Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гребенникова Наталья Александровна

Конспект урока по русскому языку по теме: "Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 4 класс УМК "Школа России"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 42 гр.

                                                                                                                                                                            Гребенникова Наталья

                                                                                                                                                                            Проверил:

                                                                                                                                                                            Отметка:_______________

                                                                                                                                Дата:

Челябинск, 2017

Предмет: русский язык

Класс: 4Б

Тема урока:  Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока: продолжать работу по формированию умений обучающихся по написанию сочинения – отзыва по картине.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

- развитие умений составлять план;

- развитие умений соотносить содержание и заголовок;

- развитие умений составлять текст по картине.

  • Личностные:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных задач;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в группе.

Тип урока:

Оборудование: учебник русского языка  4 класс 2 часть/ [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий].  4 –е издание. М. : Просвещение, 2015. – 167 с., презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент.

Словесный:

- беседа;

1мин

- Здравствуйте, ребята. Садитесь девочки, а ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение.

Приветствовать друг друга и учителя.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

2.

Актуализация знаний

2 мин

  Отгадайте загадку.

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица... (зима)

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Что за месяц лютый, вьюжный?

Назовите, дети, дружно -

Он Весне дает дорогу,

Защищает недотрогу,

Отправляясь на покой,

Зиму заберет с собой. (Февраль)

-А какой сейчас идёт месяц?

-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

Иногда в старину этот месяц называли ветродуй.

- Почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.)

  Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.

Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и ЛЮТЕНЬ, и БОКОГРЕЙ.

День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди - предвесенье. Но еще зима, зима...

- Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Зиме посвящено много картин.

Отвечать на вопросы

(П.)

-строить предложения в устной форме.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-О какой картине, сегодня пойдет речь на нашем уроке, посмотрим на странице 115 в учебниках.

-Как называется эта картина?

-Ребята, а как вы считаете, что мы будем делать, проанализировав картину?

-Молодцы, сегодня на уроке, мы действительно с вами напишем сочинение-отзыв по картине.

Отвечать на вопросы

 (К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесный:

-беседа

Практический:

-работа с учебником

Динамическая пауза

Практический:

- составление плана

5 мин

1 мин

10 мин

Слово о художнике

- Ребята, назовите автора этой картины.

- Может кто-нибудь из вас знает что-нибудь о нем?

- Природа наделила И.Э. Грабаря многими дарованиями, которые он сумел реализовать. Он был значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

-Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены работы художника.

-Что вы можете о них сказать?

-Сейчас откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Откройте учебники на стр. 49, упр.106.

-Что нужно сделать?

-Выполните задания после упражнения.  

-Давайте проверим.

-Молодцы!

-Давайте рассмотрим картину.

-Картина называется «Февральская лазурь».

-Почему художник выбрал это название?

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)

-Когда бывает такое небо? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день)

-А какое небо на картине Грабаря?

-Что нам помогает понять, что день, изображённый на картине, - солнечный? (Сверкают стволы берёз. На них тоже отблески солнца.)

-Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?

-Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?

-Рассмотрите небо. Как меняется его цвет, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?

-Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?

-Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Какое настроение вызывает у Вас картина?

-Как вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?

-Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?

Мы отдохнули и теперь с новыми силами можем продолжать работу.

Работа над составлением плана

-Давайте составим план, по которому вы будете писать сочинение.

-С чего бы вы начали писать сочинение?
-Что о нём можно сказать?(
 Родился 13 марта 1871. Был значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором.)

-Записываем первый пункт плана – краткая информация о художнике.

-После краткой информации о художнике, о чём бы вы рассказали? (о названии картины).

-Записывайте второй пункт плана – название картины.

-После того, как мы объяснили название картины о чём нужно сказать? (о природе)

Что можно о ней сказать?(  колорит картины, дальний план, красивые березы, удивительный снег)

-Записываем третий пункт плана – праздник природы.

- После того, как мы описали картину, какой следующий пункт плана будет? (своё отношение к картине, какие чувства, эмоции вызвала у вас эта картина)

-Записываем, четвертый пункт плана – моё отношение к картине.

Слушать учителя

 

Рассматривать картины

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы

Выполнять физические упражнения

Составлять план

(П.)

-строить предложения в устной форме

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

4.

Словесный:

-беседа

Решение частных задач

Практический:

-написание сочинения

20 мин

-Итак, ребята, сколько всего частей получилось?(4)

-Сколько абзацев?(4)

-О чём в 1-ой части напишем?(О художнике)

-О чём во 2-ой?(О названии картины)

-О чём в 3 – ей?(О природе)

- О чём в 4-ой? (Своё отношение к картине)

- Теперь приступайте к написанию сочинения. Не забывайте проверять слова. После окончания работы еще раз прочитайте сочинение и проверьте его орфографически.

Отвечать на вопросы

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

-беседа.

1 мин

- Наш урок подходит к концу.

-Отложите ручки, у вас еще будет возможность дописать свои сочинения.

-Прочитайте своё сочинение, внимательно посмотрите, нет ли повторяющихся слов, соблюдены ли пункты плана.

-Итак, ребята, с творчеством какого художника мы  познакомились?(С творчеством И.Э.Грабаря)

-Какие его картины запомнились?

-Кому было легко в написании?

-А у кого были затруднения?

-Спасибо за работу! Урок окончен!

(П.)

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...

Из сочинений по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи. Творческие работы учащихся по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"...

Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация

В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь

Цели урока: создать условия для формирования  умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника, выражать основную мысль картины в сочинении, самим отбирать и систематизировать соответс...

Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» для учащихся 4 класса, УМК "Школа России". В ресурсе представлен конспект, презентация, карточка для учащихся....

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...

Методическая разработка «Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,4 класс

Индивидуальный рабочий лист для учащихся, помогает собрать и структурировать материал для написания сочинения. Использовать двустороннюю печать, сложить книжкой....