Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Жанна Леонидовна Иванова

Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ovsienko_russkiy_yazyk.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года).

Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю   и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса  общеобразовательных учреждений.. М., «Просвещение».

Специфика программы

             В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

           Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

          Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

          Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

          Формировать основные орфографические и пунктуационные

          Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

          Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

           В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
          Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
         Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
 Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
       На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные
 возможности школьников.

        Содержание программы

        На основании  Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают:

Звуки и буквы

           Звуки гласные и согласные, их различение.

           Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах.     Постановка знака ударения.

           Слова с гласной э.

           Слова с буквами и и й, их различение.

           Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.

           Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.        Написание слов с этими согласными.

            Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

            Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

            Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

  • называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
  • называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
  • различение основных частей хорошо знакомых предметов;
  • сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
  • Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
  • Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

  • называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
  • группировка действий по признаку их однородности;
  • различение предметов по их действиям;
  • умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

          Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.            

Предложение

           Практическое знакомство с построением простого предложения:

составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

заканчивание начатого предложения;

составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

выделение предложения из текста.

            Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

           Связная письменная речь

(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала  по русскому языку)

            Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.

            Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.

            Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

         Письмо и чистописание

(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)

Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих   тем:

Краткое содержание раздела

кол- во часов

Требования к уровню подготовленности учащихся

1.Повторение изученного в 1 классе

5

Умение анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

писать предложения с заглавной буквы;

составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

2. Звуки и буквы.

7

3. Слог.

4

4. Парные звонкие и глухие согласные.

7

5. Шипящие и свистящие согласные.

3

6. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

5

7. Твердые и мягкие согласные

6

8. Мягкий знак на конце слова

4

9.Название предметов

11

10. Названия действий

7

11. Предлоги

4

13. Предложение

5

Виды и формы организации учебного процесса

        Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

        Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие фонетико-фонематических представлений;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Таблица контрольных работ по четвертям

Вид работ

I

II

III

IV

Всего

Контрольное списывание

2

2

2

3

9

Диктант

1

1

2

Всего

2

2

3

4

11

Список литературы

  1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII   вида. М., «Просвещение», 2012г.

             2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008.

 3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2009

       4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008.

Календарно – тематическое планирование

№ -п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

страницы

Дата

корректировка

Повторение (5ч)

1

Предложение и его схема.

Обозначение на схеме правил записи предложений. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении.

Уметь составлять предложения по схемам

10-11

02.09

Распространение предложений.

Распространение предложения с помощью картинок запись по образцу предложений из 4 слов.

Уметь записывать  предложения по образцу

12-13

2

Составление предложений с данным словом.

Фиксация предложения в схеме и в тетради.

Знать правила составления предложений

14-15

09.09

Гласные звуки и буквы.

Различение по наличию или отсутствию преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков).

Уметь различать гласные звуки и буквы от согласных.

16-17

3

Контрольное списывание «Сухая липа» по теме «Предложение».

Списывание напечатанного текста.

Уметь правильно списывать напечатанный текс.

25

Звуки и буквы (7ч)

Согласные звуки и буквы.

Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.

Уметь различать согласный звук от буквы.

18-19

21.09

4

Слова, которые различаются одним звуком.

Чёткое произношение звуков слова, написание  которого не расходится с произношением.

Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы.

20-21

23.09

Слова, которые различаются количеством звуков.

Последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.

Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы.

22-23

5

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

Сравнение слов, отличающихся количеством звуков и их расположением. Наглядное объяснение значения слова(«Покажи на картинке»).

Уметь различать звуки от буквы, составлять схемы

24-25

30.09

Ударение в словах.

Постановка знака ударения. Ударение в двухсложных словах.

Уметь ставить ударение в словах

26-27

6

Выделение ударного гласного в слове.

Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.

Уметь выделять ударный гласный звук в слове

28-29

07.10

Контрольное списывание «Еда червяка» по теме «Звуки и буквы».

