исследовательский проект ПРОПАВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
проект по русскому языку (4 класс) на тему
проект-исследование на конкурс ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelsk._prektischeznuvshbukvy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»
(исследовательская работа)
Автор: Ванина Диана, ученица 3 «А» класс
МБОУ « Гимназия № 11 г. Ельца»
Руководитель: Аникина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ « Гимназия № 11 г. Ельца»
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть.
2.Практическая часть.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
I.Введение.
Русская азбука – это начало начал великого русского языка. Может быть его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души.
Как видим, язык исполняет много важнейших функций, без которых не было бы настоящего образованного общества. Язык переносит в себе историю от предков до современников. Это бесценный дар, который передали нам наши великие предки – славяне.
На уроках русского языка мы знакомились с буквами древнеславянского алфавита, а на уроке окружающего мира изучали историю возникновения древнеславянской письменности. Рассматривая древнеславянский алфавит, я увидела , что буквы носили другие названия и их было больше, чем в современном алфавите. Мне стало интересно какие буквы утеряны и почему, поэтому я определила цель для своего исследования : выявить, где в современном русском языке можно обнаружить исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.
Объект исследования: алфавит русского языка.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- сравнить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита;
-выяснить причину исчезновения букв;
-рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
Методы:
- Изучить научную литературу по теме исследования ;
- Посмотреть научно познавательные фильмы по данной теме;
- Изучить источники в сети Интернет.
Гипотеза: Если буквы исчезли из русского алфавита, значит они не были важны .
Актуальность моего исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. Историю развития общества можно проследить в связи с историей развития его языка и наоборот: язык изучается в связи с изучением истории народа.
Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.
Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях, которые нашли отражение в их языке. Он оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
II. Основная часть.
1. Теоретическое исследование .
Недавно в учебнике русского языка я увидела рисунок с изображением букв древнеславянского алфавита. Я сосчитала их и обнаружила, что алфавит состоял из 49 букв, начертания большинства букв похожи на буквы современного алфавита, но названия они носили более сложные и явно имели смысл. Например буква А называлась « аз», Б-« буки», В – «веди», Г – « глаголь», Е- « есть», Ж- «живете», Л- «люди», М-« мыслите», Н –«наш», О- «он», П- « покой», С- « слово», Т –« твердо», Ф- « ферт» и так далее. Букв, которые сохранили свое написание в современном алфавите, я насчитала 29, хотя написание некоторых из них немного изменилось. Так, например, начертание букв Ц, Ч, Щ было немного другим, и назывались они «цы» , « червь», « шта», а вот для обозначения одного звука (з) служили два знака « зело» и « земля». Некоторые буквы полностью исчезли из современного алфавита, например, « омега», « ять», « юс малый». « юс большой», «юс малый йотированный», « юс большой йотированный», « кси», « пси», « фита», «ижица» и другие.
Я посмотрела научный документальный фильм о том, как на Руси появлялась письменность. Из фильма я узнала, что в истории древнерусского языка выделяются два периода: дописьменный – до X–XI вв. и письменный. Узнала, что существовали древние славянские алфавиты, которые носят названия глаголицы и кириллицы. Создание одного из них приписывают христианскому проповеднику IX в.Кириллу и все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора).
Мне стало интересно узнать, почему же буквы кириллицы носят такие странные для современного человека названия, и тогда я стала искать информацию в Интернете.
Я узнала, что русская азбука, которая была в обиходе вплоть до 1918 года, — это набор графических знаков, обозначающих смысловые ОБРАЗЫ (а не простые звуки). Знаки азбуки назывались «буквицы». Каждая буквица несла в себе отдельное смысловое понятие. Например: первая буквица русской азбуки « АЗ» передаёт звук [а] и имеет смысло-образ «я, человек, начало…»; буквица «Буки» передаёт звук [б] и несёт смысло-образ «Бог, быть, будет…». И так — все знаки русской азбуки
Самое интересное, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица, В – 2, Г – 3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100.
Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!».
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3.
Какой же смысловое значение несли исчезнувшие буквы? Рассмотрим на примере некоторых букв.
Зело – буква, которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно». Численным содержанием буквы Зело является шестерка.
Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна». Иногда в предложениях буква-слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край», «страна», «народ», «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Это число 7 – семь, семерка, седмица.
