«Методическая разработка исследовательского проекта «Хлеб - святыня русской земли»»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Ширяева Елена Валерьевна

В данной методической разработке  представлен опыт моей работы   по реализации  проектной деятельности по теме  «Хлеб – святыня русской земли».

       Цель представления разработки – побудить педагогов к применению метода проектов в процессе обучения и воспитания младших школьников. Проект «Хлеб – святыня русской земли»  включен в систему мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников.  Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне..

Данный  проект – о значении хлеба в жизни людей, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. Тематический проект «Хлеб – святыня русской земли» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах.  А так же проект познакомит учащихся с историей возникновения хлеба, с русской культурой, с  тем, какое значение имел хлеб для наших предков. Этот  проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб. Работа по проекту поможет воспитать  в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Методический конкурс педагогов образовательных организаций Костромской области

Номинация:

«Исследовательский проект педагога, отражающий результаты эффективности своей педагогической деятельности»

Тема:

«Методическая разработка исследовательского проекта

«Хлеб -  святыня русской земли»»

                                                                                                              Не напрасно народ

                                                                                                             С давних пор и поныне
                                                                                                            Хлеб насущный зовет
                                                                                                           Самой первой святыней.

                                                                                                           (С. Михалков)

Автор: Ширяева Елена Валерьевна,

 учитель начальных классов.

                   

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………....3
  2. Паспорт проекта……………………………………………………………………...5
  3. Система действий учащихся и учителя на разных этапах проектной

      деятельности………………………………………………………………………….8

  1. Реализация проекта………………………………………………………………….10
  2. Сценарий презентации продукта проекта на школьной ученической

      научно-практической конференции…………………………...…………………..12

  1. Заключение……………………………………………………………. …………....19
  2. Приложения………………………………………………………………………….20
  3. Используемые ресурсы……………………………………………….......................34

1.Пояснительная записка

                                                                                   «Метод проектов –

это «от души  выполняемый замысел»».

В. Килпатрик

     Проект – специально организованный учителем и выполняемый  учащимися комплекс действий, где учащиеся могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственности за свой выбор и результат труда.

     Проект – создание творческого продукта. Проект в начальной школе – самостоятельная  работа учащихся под руководством учителя, при помощи родителей.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

      Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

      Одной из таких форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.

      Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих задач:

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Регулирование отношений в детском коллективе.
  • Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.
  • Повышение самооценки ребенка.
  • Развитие учебной мотивации
  • Углубление интереса к развитию личности  и многие др.

        В данной методической разработке  представлен опыт моей работы   по реализации  проектной деятельности по теме  «Хлеб – святыня русской земли».

       Цель представления разработки – побудить педагогов к применению метода проектов в процессе обучения и воспитания младших школьников.

       На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание. В нашей стране издревле относились к хлебу  по-особому. Хлеб -  источник жизни и символ труда. Хлеб это символ благополучия и  достатка в доме. Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании людей. И дети любят хлеб, и взрослые. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. С хлебом связано много традиций. Каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Это проявляется в бережном отношении к хлебу.

       Проект «Хлеб – святыня русской земли»  включен в систему мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников.  Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали  вернувшихся с войны родных. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Качество хлеба – качество всей нашей жизни.  

      Данный  проект – о значении хлеба в жизни людей, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. Тематический проект «Хлеб – святыня русской земли» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах.  А так же проект познакомит учащихся с историей возникновения хлеба, с русской культурой, с  тем, какое значение имел хлеб для наших предков. Этот  проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб. Работа по проекту поможет воспитать  в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.

2. Паспорт проекта

Основные положения

Описание проекта

1

Актуальность проекта

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.  Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. В воспитании младших школьников возникает важнейший вопрос получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы, знакомства с русскими народными традициями, формирования бережного отношения  и  уважения к хлебу и людям труда.

2

Проблема проекта

Как  выращивают и изготавливают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Как относились люди к хлебу в разные исторические времена?

3

Гипотеза

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

4

Цель проекта

Создание условий для формирования общечеловеческих ценностей (бережное отношение к хлебу, к труду людей), целостного  представления о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе, приобщения к истокам русской культуры детей младшего школьного возраста.

5

Задачи проведения проекта

1)Развитие   детской     самостоятельности, инициативы, творчества, любознательности, познавательных способностей, удовлетворение индивидуальных склонностей, интересов.

2)Развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

3)Развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, гуманного отношения к людям.

4)Формирование  интереса к  людям разных профессий,  развитие уважения к умелому человеку, стремление быть похожим на него.

4)Формирование реалистических представлений о природе.

5)Формирование у детей навыков проектно-исследовательской деятельности, проведение и обработка социологических опросов.

6)Совершенствование системы исследовательских действий.

7) Развитие ИКТ – компетентности.

6

Классификация проекта

1) Информационно-творческий (по виду деятельности;

 2)Монопроект (по предметному содержанию)

 3)Долгосрочный (по продолжительности)

4)Непосредственный,  гибкий (по характеру координации проекта);

5) Коллективно-групповой (по количеству участников)

7

Место проекта в образовательном процессе

Проект реализуется в программе обучения окружающему миру в 3 классе. 

 УМК «Школа России». Учебник для общеобразовательных организаций.

Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир.

3 класс.   Москва, «Просвещение» 2016 год.  Раздел «Мы и наше здоровье», тема «Наше питание» (учебник и рабочая тетрадь, часть 1).

В плане воспитательной работы   проект входит в организацию деятельности по направлениям - воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни.

8

Методы

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, альбомов,  фотографий, презентаций.  А так же поисковый, научный, рефлексивный.

9

Планируемые результаты

В результате работы над проектом обучающиеся смогут:

-назвать более 15 разновидностей хлебобулочных изделий;

- назвать какие зерновые произрастают на полях;

-описать процессы выращивания зерновых и приготовления хлебобулочных изделий;

-перечислить профессии людей, которые выращивают и изготавливают хлеб;

-узнать традиции русского народа, связанные с хлебом;

- назвать пословицы, загадки и стихи о хлебе;

-узнавать репродукции картин русских художников о хлебе;

-провести «виртуальную» экскурсию по полю (выращивание злаковых); на хлебозавод

(выпекание хлеба);

-создать с помощью взрослых презентации средствами Power Point; печатный альбом «Хлеб – святыня русской земли».

-приобрести навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;

-приобрести навык проведения и обработки опросов;

-приобрести навык исследовательской работы;

-приобрести способности, знания и умения, позволяющие обучающимся осмыслить свое место в мире,  задуматься о выборе ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий,  приобрести опыт самопознания.  

10

Универсальные учебные действия

-Личностные (развитие нравственных качеств, повышение мотивации учения, формирование моральных и нравственных норм поведения).

-Коммуникативные (построение общения в творческой группе, анкетирование обучающихся начальной школы, беседы с работниками столовой и их анкетирование,  презентация продукта проекта).

-Познавательные  (формирование умения находить  и систематизировать необходимый информационный материал).  

-Регулятивные (развитие умения строить работу над проектом по плану, умения корректировать и оценивать свою деятельность, достигать поставленной цели).

11

ЦОР

ИД, документ-камера, проектор, компьютер, принтер.

12

Продукты проекта

Печатный альбом "Хлеб – святыня русской земли", выставка рисунков «Хлеб – всему голова!» слайдовые презентации, обработанные данные социологических опросов.

13

Участники проекта  

Обучающиеся 3-б класса МОУ СОШ №1.

14

Руководитель проекта

Учитель начальных классов  МОУ СОШ №1 Ширяева Е.В.

3. Система действий учащихся и учителя на разных стадиях проектной деятельности

Этапы

Деятельность учителя и обучающихся

Время  выполнения

1 этап

Мотивационный (проблемно-целевой). 

Постановка детьми цели, проблемы и гипотезы.

1день

2 этап

Планирование деятельности по выполнению проекта (разработка сценария проекта).

Подготовка общего плана деятельности по разработке проекта. Проведение  мини-заседания школьников для формирования групп, определения  индивидуальных заданий.

2 день

3 этап

Информационно-операционный. 

Поисково-исследовательская работа. Работа над сбором материала.  Проведение работы по отбору информации.

3-10 день

4 этап

Рефлексивно – оценочный  (предварительная защита проекта).  Корректировка проекта.

11 день

5 этап

Работа над продуктом проекта (завершение оформления презентации,  альбома,  рисунки). Создание портфолио проекта.

12 – 19 день

6 этап

Защита проекта.  (Презентация  работы на ученической научно-практической конференции).

20 день

7 этап

Самоанализ проектной деятельности. Дети учатся анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

21 день

8 этап

Подведение итогов проектной деятельности в целом.

Рефлексия: учащиеся с помощью учителя оценивают свою работу. Отмечают собственный уровень достижения.

21 день

Роль учителя в процессе реализации проектной деятельности

Учитель является направляющим и стимулирующим звеном в ходе работы над проектом.  Он задает тон  будущей проектной деятельности в период предварительной работы. Педагог не должен непосредственно давать конкретные команды и задания по реализации проекта. Он может быть источником той или иной информации по теме проекта, помощником в выборе средств работы по поиску информации или изготовлении продукта проекта. Дети могут обратиться к педагогу в момент промежуточной рефлексии для оценки качества и объема создаваемого продукта проекта. Учитель является регулировщиком деятельности в затруднительных ситуациях, связанных с процессом взаимодействия обучающихся внутри рабочих групп. Педагог поддерживает и стимулирует  интерес обучающихся к теме и способам реализации проекта.

Наглядно  роль учителя можно проследить в следующей таблице:

 

Этапы

Ученик

Педагог

 Мотивационный (проблемно-целевой)  

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

 Планирование деятельности по выполнению проекта

(разработка сценария проекта)

Определение темы исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

Информационно-операционный 

Сбор материала. Создание презентации и публикации.

Координация работы.

Рефлексивно – оценочный.  

Предварительная защита проекта.  Корректировка  деятельности в группах, результата проекта.

Координация работы.

Защита проекта

Представление (презентация) проекта.

Координация работы.

Самоанализ проектной деятельности

Анализ положительных и отрицательных сторон своей деятельности.

Создание необходимых ситуаций для самоанализа, регулирование деятельности.

Подведение итогов проектной деятельности в целом

Рефлексия: учащиеся оценивают свою работу. Отмечают собственный уровень достижения.

 Координация работы.

 Анализ общей деятельности класса.

4. Реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность обучающихся (учитель-ученик, группа учащихся)

Самостоятельная деятельность в рабочих группах

Совместная деятельность с родителями

Социально-личностное развитие

(социализация,

труд)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Игра «Хлеб - батюшка».

Разработать правила обращения к хлебу.

Беседа «Хлеб терпение и уважение любит».

Изучение художественно-познавательной литературы на тему «История возникновения хлеба»,

 «Хлебные профессии», «Хлеб –святыня русской земли».

Составление алгоритма-

рассказа «Как на стол приходит хлеб», «Как раньше хлеб выращивали?»

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество)

Рассматривание иллюстраций И.Шишкина «Рожь»,  Г.Мясоедова «Косцы», К. Дацюк «Хлеб на столе» и других.

Конкурс рисунков «Хлеб - всему голова!»

Знакомство с узорами и орнаметами по растительной тематике. Оформление страничек альбома «Хлеб – святыня русской земли»

Подбор иллюстраций о хлебе.

Составление альбома «Хлеб – святыня русской земли».

Познавательно-речевое развитие

(коммуникативное  познание,

литературное чтение, ИКТ- образование)

Беседы и классные часы по темам: «Откуда хлеб  пришел»,  «Что было бы, если…», «Родственные слова», «Традиции русского народа», «Хлеб в военные годы», «Хлеб – святыня русской земли»

Чтение рассказов: В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая».

Изучение  научно-познавательной литературы о хлебе.

Составление рассказов о хлебе.

Рассматривание колосков, зерен.

Составление анкет для социологического опроса.

Проведение анкетирования детей начальной школы, заведующей школьной столовой. Подсчет результатов анкетирования.

Оформление презентации «Хлеб- святыня русской земли».

Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, иллюстраций,  пословиц,

стихов, песен о хлебе. Сбор необходимых фото-материалов для оформления печатного альбома.

Физическое развитие

(здоровье,

физическая культура)

Спортивно-воспитательное  развлечение «Хлеб – всему голова!».

Подвижные русские народные игры.

Рецепты кондитерских и хлебобулочных изделий, полезных для физического и умственного здоровья.

Необходимо отметить, что для оформления продукта проекта в печатном виде у обучающихся должны быть сформированы необходимые ИКТ-компетенции. Дети данного класса в предыдущие годы (в первом и втором классах) имели возможность изучать основы компьютерной грамотности и уже к началу 3 года обучения достаточно хорошо владеют программами Word  и Power Point.  Поэтому при оформлении продукта проекта им требовалась минимальная помощь учителя и родителей.      

5. Сценарий презентации продукта проекта на школьной ученической  научно- практической конференции

  1. Вступительное слово учителя:

С хлебом мы встречаемся каждый день.  Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Он всегда рядом с нами: от рождения до глубокой старости. Но, порой, кто-то забывает о его ценности. Ценить и беречь хлеб – значит уважать своих родителей, любить свою Родину.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.

Ребята нашего класса трудились над  исследовательским проектом «Хлеб – святыня русской земли». Они расскажут, как они работали, что узнали  и какой результат получили.

2.Выступление учащихся:

1 ученик:

Мы иногда наблюдали в школе  брошенный хлеб. Поэтому решили рассказать  ребятам  о ценности хлеба.

Мы поставили несколько главных вопросов:

 -Как  выращивают и изготавливают хлеб?

-Почему взрослые люди с большим уважением относятся к хлебу?

-Как относились люди к хлебу в разные исторические времена?

2 ученик:

Мы разделились на  три группы:

-Исследователи

-Корреспонденты

-Оформители

Исследователи искали информацию о том, как появился хлеб, как выращивают пшеницу и рожь, как выращивали хлеб в старинные времена, как пекут хлеб,  люди каких профессий трудятся для того, чтобы на наших столах каждый день был хлеб, какие традиции связаны с хлебом на Руси, как берегли хлеб в войну. Затем из накопленного материала составляли рассказы.

Корреспонденты проводили социологический опрос ребят начального звена о том, как они берегут хлеб, что делают с отстатками хлеба их родители, а так же беседовали с заведующей школьной столовой о хлебе, который привозится в школу и какой хлеб больше всего любят дети нашей школы. Группа корреспондентов так же выяснила, где изготовляют хлеб в нашем городе, сколько магазинов продают хлеб и, какой хлеб больше всего покупается.  

Оформители из накопленного материала составили альбом- презентацию о хлебе. Наши родители распечатали получившийся альбом.

Нашей конечной целью было оформить печатный альбом «Хлеб – святыня русской земли». Этим мы хотим показать всем людям, что важно ценить и уважать хлеб, уважать труд тех людей, которые его создают.  

  3 ученик:

Мы хотим показать вам наш альбом. Чтобы всем было хорошо видно, мы решили показать  его в виде презентации. После конференции можно будет прочитать и печатный вариант нашего альбома.

1 слайд

Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье  наше, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем!         (С. Погореловский)

2 слайд

15 тысяч лет назад люди заметили, что из одного зерна может вырасти  больше зерен и, что их можно есть. Спустя несколько столетий люди начали сажать зерна в землю и выращивать  пшеницу и ячмень. Люди ели эти зерна, смочив водой. Прошло еще много-много лет, когда человек научился делать хлеб  похожий на  наш нынешний.

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3 слайд

Существует легенда о том, как человек стал печь хлеб.

Это было давно, во времена каменного века. Однажды на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, люди смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной каши у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил людей печь хлеб.

4 слайд

Но даже спустя много лет  хлеб сажали и выпекали вручную. Тяжело было выращивать хлеб  крестьянам.  Вспахивали поле плугом. Сеяли пшеницу и рожь  руками. Косили вызревшие  колосья косой и или серпом.  На гумне отделяли зерна от стеблей - молотили. Перемалывали зерно  в муку на ветряной мельнице.  Пекли хлеб в русской печке.

5 слайд

Сейчас в  России хлеб выращивают почти во всех областях. Сегодня много за людей делают машины. Поля вспахивают тракторами, сеют пшеницу и рожь сеялками, убирают зрелые колосья комбайнами. Затем на механизированных мельницах зерно перемалывают в муку и везут на хлебозавод.

6 слайд

На хлебозаводах хлеб  выпекают тоже с помощью машин. Сначала замешивают тесто.  Тесто делают из муки, воды, соли, масла, сахара и дрожжей. Затем машина замешивает тесто, тесто «подходит» около 2 часов, затем выпекается в большой печи. После выпечки батоны и буханки  должны остыть. Только тогда их упаковывают в полиэтиленовые пакеты, на которых ставится дата изготовления.  Пекут хлеб круглосуточно. Срок годности  хлеба  не большой -  3 дня, поэтому хлеб сразу отправляют на хлебных машинах в магазины.

7 слайд

Чтобы изготовить 1 батон хлеба требуется 1200 зёрен.

Хлеб, который получается, очень полезен для человека.

Он состоит из следующих витаминов:

витамин B2, витамин B3, витамин B6, витамин E, витамин H, витамин PP,

и минералов:

холин, кальций, фосфор, цинк, медь, марганец, селен, молибден, ванадий, кремний, кобальт.

Почти половину всей энергии человек берёт из хлеба. В день необходимо съедать не менее 400 граммов хлеба, а людям  с тяжёлыми условиями труда – около 700 граммов.  Хлеб полезен для сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной системы человека.

8 слайд

Профессии, связанные с выращиванием и изготовлением хлеба:

 В поле трудятся: хлебороб, механизатор, агроном, комбайнер, тракторист,

На мельнице: мельник,

На хлебозаводе: пекарь, тестовод, формовщик, упаковщик,

Помогают им: шофер, грузчик, наладчик оборудования, электрик, водопроводчик, экономист, бухгалтер, химик-лаборант, а так же животноводы и растениеводы.  Продают хлеб продавцы.          