Списывание печатного текста

Уметь правильно, безошибочно списывать печатный текс

29

Слог (4ч)

7

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.

Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

30-31

14.10

Гласные в образовании слогов.

Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных.

Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

32-33

8

Перенос слов по слогам.

Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля.

Знать правила переноса слов. Уметь переносить слова.

36-37

21.10

Деление слов со звуками И-Й на слоги.

Слова со звуками И-Й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.

Уметь правильно  переносить слова. Знать правила переноса

34-35

Парные звонкие и глухие согласные (7ч)

9

Парные звонкие и глухие согласные: Б-П

Звонкие и глухие согласные различение их по вибрации гортани.

Парные звонкие и глухие согласные

38-39

11.11

Различение В-Ф.

Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами.

Различение звонких и глухих

40-41

10

Парные звонкие и глухие согласные: Г-К.

Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.

Различение звонких и глухих

42-43

18.11

Различение Д-Т.

Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов

Различение звонких и глухих

44-45

11

 Различение Ж-Ш.

Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами.

Различение звонких и глухих

46-47

25.11

Различение З-С.

Различение значений слов. Дифференциация их на слух и в произношении.

Различение звонких и глухих

48-49

12

Контрольное списывание «Зайка» по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

Списывание печатного текста с заданием

Уметь списывать печатный текст и выполнять задание

50-51

02.12

Шипящие и свистящие согласные (3ч)

Шипящие согласные.

Дифференциация на слух и в произношении шипящих и свистящих звуков Обозначение их буквами.

Уметь правильно произносить шипящие

52-53

13

Свистящие согласные

Дифференциация на слух и в произношении шипящих и свистящих звуков. Обозначение их буквами.

Уметь определять на слух свистящие звуки

54-55

09.12

14

Различай шипящие и свистящие согласные

Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов.

Уметь различать свистящие и шипящие согласные

56-57

14.12

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (5ч)

Буква Е в начале слова или слога.

Буквенная схема слов. Запоминание написания слов  с данной буквой.

Уметь писать слова с буквой е.

58-59

15

Буква Ё в начале слова или слога.

Буквенная схема слов. Запоминание написания слов  с данной буквой.

Уметь писать слова с буквой ё.

60-61

21.12

Буква Ю в начале слова или слога.

Буквенная схема слов. Запоминание написания слов  с данной буквой.

Уметь писать слова с буквой ю.

62-63

16

Буква Я в начале слова или слога.

Буквенная схема слов. Запоминание написания слов  с данной буквой.

Уметь писать слова с буквой я.

64-65

28.12

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Контрольное списывание «Утром».

Буквенная схема слов. Запоминание написания слов  с данными буквами

Уметь писать слова с данными буквами

66-67

Твёрдые и мягкие согласные (6ч)

17

Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой И, твёрдости – буквой Ы.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные

68-69

13.01

Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой ё, твёрдости – буквой о.

Уметь писать слова с буквами о - ё после согласных

70-71

18

Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой ю, твёрдости – буквой у.

Уметь писать слова с буквами у - ю после согласных

72-73

20.01

Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости согласных буквой я, твёрдости – буквой а.

Уметь писать слова с буквами а - я после согласных

74-75

19

Гласная Е после мягких согласных.

Условные обозначения мягких согласных и гласных звуков. Запись слов.

Уметь писать слова с буквой е

76-77

27.01

Различение твёрдых и мягких согласных. Контрольное списывание «Варежка».

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости и твёрдости согласных.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные

78-79

Мягкий знак (ь) на конце слова (4ч)

20

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Написание слов с ь

Уметь писать слова с мягким знаком

80-81

03.02

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

Письмо слов с  мягкими согласными на конце.

Уметь писать слова с мягкими согласными на конце

82-83

21

Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова.

Письмо слов с твёрдыми и  мягкими согласными на конце.