Иже – буква, смысл которой можно выразить словами «ежели», «если» и «когда». Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже: если и когда. Иже соответствует цифра 10.
Оукъ – еще одна буква в азбуке, которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У. Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон». Оукъ часто употреблялась в значении «указ», «скреплять», «законник», «указывать», «крепить» и т.д.
Ферт. Эта необычная буква-слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх, воздает славу вечности. Числовым значением Ферта является 500 – пятьсот.
Ять – это буква, к которой наиболее подходит синоним «принять». Ю [у] – буква скорби и печали. Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба.
Еще две интересные буквы старославянского алфавита Юс малый и Юс большой.
Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы», «оковы», «цепи», «узлы».
Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния.
Рассмотрев часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Кирилла к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы, зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания:
- Веди + Глаголь обозначает «ведай учение»;
- Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон».
Каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.
Изучив древнеславянскую азбуку, я смогла сделать вывод о том, что исчезнувшие буквы когда-то занимали равноправное положение среди других букв в алфавите
Причина исчезновения этих букв в том, что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.
Приведу пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:
Миръ – состояние без войны;
Міръ – вселенная;
Мїръ – община;
Мгро – благовонное масло;
Мǽръ – мера времени.
В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв. Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита "аз", "буки", "веди" и т.д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия "а", "бэ", "вэ" и т.д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка, поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.
В энциклопедии я прочитала , что самыми первыми исчезли «юс малый» и « юс большой». В 1718 году серьезно взялся за усовершенствование алфавита Петр 1, он упразднил буквы, которые обозначали одни и те же звуки. А вот следующие преобразования алфавит претерпел в 1917 году, и стал иметь современный вид.
Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов», обозначает не что иное как «начать с самого начала». Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я».
2. Практическая часть.
Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке. Я обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов: «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».
В Словаре русских пословиц Даля собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Вот, например, некоторые пословицы об исчезнувших буквах:
- Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
- Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
- Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
- У него ноги хером.
- Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.
- Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.
- Сделать на ять.
- У нея ротик фитою.
- От фиты подвело животы.
- Фита – школьный грамотей, дошлый писака.
- Фита не славна, а вещь она славна.
- Фита, ижица к розге ближится.
- Кси, пси с фитою пахнули сытою.
- Не суйся, ижица поперёк аза.
- Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
- От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.
- От аза до ижицы.
Каждая буква представляет собой набор определённых признаков: звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.
При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.
Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа.
Закончив свою работу, мне стало интересно, а другие дети знают о существовании утерянных букв?
Я провела анкетирование среди моих друзей по следующим вопросам:
- Знаете ли вы , что в древнеславянском алфавите было букв больше?
Результат : из 16 ребят- 5 человек знали об этом(31%), 11 человек не знали(69%).
- На сколько больше?
Результат: ребята предполагали разное количество, правильно никто не ответил(0%).
- Как вы думаете какой алфавит современный или древнерусский легче для употребления?
Результат: все ответили , что современный алфавит легче для употребления( 100%).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв. Проделав исследовательскую работу, я вижу, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка. Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.
Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык, что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа.
Вывод: Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась: буквы исчезли из русского алфавита, т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны.
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – Сборник в 2 томах. – М. : Русская книга, 1993. – 638с.
- Русинов, Н.Д. Древнерусский язык : учеб. пособие для студентов филологических и исторических спец. ун-тов и пед. ин-тов / Н.Д. Русинов. – М. : Высшая школа, 1977. – 207 с.
- Саблина, Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты / Н.П. Саблина. – М. : Русская книга, 1995. – 237с.
- Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. пособие для ист. фак. ун-тов / Н.Г. Самсонов. – М. : Высшая школа, 1973. – 295с.
- Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / Даль В.И. – М. : Терра , 1995.
- Успенский, Л.В. По закону буквы / Л.В. Успенский. – 2-е изд. – М. : Мол. гвардия, 1979. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".
В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль ...
Исследовательский проект "По страницам родного языка" учащаяся 3 А класса Крепешкова Наталья
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.Купри...
«Методическая разработка исследовательского проекта «Хлеб - святыня русской земли»»
В данной методической разработке представлен опыт моей работы по реализации проектной деятельности по теме «Хлеб – святыня русской земли»....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....