Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа") содержит технологическую карту урока. Тема: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Данный урок является уроком открытия новых знаний. Образовательная задача урока: научить исследовать глагол как самостоятельную часть речи, раскрывать его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. 4 класс | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72»
Ленинского района г. Саратова
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема:
« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».
Пыжова Галина Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Саратов
2017
Учитель : Пыжова Г. А.
УМК « Перспективная начальная школа»
Класс 4
Учебный предмет: русский язык
Тема: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь
Цель: создание условий для формирования навыка спряжения глаголов, имеющих в начальной форме суффикс - чь.; обобщение знания о глаголе как части речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая , работа в парах, индивидуальная.
Задачи:
Обучающие: учить исследовать глагол, как самостоятельную часть речи, раскрывать его морфологические и синтаксические особенности; показать его речевую функцию; учить работать с обратным словарем; сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь»; учить находить чередование согласных в корне слова;
Развивающие: развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закреплять умения определять грамматические признаки глагола;
– спрягать глаголы;
– образовывать личные формы глаголов с суффиксом –чь:
– определять проблемы правописания и произношения;
– объяснять правописание изученных орфограмм.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с таблицами, пользоваться Обратным словарём, сравнивать языковые явления и обобщать.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать культуру учебного труда, проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Используемые источники:
Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. Методическое пособие. - М:Академкнига/Учебник, 2014
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык .Учебник (Част.1, часть 2). - М:Академкнига/Учебник, 2014
Тетрадь для самостоятельных работ № 1
Интернетресурсы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность детей | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности | Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. С каким настроением пришли на урок? Что ждёте от урока? Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелайте всем удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы Проверяют наличие на парте учебника, тетрадей. | Позн. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Проявлять эмоциональную отзывчивость Ком. Умение слушать и вступать в диалог |
II.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | -С какой частью речи мы работаем на уроках?? - Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем на каждом уроке. И сегодняшний урок не исключение.. Давайте вспомним все об этой части речи - Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал». Заполните I столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -) -Что Вы знаете о глаголе? Продолжите предложения ( СЛАЙД 1) 1.Глагол – это…. 2.Глаголы изменяются по… 3.Спряжение – это 4.Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по… 5.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 6. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы. 7. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом - чь? -Можем ли мы дать ответ на последний вопрос? -Почему возникли затруднения? | Отвечают на вопросы учителя, Выполняют задание Озвучивание записанного обучающимися. Ответ начинают со слов «Я знаю …» Не хватает знаний. | Позн.:Структурирование знаний. Осуществление различных мыслительных операций(сравнение, анализ, обобщение и др.) оформлять свои мысли в устной форме Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Ком.:Умение слушать и вступать в учебный диалог. Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению |
III. Постановка учебной задачи. | - Прочитайте следующие строки: С небес Африканское солнце пе…, Река под названием Конго те…. - Какой вопрос возникает? - Исследуйте глаголы. (Поставьте глаголы в начальную форму, определите суффикс) - Сформулируйте тему урока. - Проверим наши предположения по учебнику (с.115-118) - Заполните 2 столбик таблицы «Хочу знать» Отталкиваясь от темы, используя опорные слова второго столбца, поставьте перед собой цель урока. - Спланируем работу. - Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на уроке? - Спланируем работу. - Подготовьте тетради к работе | Дети читают , предлагая разные варианты ( печёт- пекёт, течёт- текёт) - Какой вариант правильный? -Глаголы в начальной форме имеют суффикс –чь - Написание (спряжение)глаголов с суффиксом чь в начальной форме. Дети читают в учебнике Выполнение задание. - узнать, как изменяются глаголы , имеющие в начальной форме суффикс чь, научиться писать и правильно произносить - Для работы нужны Обратные словари, будем работать с таблицами, рассуждать с героями учебника Ответы детей. Чёткая, дружная. Дети самостоятельно записывают в тетради дату, тему урока | Позн.: Поиск и выделение необходимой информации. определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану анализировать, сравнивать различные объекты Рег.: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личн.: инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации. Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. | - С чего начнём? Прочитайте задание к упр.88. Кто готов объяснить ? С какими глаголами будем работать? Трудное задание? Справитесь самостоятельно? Работайте в парах. Договоритесь в паре, кто будет работать с первыми тремя предложениями, кто с остальными. - Проверим. - Для чего мы выполнили это задание? - Продолжим работу. Упр.89. - Чему учились, выполняя это задание? - А другие глаголы, имеющие суффикс чь в начальной форме, как будут склоняться? - Продолжим работу. Упр. 90. Сравните обе таблицы. В чём сходство данных глаголов (лечь и жечь)? - Проспрягайте глаголы лечь и печь(у доски работают 2 ученика) Проверим работу. Какие есть претензии? Как оцените свою работу? В каких формах есть звуки [г]/[к]? Это формы какого лица и числа? Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на -чь? На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? Можем ли сейчас дать ответ? Сделайте вывод | Самостоятельно читают задание, работают с Обратными словарями. Отвечают на вопросы учителя. Договариваются в парах, при необходимости консультируются. Выполняют проверку Познакомились с глаголом на чь, учились правильно записывать родственные глаголы Дети выполняют задание к упражнению 89, Работают с таблицей на с. 116 - Учились склонять глагол жечь. Высказывают предположения (так же) Дети обсуждают задание к упражнению 90. Дети отвечают, ориентируясь на таблицы (с.116)Происходит чередование звуков. В форме 1 л. ед.ч. и 3л. мн. ч. - звук [г], в остальных формах - звук [ж]. Выполнение спряжение глаголов. У доски работают 2 ученика. Ответы детей. Дети оценивают работу. У глаголов происходит чередование звуков. У глаголов в форме 1 л.ед. ч. и 3 л.мн.ч.В остальных формах звук [ч]. Происходит чередование звуков. Дети делают вывод. | Позн.: Работа с информацией, представленной в словаре Умение осуществлять логические действия. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона, вносить необходимые коррективы. Ком.: Инициативное сотрудничество в поиске решения проблемной ситуации. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. |
Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Дети выполняют физминутку | Ком.:формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Мы достигли цели, которую ставили в начале урока? Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам помогут Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило - Что интересного Вам удалось обнаружить ? -Дополните то, что хотела сказать Маша. В каких личных формах глаголов на – чь есть звуки [г] и [к], А в каких формах эти звуки заменяются на шипящие? Устно проспрягайте глагол состричь. | Чтение диалога на стр. 117. Повторение вывода. Спрягают глагол состричь | Позн.:овладение способами переноса одного вида информации в другой, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. Рег.: Сравнение языковых явлений и обобщение. Ком.Умение слушать и вступать в диалог, учитывая различные мнения; аргументация своего мнения. Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы, способность к рассуждению Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой. | А сейчас - самостоятельная работа. Выполните упражнение 58 из тетради для самостоятельных работ № 1 (с. 56)., проверьте в парах (взаимопроверка) - Какие были претензии? | Дети готовят тетради на печатной основе Выполняют упражнение, работают в парах –выполняется взаимопроверка. | Позн. - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Рег.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Умение вносить необходимые коррективы. Ком.: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Личностные: построение логических рассуждений. Развивать способность к самооценке. |
VII.Включение в систему знаний и повторение. | Организует выполнение заданий, повторение изученного. У детей карточки с предложениями, в которых глаголы, стоящие в начальной форме с суффиксом -чь, нужно изменить по смыслу, используя полученные на уроке знания. Работайте в парах. Утром мама (зажечь) печь и (напечь) пирогов. Дочка (помочь) маме и сама (допечь) пироги. Маме после обеда (прилечь) отдохнуть. Вечером вся семья будет смотреть фильм о пограничниках, которые (стеречь) границы нашей страны. - Какое правило применили при выполнении задания. | Дети выполняют задание в парах. Озвучивание получившегося текста. Ответы детей, повторение вывода по изученному материалу. | Позн.: применение и представление информации. Умение осуществлять логические действия Рег.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.Контроль и коррекция. Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания Лич.: Формулирование и аргументация своего мнения |
VIII. Рефлексия деятельности. | - Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены? - Смогли вы их сегодня добиться? - Как оцениваете работу класса? - Где мы можем использовать полученные знания? - Достаточно ли хорошо вы усвоили тему? - Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме? - Дома потренируйтесь в употреблении в речи глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91 - Заполните 3 столбик таблицы «Знаю - Хочу знать – Узнал» - Поделитесь своим мнением. - Смогли мы добиться цели урока? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке. У всех сигнальные карточки: красный – работой не удовлетворен, желтый – не все понравилось на уроке, зеленый – остался доволен, все удалось. Подведение итогов, выставление оценок. - На этом наш урок закончен. Вы молодцы. Всем спасибо. | Называют тему Дети подводят итог урока По учебнику определяют, что невыполненным осталось упр.91 Ответы детей. Упр. 91. Читают задание к упражнению, задают вопросы, возникшие при чтении задания, записывают домашнее задание. Дети заполняют таблицу и высказывают свое мнение. Рефлексия собственной деятельности (сигнальные карточки) | Позн.: Оценка процесса и результатовдеятельности. Рег.: Контроль, коррекция и оценка. Ком.: участвовать в учебном диалоге и строить высказывания; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Личн.: Самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата. |
Используемая литература
Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. Методическое пособие. - М:Академкнига/Учебник, 2014
Байкова Т.А., Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык .Учебник (Част.1, часть 2). - М:Академкнига/Учебник, 2014
Байкова Т.А. Руский язык. 4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1 / Т.А. Байкова; под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".
В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа"....
"Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме"
Конспект урока русского языка в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа"....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».
Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь»....
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь...
Урок русского языка в 4 классе по программе ПНШ "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь"
Тип урока: урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...