Уметь различать слова на данное правило

84-85

10.02

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Контрольное списывание «Кисель».

Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

Уметь различать слова на данное правило

90-91

СЛОВО.  Названия предметов (11ч)

22

Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что?

Знать правило. Уметь ставить вопросы к словам обозначающим предмет.

17.02

Названия частей предмета.

Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей

Уметь выделять части предметов.

23

Различение сходных предметов и их названий. Контрольное списывание по теме «Названия предметов».

Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное название. Списывание печатного текста с заданием.

Знать правила различения сходных предметов. Уметь правильно списывать текс.

24.02

Обобщающее слово для группы однородных предметов

Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, фрукты, посуда, мебель и т.д. вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию.

Уметь писать слова на данную орфограмму.

24

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Название предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета. Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос-носик, гриб – грибок.

Уметь писать слова на данную орфограмму.

03.03

Обобщающее  слово  для  группы однородных предметов.

Выписывание слов по группам отвечающих на вопросы что? кто?

Уметь ставить вопросы  к словам обозначающим предметы

25

Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

Называние одного или несколько одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?

Уметь писать слова на данную орфограмму

15.03

Слова отвечающие на вопросы что? кто?

Группировка слов обозначающих предметы и отвечающие на вопросы Кто? Что?

Уметь находить и записывать слова отвечающие на вопросы кто? Что?

26

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Написание заглавной  буквы в именах и фамилиях людей.

Уметь писать слова на данную орфограмму

29.03

Большая буква в кличках животных.

Написание заглавной буквы в кличках животных.

Уметь писать слова на данную орфограмму

27

Диктант по теме «Имена собственные».

Запись текста  под  диктовку.

Уметь писать под диктовку

05.04

Названия действий (7ч)

Названия действий, отвечающих на вопрос что делает?

Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает?

Уметь писать слова отвечающих на вопросы что делает?

28

Названия действий, отвечающих на вопрос что делают?

Называние действий предметов по вопросам что делает?

Уметь писать слова на данную орфограмму.

12.04

Подбор названий действий к названиям предметов.

Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подаёт).

Уметь писать слова на данную орфограмму.

30

Кто как передвигается?

Работа по тексту, написание словосочетаний

Уметь определять виды передвижения животных.

19.04

Слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?

Работа с текстом. Нахождение слов отвечающих на вопросы что делает? Что делают?

Уметь находить слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают?

Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

Упражнения в различении названий предметов и названий действий по вопросам.

Уметь писать слова на заданную тему.

32

Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие действия предметов».

Списывание печатного текста с заданием

Уметь правильно списывать текст.

28.04

Предлоги (4ч)

Работа над ошибками. Предлог как отдельное слово.

Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с.  Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли с полки и т.д.).

Уметь находить в тексте предлоги

33

Употребление предлогов в предложении.

Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.

Уметь употреблять предлоги в предложении.

05.05

Закрепление по теме «Предлоги». Диктант.

Написание текста под диктовку.

Уметь писать диктант.

34

Работа над ошибками. Выделение  непроверяемой гласной в словах. Написание родственных гласных  в словах.

Выполнение упражнений на пройденные темы

Чтение текста, написание ответов на вопросы, подчёркивание предлогов

Уметь находить и исправлять ошибки. Уметь правильно писать предлоги с другими словами.

17.05

Предложение

Выделение предложения из текста. Правила записи предложения.

Выделение предложения из текста, из речи по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»). Составление предложений по картинке, по теме. Обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).

Уметь различать предложение и текст. Знать правила записи предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с ОВЗ по математике 4 класс ( УМК " Школа России)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью . Математика . 1 класс

Адаптированная рабочая программа дл детей с умственной отсталостью....

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)

Адаптированная образовательная программа  1 класс, 2 класс (надомное обучение)  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...

Рабочая программа для детей с ОВЗ по математике 4 класс ( УМК " Школа России)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...