Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass_2016-2017.doc | 393 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО ______________________ Протокол № 1 «30» августа 2016г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____________________ Ганеева В.Н. «30» августа 2016г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ЦПШ «Косинская» __________________________ Запорожченко Е.В. «31» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Русский язык»
3 класс
2016-2017 учебный год
Составитель:
Шилкова Марина Эдуардовна,
учитель начальных классов
Москва, 2016 год
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ (Программы отдельных предметов: русский язык), рабочей программы по русскому языку В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М.В.. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. (Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012) Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование. Изучение русского языка в начальных классах является первоначальным этапом системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающих готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. |
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и в соответствии с учебным планом НЧУ ОО Церковно-приходская школа «Косинская» на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. |
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся |
К концу третьего класса обучающиеся должны
знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
• осознание языка как основного средства человеческого общения;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• умение задавать вопросы.
В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
• активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
• правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
• усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
• орфографической грамотности;
• применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
• правописания сложных слов и глаголов с не;
• написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Раздел III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Из них | ||
Контрольные диктанты | Проверочные и самостоятельные работы | Проекты | |||
1. | Язык и речь | 2 | 0 | 0 | 0 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | 1 | 3 | 0 |
3. | Слово о языке и речи. | 19 | 1 | 3 | 1 |
4. | Состав слова. | 16 | 1 | 3 | 1 |
5. | Правописание частей слова. | 29 | 2 | 4 | 1 |
6. | Части речи. | 76 | 5 | 8 | 3 |
7. | Повторение | 14 | 1 | 2 | 0 |
ИТОГО: | 170 | 11 | 23 | 6 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
| |
По данной теме предусмотрены следующие работы:
- Контрольный диктант №1;
- Тестирование КИМ тест №1,2;
- Обучающее изложение.
- Словарный диктант.
Тема №3.Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Контроль:
- Проверочная работа;
- Контрольный диктант №2;
- Обучающее изложение – 2 часа;
- Словарные диктанты
- Проект «Рассказ о слове»
Тема №4. Состав слова (69 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
- проверочная работа – 3 часа;
- тест – 3 час;
- контрольная работа – 4 часа;
- контрольное списывание – 1час;
- изложение – 5 часов;
- сочинение – 1час.
Тема №5. Части речи (64 часа).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
- -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Контроль:
- проверочная работа – 3 часа;
- тест – 5 часов;
- контрольная работа – 3 часа;
- изложение – 3 часа;
- сочинение – 1 час.
Тема №6. Повторение изученного за год – 6 часов.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Контроль:
- контрольная работа – 1час.
Система контроля по курсу русского языка включает проведение 15 повторительно–обобщающих, 10 контрольных уроков, а также 6 часов на проекты.
В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового контрольного диктанта.
Раздел V. Учебно-методические средства обучения.
Основная литература:
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
УМК состоит из:
- программа: Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М.В.. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011
- учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012
- рабочая тетрадь: Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.
Учебно-методическая литература.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2011 год
- Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2012
Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
Раздел VI.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, 3 класс (5 часов в неделю, 170 часов в год).
№ п/п № по теме | Дата проведе-ния/уч.неделя | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки | Демонстрационный материал | Домашнее задание |
Язык и речь (2 часа) | |||||||
1 (1) | 1 | Наша речь. Виды речи. | Комбинированный | Речь и её назначение. Виды речи | Уметь: | Электронное приложение к учебнику | Стр.7 |
2 (2) | Наш язык. | Повторительно-обобщающий урок | Стр.9 | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 часов) | |||||||
3,4 (1,2) | Текст. Типы текстов | Комбинированный урок | Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании. | Уметь: -выделять главную мысль; - подбирать заголовок; знать признаки текста | Карточки с текстами. | Текст-описание животного. Стр. 14 | |
5 (3) | Предложение. | Вводный урок | Предложение. Диалог. | Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме. | Электронное приложение к учебнику. | Составить и записать предложения на тему «Летним днём» | |
6 (4) | Виды предложений по цели высказывания. | Комбинированный урок | Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Знаки препинания в конце предложений. | Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | Стр.20 | ||
7 (5) | Виды предложений по интонации. | Комбинированный урок | Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. | Стр.23 | |||
8 (6) | Предложения с обращением | Урок - изучения нового материала | Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление) | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. | Электронное приложение к учебнику | Стр.26 | |
9 (7) | Обучающее изложение | Развития речи | Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | Электронное приложение к учебнику | Составить и записать два предложения с обращением. | |
10, 11 (8,9) | Главные и второстепенные члены предложения. | Комбинированный урок | Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. | Уметь разбирать предложения по членам предложения, находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи. | Стр.28 Стр.30 | ||
12, 13 (10,11) | Простое и сложное предложения. | Урок – изучения нового материала | Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения. | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. | Электронное приложение к учебнику | Стр.32 Стр.34 Подготовиться к словарному диктанту | |
14, 15 (12,13) | Словосочетание. Словарный диктант. Тестирование | Урок – изучения нового материала | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.
| Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | Электронное приложение к учебнику Карточки с индивидуальным заданием | Стр.36 Стр.37 | |
16 (14) | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
Слово в языке и в речи (19часов) | |||||||
17 (1) | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Вводный урок | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы, омонимы. | Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | Электронное приложение к учебнику | Стр.42 | |
18 (2) | Синонимы и антонимы. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | Стр.44 | |||
19 (3) | Омонимы. | Урок – изучения нового материала | Стр.46 | ||||
20 (4) | Слово и словосочетание. | Урок – изучения нового материала | Слово и словосочетание | Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | Стр.48 | ||
21 (5) | Фразеологизмы | Урок – изучения нового материала | Значения фразеологизмов и их использование в речи | Стр.50 | |||
22 (6) | Обучающее изложение | Развития речи | Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | Составить и записать два предложения с фразеологизмами. | ||
23 (7) | Части речи. Имя существительное. | Повторительно-обобщающий урок | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных | Электронное приложение к учебнику | Стр.54 | |
24 (8) | Имя прилагательное. | Повторительно-обобщающий урок | Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. | Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. | Электронное приложение к учебнику | Стр.58 | |
25, 26 (9, 10) | Глагол. Проверка знаний. | Повторительно-обобщающий урок | Род, число, форма глаголов. | Распознавать род, число и форму глаголов. | Электронное приложение к учебнику | Составить и записать два предложения и подчеркнуть в них главные члены предложения. | |
27 (11) | Имя числительное | Урок – изучения нового материала | Понятие «имя числительное». | Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. | Стр.60 | ||
28 (12) | Однокоренные слова. Словарный диктант. | Повторительно-обобщающий урок | Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь. | Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать; | Стр.62 | ||
29 (13) | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Комбинированный урок | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов. | Карточки с индивидуальным заданием, лента букв | Стр.64 | |
30 (14) | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Комбинированный урок | Согласные звуки и буквы для их обозначения. | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками. | Электронное приложение к учебнику | Стр.66 | |
31 (15) | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Урок – самостоятельная работа | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. | Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл. | Карточки с индивидуальным заданием | Стр.69 | |
32 (16) | Обучающее изложение. | Развития речи | Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | Записать пять слов с разделительным Ъ и пять слов с разделительным Ь | ||
33 (17) | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | Обобщение и систематизация знаний | Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова | Карточки с индивидуальным заданием | Подготовка проекта «Рассказ о слове» | |
34 (18) | Проект «Рассказ о слове» | Урок-проект | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | Не задано | |||
35 (19) | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
Состав слова (16 часов) | |||||||
36 (1) | Анализ контрольного диктанта. Корень слова | Изучение нового материала | Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными). | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов. | Электронное приложение к учебнику | Р.т. | |
37 (2) | Корень слова. | Изучение нового материала | Электронное приложение к учебнику | Повторить изученные правила | |||
38 (3) | Сложные слова. | Изучение нового материала | Электронное приложение к учебнику | Стр.78 | |||
39, 40 (4,5) | Окончание. | Изучение нового материала | Окончание. Форма слова. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Карточки с заданием | Стр.81 Стр.83 | |
41 (6) | Приставка | Изучение нового материала | Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. | ||
42 (7) | Значения приставок. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | Стр.88 | |||
43 (8) | Суффикс. | Изучение нового материала | Р.т. | ||||
44 (9) | Значения суффиксов. Словарный диктант. | Комбинированный урок | Таблица «Суффиксы» | Стр.94 | |||
45 (10) | Сочинение по картине А.А.Рылова. | Развития речи | Сочинение по репродукции картины. | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. | Репродукция картины | Стр.92 | |
46 (11) | Основа слова | Изучение нового материала | Основа слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | Выделять в словах основу слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Стр.96 | ||
47 (12) | Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний. Тестирование | Урок – обобщения и систематизации знаний | Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём | Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. | Стр.98 | ||
48 (13) | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
49 (14) | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. Словарный диктант. | Урок – обобщения и систематизации знаний | Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ). | Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. | Стр.99 | ||
50 (15) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану. | Стр.99 | ||
51 (16) | Проект «Семья слов» | Урок – проект | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. | Стр.101 | |||
Правописание частей слова (29 часов) | |||||||
52 (1) | Орфограммы в значимых частях слова. | Комбинированный урок | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | Электронное приложение к учебнику | Стр.105 | |
53-55 (2-5) | Правописание слов с безударными гласными в корне. Тестирование. | Комбинированный урок, урок – тест | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | Стр.107-110 | |||
56-59 (6-9) | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Комбинированный урок | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | Карточки с индивидуальным заданием | Стр.111-116 | ||
60 (10) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. | Записать пять слов с парным по глухости-звонкости согласными звуками | ||
