Урок русского языка на тему "Правописание глаголов с суффиксом ся и -сь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта (план-конспект)
урока русского языка,
проведенного в 4 «А» классе
гимназии им. А. С. Пушкина
студентом группы 4 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Дреевым Дмитрием Александровичем
Дата проведения: 07.04.2017 г.
Учитель: Астраханцева Т. В.
Оценка:
Дата 07.04.2017 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна
Класс 4 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович
Технологическая карта урока №1
Предмет: Русский язык
Целевой блок | ||
Тема урока: | «Правописание глаголов с суффиксом -ся и (–сь) | |
Цель урока: |
| |
Планируемые результаты: | Предметные УУД: -Умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память; - Умение работать с правилом на уроке. | |
Личностные УУД: -Умение признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; -Умение проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. | ||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; 2.Умение сотрудничать с одноклассниками; 3.Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; 4.Умение вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. | ||
*Коммуникативные: 1.Умение подтверждать аргументы фактами; 2.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | ||
*Познавательные: 1.Умение делать выводы на основе обобщения; 2.Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи. | ||
Инструментальный блок | ||
Тип урока: | Урок введения нового знания и формирования УУД | |
Формы, приёмы и методы | Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические | |
Образовательные ресурсы: | Учебник, ТСО, доска, мел |
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний.10 мин.
3. Постановка проблемы.10-15 мин.
4. Физминутка 3-5 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку. На парте у вас учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик. |
2.Актуализация знаний. | -Откройте тетради. Запишите число, классная работа -Начнем урок со словарной работы. Ставим ударение и выделяем орфограммы. Горизонт, желтеть, заповедник, земледелие, огород, равнина, овраг, ураган, болото, растение. -Молодцы. |
3. Постановка проблемы. | -Откройте учебник на странице 77. О чем пойдет речь на уроке? (На уроке пойдет речь о правописании глаголов с суффиксом –ся (-сь)). -Хорошо. Вы правы. Но прежде чем приступить к работе, скажите, что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным) -Как изменяются глаголы? (В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (спрягаются), а в прошедшем времени – по числам и по родам (в единственном числе) Например: 1) Настоящее время: хожу-ходим, ходишь - ходите, ходит - ходят; 2) Будущее время: вынесу -вынесем, вынесешь-вынесете, вынесет-вынесут; 3) Прошедшее время: ходил, ходила, ходили.) -Ребята, сегодня на уроке такая тема как «Суффикс». Скажите, что такое суффикс? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова). Молодцы, ребята. -Откройте учебники на странице 77. Выполним упражнение 141. Прочитайте. Сравните выделенные глаголы. В чем их различие по смыслу? А на письме? 1. Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли. 2. Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли. 3. Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли. -Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются? (У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.) -Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова? (Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам). -Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации? (Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.) (Вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию) -А на второй иллюстрации? (Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.) - Значит, что обозначает –ся? (Что действие направлено на себя?) Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием? (На доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся) - Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится? (Он стоит на конце слова.) - Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. - Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся? - Давайте прочитаем сведения на с. 78 (Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь Умыться, причесался, обуваюсь, оденусь.) Суффикс ся и сь входят в основу слова. - Так как называются глаголы с –ся и –сь? (Возвратные глаголы.) - Да, ребята, это возвратные глаголы. (На доску вывешивается карточка) Глагол + -ся(-сь) Возвратные глаголы |
4. Физминутка. | |
5. «Открытие» детьми новых знаний. | Упражнение 143. Прочитайте. Сравните формы глаголов с суффиксами -ся и –сь: когда пишется суффикс -ся, когда – суффикс –сь? -Выделили суффикс и подчеркнули букву, которая стоит перед суффиксом. Кататься, катаешься, катается, катался- катаюсь, каталась, катались. Наряжаться, наряжаешься, наряжался- наряжаюсь, наряжалась, наряжались. -Хорошо. Какой вывод можно сделать? (Суффикс –ся употребляется после буквы, обозначающей согласный звук: катается. Суффикс –сь употребляется после буквы, обозначающей гласный звук: катались). -Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали. |
6. Итог урока. Рефлексия. | -С какой темой на уроке мы познакомились? (Правописание глаголов с суффиксом –ся и (-сь)). Итоговая беседа. Я умею …………. Я научился ……… Я хочу научиться ……. -Записываем домашнее задание. Стр. 78-79 упр. 144. -Встали. Урок окончен. Спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"
Используемые современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...
урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".
В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....
Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....
Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР....
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...