Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".
презентация к уроку (4 класс) по теме
В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".
Это актуальная тема в условиях реализации ФГОС.
Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Воспитание активной и успешной личности начинается в начальной школе. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Проектно-исследовательская деятельность позволяет включиться обучающемуся в успешное общение с целью поиска нужной информации, обработки её и представления результатов работы в коллективных или индивидуальных проектах.
Овладение коммуникативной компетентностью создаёт человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое название проекта Мы исследуем свой русский язык – Нам это интересно! Участники проекта: обучающиеся 4 класса, их родители, учитель. Срок реализации – полгода.
« Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан Экзюпери « Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» ( http://ru.wikipedia.org/wiki/). Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Овладение коммуникативной компетентностью создаёт человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью.
Проблема В современном мире нужны люди с высокой коммуникативной компетентностью, владеющие ситуацией, готовые проявить инициативу в общении или передать её партнёру, умеющие уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде. Язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду — говорящему — выражать свои мысли, а другому — воспринимающему — понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять своё поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка. Вывод: на уроках русского языка можно в большей мере сформировать коммуникативную компетентность через проектно-исследовательскую деятельность.
Актуальность Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых , т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Во-первых, она влияет на учебную успешность . Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе , в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости , одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения . В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Противоречия между темпом и содержанием происходящих изменений в окружающем мире и организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе; между требованиями, предъявляемыми к современным выпускникам, и уровнем школьной подготовки обучающихся; между методикой преподавания русского языка и новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС; между стремлением и желаниями обучающихся и их возможностями.
Новизна проекта В условиях реализации ФГОС формирование коммуникативной компетентности имеет огромную ценность, так как учит ребёнка в процессе общения исследовать, анализировать и применять полученную информацию в практической деятельности, занимать позицию активного участника на всех этапах : от момента постановки проблемы и цели до этапа представления и оценки результата личной или совместной деятельности. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Гипотеза: Если мы научимся грамотно общаться на уроках русского языка, то станем успешными людьми.
Цели: формирование коммуникативной компетентности младших школьников путём включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка; развитие у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях; развитие коммуникативных умений межличностного взаимодействия.
Задачи: проследить динамику продвижения учащихся в формировании коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность; исследовать слова различных частей речи и сделать определённые выводы о значимости слова, его силе в общении между людьми; научиться использовать полученную информацию в практической деятельности; разработать и реализовать с младшими школьниками творческие проекты на уроках русского языка.
Методологические основы исследования: Исследования В. М. Бехтерева. Работы Л. С. Выготского , С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Положительный опыт работы, основанный на уважении к личности ребёнка и направленный на воспитание активной и успешной личности, описан в трудах С. Т. Шацкого , А.С.Макаренко, Дж. Дьюи .
Коммуникативная компетентность как целостная система психических и поведенческих характеристик человека Компоненты
Проектно-исследовательская деятельность даёт уникальную возможность превратить активного творца пассивного созерцателя Характеризуется как личностно-ориентированная; обучающая взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающая умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующая навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающая целеустремлённость, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.
Технология опыта: организовать полезное и понятное общение на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность Общение Коммуникативная компетентность Орфографиче ская зоркость Пунктуационная грамотность Владение грамматической формой Обогащение словарного запаса Личностные особенности Мысль Проектно-исследовательская деятельность
Механизм реализации проекта: тематические занятия в рамках образовательной программы; мониторинг образовательного процесса; участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах; размещение творческих работ в проекте для одарённых детей «Алые паруса»; сотрудничество с родителями.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся научатся - выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения; организовывать взаимодействие в процессе совместной деятельности; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; определять недостающую информацию, находить её и работать с ней, интерпретировать её; представлять результаты работы в различных вариантах; - устанавливать межличностные отношения; анализировать личностные и деловые качества друг друга; видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы; - владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; - доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества. ОБЩЕНИЕ, РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
СФОРМИРУЮТСЯ Базовые виды коммуникативных УУД
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: обсуждение проекта с детьми и родителями, презентация тем будущего проекта учителем, формирование групп по интересам , поиск нужной информации ( ноябрь ). Заключительный этап: отчёт учащихся о проделанной работе , защита полученных результатов и выводов; оценка результатов, заполнение листа самооценки ; презентация педагогического проекта учителем (апрель-май). Основной этап: проведение занятий, анкетирование детей, работа в парах, группах , проведение своих исследований, выбор форм представления результатов ( декабрь – апрель).
Формы представления результатов исследования : Групповые творческие отчёты в виде презентаций «Части речи все важны, части речи все нужны!» , «Главный работник в языке – слово» , Имя существительное», «Имя прилагательное» , «О глаголе». Индивидуальные отчёты в виде сочинений, сообщений, стихов . Размещение творческих работ в проекте для одарённых детей «Алые паруса».
Результаты апробации экспериментальных материалов для оценки сформированности метапредметных действий в ходе проектной деятельности
В классе прослеживается доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение и понимание. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместных делах. Успехи или неудачи отдельных ребят вызывают сопереживание, участие всех одноклассников. В классе преобладает одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями. Ребята с уважением относятся к мнению друг друга. В трудные для одноклассников минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного».
Размещение творческих работ детей в проекте для одарённых детей «Алые паруса»
Выводы: Анализ результативности проекта показывает, что в младшем школьном возрасте необходимо формировать коммуникативную компетентность. На уроках русского языка в проектно-исследовательской деятельности это сделать успешнее. Данный проект обладает новизной, повышает эффективность образовательного процесса. Опыт свидетельствует о реалистичности проекта, важности, практической направленности и возможности его использования учителями других школ.
Используемая литература, информационные ресурсы Кравцова С.А. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения . – Тамбов: ТОИПКРО, 2012. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения. ( http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/ ) Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА ( http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ ) Концепция личности С. Л. Рубинштейна ( http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=211 ) И.М. Ларионова. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. ( http://do.gendocs.ru/ ) Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе ( http://student.zoomru.ru/ )
Участники проекта 4 «Б» класс, МБОУ Пичаевская СОШ
НАШ АДРЕС: Тамбовская область, Пичаевский район, село Пичаево, ул. Ленинская – 1, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа. Контактный телефон:8-475-54-2-78-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова
Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и всту...
Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...
Научно-практическая конференция "Самореализация учащихся через включение в деятельность на уроках русского языка и литературного чтения"
Теоретические и практические знания самореализации детей на уроках русского языка и литературного чтения....
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников
Выступление на районной научно-практической конференции "Компетентностный подход в обучении школьников: опыт, проблемы, перспективы"....
«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»
В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....
Формирование ИКТ компетентности через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников.
Речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых...