Конспект урока по русскому языку "Число имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «б»
Тема: «Число имен существительных»
Цели деятельности учителя:
- формировать умения определять число имен существительных;
- формировать умение изменять имена существительные по числам;
- показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа.
предметные:
- научатся определять грамматический признак имён существительных - число;
- научатся изменять имена существительные по числам.
личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.
№ | Этап, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Организационный Мотивационный Словесн.: слово учителя | 1 | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствовать; Настраиваться на урок; | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2. | Постановка учебной задач и её решение Практич.: словарная работа; Словесн.: ответы на вопросы; Формулирование темы и цели урока; | 7 3 | Словарная работа. - Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы. Корова, дежурный, союз, обед, север, урожай, помидор, мороз, класс, картофель. - М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем. - Поднимите руку те, у кого все верно. - Молодцы! - Прочитайте слова. Реки, река, мост, мосты, лес, леса. - Разделите их на две группы. (Река, мост, лес; реки, мосты, леса.) - По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена сущ. обозначают один предмет, во второй – несколько предметов) - В каком числе стоит имя сущ., если обозначает один предмет? (в ед.ч) - В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов? (во мн.ч.) - Сформулируйте тему урока. («Число имен существительных») - Какие цели поставим перед собой? (научиться изменять существительные по числам и др.) | Записывать слова Высказывать свое мнение; Определять тему урока и его цели; | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Р:целеполагание |
3. | Решение частных задач Словесный: учебный диалог; Практический: выполнение письменного задания; выделение окончаний; Словесный: учебный диалог; Практический: изменение сущ. по числам; | 2 5 3 | Актуализация опорных знаний. - Что мы уже знаем об имени существительном?
- Приведите примеры имен собственных. (Москва, Дружок и т. д) - Приведите примеры имен одушевленных. (Собака, мальчик, мама) Изучение нового материала. Упр. 28. стр.62. - Прочитайте существительные в скобках. Измените их форму числа и сравните. - Чем они похожи и чем отличаются? - Как определить, в каком числе употреблено каждое имя сущ.? Какая значимая часть в слове указывает на изменение по числам? (по окончанию) - Выполните письменно задание к упражнению. Над именами сущ. укажите их число, выделите окончания. (Дуют ветры. Завывают метели. У домов лежат сугробы. Морозом разрисованы окна. Во мн.ч) Упр. 30, 31. Стр. 63. - Прочитайте слова и скажите, к какому числу они относятся? Попробуйте изменить формы данных существительных. (белье ед.ч, детвора ед.ч, брюки мн.ч, каникулы мн.ч, кудри мн.ч, мошкара ед.ч, тесто ед.ч., молоко ед.ч) - Какой вывод мы можем сделать? (некоторые существительные могут быть только в форме множ. числа. или ед.ч.) | Отвечать на вопросы; Приводить примеры; Изменять слова по числам, выделять окончания;
Изменять формы сущ.;
Делать выводы; | К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
Дин.пауза | 2 | Видеоролик. | Выполнять физ.упр. | ||
Практический: распределение слов по группам; Практический: фронтальная проверка; Практический: списывание с грамм.заданием; | 7 5 | - На слайде слова, прочитайте их. Подумайте, все ли слова изменяются по числам? - Распределите слова по 3 группам:
Очки, шофер, молоко, рисунок, газета, творог, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, санки, пальто, мед, сливки, шоссе, яблоко, брюки. - У доски выполняют по одному человеку из ряда. Остальные самостоятельно.
- Поднимите руку те, кто согласен в первой(2,3) группе слов. - Хорошо, вы справились с заданием. - Прочитайте слова на слайде. Г_лова, б_рега, гр_за, ст_рона, гн_здо, сугро_, черте_, рука_. - Подберите проверочное слово для каждого из них, изменив число имени существительного. Запишите по образцу сначала проверяемое, затем проверочное слово. Голова – головы. - Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. - Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! | Распределять слова по группам; Выполнять проверку упр; Подбирать проверочные слова; Выполнять проверку упр.; | П: осуществляют поиск необходимой информации; П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П:осуществляют поиск необходимой информации; К: контроль действия партнера; | |
4. | Итог урока. Рефлексия. Словесн.: ответы на вопросы; | 5 | - Итак, чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (в ед.ч. обозначает один предмет, во мн.ч. обозначает несколько предметов) - Какая значимая часть в слове указывает на изменение существительного по числам? (окончание) Домашнее задание: правило на стр. 63., составить по 3 словосочетания с сущ. в ед и мн.числах. Выставление оценок. - Продолжите фразы: « Я узнал…» «В ходе урока удалось научиться…» «Порадовался тому, что…» «Расскажу дома о…» - На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Отвечать на вопросы; Записывать домашнее задание; Подводить итог урока; | Р: осуществлять итоговый контроль Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"
Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"...
Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"
Тема. Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."
Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Падежные окончания имён существительных в творительном падеже" 4 класс
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса Школа России
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе Школа России...