результатам: умению правильно писать слова с изученными орфограммами и активно использовать их в письменной речи, связных текстах.

Ход урока.

1.Организационный момент. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.

Первый этап урока был направлен на психологический настрой и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.

2. Чистописание.

Цель данного этапа вырабатывать каллиграфический почерк учащихся. Дети прописывают правильно и красиво буквосочетания в рабочей строке. Учитель напоминает правила посадки при письме и следит за выполнением работы.

3. Словарно-орфографическая работа.

Формирование умения работать со словами, используя изученные орфограммы

  • Работа в тетради (дети записывают слова в тетрадь, делят на слоги, выделяют орфограмму).
  • Работа с фразеологизмами (направлена на развитие речи учащихся).

4.Актуализация знаний учащихся осуществлялась через использование таких методов как: метод объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный.

Данный этап урока позволил осуществить текущий контроль знаний, подвести учащихся к изучаемой теме урока, они вспомнили правила проверки безударных гласных в корне слова.

5. Постановка учебной задачи.

Через организацию игрового приёма, дети формулируют тему урока, а затем с помощью терминов: «формировать», «закреплять», «упражняться» выражая свои мысли и вступая в диалог, формулируют учебную задачу, предполагают действия по достижению результатов.

6. Динамическая пауза (1минута) 

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Отрабатывались: умение переключаться на другой вид деятельности, умение слышать и согласовывать движения.

7. Закрепление.

В ходе данного этапа урока проведена следующая работа:

-работа с текстом (групповая работа, проверка)

Методы: словесный, наглядный, практический, контроль (взаимопроверка), самоконтроль.

8. Домашнее задание.

С целью формирования прочных навыков правописания слов с безударными гласными, проверяемыми ударением,  учащимся было предложено 2 задания на выбор:  по карточке, где нужно вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму или упражнение из учебника. Проведён инструктаж по выполнению домашнего задания.

9. Рефлексия

Цель: развитие рефлексивных умений; формирование и развитие у обучающихся умения объективировать деятельность и значимость изученного материала. Создала условия для осмысления проделанной работы на уроке. Использовала фронтально-индивидуальную беседу, словесный опрос. Дала педагогическую оценку деятельности класса.

Вывод самоанализа.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной (учебная дискуссия, самостоятельная работа с учебником) и учебно – исследовательский. Использовала формы работы: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная. 
На этапе актуализации опорных знаний использовала вопросы и задания поискового характера, в процессе выполнения которых происходило разрешение проблемной ситуации, что позволило ученикам самим определить тему, цель и задачи урока. 
   На уроке были созданы: игровая ситуация, а также учебные ситуации, когда перед учащимися возникли или познавательная трудность, или многоаспектное задание, или неожиданный вопрос, повышающие интерес учеников к предмету. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. 
В течение всего урока работа над усвоением знаний сочеталась с работой над развитием учащихся. Это давало возможность учащимся осуществлять умственную деятельность: наблюдение, сравнение, выделение существенного, группирование, обобщение, вывод. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Для каждого ученика старалась создать ситуацию успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали достаточный уровень усвоения знаний, высокую познавательную активность на уроке. При проведении урока была использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов урока и рефлексии был применён самоанализ деятельности учеников.

 Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока по русскому языку « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»

Тема урока: « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»Тип урока:  открытие нового знания (ОНЗ)Основные цели:Предметные-1)формировать умение находить в словах буквы безударн...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"...

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)...