61-63 (11-13) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тестирование. | Комбинированный урок | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. | Электронное приложение к учебнику | Стр.117-120 | |
64, 65 (14,15) | Правописание слов с удвоенными согласными | Комбинированный урок | Правописание слов с удвоенными согласными | Стр.121, 122 | |||
66 (16) | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | Развитие речи | Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. | Репродукция картины | Подготовиться к контрольному диктанту | |
67 (17) | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
68-70 (16-18) | Анализ контрольного диктанта Правописание суффиксов и приставок. | Комбинированный урок | Суффикс, приставка. Правописание суффиксов и приставок. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Работать с орфографическим словарём. | Электронное приложение к учебнику | Стр.124, 129 | |
71 (20) | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | Комбинированный урок | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. | Стр.131-135 | |||
72 (21) | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тестирование | Комбинированный урок | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания. | Р.т | |||
73,74 (22,23) | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | Комбинированный урок | Стр.138-141 | ||||
75 (24) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Составление текста по сюжетным рисункам учебника | Составлять текст по сюжетным рисункам учебника | Десять слов с приставками | ||
76 (25) | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
77 (26) | Проект «Составляем орфографический словарь» | Урок – проект | Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём. | Электронное приложение к учебнику | Стр.142 | ||
78, 79, 80 (27-29) | Анализ контрольного диктанта. Обобщение и систематизация знаний по теме. | Урок обобщение и систематизация знаний | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Р.т | |||
Части речи (76 часов) Имя существительное (31 час) | |||||||
81 (1) | Части речи. | Комбинированный урок | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях. | Электронное приложение к учебнику | Стр.6 | |
82, 83 (2,3) | Имя существительное и его роль в речи. | Комбинированный урок | Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Находить устаревшие слова-имена существительные Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). | Стр.10 | ||
84, 85 (4,5) | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Комбинированный урок | Стр.11,13 | ||||
86 (6) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. | Выписать из орфографического словаря 5 одуш. и неод. им. сущ. | ||
87 (7) | Собственные и нарицательные имена существительные. | Комбинированный урок | Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | Стр.17 | ||
88 (8) | Проект «Тайна имени» | Урок-проект | Проект: «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. | Составлять рассказ о своём имени. | Не задано | ||
89, 90 (9, 10) | Число имён существительных. | Урок – изучение нового материала | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) | Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | Электронное приложение к учебнику | Стр.21 | |
91, 92 (11, 12) | Род имён существительных. Словарный диктант. | Комбинированный урок | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление). | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) | Стр.23-30 | ||
93, 94 (13,14) | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Урок – изучения нового материала | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь) | Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | Стр.33, 34 | ||
95 (15) | Обучающее изложение. | Развития речи | Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное. | Стр.35 | ||
96 (16) | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
97 (17) | Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных. Самостоятельная работа. | Урок – изучение нового материала | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Морфологический разбор имени существительного | Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. | Карточки с индивидуальным заданием | Р.т. | |
98, 99 (18, 19) | Падеж имен существительных. | Урок – изучение нового материала | Р.т. | ||||
100 (20) | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Развитие речи | Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников. Проверять письменную работу (изложение, сочинение | Просклонять слово ручка | ||
101 (21) | Именительный падеж. | Урок – изучение нового материала | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме | Р.т | ||
102 (22) | Родительный падеж. | Урок – изучение нового материала | Стр.45 | ||||
103 (23) | Дательный падеж. | Урок – изучение нового материала | Стр.47 | ||||
104 (24) | Винительный падеж. | Урок – изучение нового материала | Электронное приложение к учебнику | Стр.52 | |||
105 (25) | Творительный падеж. | Урок – изучение нового материала | Р.т | ||||
106 (26) | Предложный падеж. Словарный диктант. | Комбинированный урок | Стр.54 | ||||
107 (27) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Подробное изложение текста повествовательного типа | Излагать письменно содержание повествовательного текста. | Р.т. | ||
108 (28) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Падеж имён существительных». | Урок – обобщения и систематизации знаний | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. | Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. | Р.т | ||
109 (29) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Падеж имён существительных». Тестирование. | Урок – обобщения и систематизации знаний | Р.т. | ||||
110 (30) | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | Развитие речи | Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников. Проверять письменную работу (изложение, сочинение) | Репродукция картины | Р.т. | |
111 (31) | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок – контрольная работа | Писать диктант и проверять написанное. | Не задано | |||
112 (32) | Проект «Зимняя страничка» | Урок – проект | Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | Стр.60-61 | |||
Имя прилагательное (18 часов) | |||||||
113, 114 (33, 34) | Анализ контрольного диктанта. Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Комбинированный урок | Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. | Стр.65 | ||
115 (35) | Роль прилагательных в тексте. | Комбинированный урок | Электронное приложение к учебнику | Стр.66 | |||
116 (36) | Текст-описание. | Комбинированный урок | Стр.71 | ||||
117 (37) | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | Развитие речи | Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. | Репродукция картины | Стр.70 | |
118 (38) | Род имён прилагательных. | Урок – изучение нового материала | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя) | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. | Стр.73 | ||
19, 120 (39, 40) | Изменение имён прилагательных по родам. | Комбинированный урок | Стр.75,77 | ||||
121, 122 (41, 42) | Число имён прилагательных | Комбинированный урок | Изменение имён прилагательных по числам, зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | Стр.75,77 | ||
123, 124 (43,44) | Изменение имён прилагательных по падежам | Урок – изучение нового материала | Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | Изменять имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. | Электронное приложение к учебнику | Стр.78-81 | |
125, 126 (45,46) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». Тестирование. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор имени прилагательного. | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | Р.т | ||
127 (47) | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | Развитие речи | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | Репродукция картины | Р.т. | |
128 (48) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». | Урок – обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор имени прилагательного. | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | Стр.88 | ||
129 (49) | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
130 (50) | Проект «Имена прилагательные в загадках» | Урок – проект | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | Стр.90 | |||
Местоимение (5 часов) | |||||||
131 (51) | Анализ контрольного диктанта. Личные местоимения 1,2 и 3 лица. | Комбинированный урок | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. | Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. | Р.т. | ||
132 (52) | Личные местоимения единственного и множественного числа. | Урок – изучение нового материала | Стр.95 | ||||
133, 134 (53, 54) | Род местоимений 3 лица ед.числа, изменение по родам. Словарный диктант. Тестирование | Комбинированный урок | Стр.96-98 | ||||
135 (55) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Составление письма. | Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | Р.т. | ||
Глагол (21 час) | |||||||
136-138 (56-58) | Значение и употребление глаголов в речи. | Комбинированный урок | Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Число. Изменение глаголов по числам. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. | Электронное приложение к учебнику | Стр.102-105 | |
139, 140 (59, 60) | Неопределённая форма глагола. | Урок – изучение нового материала | Стр.106-108 | ||||
141, 142 (61, 62) | Число глаголов. | Комбинированный урок | Р.т. | ||||
143 (63) | Времена глаголов. | Урок – изучение нового материала | Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Изменение глаголов по временам. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | Электронное приложение к учебнику | Р.т. | |
144 (64) | Времена глаголов. Второе лицо. | Комбинированный урок | Стр.113 | ||||
145, 146 (65, 66) | Изменение глаголов по временам. | Комбинированный урок | Стр.116-119 | ||||
147 (67) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Составление письменного текста по сюжетным рисункам. | Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам. | Р.т. | ||
148, 149 (68,69) | Род глаголов в форме прошедшего времени | Урок – изучение нового материала | Родовые окончания глаголов (-а, -о). | Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). | Стр.122-124 | ||
150, 151 (70, 71) | Правописание частицы не с глаголами. | Комбинированный урок | Правописание частицы не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. | Р.т. Стр.125 | ||
152-155 (72-75) | Обобщение знаний по теме «Глагол». Тестирование. Словарный диктант. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор глагола. | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Стр.127 Р.т. | ||
156 (76) | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
Повторение (14 часов) | |||||||
157,158 (1, 2) | Анализ контрольного диктанта. Части речи | Урок – обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор частей речи. | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Стр.132 | ||
159 (3) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | Р.т | ||
160 (4) | Обобщение изученного о слове, предложении. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Слово, предложение. | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Электронное приложение к учебнику | Стр.134 | |
161 (5) | Правописание окончаний имен прилагательных. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Окончания имён прилагательных. | Стр.135 | |||
162 (6) | Правописание предлогов и приставок. Тестирование | Урок – обобщение и систематизация знаний | Предлоги и приставки. | Р.т. | |||
163 (7) | Правописание безударных гласных. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Безударные гласные. | Р.т. | |||
164 (8) | Правописание значимых частей слова. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Части слова. | Стр.138 | |||
165 (9) | Итоговый контрольный диктант. | Урок – контрольная работа | Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Не задано | |||
166 (10) | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Стр.140 | ||||
167 (11) | Обучающее изложение. | Развитие речи | Восстановление деформированного текста. | Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях. | Не задано | ||
168 (12) | Текст. | Урок – обобщение и систематизация знаний | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | Не задано | ||
169 (13) | Сочинение на тему «Почему я жду летние каникулы?» | Развитие речи | Текст-рассуждение. | Уметь составить текст-рассуждение. | Не задано | ||
170 (14) | КВН «Знатоки русского языка» | Урок - игра | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...