Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.adapt_.russkiy.docx | 61.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области
Рассмотрено На заседании заседания ШМО Протокол №___ от ________2015 г руководитель ШМО____________ /Иноземцева А.В../ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Иноземцева Е.Г. _____________ 31.08.2015 | УТВЕРЖДЕНО Директор школы: __________ Л. Н. Промкина Приказ № 207 от 05.09. 2015 |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (ЗПР)
курса
«Русский язык»
1 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель /Разработчик программы Комарова Екатерина Витальевна, Учитель начальных классов |
п.Красный Текстильщик
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося, предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающегося.
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цель: повышение уровня общего развития.
Задачи:
- образовательные:
- совершенствование техники письма;
- обучение некоторым правилам орфографии;
- расширение и активизация словарного запаса.
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма; повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; формировать нравственные качества
коррекционная:
- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления).
- воспитательная:
- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Основной формой обучения является урок.
Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, работа с учебником, дидактические игры.
Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей Марменкова Константина.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
Программа составлена с учетом уровня подготовленности Марменкова Константина к обучению, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
С учётом важности проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет один месяц первой четверти.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. 35
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности Марменкова Константина.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На учебный предмет «Русский язык» отводится 2 часа в неделю (66 часов в год).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнение по заданным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение;
- осуществлять сравнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку
Раздел «Повторение»
Выпускник научится:
- практически строить простое предложение,
- составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах,
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, заканчивать предложения.
Раздел «Звуки и буквы»
Выпускник научится:
- пользоваться алфавитом
- употреблять мягкий знак на конце и в середине слова
- употреблять разделительный мягкий знак
- писать сочетание гласных с шипящими, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов
- различать ударные и безударные гласные,
- проверять безударные гласные путём изменения формы слова (вода-воды), безударные гласные путём подбора по образцу родственных слов
- писать слова с непроверяемыми написаниями в корне,
- пользоваться словарём, данным в учебнике.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять и записывать рассказ по серии картинок и подробному вопроснику,
- писать контрольные диктанты,
- проверять написание орфограмм путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов,
- проверять слова с безударной гласной в корне слова,
- работать с деформированным текстом,
- пользоваться словарём, данным в учебнике,
- выделять орфограммы.
Раздел «Слово»
Выпускник научится:
- называть предметы, действия и признаки, имена собственные,
- расширять круг имён собственных, названия, рек, морей, родственных словах, общую часть родственных слов (корень),
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств).
Выпускник получит возможность научиться:
- различать основные категории слов (название предметов, действий, качеств),
- составлять и записывать небольшой рассказ по теме: «Моя квартира»,
- составлять и писать под руководством учителя небольшое письмо родным, товарищам,
- писать почтовый адрес на конверте,
- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении,
- наблюдать за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.
Раздел «Предложение»
Выпускник научится:
- вычленять из речи предложения,
- употреблять знаки препинания в конце предложения,
- находить подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении, второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять и записывать небольшой рассказ по сюжетной картинке и вопросам;
- выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
- распространять предложения.
Раздел «Связная речь»
Выпускник научится:
- восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;
- последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно); отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять простые распространенные предложения и сложные с союзом и;
- составлять связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Коррекционная направленность урока
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ОВЗ является: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала, принципа необходимости и достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.
- Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
- Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
- Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
- Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
- Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
- Способы развития монологической речи (обязательно).
- Развитие диалогической речи и культура общения.
- Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
- Охрана психического, физического здоровья учащихся.
- Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
- Организация восприятия с опорой на анализаторы.
- Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
- Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
- Использование эффективных инновационных технологий.
- Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
- Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
- Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.
Уроки проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:
- Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
- Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
- Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
- Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
- Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
«Русский язык» (66 ч)
Добукварный период (10ч)
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающийменя мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Букварный период (56ч)
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуко-вых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, и, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, пил).