Сценка (действие происходит дома у Пети)

Участники: Мама, Петя, Иван Иванович.

1 ученица: Мама

2 ученик:   Иван Иванович

3 ученик:  Петя  

      (Стук в дверь, открывает мама.  Заходит Иван Иванович)

Мама: - Здравствуйте, Иван Иванович!

Иван Иванович: -Добрый день, соседи. Это из вашего окна выбросили? (показывает кусочек хлеба).

Мама:- Петя, подойди сюда! Не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Ивановичем.

Иван Иванович: - Передо мной извиняться не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.

Петя: - Как это?

Иван Иванович: - А вот так . Садись и слушай.

Мама:- Недаром  в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо 4 силы: солнце, дождь, земля и великий честный труд.

Иван Иванович: - Ведь не сразу стали зёрна,

                        Хлебом тем, что на столе.

                       Люди долго и упорно

                        Потрудились на земле!

Мама: Петя разве ты не знаешь, как выращивают хлеб? (показывает Пете альбом о хлебе).

Петя: Нам рассказывала Мария Николаевна в школе. (Загибает пальцы и считает).  Это хлеборобы, пекари, комбайнеры, трактористы, агрономы.

Мама: Верно. А еще механизаторы, шофёры, грузчики, формовщики, тестоводы, упаковщики, и еще много-много других профессий.

Иван Иванович:  -Вот сколько человек ты обидел.

Петя: -  Я больше никогда хлеб не буду выкидывать. Я его буду беречь. Извините меня за мое  плохое отношение к хлебу.

9 слайд

Были в истории нашей страны тяжелые годы. Началась война. В годы Великой Отечественной войны хлеба не хватало.  Сажать и сеять хлеб было некому – все мужчины уходили на фронт.  В колхозах трудились женщины и дети. Хлеб пекли из жмыхов овсяной муки, а ещё добавляли лебеду и гидроцеллюлозу (мелкие опилки), хвою, кору деревьев, картофель. Был  и так называемый свекольный хлеб. Он по виду был совсем не похож на тот, который мы сейчас видим на своем столе.

И все равно и такой хлеб люди  очень берегли.

В блокадном Ленинграде на день выдавалось 125 граммов хлеба, и больше никакой еды не было. Взрослые старались отдать свой хлеб детям.  За годы блокады в Ленинграде от  голода погибло более 600 тысяч человек.

4 ученик

Я вспоминаю хлеб блокадных лет

Который в детском доме нам давали

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали,

Хлеб был  с мякиною, мокухой и ботвой,

С корой. Колючий, так, что режет десна.

На праздник, очень редко – чистый просто.       ( Лидия Хямелина)

10 слайд

3 ученик:

Очень много с хлебом связано традиций на Руси. Встречали гостей, благословляли  молодоженов на брак с хлебом-солью, хлеб обязательно стоял в доме перед иконой, как святыня, если люди преломили кусок хлеба, то они считались  друзьями на всю жизнь, самым большим грехом считается наступить даже на крошечку хлеба.

Народная мудрость говорит о хлебе так: (перекличка выступающих ребят – каждый задорно говорит по одной пословице):

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Землю уважай - она даст урожай.

Глубже пахать - больше хлеба иметь.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Хлеб всему голова!

11 слайд

Хлеб на Руси всегда почитался святыней. Хлеб – благодать Божья!

Соблюдать свод хлебных правил – быть в достатке и жить без бед. Пекли хлеб в каждой избе, приговаривая: «Печка-матушка, прикрой мой хлеб, испеки по-хорошему». Выпекание хлеба нужно было делать, благословясь. Муку и тесто перед выпеканием крестили. Выбрасывать хлеб считалось тяжким, непростительным грехом. Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеяться. Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. Хлебных мастеров уважали. Рецепт приготовления держался  в секрете от чужих людей.

Калачи и пироги приготовлялись мастерами лишь по особенным праздничкам. Для них употребляли лишь особую муку и наиболее аппетитные внутренности. Излюбленными были пища с медом и маком. Куличи освещались в церкви и съедались  с молитвой только в светлое Христово Воскресенье.                  

12 - 14 слайды

Русский народ любил сочинять и загадки о хлебе (участникам конференции задаются 1-2 загадки).  

Хлеб воспевали в своих трудах поэты, художники, музыканты. Мы узнали о работах таких художников, как И. Шишкин. Вот его картина «Рожь» - очень теплая, светлая. Работа Г. Мясоедова «Косцы» наполнена людским трудом, она показывает силу и радость людей труда. А вот картина К. Дацюк «Хлеб на столе». Здесь мы видим, что в традиции русского  народа употреблять в пищу вместе с хлебом и молоко, и овощи. Картина очень домашняя и добрая.  Так и хочется попробовать кусочек  душистого деревенского хлеба. О хлебе сложено немало песен. В одной из них поется:

«Ты запомни, сынок,

Золотые слова:

Хлеб всему голова!

Хлеб всему голова!»

(звучит фрагмент песни «Баллада о хлебе» - слова В. Балачана, музыка Н.Кудрина)

15 слайд

Сегодня  в нашей стране выращивают больше 100 млн. тонн зерна в год. Известно более 700 видов хлебобулочных изделий.  Только в  нашем городе хлеб продают больше 15 торговых магазинов и ларьков. Привозят хлеб  и с нашего Нерехтского  хлебозавода, и с хлебозаводов  городов Ярославля  и  Иванова.

16 слайд

Наши корреспонденты узнали о видах хлеба, который продается в нашем городе:

1. Хлеб белый (буханка)

2. Хлеб ржаной

3. Батон горчичный

4. Батон  нарезной

5. Бородинский

6. Булочки

7. Плетенка

8. Бублики

9. Баранки

10. Ватрушки

11. Пирожки

12. Калач

13. Кексы

14. Коржи

15. Пряники

В хлебных ларьках и магазинах продаются более 50 наименований хлебобулочных изделий. Корреспонденты нашего класса выяснили, что нерехтчане больше всего любят хлеб своего Нерехтского хлебозавода -  пшеничный нарезной. Его продают прямо из печи еще горячим.

