Урок русского языка по теме "Родительный падеж" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Родительный падеж" 4 клас УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_roditelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 28.8 КБ |
roditelnyi_padezh_sushchestvitelnyh.ppt | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема Родительный падеж имён существительных
Цель урока Познакомить с особенностями имён существительных в родительном падеже.
Задачи урока 1. Уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги).
2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
- Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
- Отрабатывать приём распознавания падежей.
- Развивать внимание, память, речь.
- Формировать умение работать в паре.
- Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать и уметь определять существительные в родительном падеже
Уметь выполнять разбор предложения по членам
Личностные результаты:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь высказывать свое мнение
Метапредметные результаты:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь слушать и понимать речь других
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Уметь работать в паре
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест
Ход урока
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подравнялись, тихо сели.
Дружно принялись за дело.
-Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему, над которой работали на предыдущих уроках. А что это за тема? (Имя существительное) Слайд 1
I. Актуализация знаний \ Повторение изученного материала.
- Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
–Составьте из данных слов предложение. Слайд 2
Маленький, весело, бегал, и, лосёнок, по, траве, прыгал, зелёной
Запишите предложение в тетрадь.
Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве.
(По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.)
-Выполним разбор предложения по членам.
-Определим падежи и склонение у имён существительных в этом предложении.
-Дайте характеристику данному предложению.
-Что вы знаете об однородных членах?
-Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему?
- Продолжим повторение. Слайд 3
Большой, вечерний, снежок, лесная, речной.
-Что за орфограмма объединяет эти слова? Докажи.
- -Какое слово лишнее? (Снежок) Почему?
- -Что такое имя существительное?
- (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода; изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).
На прошлом уроке мы изучили с вами именительный падеж. Что вы о нём мне можете рассказать ( Часть речи, обозначает предмет. Кто? Что? Подлежащее. 1 скл –а, -я, 2 скл. 0 или –о, -е, 3 скл. 0)
Формулирование темы и цели урока.
На слайде написаны словосочетания. Прочитайте их. Что объединяет данные словосочетания? Слайд 4
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, выглянуть из-под крыш...
О каком падеже пойдёт речь на уроке? (о родительном падеже) слайд5
Запишите тему урока в тетрадь. (Родительный падеж)
Какие цели поставите перед собой?
Физкультминутка
Сейчас вы поработаете в паре и выполните исследовательскую работу. слайд 6
Вставьте пропущенные окончания.
Укажите склонение у выделенных имён существительных.
Определите падеж у выделенных имён существительных.
Заполните таблицу.
Вопросы | |||
Вспомогательное слово | |||
Предлоги | |||
Член в предложении. | |||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Родительный падеж | |||
Вопросы | кого? чего? | ||
Вспомогательное слово | нет | ||
Предлоги | без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после | ||
Член в предложении. | второстепенный | ||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
-и, -ы | -а, -я | -и |
Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши.
Проверка.
Проверка таблицы по учебнику с. 107, упр. 191
Расскажите, что вы знаете о родительном падеже
Объясните написание окончаний в предлжении.
-Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название?
слайд 7
Родительный падеж. Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина.
- Включение новых знаний в систему знаний \ самостоятельная работа
- С. 108, упр. 193
- Проверка.
- Словарная работа ИНЖЕНЕР
1.Слово Инженер пришло в русский язык из французкого языка. Первоначальное значение этого слова в языку –остроумный, одарённый
2. Лицо с высшим техническим образованием. Инженер путей сообщения. Инженер-технолог. Инженер-строитель.
Запишите слово в тетрадь и составьте с ним предложение, где бы это слово стояло в единственном числе
- Дополнительно упр. 192
- тест
Итог урока \ Рефлексия
Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд 8 презентации)
-На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?
-Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?
Домашнее задание
С.109, упр.196, таблица
Приложение 1.
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из печ….
Приложение 2.
Вопросы | |||
Вспомогательное слово | |||
Предлоги | |||
Член в предложении. | |||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Приложение 1.
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из печ….
Приложение 2.
Вопросы | |||
Вспомогательное слово | |||
Предлоги | |||
Член в предложении. | |||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Приложение 3.
Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | ||
Сидел у кровати | Сидел у кровати | ||
Сок из моркови | Сок из моркови | ||
Работал шофёром | Работал шофёром | ||
Отъезжал от деревни | Отъезжал от деревни | ||
Шапка папы | Шапка папы | ||
Кисель из клюквы | Кисель из клюквы | ||
Шум ручья | Шум ручья | ||
Застучал по крыше | Застучал по крыше | ||
Гулял с сыном | Гулял с сыном | ||
Ушёл без портфеля | Ушёл без портфеля | ||
Выпить воды | Выпить воды | ||
Пою о Родине | Пою о Родине | ||
Желаю здоровья | Желаю здоровья | ||
Коридор гостиницы | Коридор гостиницы | ||
Дует ветер | Дует ветер |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение Составьте и запишите предложение из данных слов Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве. Маленький, весело, бегал, и, лосёнок, по, траве, прыгал, зелёной.
Б о льшой, в е черний, сн е жок, л е сная, р е чной Большой, вечерний, снежок, лесная, речной снежок
Капля дожд… , берег мор… , кувшинчик из глин… , остаться у друг… , спуститься с гор… , бежать от старт… до финиш… , вынуть из печ...
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»
Вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение у выделенных имён существительных Определите падеж у выделенных имён существительных . Заполните таблицу. Падежный вопрос Вспомогательное слово Предлоги Член в предложении. Окончания 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Родительный падеж Вопросы кого? чего? Вспомогательное слово нет Предлоги без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после Член в предложении. второстепенный Окончания 1 скл. 2 скл. 3 скл. -и, -ы -а, -я -и
Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца , внук Льва Толстого , потомки Пушкина
ИНЖЕНЕР 1.Слово «инженер» пришло в русский язык из французкого языка. Первоначальное значение этого слова в языке – остроумный, одарённый 2. Лицо с высшим техническим образованием. Инженер путей сообщения. Инженер-технолог. Инженер-строитель . Словарная работа
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...