Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ovsienko_russkiy_yazyk.docx | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года).
Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений.. М., «Просвещение».
Специфика программы
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Содержание программы
На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают:
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
- различение основных частей хорошо знакомых предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
- Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
- Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
- группировка действий по признаку их однородности;
- различение предметов по их действиям;
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих тем:
Краткое содержание раздела | кол- во часов | Требования к уровню подготовленности учащихся |
1.Повторение изученного в 1 классе | 5 | Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
2. Звуки и буквы. | 7 | |
3. Слог. | 4 | |
4. Парные звонкие и глухие согласные. | 7 | |
5. Шипящие и свистящие согласные. | 3 | |
6. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога | 5 | |
7. Твердые и мягкие согласные | 6 | |
8. Мягкий знак на конце слова | 4 | |
9.Название предметов | 11 | |
10. Названия действий | 7 | |
11. Предлоги | 4 | |
13. Предложение | 5 |
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Таблица контрольных работ по четвертям
Вид работ | I | II | III | IV | Всего |
Контрольное списывание | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
Диктант | 1 | 1 | 2 | ||
Всего | 2 | 2 | 3 | 4 | 11 |
Список литературы
1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2012г.
2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008.
3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2009
4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008.
Календарно – тематическое планирование
№ -п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | страницы | Дата | корректировка |
Повторение (5ч) | ||||||
1 | Предложение и его схема. | Обозначение на схеме правил записи предложений. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении. | Уметь составлять предложения по схемам | 10-11 | 02.09 | |
Распространение предложений. | Распространение предложения с помощью картинок запись по образцу предложений из 4 слов. | Уметь записывать предложения по образцу | 12-13 | |||
2 | Составление предложений с данным словом. | Фиксация предложения в схеме и в тетради. | Знать правила составления предложений | 14-15 | 09.09 | |
Гласные звуки и буквы. | Различение по наличию или отсутствию преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков). | Уметь различать гласные звуки и буквы от согласных. | 16-17 | |||
3 | Контрольное списывание «Сухая липа» по теме «Предложение». | Списывание напечатанного текста. | Уметь правильно списывать напечатанный текс. | 25 | ||
Звуки и буквы (7ч) | ||||||
Согласные звуки и буквы. | Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме. | Уметь различать согласный звук от буквы. | 18-19 | 21.09 | ||
4 | Слова, которые различаются одним звуком. | Чёткое произношение звуков слова, написание которого не расходится с произношением. | Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы. | 20-21 | 23.09 | |
Слова, которые различаются количеством звуков. | Последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. | Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы. | 22-23 | |||
5 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | Сравнение слов, отличающихся количеством звуков и их расположением. Наглядное объяснение значения слова(«Покажи на картинке»). | Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы | 24-25 | 30.09 | |
Ударение в словах. | Постановка знака ударения. Ударение в двухсложных словах. | Уметь ставить ударение в словах | 26-27 | |||
6 | Выделение ударного гласного в слове. | Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. | Уметь выделять ударный гласный звук в слове | 28-29 | 07.10 | |
Контрольное списывание «Еда червяка» по теме «Звуки и буквы». | Списывание печатного текста | Уметь правильно, безошибочно списывать печатный текс | 29 | |||
Слог (4ч) | ||||||
7 | Деление слов на слоги. | Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. | Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. | 30-31 | 14.10 | |
Гласные в образовании слогов. | Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. | 32-33 | |||
8 | Перенос слов по слогам. | Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля. | Знать правила переноса слов. Уметь переносить слова. | 36-37 | 21.10 | |
Деление слов со звуками И-Й на слоги. | Слова со звуками И-Й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение. | Уметь правильно переносить слова. Знать правила переноса | 34-35 | |||
Парные звонкие и глухие согласные (7ч) | ||||||
9 | Парные звонкие и глухие согласные: Б-П | Звонкие и глухие согласные различение их по вибрации гортани. | Парные звонкие и глухие согласные | 38-39 | 11.11 | |
Различение В-Ф. | Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами. | Различение звонких и глухих | 40-41 | |||
10 | Парные звонкие и глухие согласные: Г-К. | Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. | Различение звонких и глухих | 42-43 | 18.11 | |
Различение Д-Т. | Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов | Различение звонких и глухих | 44-45 | |||
11 | Различение Ж-Ш. | Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами. | Различение звонких и глухих | 46-47 | 25.11 | |
Различение З-С. | Различение значений слов. Дифференциация их на слух и в произношении. | Различение звонких и глухих | 48-49 | |||
12 | Контрольное списывание «Зайка» по теме «Парные звонкие и глухие согласные». | Списывание печатного текста с заданием | Уметь списывать печатный текст и выполнять задание | 50-51 | 02.12 | |
Шипящие и свистящие согласные (3ч) | ||||||
Шипящие согласные. | Дифференциация на слух и в произношении шипящих и свистящих звуков Обозначение их буквами. | Уметь правильно произносить шипящие | 52-53 | |||
13 | Свистящие согласные | Дифференциация на слух и в произношении шипящих и свистящих звуков. Обозначение их буквами. | Уметь определять на слух свистящие звуки | 54-55 | 09.12 | |
14 | Различай шипящие и свистящие согласные | Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. | Уметь различать свистящие и шипящие согласные | 56-57 | 14.12 | |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (5ч) | ||||||
Буква Е в начале слова или слога. | Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данной буквой. | Уметь писать слова с буквой е. | 58-59 | |||
15 | Буква Ё в начале слова или слога. | Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данной буквой. | Уметь писать слова с буквой ё. | 60-61 | 21.12 | |
Буква Ю в начале слова или слога. | Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данной буквой. | Уметь писать слова с буквой ю. | 62-63 | |||
16 | Буква Я в начале слова или слога. | Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данной буквой. | Уметь писать слова с буквой я. | 64-65 | 28.12 | |
