Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevralskaya_lazur_urok.doc | 52.5 КБ |
prilozhenie_k_fevralskoy_lazuri.doc | 28 КБ |
fevralskaya_lazur_2.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря
«Февральская лазурь».
Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ
Цели урока:
1. Познакомить с творчеством Игоря Эммануиловича Грабаря.
2. Формировать умения “читать, исследовать” картину, понимать идейный замысел художника.
3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины.
5. Воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин художника И.Грабаря “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”), песня «Берёза» в исполнении группы «Любе».
Ход урока
I. Организационный момент
1. Звучит песня «Берёза» в исполнении группы «Любэ».
2. Учитель читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю березу русскую».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня нам предстоит написать сочинение.
- Кто из вас догадался, о чём оно будет?
- О берёзе.
- Верно. Сегодня мы напишем сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.
(Портрет художника. 1слайд).
III. Подготовительная беседа
- Игорь Эммануилович Грабарь увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором (специалист по проектированию и строению зданий), замечательным реставратором (специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины).
В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.
Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).
- Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.
- Что означает слово “портретист”?
- Художник, создающий портреты.
- Что означает слово пейзаж?
- Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.
- Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
- Игорь Эммануилович Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
IV. Знакомство с картиной
-Отгадайте загадку.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
- Какое это время года?
(Зима).
- А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
- А какой сейчас идёт месяц?
- Каким мы увидели этот месяц?
- Cнежным, морозным, ветряным.
- В старину этот месяц называли ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли?
- В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.
- В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. А за то, что он между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
- Именно февральские краски природы стали для Игоря Грабаря волнующими и привлекательными.
V. История создания картины
- Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
- Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.
- Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Эммануилович Грабарь в конце зимы – начале весны 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
4 слайд.
- “Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».
- Художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места картину “Февральская лазурь”.
- Над этой картиной Игорь Эммануилович Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил лицевой стороной к синеве неба, чтобы передать всю силу цвета».
- Игорь Эммануилович Грабарь писал этот пейзаж не смешивая красок, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мазки показали величину стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега.
VI. Беседа по содержанию картины.
-Объясните значение слова лазурь.
- Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком.
- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.
- Когда такое небо бывает в природе?
- В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный?
- Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Снег блестит.
Падают тени от берёз.
- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
- Рассмотрите берёзы, как они расположены?
- На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный?
- Тёплый, уже пригревает солнышко.
- Какими бы тонами изобразил художник стужу?
- Белыми, серыми, синими тонами.
- Такие тона называют холодными.
- А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
- Игорь Эммануилович Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
Лазоревый – голубой, или светло-зелёный.
Жемчужный – чисто-белый с блеском.
Коралловый – светло-красный.
Сапфировый – синий, голубой.
- Изображено ли всё это на картине?
- А как выглядит берёза на переднем плане?
- Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.
- Впереди красуется старшая берёза, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово-сиреневый, а верхушка желтоватая.
- А на заднем плане, какие берёзы?
- Там одна старая берёза и много молодых.
- Молоденькие берёзки стоят по кругу, как прекрасные девушки, которые водят хоровод.
- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?
- Красивый, морозный узор на окне, кружево.
- А почему именно берёзу выбрал художник?
- Символ русской зимы.
Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик)
С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.
VII. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте подумаем, какие слова и словосочетания будем использовать при написании сочинения.
- Какие существительные, прилагательные, глаголы подойдут к слову:
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
VIII. Составление плана.
- Из каких частей состоит сочинение?
I. Вступление.
И.Э.Грабарь – певец русской природы.
II. Основная часть.
Описание картины:
а) на переднем плане
б) на заднем плане
III. Заключение.
Впечатление, произведённое картиной.
IX. Написание сочинения. Редактирование. Анализ сочинений.
X .Итог урока.
- Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах.
XI. Домашнее задание
- Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).
Предварительный просмотр:
I. Вступление.
Игорь Эммануилович Грабарь – певец русской природы.
портретист
пейзажист
II. Основная часть.
Описание картины:
а) на переднем плане
б) на заднем плане
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
III. Заключение.
Впечатление, произведённое картиной.
Словарь настроений.
волшебное таинственное
восторженное торжественное
грустное тоскливое
загадочное хвалебное
ликующее хмурое
мечтательное тревожное
спокойное печальное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Познакомить с творчеством И. Э. Грабаря. 2. Формировать умения «читать, исследовать» картину, понимать идейный замысел художника. 3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. 4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины. 5. Воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе.
Игорь Эммануилович Грабарь
«Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». И. Грабарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи, можно использовать по любым УМК....
Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...
Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь” 2 класс
Из опыта работы. Письмо сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Предварительно велась подготовка по рассматриванию, отбору материала по картине, далее письмо сочинения. На ур...
Презентация к уроку по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь”
Презентация раскрывает последовательность работы к уроку по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", завершающий слайд - план написания сочинения....