Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели урока: создать условия для формирования умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника, выражать основную мысль картины в сочинении, самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_otzyv_po_kartine_i.e._grabarya_fevralskaya_lazur.docx | 115.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели урока: создать условия для формирования умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника, выражать основную мысль картины в сочинении, самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа
Планируемые результаты:
Личностные: обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формирование интереса к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-
следственные связи, пространственные отношения
Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения раз-
ных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками
Сценарий урока
- Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку.
Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Кто? - Красавица... (зима)
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Что за месяц лютый, вьюжный?
Назовите, дети, дружно -
Он Весне дает дорогу,
Защищает недотрогу,
Отправляясь на покой,
Зиму заберет с собой. (Февраль)
-А какой сейчас идёт месяц?
-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
Иногда в старину этот месяц называли ветродуй.
- Почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.)
Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.
Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и ЛЮТЕНЬ, и БОКОГРЕЙ.
День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди - предвесенье. Но еще зима, зима...
- Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Зиме посвящено много картин. Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».
II. Актуализация знаний
1.Работа по вопросам:
-Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).
-Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства)
2. Беседа по вопросам:
-Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
-Каких художников-пейзажистов вы знаете?
-Чем описание отличается от других типов речи?
-Какие ещё типы речи вы знаете?
-Что можно описывать?
-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?
III. Постановка учебной задачи
«Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни», - писал И.Э.Грабарь
«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел, как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Беседа по вопросам:
-Прослушав воспоминания И. Грабаря, можно ли сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (Да, он очень выразительно, красочно описал словами красоту февральского дня, его яркие и нежные радужные краски.)
- Что делает текст-описание особенно выразительным? (Метафоры, олицетворения, эпитеты.)
- Запишите наиболее яркие образные выражения, которые вы бы хотели использовать в сочинении. (Перезвоны и перекликания всех цветов радуги, голубая эмаль неба, ритмичное строение ветвей, природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу...)
-А как по-другому можно назвать этот праздник? (Праздник яркого февральского дня, радужных февральских красок.)
-Назовите прилагательные, обозначающие цвета, которые вы можете использовать в своём сочинении (лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый, ультрамариновый).
2. Беседа по картине:
-Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?
-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)
-Когда бывает такое небо? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день)
-А какое небо на картине Грабаря?
- Что нам помогает понять, что день, изображённый на картине, - солнечный? (Сверкают стволы берёз. На них тоже отблески солнца.)
- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?
- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?
- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?
- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?
- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
-Какое настроение вызывает у Вас картина?
- Как вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
- Почувствовали ли вы ликование природы?
3. Составление плана сочинения.
1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа.
2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»
а) зимний солнечный день
б) лазурное небо;
в) красавица береза;
г) удивительный снег;
д)дальний план.
3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?
4. Чудо, подаренное художником.
4. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. (Слова день, небо, воздух, снег, берёза записаны на карточках. К ним записываются на доске слова-эпитеты)
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
5.Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
Дети самостоятельно работают над текстом. (Тихо звучит музыка.)
V. Рефлексия
- Какая была тема урока?
- Какая цель урока?
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
Сочинение предлагается учащимся выполнить на отдельных листочках.
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» План: 1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа. 2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь» а) зимний солнечный день б) лазурное небо; в) красавица береза; г) удивительный снег; д)изображение дальнего плана. 3. Почему картина названа «Февральская лазурь»? 4. Чудо, подаренное художником. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...
Из сочинений по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи. Творческие работы учащихся по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"...
Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация
В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...
Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» для учащихся 4 класса, УМК "Школа России". В ресурсе представлен конспект, презентация, карточка для учащихся....
Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Конспект урока по русскому языку по теме: "Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 4 класс УМК "Школа России"...
Методическая разработка «Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,4 класс
Индивидуальный рабочий лист для учащихся, помогает собрать и структурировать материал для написания сочинения. Использовать двустороннюю печать, сложить книжкой....