Урок русского языка по теме "Родительный падеж" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ботова Снежанна Юрьевна

Урок русского языка по теме "Родительный падеж" 4 клас УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок    русского языка в 4 классе

Тема    Родительный падеж имён существительных

Цель урока       Познакомить с особенностями имён существительных в родительном  падеже.

Задачи урока   1. Уточнить  и расширить знания учащихся о родительном   падеже имён  существительных (основные значения, вопросы, предлоги).

                       2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного   падежа в тексте, используя падежные  и смысловые вопросы, предлоги.

  1. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
  2. Отрабатывать приём распознавания падежей.
  3. Развивать внимание, память, речь.
  4. Формировать умение работать в паре.
  5. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе,  объективность в самооценке.

    Формируемые УУД

 Личностные универсальные учебные действия:  повышение уровня мотивации учебной и парной  деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

     Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия,  планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)

    Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре

    Коммуникативные универсальные учебные действия:  умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной  и письменной форме, формулирование собственного  мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

Планируемые результаты

Предметные результаты: 

Знать и уметь определять существительные в родительном падеже

Уметь выполнять разбор предложения по членам

Личностные результаты:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь высказывать свое мнение

Метапредметные результаты: 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Уметь слушать и понимать речь других

Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

Уметь работать в паре

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест

Ход урока

  1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подравнялись, тихо сели.

Дружно принялись за дело.

-Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему, над которой работали на предыдущих уроках. А что это за тема? (Имя существительное)                                                                        Слайд 1

I. Актуализация знаний \ Повторение изученного материала.

- Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

–Составьте из данных слов предложение. Слайд 2

Маленький, весело, бегал, и, лосёнок, по, траве, прыгал, зелёной

Запишите предложение в тетрадь.

Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве.

(По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.)

-Выполним разбор предложения по членам.

-Определим падежи и склонение у имён существительных в этом предложении.

-Дайте характеристику данному предложению.

-Что вы знаете об однородных членах?

-Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему?

- Продолжим повторение.                                                              Слайд 3

Большой, вечерний, снежок, лесная, речной.

-Что за орфограмма объединяет эти слова?  Докажи.

  1. -Какое слово лишнее?  (Снежок)  Почему?
  2. -Что такое имя существительное?
  3. (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода;  изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).

На прошлом уроке мы изучили с вами именительный падеж. Что вы о нём мне можете рассказать ( Часть речи, обозначает предмет. Кто? Что? Подлежащее. 1 скл –а, -я, 2 скл. 0 или –о, -е, 3 скл. 0)

  1. Формулирование темы и цели урока.

На слайде написаны словосочетания. Прочитайте их.  Что объединяет данные словосочетания?                  Слайд 4

Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, выглянуть из-под крыш...

О каком падеже пойдёт речь на уроке? (о родительном падеже) слайд5

Запишите тему урока в тетрадь. (Родительный падеж)

Какие цели поставите перед собой?

Физкультминутка

Сейчас вы поработаете в паре и выполните исследовательскую работу. слайд 6

  1. Вставьте пропущенные окончания.

  2. Укажите склонение у выделенных имён существительных.

  3. Определите падеж у выделенных имён существительных.

  4.  Заполните таблицу.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член в предложении.

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родительный падеж

Вопросы

кого? чего?

Вспомогательное слово

нет

Предлоги

без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после

Член в предложении.

второстепенный

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-и, -ы

-а, -я

Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши.

Проверка.

Проверка таблицы по учебнику с. 107, упр. 191

Расскажите, что вы знаете о родительном падеже

Объясните написание окончаний в предлжении.

-Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название?

 слайд 7

Родительный падеж. Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина.

  1. Включение новых знаний в систему знаний \ самостоятельная работа
  1. С. 108, упр. 193
  2. Проверка.
  3. Словарная работа ИНЖЕНЕР

1.Слово Инженер пришло в русский язык из французкого языка. Первоначальное значение этого слова в языку –остроумный, одарённый

2. Лицо с высшим техническим образованием. Инженер путей сообщения. Инженер-технолог. Инженер-строитель.

Запишите слово в тетрадь и составьте с ним предложение, где бы это слово стояло в единственном числе

  1. Дополнительно упр. 192
  2. тест

Итог урока \ Рефлексия

Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд  8 презентации)

-На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?

-Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?

Домашнее задание

С.109, упр.196, таблица

Приложение 1.

Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из  печ….

Приложение 2.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член в предложении.

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Приложение 1.

Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из  печ….

Приложение 2.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Член в предложении.

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Приложение 3.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Тест

Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже.

Сидел у кровати

Сидел у кровати

Сок из моркови

Сок из моркови

Работал шофёром

Работал шофёром

Отъезжал от деревни

Отъезжал от деревни

Шапка папы

Шапка папы

Кисель из клюквы

Кисель из клюквы

Шум ручья

Шум ручья

Застучал по крыше

Застучал по крыше

Гулял с сыном

Гулял с сыном

Ушёл без портфеля

Ушёл без портфеля

Выпить воды

Выпить воды

Пою о Родине

Пою о Родине

Желаю здоровья

Желаю здоровья

Коридор гостиницы

Коридор гостиницы

Дует ветер

Дует ветер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Имя существительное» Провела: Ботова С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Русско-Паевская СОШ», Инсарского района, РМ

Слайд 2

Повторение Составьте и запишите предложение из данных слов Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве. Маленький, весело, бегал, и, лосёнок, по, траве, прыгал, зелёной.

Слайд 3

Б о льшой, в е черний, сн е жок, л е сная, р е чной Большой, вечерний, снежок, лесная, речной снежок

Слайд 4

Капля дожд… , берег мор… , кувшинчик из глин… , остаться у друг… , спуститься с гор… , бежать от старт… до финиш… , вынуть из печ...

Слайд 5

Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»

Слайд 6

Вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение у выделенных имён существительных Определите падеж у выделенных имён существительных . Заполните таблицу. Падежный вопрос Вспомогательное слово Предлоги Член в предложении. Окончания 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 7

Родительный падеж Вопросы кого? чего? Вспомогательное слово нет Предлоги без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после Член в предложении. второстепенный Окончания 1 скл. 2 скл. 3 скл. -и, -ы -а, -я -и

Слайд 8

Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца , внук Льва Толстого , потомки Пушкина

Слайд 9

ИНЖЕНЕР 1.Слово «инженер» пришло в русский язык из французкого языка. Первоначальное значение этого слова в языке – остроумный, одарённый 2. Лицо с высшим техническим образованием. Инженер путей сообщения. Инженер-технолог. Инженер-строитель . Словарная работа

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...