Правописание ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
1 | Тип урока. | Урок рефлексии |
2 | Класс. | 1 «г» |
3 | Тема | Правописание ча-ща, чу-щу |
4 | Образовательная программа, автор. | «УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» Пропись |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. |
|
6 | Цели урока | Деятельностная: учить детей правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу Содержательная:закрепить усвоенные знания детей о правописании ча-ща, чу-щу |
7 | Планируемые результаты | Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Метапредметные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность, ход выполнения задания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. развивать умение работать с разными видами информации. Предметные: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания; писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу; |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | В соответствии с системой развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова. Формы работы на уроке: Методы: проблемно - поисковый. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Повышение эффекта урока за счет использования мультимедийных средств и интернет - технологий. |
11 | Средства | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_1_kl_cha-shcha_chu-shchu.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по письму в соответствии с ФГОС НОО
1 | Тип урока. | Урок рефлексии |
2 | Класс. | 1 «г» |
3 | Тема | Правописание ча-ща, чу-щу |
4 | Образовательная программа, автор. | «УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» Пропись |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. | |
6 | Цели урока | Деятельностная: учить детей правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу Содержательная:закрепить усвоенные знания детей о правописании ча-ща, чу-щу |
7 | Планируемые результаты | Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Метапредметные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность, ход выполнения задания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. развивать умение работать с разными видами информации. Предметные: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания; писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу; |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | В соответствии с системой развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова. Формы работы на уроке: Методы: проблемно - поисковый. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные. Повышение эффекта урока за счет использования мультимедийных средств и интернет - технологий. |
11 | Средства | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик. |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа |
1.Мотивационный этап | Здравствуйте, ребята. - Для чего нужен урок письма? - Важно ли научиться писать? - Как нужно писать? | -Здравствуйте. | |
2. Этап актуализации и осуществление первичного действия | 1. Повторение знаний о [ч'] и [щ'] ,буквах Ч ч, Щ щ - Ребята, давайте отгадаем загадки. Черепаха понимает, Что домой не опоздает При луне, как при свече, Подползает к букве… Что вы можете рассказать об этой букве? Ребята, что вы можете рассказать о звуке [ч']? Ребята, отгадайте вторую загадку. Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща От леща осталась… Ребята, что мы знаем о букве ща? Ребята, что вы можете рассказать о звуке [щ']? 2. Минутка чистописания. - Напишем в тетрадях пропишем буквы «ч» и «щ». - Вспомним правила посадки при письме. - Как нужно положить тетрадь? - Как правильно держать ручку? - Правильная посадка и правильное расположение тетради, умение правильно держать ручку – это необходимые условия красивого письма. - Из каких элементов состоит буква «ч»? - Что необходимо соблюдать при письме букв? - Напишите букву «ч» в воздухе. - Запишите в тетради 5 букв «ч». Сравните их с образцом и подчеркните самые правильные буквы. (АНАЛОГИЧНО _ БУКВУ Щ) - Еще раз посмотрите на прописанные буквы. -Поднимите руку те, кто может похвалить себя за правильное и красивое письмо. -Поднимите руку те, кто может сказать: «Я старался, но у меня еще не все получается.» - Я верю, что если вы будете стараться, то у вас все получится. Не зря есть пословица: «Терпенье и труд все перетрут» 3. Повторение правописания ча-ща, чу-щу - Что вы знаете о правописании буквосочетаний ча-ща,чу-щу? | Буква ч. Обозначает звук {ч}. Он согласный, непарный, глухой, мягкий, шипящий. Ща Обозначает звук [щ']. Согласный, глухой, мягкий, непарный и шипящий. | |
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | - Ребята, посмотрите на слайд, запишите в тетрадь названия предметов (картинки чашка, чулок, роща, щука) - Проверьте себя по слайду. - Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. - Поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку. - как вы думаете, почему можно допустить ошибку в словах с сочетаниями ча-ща, чу-щу? | Это орфограмма ча-ща, чу-щу. - | |
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений. | 1. Поставьте цель урока 2. Как будем действовать? Составим план урока. | Повторить правила написаниясочетанийча-ща, чу-щу. Учиться писать слова с этими сочет аниями . | |
5. Этап реализации построения проекта | 1.Откройте в прописях страницу 23. Прочитаем правило. 2. Предлагаю выучить стишки, чтобы лучше запомнить правило: Плавником бьёт чудо-щука: “Буква У нужна, а ну-ка!” И шумит лесная чаща: “Ты стихи читай почаще, Там волшебные слова: ЧА и ЩА пишите с А!” (слайд) 3. Прочитайте задание к упражнению. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. На какое правило слова, которые вы будете вставлять? Поднимите руку те, кто выполнил упражнение. Выполнившие упражнение должны карандашом найти и подчеркнуть в словах сочетания ча-ща, чу-щу. Ребята, в последнем предложении нужно подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Она угощала внучат душистым чаем с сушками. | Ребята, чтобы не ошибиться в правописании ча-ща и чу-щу что нужно сделать? Давайте теперь проговорим вслух ча- ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У А | |
6. Обобщение выявленных затруднений. | При выполнении этого упражнения у вас возникли затруднения? Почему можно ошибиться в правописании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу? Выполните упражнение в прописи, в котором слова, отвечающие на вопрос что делать? переделать в слова, отвечающие на вопрос что делаю? и записать. Проверьте себя по слайду. Какая орфограмма встрепчается в этих словах | Отвечают на вопросы | |
7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. | Запишите слова под диктовку. Проверьте себя по слайду. | ||
8. Включение в систему знаний и умений | Придумайте предложение, употребив слова на изученное правило. | Дятел. Учитель. Как же дятлы нарушают тишину? Ученик. Дятлы стучат по деревьям. Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограмму в слове «стучат». Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям? Ученик. Они ищут пищу. Учитель. Запишите предложение. Какие орфограмму подчеркнём? Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу. | |
9. Осуществление рефлексии | Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока? Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу. Учитель. Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13 ЧА – ЩА пиши с буквой … ЧУ – ЩУ пиши с буквой … -Ребята, поднимите руку те, у кого такое настроение и справился со всеми заданиями. - Теперь, поднимите руки те, у кого такое настроение и кого остались вопросы. -А те у кого настроение такое и вы не очень хорошо поняли тему. |
|
акое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?
Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.
Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Слайд 7 (картинки животных)
На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображён на картинках?
Ученик. Животные.
Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.
4. Применение и добывание знаний. Работа в парах
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.
На какие группы у вас получилось разбить слова?
Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.
Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.
Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.
Что общего у всех слов?
Ученик. Все слова предметы во множественном числе.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?
Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.
Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.
Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.
КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ
3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...
Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.
Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...
Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)
Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...