17 слайд

Повара нашей школы утверждают, что все, кто питается в столовой, любят  пшеничный нарезной хлеб. Дети больше всего любят есть хлеб с первыми блюдами, салатами и бутерброды с хлебом. Остатки хлеба в столовой мелко перемалывают и добавляют в котлеты.

18 слайд

В ходе работы над проектом, выяснилось, что у учащейся нашего класса Наумовой Алёны дедушка был  первым директором «ООО Нерехтахлебопродукт».  Алена поговорила с ним и выяснила, что «ООО Нерехтахлебопродукт» основан в 2000 году на месте старого хлебозавода  и имеет с 2003 года бронзовую и много золотых медалей за качество выпускаемой продукции. А медали работники завода  получали на всероссийской выставке в Москве «Золотая осень». Анатолий Константинович рассказал о процессе изготовления хлеба и пожелал ребятам класса беречь хлеб.

19 слайд

Без хлеба за обедом не могут обойтись 89  учащихся  начального звена из 200, многие дают вторую жизнь хлебу. Так большинство ребят -144, утверждают, что их родители делают сухари из остатков хлеба, а так же квас, и многие ребята хлебные корочки отдают птицам и животным (129 детей).

А еще мы подсчитали, что  если  в нашей школе каждый человек за один день не доест и выбросит  50 граммов  хлеба (показывает кусочек весом 50 граммов), это составит по школе 10 килограммов,  то есть около 200 буханок хлеба останутся выброшенными. А хлеб выбрасывать нельзя!

Мы призываем вас любить и уважать хлеб так, как любим его мы!

20 слайд

(Итоги конкурса рисунков о хлебе – лучшие рисунки учащихся 3-б класса).

21 слайд

4 ученик

- Берегите, дети, хлеб,
Не выбрасывайте,-
Говорил нам часто дед,
Ох, неласково.
- Даже если упадёт –
Поднимите,
Каждой крошечке – почёт 
Окажите.
Непростая хлеб еда – он 
Святой,
Это вам не ерунда – хлеб – 
Герой.
Он от смерти нас спасал
В тяжкий час,
Волю к жизни возвращал
Много раз.
Помню, как во времена
Лихой беды,
Хлеб пекли из лебеды
И воды,
Вместо соли подмешав 
В него - слезы,
Кто отведал этот хлеб, тот 
Окреп,
Встал стеною для отважных
Побед,
Одолеем мы врага с ним
Всегда!
Непростая хлеб еда -
Божий дар,
Силу солнца и земли хлеб
Вобрал.  
                                     (Е Красавина)

22 слайд

Выводы социологического опроса:

Большая часть ребят нашей школы бережно относится к хлебу.  Но

все-таки  7 детей  начальной школы когда-либо выбрасывали хлеб. Чтобы обратить внимание наших учеников на проблему бережного отношения к хлебу, предлагаем:
-проводить беседы и праздники о значении хлеба для здоровья человека;
-участвовать в конкурсах сочинений, рисунков, связанных с профессиями людей, изготавливающими хлеб;

-ходить на экскурсии  на хлебозавод;
-выпускать памятки,  книжки-малышки и газеты о правильном отношении к хлебу.

Ребята нашего класса отметили, что им было очень интересно работать над проектом и благодарят всех за помощь.
Спасибо за внимание!

6.Заключение

       Применение метода проектов в процессе обучения дает особые преимущества в развитии и воспитании младших школьников:

  • стимулирование активности учащихся в процессе   обучения предмету;
  • сплочение детского коллектива, развитие  коммуникабельности;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся позволяет привлечь к работе всех обучающихся класса;
  • формирование чувства  ответственности за результат  совместной работы;
  • выявление  и развитие  творческих возможностей и способностей учащихся:
  • формирование самооценки обучающихся, умение ответить на такие вопросы, как  «на что я способен? где могу применить свои знания?  чему надо еще научиться?»

    В процессе работы над данным проектом учащиеся класса взаимодействовали со многими участниками социума: родители, учащиеся начальных классов, работники школы, работники магазинов, библиотекари, учителя начальных классов. Это был огромный опыт формирования  жизненных норм поведения и общения с людьми. На этапе самооценки и подведения итогов работы над проектом большинство ребят класса отметили, что самым интересным моментом в их деятельности был сбор информации у окружающих людей.  Дети с большим пониманием  отнеслись к полученным сведениям, старались объяснить мотивы поступков людей. Они были удивлены, что на их просьбы отзывались многие ребята и взрослые и благодарны всем, кто принимал участие в социологических опросах.  

      В процессе работы над проектом в совместную деятельность включаются, как правило, и родители детей. Следовательно, метод проектов решает и такую важную задачу,  как развитие взаимопонимания в семье, формирование правильных взаимоотношений между детьми и родителями. А это залог успешности не только в обучении, но и в дальнейшей жизни ребят.

Подобные проекты очень важно проводить в каждом классе, на разных этапах обучения детей младшего школьного возраста.

     Считаю, что  данная методическая  разработка будет интересна и полезна  учителям начальных классов, а так же организаторам воспитательной работы школы, что  повысит мотивацию педагогов по применению проектного  метода в обучении младших школьников.

Разработка прошла внешнюю экспертизу на педагогических сайтах: kopilkaurokov.ru и  Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков. рф». Получены сертификаты о публикации методической разработки и положительные отзывы педагогов.

7. Приложения

Приложение 1 

Планирование работы над проектом

Исследователи:

1.История возникновения хлеба.

2. Как выращивают пшеницу, рожь.

3. Процесс изготовления хлеба на заводе.

4. Традиции, связанные с хлебом на Руси.

5. Пословицы, поговорки, стихи, песни о хлебе, картины художников.

6. Хлеб на войне. Ценность хлеба.

7. Польза хлеба. Витаминный состав.

Корреспонденты:

  1. Хлеб в нашем городе (фото хлебозавода и  магазинов или ларьков по продаже хлеба, опрос продавцов о видах продукции).
  2. Опрос учащихся школы №1 (о ценности хлеба в их жизни и использовании ими хлеба в пище).
  3. Опрос работников школьной столовой о видах и количестве потребляемого хлеба детьми школы, о бережном отношении детей и взрослых к хлебу.
  4. Интервью родителей, работающих на предприятиях города.

Оформители:

  1. Оформление  электронной презентации «Хлеб – святыня русской земли».
  2. Выбор работ  учащихся класса с выставки рисунков  о хлебе для  вставки  их в альбом.
  3. Распечатка альбома (родители).

Выступающие ( 1-2 учащихся от группы, артисты, занятые в сценке ):

Презентация проекта на школьной  ученической научно-практической конференции.

Самоанализ проектной деятельности

План

  1. Каждая  рабочая группа  анализирует положительные отрицательные моменты в работе над проектом.
  2. Каждая группа вносит предложения по улучшению работы по проекту в дальнейшем.
  3. Вырабатываются общие рекомендации по работе над проектом для учащихся всего класса.  

Подведение итогов проектной деятельности в целом

План

  1. Каждая рабочая группа оценивает результаты своей деятельности
  2. Учитель дает оценку деятельности каждой рабочей группы
  3. Учитель дает рекомендации по улучшению результата продукта проекта в дальнейшем.
  4. Обучающиеся класса совместно с учителем оценивают общую

            работу класса и продукт проекта.

  1. Награждение  участников проекта грамотами и дипломами.

Анкета для самоанализа деятельности в рабочей группе

Вопрос

Ответ  

1

Оцени деятельность в проекте твоей рабочей  группы

2

Что больше всего удалось?

____________________________

____________________________

_____________________________

3

Кто в рабочей группе был самым активным?

4

Кто в рабочей группе лучше  других ребят справился с заданием?

5

Оцени свою деятельность

6

Что надо исправить в будущем в работе над проектом?

____________________________

____________________________

____________________________

Приложение 2

Анкета социального проса учащихся начальных классов

Ребята мы работаем над проектом и будем  с вами говорить о хлебе. Пожалуйста, ответьте честно на наши вопросы.

1.Какой хлеб вы любите?

Ржаной _____________________________________________

Пшеничный _________________________________________

2. С чем вы любите кушать хлеб?

а) С первыми блюдами (суп, борщ)______________________

б)Со вторыми блюдами (пюре, макароны, рис)____________

в)С салатами ________________________________________

г)Бутерброды________________________________________

3.Съедаете ли вы хлеб в школьной столовой за обедом?

Да_________________________________________________

Нет________________________________________________

4.Могли бы вы обойтись без хлеба за столом?

Да_________________________________________________

Нет________________________________________________

5. Что вы делаете с остатками хлеба?

а)Делаем сухари____________________________________

б)Отдаем птицам или животным______________________

в)Делаем квас______________________________________

г)Выбрасываем_____________________________________

6. Надо ли беречь хлеб?

Да________________________________________________

Нет_______________________________________________

Спасибо!

Мы хотим вам  напомнить о  бережном отношении к хлебу:

Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей!
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!

Анкета для  социального опроса работников школьной столовой

  1. Какой хлеб привозится в школьную столовую?________________

____________________________________________________________

  1. Какой хлеб любят  есть дети нашей школы больше всего? (какого меньше остается на столах)______________________________________
  2. Часто ли вы видите брошенный на столе или на полу в столовой хлеб?___________________________________________________________
  3. Замечали ли Вы, какие классы меньше берегут хлеб? (начальные, средние, старшие)________________________________________________
  4. Что вы делаете с остатками хлеба в столовой?___________________
  5. Какое количество хлеба привозится ежедневно в школу?__________

Спасибо! Желаем Вам успехов в работе!

Приложение 3

Отчет  групп детей по теме проекта  

Отчет исследователей

Исследователи: Паутова Алёна, Градусов Артём, Васенин Матвей, Смирнова Екатерина, Кириллов Иван, Кострова Евдокия, Бурцева Вероника, Румянцев Артем.

История возникновения хлеба

15 тысяч лет назад люди заметили, что из одного зерна может вырасти  больше зерен и, что их можно есть. Спустя несколько столетий люди начали сажать зерна в землю и выращивать  пшеницу и ячмень. Люди ели эти зерна, смочив водой. Прошло еще много-много лет, когда человек научился делать хлеб  похожий на  наш нынешний.

Легенда о хлебе

Существует легенда о том, как человек стал печь хлеб.

Это было давно, во времена каменного века. Однажды на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, люди смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной каши у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил людей печь хлеб.

Как выращивали хлеб в старину?

Но даже спустя много лет  хлеб сажали и выпекали вручную. Тяжело было выращивать хлеб  крестьянам. Все делали вручную. И пахали, и сажали, и молотили, и пекли.

Выращивание хлеба в наше время

Сейчас в  России хлеб выращивают почти во всех областях. Сегодня много за людей делают машины. Поля вспахивают тракторами, сеют пшеницу и рожь сеялками, убирают зрелые колосья комбайнами. Затем на механизированных мельницах зерно перемалывают в муку и везут на хлебозавод.

Как пекут хлеб на хлебозаводе

На хлебозаводах хлеб  выпекают тоже с помощью машин. Сначала замешивают тесто.  Тесто делают из муки, воды, соли, масла, сахара и дрожжей. Затем машина замешивает тесто, тесто «подходит» около 2 часов, затем выпекается в большой печи. После выпечки батоны и буханки  должны остыть. Только тогда их упаковывают в полиэтиленовые пакеты, на которых ставится дата изготовления.  Срок годности  хлеба  не большой -  3 дня, поэтому хлеб сразу отправляют на хлебных машинах в магазины.

Витаминный состав  и польза хлеба

Чтобы изготовить 1 батон хлеба требуется 1200 зёрен.

Хлеб, который получается, очень полезен для человека.

Он состоит из многих витаминов.

 Хлеб полезен для сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной системы человека.

Кто выращивает хлеб?

Мы узнали, что причастны к изготовлению хлеба люди почти всех профессий.   В поле трудятся: хлебороб, механизатор, агроном, комбайнер, тракторист, на мельнице: мельник, на хлебозаводе: пекарь, тестовод, формовщик, упаковщик, Помогают им - шофер, грузчик, наладчик оборудования, электрик, водопроводчик, экономист, бухгалтер, химик-лаборант, а так же животноводы и растениеводы.  Продают хлеб продавцы. Но всех их учит учитель, помогает сохранять здоровье врач. Чтобы им хорошо жилось, дома делает строитель. И так можно много продолжать.

