Конспект урока по русскому языку на тему : "Орфограммы в корнях слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Орфограммы в корнях слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogrammy_v_kornyah_slova.docx | 36.77 КБ |
orfogrammy_v_kornyah_slova.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 26.02.2016г. Учитель школы: Пискунова И.
Класс: 4-6 Методист: Кондратьева И.И
Кабинет: 312 Студентка: Кабардина М.Н.,33
Школа: №95
Конспект урока по русскому языку
Тема: Орфограммы в корнях слова
Цели деятельности учителя:
Обобщить способы проверки орфограмм в корне слова.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться строить речевое высказывание, развивают орфографическую зоркость, определяют тип орфограммы и способ ее проверки.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Тип урока: повторение.
Оборудование: презентация, учебник, карточки.
Этапы ,методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 1 мин. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации. | Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
Мотивационный этап Метод – словесный; Прием –подводящий диалог; | 5 мин. | - Внимание , 1 вариант могут сесть, если услышат слова, в которых орфограмма -безударная гласная в корне, проверяемая ударением : Лето – стоят, кисть - стоят, бегун – сели (проверочная слово бег) - 2 вариант может сесть, если услышат слова ,орфограмма в которых – парная согласная в середине слова: окно – стоят, добрый -стоят, сладкий – сели (проверочное слово сладок). Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Ребята , откройте тетрадки напишите – Число и классная работа. | Определить орфограммы в словах. Беседа. | Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Постановка и решение учебной задачи Метод – практический; Приём – Распределительно орфографический диктант | 12 мин. | - Посмотрите все на экран. Вам даны слова . Вы должны распределить слова на группы ,указав признак данной группы. Выполнить в тетрадке(по столбиками). (слова перемешаны) 1. безударная гласная, проверяемая ударением: Посолить (соль), лесок (лес) 2. безударная гласная, не проверяемая ударением : автобус, сирень 3. парная согласная ( в середине слова): сказка (сказок), снежки (снежинок) 4. непроизносимая согласная : ужасно, сердце(сердечный) 5. беглая гласная : вишен, черешен. - Посмотрите на эти слова с орфографической точки зрения. Распределите их по орфограммам, (по столбика -5 ) - в этих словах выделите корень. (на слайде выделите корень) У кого получилось не так? - Что вы заметили (орфограммы в корнях слова) - Что общего в словах? (орфограмма в корне слова) - Чем отличаются? (способы проверки) - Какая тема нашего урока будет? Орфограммы в корнях слова - Какие цели урока: Повторить правильное написание орфограмм в корне слова (появляется на слайде, и проговаривают несколько человек) - Какие орфограммы в корнях слова бывают(называют и затем появляются на слайде):
- Можете ли вы назвать способы проверки данных орфограмм? 1 Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение 2 Гласные, не проверяемые ударением - запомнить или Проверить по орфографическому словарю 3 парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная 4 Беглые гласные : о или е – запомнить. | Группировать слова по определенному признаку. Определить тип орфограмм. Формировать цели и задачи урока. Называть тип орфограмм. Использовать алгоритмы применяемых правил. | Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Физ. минутка | 2 мин. | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Разминаются | |
Решение частных учебных задач Метод – словесный; Прием: беседа, объяснение. Метод – практический; Прием: упражнение письменное и устное; Творческое задание. | 20 мин. | - Сейчас у нас будет работа в группах ( по 4 человека) Давайте повторим правила работы в группах:
Молодцы! - Посмотрите на № 60(стр 67)- на работу вам 10 минут.
(Сначала определите , в какой части слова находятся выделенные орфограммы.)
(Записать слова в соответствии с типом выделенной орфограммы, рядом с каждым словом написать проверочное.)
Первые группы, которые выполнят, на доске распределят по группам: (записывают на слайде) 1 2 3 4 - Каков был ход рассуждения при выполнении данного задания? - Все правильно ребята выполнили? Оценим их работу. Все умнички, вы так хорошо работаете! - Ну а сейчас у нас следующее задание: Возьмите карточку, которая лежит перед вами, вставьте пропущенную букву, и подобрав проверочное слово. По орфограммам:
Теперь, мы с вами проверим: я называю - Почему вы решили что нужно было выбрать именно эту орфограмму?...( одна из пяти) - Какие умнички, у кого не получилось? | Самостоятельно составить выводы. Подобрать способы проверки. Распределить по группам. Осуществлять само и взаимопроверку. Выполнить задание по карточкам. Подобрать проверочное слово. Определить орфограмму . | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные : умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента). |
Рефлексивный Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. | 5 мин. | Какая цель была нашего урока? - Назовите орфограммы, которые могут быть в корне слова (5 орфограмм). - Каким способом мы их проверяем, и какое правило мы должны помнить при этом? ( 1 Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение 2 Гласные, не проверяемые ударением - запомнить или Проверить по орфографическому словарю 3,4 парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная 5 Беглые гласные : о или е – запомнить.)
- придумайте и напишите сами. Спасибо всем за урок! | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Формируют конечный результат своей работы на уроке. | Личностные: осознание своих возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. |
Зак лоть задр жать прив дение л са
с сна в лна ум лять
Г реть б реза м лина б седа
ост новка ап льсин
Шу ки сала ки гря ка зу ки
тетра ки
Окрес ность францу ская мес ность прелес ный звёз ный ус ный
Виш н череш н меш к
б ру с н
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн Александр Иванович
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Где растет морковь? – На грядках.
Буквы пишут где? – В тетрадках.
Чистим что мы? – Чистим зубки.
Одеваем в холод? – Шубки.
Любим все? – Снежки, салазки.
А читаем часто? – Сказки
Звук согласны проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – нет грядок.
А тетрадки? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посолить, автобус, сказка, сердце, черешен, ужасно, вишен, снежки, сирень, лесок.
Безударная гласная, проверяемая ударением Безударная гласная, не проверяемая ударением Парная согласная Непроизносимая согласная Беглая гласная Посолить, лесок Автобус, сирень Сказка, снежки Ужасно, сердце Вишен, черешен
Орфограммы в корнях слова Повторить написание орфограмм в корне слова
1. Безударная гласная, проверяемая ударением; 2. безударная гласная, не проверяемая ударением; 3. парная согласная; 4. непроизносимая согласная; 5. беглая гласная в корне.
- Вспомните, при каких условиях работа в группе будет успешной. -Почему важно вести себя спокойно, тихо? -У вас строгие временные рамки, за которые группа должна выполнить работу. -При каком условии вы успеете выполнить данное мной задание : Дружно и тихо.
Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением Непроизносимый согласный в корне слова Парный по звонкости / глухости согласный в корне слова Беглый гласный в корне слова
Гласная, проверяемая ударением, подобрать проверочные слова , чтобы на безударную гласную падало ударение. Гласные, не проверяемые ударением - запомнить или проверить по орфографическому словарю. Парные звонкие и глухие, и непроизносимые: подбор проверочного слова, чтобы после согласного стояла гласная. Беглые гласные : о или е – запомнить.
Есть гласные ударные, Но есть и безударные Их нужно проверять, В корне правильно писать. Подбираем быстро слово, И проверочка готова Удареньем проверяем – Ничего не забываем.
Парные согласные нужно проверять, Чтоб слова в тетради грамотно писать. Родственное слово быстро подбери, Парную согласную с гласной подружи.
Где растет морковь? – На грядках. Буквы пишут где? – В тетрадках. Чистим что мы? – Чистим зубки. Одеваем в холод? – Шубки. Любим все? – Снежки, салазки. А читаем часто? – Сказки Звук согласны проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? – нет грядок. А тетрадки? – Нет тетрадок. Зубки! Изменили – зубы. Шубки! Проверяем – шубы. Ждем снежинок и салазок, И побольше чудных сказок.
Такие все несчастные. В словах мы их не слышим, А вот в тетради пишем. Чтоб они из слов не убежали, Мы их долго проверяли. Ищем мы такое слово, Чтоб услышать её снова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс
В уроке используются разные приемы для развития орфографической зоркости....
конспект урока по русскому языку по теме "Орфограммы корня. Повторение"(4 класс)
Данный урок русского языка является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Карточки по русскому языку по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс
Карточки содержат задания для проверки знаний учащихся 2 класса по темам "Безударные гласые в корне слова", "Парные согласные в корне слова". А также дополнительное зад...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Орфограммы в корне слова" УМК Планета знаний 2 класс
Проверочная работа состоит из 4х заданий с целью проверки усвоения учащимися следующих орфограмм: безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная....
Индивидуальные карточки по русскому языку на тему "Орфограммы в корне слова" (2 класс)
Индивидуальные карточки, небольшие самостоятельные работы, и все это в одном материале....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Орфограммы в корне слова"
обобщение и систематизация знаний...
Контрольная работа по русскому языку на тему "Орфограммы в корне слова" (3 класс)
Контрольная тестовая работа...