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Контрольное списывание «Утром». | Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами | Уметь писать слова с данными буквами | 66-67 | |||
Твёрдые и мягкие согласные (6ч) | ||||||
17 | Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. | Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой И, твёрдости – буквой Ы. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные | 68-69 | 13.01 | |
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. | Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой ё, твёрдости – буквой о. | Уметь писать слова с буквами о - ё после согласных | 70-71 | |||
18 | Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. | Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой ю, твёрдости – буквой у. | Уметь писать слова с буквами у - ю после согласных | 72-73 | 20.01 | |
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. | Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой я, твёрдости – буквой а. | Уметь писать слова с буквами а - я после согласных | 74-75 | |||
19 | Гласная Е после мягких согласных. | Условные обозначения мягких согласных и гласных звуков. Запись слов. | Уметь писать слова с буквой е | 76-77 | 27.01 | |
Различение твёрдых и мягких согласных. Контрольное списывание «Варежка». | Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости и твёрдости согласных. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные | 78-79 | |||
Мягкий знак (ь) на конце слова (4ч) | ||||||
20 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Написание слов с ь | Уметь писать слова с мягким знаком | 80-81 | 03.02 | |
Письмо слов с мягкими согласными на конце. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | Уметь писать слова с мягкими согласными на конце | 82-83 | |||
21 | Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. | Письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | Уметь различать слова на данное правило | 84-85 | 10.02 | |
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Контрольное списывание «Кисель». | Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | Уметь различать слова на данное правило | 90-91 | |||
СЛОВО. Названия предметов (11ч) | ||||||
22 | Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что? | Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? | Знать правило. Уметь ставить вопросы к словам обозначающим предмет. | 17.02 | ||
Названия частей предмета. | Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей | Уметь выделять части предметов. | ||||
23 | Различение сходных предметов и их названий. Контрольное списывание по теме «Названия предметов». | Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное название. Списывание печатного текста с заданием. | Знать правила различения сходных предметов. Уметь правильно списывать текс. | 24.02 | ||
Обобщающее слово для группы однородных предметов | Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, фрукты, посуда, мебель и т.д. вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию. | Уметь писать слова на данную орфограмму. | ||||
24 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | Название предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета. Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос-носик, гриб – грибок. | Уметь писать слова на данную орфограмму. | 03.03 | ||
Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Выписывание слов по группам отвечающих на вопросы что? кто? | Уметь ставить вопросы к словам обозначающим предметы | ||||
25 | Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | Называние одного или несколько одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? | Уметь писать слова на данную орфограмму | 15.03 | ||
Слова отвечающие на вопросы что? кто? | Группировка слов обозначающих предметы и отвечающие на вопросы Кто? Что? | Уметь находить и записывать слова отвечающие на вопросы кто? Что? | ||||
26 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Написание заглавной буквы в именах и фамилиях людей. | Уметь писать слова на данную орфограмму | 29.03 | ||
Большая буква в кличках животных. | Написание заглавной буквы в кличках животных. | Уметь писать слова на данную орфограмму | ||||
27 | Диктант по теме «Имена собственные». | Запись текста под диктовку. | Уметь писать под диктовку | 05.04 | ||
Названия действий (7ч) | ||||||
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? | Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? | Уметь писать слова отвечающих на вопросы что делает? | ||||
28 | Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? | Называние действий предметов по вопросам что делает? | Уметь писать слова на данную орфограмму. | 12.04 | ||
Подбор названий действий к названиям предметов. | Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подаёт). | Уметь писать слова на данную орфограмму. | ||||
30 | Кто как передвигается? | Работа по тексту, написание словосочетаний | Уметь определять виды передвижения животных. | 19.04 | ||
Слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают? | Работа с текстом. Нахождение слов отвечающих на вопросы что делает? Что делают? | Уметь находить слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают? | ||||
Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | Упражнения в различении названий предметов и названий действий по вопросам. | Уметь писать слова на заданную тему. | ||||
32 | Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие действия предметов». | Списывание печатного текста с заданием | Уметь правильно списывать текст. | 28.04 | ||
Предлоги (4ч) | ||||||
Работа над ошибками. Предлог как отдельное слово. | Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли с полки и т.д.). | Уметь находить в тексте предлоги | ||||
33 | Употребление предлогов в предложении. | Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. | Уметь употреблять предлоги в предложении. | 05.05 | ||
Закрепление по теме «Предлоги». Диктант. | Написание текста под диктовку. | Уметь писать диктант. | ||||
34 | Работа над ошибками. Выделение непроверяемой гласной в словах. Написание родственных гласных в словах. | Выполнение упражнений на пройденные темы Чтение текста, написание ответов на вопросы, подчёркивание предлогов | Уметь находить и исправлять ошибки. Уметь правильно писать предлоги с другими словами. | 17.05 | ||
Предложение | ||||||
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. | Выделение предложения из текста, из речи по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»). Составление предложений по картинке, по теме. Обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать). | Уметь различать предложение и текст. Знать правила записи предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей с ОВЗ по математике 4 класс ( УМК " Школа России)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью . Математика . 1 класс
Адаптированная рабочая программа дл детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)
Адаптированная образовательная программа 1 класс, 2 класс (надомное обучение) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...
Рабочая программа для детей с ОВЗ по математике 4 класс ( УМК " Школа России)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...