 Сегодня  в нашей стране выращивают больше 100 млн. тонн зерна в год. Известно более 700 видов хлебобулочных изделий.    

  Как выращивали и берегли хлеб в Великую Отечественную войну?

Тяжело доставался хлеб в годы Великой Отечественной войны. Хлеба не хватало, сеять его было некому.  Все уходили защищать Родину на фронт. Хлеб выращивали и пекли женщины и дети. Состав хлеба очень отличался от нынешнего.  Он по виду был совсем не похож на тот, который мы сейчас видим на своем столе. Хлеб пекли из жмыхов овсяной муки, а ещё добавляли лебеду и  мелкие опилки, хвою, кору деревьев, картофель. Был и свекольный хлеб. И все равно и такой хлеб люди  очень берегли.

В блокадном Ленинграде на день выдавалось 125 граммов хлеба, и больше никакой еды не было. Взрослые старались отдать свой хлеб детям.  За годы блокады в Ленинграде от  голода погибло более 600 тысяч человек.

Так повелось на Руси (традиции, связанные с хлебом)

Очень много с хлебом связано традиций на Руси. Встречали гостей хлебом-солью, если люди преломили кусок хлеба, то они считались  друзьями на всю жизнь, самым большим грехом считается наступить даже на крошечку хлеба.

Народная мудрость о хлебе:

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Хлеб всему голова!

«Хлебные правила»

Хлеб на Руси всегда почитался святыней. Хлеб – благодать Божья!

Соблюдать свод хлебных правил – быть в достатке и жить без бед.

Пекли хлеб в каждой избе приговаривая «Печка-матушка, прикрой мой хлеб, испеки по хорошему». Выпекание хлеба нужно было делать, благословясь. Муку и тесто перед выпеканием крестили.

Выбрасывать хлеб считалось тяжким, непростительным грехом.

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. Верхней коркой вниз положить – святотатство совершить. Калачи и пироги приготовлялись мастерами лишь по особенным праздничкам.  Куличи – особый хлеб. Христиане его считают телом Христа. Кулич должен быть освящен в церкви и съеден только в светлое Христово Воскресенье.  

Стихи о хлебе

Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье  наше, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем!         (С. Погореловский)

***

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

***

Я вспоминаю хлеб блокадных лет

Который в детском доме нам давали

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали,

Хлеб был  с мякиною, мокухой и ботвой,

С корой. Колючий, так, что режет десна.

На праздник, очень редко – чистый просто.       ( Лидия Хямелина)

***

- Берегите, дети, хлеб,
Не выбрасывайте,-
Говорил нам часто дед,
Ох, неласково.
- Даже если упадёт –
Поднимите,
Каждой крошечке – почёт 
Окажите.
Непростая хлеб еда – он 
Святой,
Это вам не ерунда – хлеб – 
Герой.
Он от смерти нас спасал
В тяжкий час,
Волю к жизни возвращал
Много раз.
Помню, как во времена
Лихой беды,
Хлеб пекли из лебеды
И воды,
Вместо соли подмешав 
В него - слезы,
Кто отведал этот хлеб, тот 
Окреп,
Встал стеною для отважных
Побед,
Одолеем мы врага с ним
Всегда!
Непростая хлеб еда -
Божий дар,
Силу солнца и земли хлеб
Вобрал.                                        (Е. Красавина)

***

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной…

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы – люди!

 Научитесь хлеб беречь».       (Н Тихонов)

Пословицы и поговорки о хлебе

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Землю уважай - она даст урожай.

Глубже пахать - больше хлеба иметь.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Хлеб бросать — труд не уважать.

Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

Чужой хлеб слаще калача.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.

Чужой хлеб вкусен.

Человек хлебом живет, а не промыслом.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлебушко — калачу дедушка.

Хлебу — мера, деньгам — счет.

Хлеб-соль платежом красна.

Хлеб-соль не бранит.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

Хлеб-соль ешь, а правду говори.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлебом люди не шутят.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Хлеба нет, так и друзей не бывало.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб с водою, да пирог с лихвою.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.

Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.

Хлеб да вода — здоровая еда.

Хлеб греет, не шуба.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб всему голова.

Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.

Хлеб в человеке - воин.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб бросать - труд не уважать.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб — кормилец.

Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

Хлеб — батюшка, вода — матушка.

У хлеба не без крох.

У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Родится роток – родится и кусок. 

Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.

Ржаной хлеб всему голова.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Временами и ломоть за целый хлеб.

Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба нет обеда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба живот никогда не живет.

Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба — смерть, без соли — смех.

Без хлеба — половина обеда.

Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Баловством хлеба не добудешь.

Загадки о хлебе

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый ... .

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. 
(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает 
(Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб)

Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. 
(Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, Охраняло, берегло! 
(Хлеб)

Художники о хлебе

И. Шишкин. «Рожь»                                                Г. Мясоедов. «Косцы»

               

К.Дацюк. «Хлеб на столе»                                        К. Дацюк. «Деревенский натюрморт»

                        дерев натюр                     

Песня о хлебе

«Баллада о хлебе («Хлеб всему голова!»)

Музыка: Н. Кудрин, слова: В. Балачан.

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась -
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нёс боец по земле
Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.  (Аудиозапись песни прилагается)

Отчет корреспондентов

Корреспонденты: Копненков Саша, Семенова Вика, Евграфова Ксения, Привезенцева Дарья, Путова Настя, Зорихин Серёжа, Дейнеко Артём, Наумова Алена. 

1.Опрос работников магазинов нашего города:

В  нашем городе хлеб продают больше 18 торговых магазинов и ларьков. Привозят хлеб  и с нашего Нерехтского  хлебозавода, и с хлебозаводов других городов: Иванова, Ярославля.

В хлебных ларьках и магазинах продаются более 50 наименований хлебобулочных изделий. Нерехтчане больше всего любят хлеб своего Нерехтского хлебозавода -  пшеничный нарезной. Его продают  еще горячим (фото магазинов и хлебной продукции прилагаются.

2.Опрос заведующей столовой Загулиной И.В.

Дети и взрослые, кто питается в столовой, любят  пшеничный нарезной хлеб. Дети больше всего любят есть хлеб с первыми блюдами, салатами и бутерброды с хлебом. Остатки хлеба в столовой мелко перемалывают и добавляют в котлеты (фото, анкета и подсчеты прилагаются).

3.Без хлеба за обедом не могут обойтись 89  детей из 200 детей начального звена школы,  1244 человек утверждает, что их родители делают сухари из остатков хлеба, а так же квас, и многие ребята хлебные корочки отдают птицам и животным - 129.   Семь детей  начального звена когда-либо выбрасывали хлеб (фото и итоги анкетирования прилагаются).

4. Интервью   с  первым директором ООО «Нерехтахлебопродукт» Наумовым Анатолием Константиновичем), дедушкой ученицы 3-б класса Наумовой Алены:

Вопрос: Итак, первый вопрос, что нового и интересного стали выпускать на хлебокомбинате при вашем руководстве.

Ответ: Самыми удачными маркетинговыми разработками получились два вида продукции – это круглый хлеб «Дарницкий», но и, разумеется, батон «Горчичный».

Вопрос: Расскажите о первой награде, полученной за вашу продукцию.

Ответ:  В те годы пришлось нелегко всем на предприятии. Приходилось искать новые подходы в работе, менять оборудование, переучиваться.

 В Москве на всероссийской выставке «Золотая осень» был выставлен хлеб «Дарницкий». По результатам конкурсной комиссии в 2003 году комбинат был удостоен первой награды – бронзовая медаль  за качество выпускаемой продукции. В дальнейшем при участии в выставках получали только золотые медали и первые места. Но в памяти самая дорогая медаль – это первая.

Вопрос: Скажите, какие виды продукции были у горожан самыми популярными.

Ответ: Самые ходовые наименования были: дарницкий, горчичный, подмосковный, нарезной ну и, конечно, самый любимый всеми нерехтчанами чайный батон.

Вопрос: Нам очень интересна процедура создания хлеба.

Ответ: Все начинается с муки - её просеивают, в дёжах делают опару, когда она подойдет, выкладывают в смеситель добавляют ещё муку, соль, сахар, воду - все согласно рецептуре. В смесителе готовиться тесто для выпекания. Затем готовое тесто попадает  в специальный агрегат, который называется делитель, что бы заготовки были определенного веса и в раскатку, что бы предать форму изделия. После этого пекарь раскладывает на противни и делает нарезки ножом, чтобы знать наименование продукции. Далее пекарь направляет в растойный шкаф, что бы тесто поднялось и только после этого заготовки направляются в духовой шкаф для окончательной выпечки. Такова процедура получения хлеба. Это труд многих людей. Выпеченная продукция отправляется на склад готовой продукции, где происходит упаковка с соответствующей маркировкой о названии продукции и дате изготовления. Упакованный хлеб раскладывается по лоткам (от 12 до 18 штук) и спецтранспортом развозиться в торговую сеть к окончательному потребителю.

Вопрос: А какие виды продукции выпускаются на комбинате в целом?

Ответ: На 2010 год на хлебокомбинате выпускались более 50 видов различной продукции. Кроме ржаного и сортового хлеба выпускается большое разнообразие мелкоштучной продукции. Таким примером может служить сдоба венская, коржи, булочки, пирожки, рогалик с повидлом, корзиночка, кекс, сувенирный пряник. Данные изделия пользуются большой популярностью у гостей города. Так же на праздник святой Пасхи выпекаются пасхальные куличи.

Вопрос: В какое время суток ведется выпечка хлеба.

Ответ: Работа идет в круглосуточном режиме и днем и ночью, без выходных и праздников.

Желаю вам, ребята бережно и уважительно относиться к хлебу всю свою жизнь (фото к интервью прилагается).

Отчет оформителей

Оформители: Кондакова Анастасия, Пискарев Вадим, Дейнеко Артём, Послененко Никита, Быков Алеша, Дыдоров Саша, Усов Андрей, Шавитова Алина.

Отчет оформителей представлен в презентации «Хлеб – святыня русской земли» (прилагается)

Приложение 4

Продукт проекта:

В приложении 4 представлены детские работы:

  1. Анкеты социального опроса
  2.       Альбом «Хлеб – святыня русской земли»  
  3. Презентация «Хлеб – святыня русской земли» прилагается в электронном виде.

Так же представлены анкеты самоанализа обучающихся, заполняемые на последнем этапе подведения итогов проектной деятельности.  

Презентация  методической разработки и результаты проектной деятельности учащихся  прилагаются.

8.Использованные ресурсы

1 http://bd.fom.ru/report/cat/val _/dd063234 ФОМ>Хлеб
2.
http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html  Хлеб мира и войны
3.http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html  История возникновения хлеба
 и хлебопекарного производства
4.
http://mults.spb.ru/mults/?id=1836 .  Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»

5.http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
6.
http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677  Хлеб.  История
7.
http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
8.
http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
9.
http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
10.
http://www.hlebushek.info/posl.php  О хлебе
11.
http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
12.http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1  Хлеб. Энциклопедия символов
13. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» / М.: Изд-во «ОлмаМедия групп», 2008. – 72 с.
14. Езушина Е.В. Азбука правильного питания / Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008. – 171 с.
15. Мария Лемнис. В ставропольской кухне / Изд-во «Интерпресс».
16. Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. –7-8с 17. Эвенштейн З.М. Популярная диетология / М.: Изд-во «Экономика», 1990. – 316 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx CatalogId=959;

19. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

Учебно-методическая разработка "Исследовательские работы и проекты в начальной школе"

Данная методическая разработка поможет ученикам начальной школы  в выборе темы исследовательской работы или проекта и оформлении работы....

Детский исследовательский проект "Хлеб -всему голова!"

Актуальность: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – вс...

Методическая разработка урока "Паломничества и святыни" (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Методическая разработка (технологическая карта) урока "Паломничества и святыни"...

Методическая разработка урока в 4 классе "Сокровища Земли под охраной человечества"

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе...