Наблюдение над однокоренными словами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_nad_odnokorennymi_slovami.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе (1 – 4) по программе "Школа – 2100" (урок "открытия" нового знания)
Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.
Определение корня слова.
Цели урока:
- уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова";
- развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
- развитие умения правильно выделить корень в словах.
Оборудование, наглядные пособия:
- иллюстрация корня растения и корня зуба;
- рисунок дерева, карточки со словами: сад, рассада, садовник, садовод, посадки;
- карточки со словами: корень слова, родственные или однокоренные слова;
- карточки с выводами: корень – главная часть слова
в корне заключен смысл слова
- индивидуальные (маркерные) доски;
- алгоритм нахождения и выделение корня (на карточках);
- на карточках 3 определения корня.
Ход урока
1.Организация класса
2.Эмоциональный настрой
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!
3.Минутка чистописания. Слайд 2.
Отгадайте загадку:
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла …(зима)
- Действительно это зима. Зима удивительная волшебница! Посмотрите какие узорами она украсила окна. Мы сейчас в тетрадях тоже напишем узоры.
Слайд 3.
Запись на доске.
А в гости к нам пришел сегодня один из символов зимы-Снеговик. Он принес несколько заданий.
3.Создание проблемной ситуации. Слайд 4.
А) – Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую.
(Дети делают запись)
– Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?) .
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
Б) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа…)
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
В) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
Г) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим-).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске –дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)
(на доске схема)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
Д) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень:
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
- начало, источник чего-либо;
- часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
А теперь мы прочитаем сказку о корне.
Лингвистическая сказка.
Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то свое, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево!
Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.
Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем. Однокоренные слова соорудили для своего папы-корня домик — круглый и уютный.
Так появился значок, с помощью которого выделяется корень.
Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.
Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
-Давайте закроем корень в этих словах. (Закрыть корни слов снежинками)
Сохранился ли смысл?
-Какой частью в слове является корень?
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»
(Общая часть родственных слов)
- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).
- - Давайте прочитаем правило в учебнике. Стр.86
4. Физминутка .
Лепим мы снеговика:
Руки, ноги и бока.
Лепим снегом
Белым- белым.
Будет он большим
И смелым.
Будет бегать,
Будет прыгать
И руками будет
Двигать.
Вот хлопки
Над головой,
Настоящий он,
Живой!
(Физкультминутку проводят дети.)
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Самостоятельная работа. Упр.119 стр.86
-Какие слова выписали? Какие оказались лишними? Какой корень выделили? Что особенного в слове колокольчик? ( Оно многозначное)
6. Закрепление изученного
Упр. 120. Стр. 87( по вариантам).
Два ученика работают у доски.
Игра называется «Засели домики». ( на доске)
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.
1 ряд - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд - - вод-
Вода, водичка, водный, водитель.
3 ряд - -гор-
Гора, горный, гореть, пригорок
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 ряда )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .
б) Самостоятельная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним задания на карточках.
Проверяем выполненное задание .
в) Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями ,а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб –
Рыбак, рыбак, рыбачить, Рыбачье, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, ум, поумнел, разум.
3 группа - снег –
Снег, Снегурочка, снежок, подснежник, снеговик, снежинка
- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!
7. Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка. Интересно, правда? Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны найти лишнее слово и записать букву в карточку по порядку.
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
9.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 3) –определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.
10. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
- Назовите эти слова.Какой корень у этих слов?
6. Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой. На доске елочка. Украсьте ее своими игрушками.
-Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо работали и всё поняли- возьмите красную игрушку.
-Если не всё удалось, что-то ещё не получается - возьмите жёлтую игрушку.
-Если вам было сложно на уроке, есть трудности- возьмите синюю игрушку.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....
Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.
Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных слов, формиро...