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, иш, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Ученик научится:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Ученик получит возможность научиться:
- рукописному начертанию изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
- списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
- писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Дата | |||
I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. | план | факт | ||||||||
1. | Знакомство с разлиновкой тетради. Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. | 1 | Вводный урок. | Подготовка к овладению первоначальными навыками письма. | Знать названия овощей, геометрических фигур. Уметь обводить фигуры, рисунки. | Индивидуальный. | ||||
2. | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника. | 1 | Урок рефлексии. | Индивидуальный. Самостоятельная работа по штриховке. | ||||||
3. | Рисование предметов геометрической формы. | 1 | Урок рефлексии. | Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием. | Уметь находить различия в написании геометрических фигур. | Текущий. Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради. | ||||
4. | Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов. | 1 | Урок рефлексии. | Уметь обводить кольца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недос-тающие линии, изоб-ражения предметов. | ||||||
5. | Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам ( по образцу). | 1 | Урок рефлексии. | Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков. | Знать геометрические фигуры. Уметь ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам. Владеть орнаментальным рисованием в тетради. | Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради. | ||||
6. | Составление и обведение клеток орнамента (самостоятельно), раскрашивание. | 1 | Урок закрепление. | Индивидуальный. Самостоятельная работа. | ||||||
7. | Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии. | 1 | Урок изучения нового материала. | Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв. | Уметь правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе. | Индивидуальный: графическая работа. | ||||
8. | Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху. | 1 | Урок изучения нового материала. | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и закруглений. | Уметь писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно. | графическая работа. | ||||
9. | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. | 1 | Рефлексия. | Индивидуальный: Графическая работа. | ||||||
10. | Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | 1 | Урок изучения нового материала. | Переключение линий с одного направления на другое. | Уметь писать основные элементы букв | Индивидуальный: графическая работа. | ||||
11. | Письмо изученных графических элементов букв. | 1 | Урок закрепления. | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. | Знать все знакомые элементы букв. Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их. | Индивидуальный. Самостоятельная работа. | ||||
II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. | ||||||||||
12. | Строчная буква а. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы а. | Уметь писать букву а, | графическая работа. | ||||
13. | Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа. | 1 | Урок изучения нового материала. | Написание буквы у; слогов; определение в них букв и их соединений. | Уметь писать букву у, безотрывно писать слоги. | списывание слогов с печатного образца. | ||||
14. | Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы м. | Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно. | написание изученных букв и слогов. | ||||
15. | Заглавная буква М. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы М. | Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы. | графическая работа. | ||||
16. | Заглавная буква У. слоги: му, ум, слово ма-ма. | 1 | Урок изучения нового материала. | Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. | Уметь соединять, прописывать буквы, слово. | развитие мелкой моторики. | ||||
17. | Строчная и заглавная буква о, О. | 1 | Урок изучения нового материала. | Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение). | графическая работа. | |||||
18. | Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы с, С и слогов с ней. | Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой | списывание слов с печатного образца. | ||||
19. | Запись предложений: Ма-маса-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са! | 1 | Урок изучения нового материала. | Знакомство с предложением. Знаки препинания в предложении. | Знать признаки и правила записи предложений. Уметь писать заглавные и строчные буквы. | звуко-буквенный анализ; списыва-ние с письменного образца. | ||||
20. | Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо. | 1 | Урок изучения нового материала. | Употребление прописной и заглавной б. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой. | запись слогов и слов под диктовку. | ||||
21. | Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начер-тания букв ш, Ш. | Уметь писать строчную и заглавную букву ш, Ш. | запись слогов и слов под диктовку. | ||||
22. | Запись предложений: Ма-шаса-ма. Са-ма су-шу. | 1 | Урок изучения нового материала. | Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Знать признаки предложения. Уметь списывать предложения. | запись под диктовку. | ||||
23. | Письмо строчной буквы л и слогов с ней | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы л. | Уметь писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой. | графическая работа. | ||||
24. | Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания буквы ы. | Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой. | звуко- буквенный анализ. | ||||
25. | Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучений нового материала. | Усвоение написания строчной буквы н. | Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой. | звуко- буквенный анализ. | ||||
26 | Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы р. | Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой. | буквенный диктант. | ||||
27 | Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания заглавной буквы Р. | Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило написания предложений. | контроль записи слов. | ||||
28 | Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение рукописного начертания буквы к, К. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений. | Уметь писать строчную и заглавную букву к, К. Употреблять пробелы между словами. | запись слогов и слов под диктовку. | ||||
29 | Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Сходство печатной и письменной буквы. Усвоение рукописного начертания буквы п. | Уметь писать букву п, слоги и слова с этой буквой. | буквенный диктант. | ||||
30 | Письмо заглавной буквы П. Письмо слогов и предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучений нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах. | Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения. | письмо под диктовку. | ||||
31. | Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение рукописного начертания строчной буквы т. | Уметь писать букву т, анализировать и записывать слова. | списывание текста с печатного образца с проговариванием. | ||||
32 | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. | 1 | Урок изучения нового | Отработка навыка употребления | Уметь писать прописную букву в | |||||
33 | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. Письмо заглавной буквы З. | 1 | Урок изучения новых знаний. Рефлексия. | Уметь сравнивать печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие. | зрительно-слуховой диктант. | |||||
34. | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Совершенствование навыка употребления строчной буквы в. | Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной б. | звуко-буквенный анализ. | ||||
35 | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара». | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания заглавной буквы В. Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы. | Уметь самостоятельно списывать с печатного образца. | списывание текста с печатного образца с проговариванием. | ||||
36 | Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж. | 1 | Урок изучений нового материала. | Усвоение написания буквы ж, Ж. | Уметь писать буквы по точкам и образцу. | |||||
37 | Упражнение в письме. | 1 | Урок закрепления. | Обучение выборочному списыванию. | Уметь отличать предложение от текста. | списывание текста с печатного образца с проговариванием. | ||||
38 | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы б. | Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова. | |||||
39 | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания Буквы Б. Списывание текста с печатного образца с проговариванием. | Знать признаки текста. Уметь писать букву Б. | выборочное списывание. | ||||
40 | Письмо предложений под диктовку. | 1 | Комбириро--ванный урок. | Составление, чтение и запись слов, предложений с изучен-ными буквами с проговариванием. | Знать все изученные буквы. Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами. | письмо с проговариванием. | ||||
41 | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы г. | Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова. | зрительно-слуховой диктант. | ||||
42 | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах. | Уметь списывать с печатного образца. Знать признаки текста. | |||||
43 | Письмо слов под диктовку. | 1 | Урок закрепление. | Словарная работа. | Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно. | диктант. | ||||
44 | Контрольное списывание. Работа с текстом. | 1 | Урок проверки знаний, умений, навыков. | Отработка навыка безошибочного списывания. | списывание. | |||||
45 | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления. | Исправление ошибок. | Уметь находить и исправлять ошибки. | Индивидуальный. | ||||
46. | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Развитие умения употреблять строчную букву. | Уметь писать, срав-нивать, анализировать строчную букву д. | звуко-буквенный анализ. | ||||
47 | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Различение согласных звонких и глухих. Отличие письменной речи от устной. | Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения. | списывание с письменного образца. | ||||
48 | Упражнение в письме. | 1 | Урок-повторение. | Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород. | диктант букв, слов и предложений. | |||||
49 | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы й, Й. | Уметь писать букву, правильно произносить её. | графическая работа. | ||||
50 | Упражнение в письме. Работа с текстом. | 1 | Рефлексия. | Различение предложения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста. | Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена. | самостоятельная работа. | ||||
51 | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | 1 | Урок-закрепление. | |||||||
52 | Буква ь. | 1 | Урок изучения нового материала. | Употребление ь для обозначения мягкости согласных. | Уметь списывать слова с печатного текста. | звуко-буквенный анализ. | ||||
53 | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | 1 | Обобщающий урок. | Употребление печатных и письменных букв. | Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца. | Индивидуальный: самостоятельная работа. | ||||
54 | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы е, Е. Выполнять звуко-буквенныйанализ. | Уметь правильно соединять буквы. | индии-видуальный: под-черкивание безу- дарных гласных. | ||||
55 | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | 1 | Урок изучения нового мате-риала. | Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с е, Е. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ. | словарные слова. | ||||
56 | Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | 1 | Рефлексия. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Уметь списывать текст с комментированием. | списывание с печатного образца. | ||||
57 | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы я, Я. Умение обозначать мягкость согласных на письме. | Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами. | Индивидуальный: звуко-буквенный анализ. | ||||
58 | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами. | Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами. Составлять слова из слогов; списывать с печатного текста. | диктант изученных букв, слогов и слов. | ||||
59 | Диктант. | 1 | Урок проверки знаний, умений и навыков. | Усвоение навыка самостоятельного написания текста. | Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием. | запись под диктовку. | ||||
60 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения. Рефлексия. | Закрепление навыка правильного письма под диктовку. | Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места. | Индивидуальный: анализ ошибок. | ||||
61 | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы. Звуко-буквенный анализ. | Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами | списывание слогов, анализ. | ||||
62 | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание бук-восочетаний ча, чу. Различение слов, отвечающих на воп-росы Кто? Что? Правописание чк, чн. | Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн.. | словарная работа. | ||||
63 | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами. Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-щас проговариванием и объяснением. | списывание текста. | ||||
64 | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие. | Уметь находить пары [ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками | словарная работа. | ||||
65 | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой. Гласные звуки и буквы, их характеристика. | Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх). Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы. | словарная работа. | ||||
66 | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление разделительных ь, ъ. Наблюдение за ролью ъ, его работой. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ. |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.
2. учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»; Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык | Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.); Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.); «Общий текст» (www. text. net. ru.) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты». http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы
Уро. Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому я...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...
Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе
Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...
Адаптированные рабочие программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта во 2 классе
Адаптированные рабочие программы с пояснительными записками для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 2 класса...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Русский язык»
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)....
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс
Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс...