урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
конспект урока русского языка 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ПРОВЕДЁННОГО В 3 КЛАССЕ
Учитель: Свистушкина Ирина Евгеньевна
Тема: «Части слова. Развитие умения находить в слове окончание».
Тип урока: РУ – урок развития умений.
Цель: развивать умение находить в слове окончание.
Задачи: 1) формировать представления учащихся о форме слова и
однокоренных словах;
2) учить определять в слове окончание;
3) развивать связную и грамотную речь учащихся речь учащихся;
4) учить детей работать в парах;
5) формировать правильную самооценку учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.
II. Работа в тетрадях по чистописанию. Минутка красивого письма.
- Сегодня мы с вами начнём урок с игры « Путаница».
- Кто знает, что это за игра? (Ответы детей).
- Сегодняшний наш гость Винни-Пух всё перепутал. И нам нужно помочь ему распутать эту путаницу и попытаться сказать, чему мы будем учиться на уроке.
(Показ картинки с Винни-Пухом).
- Откройте тетради по чистописанию и посмотрите задание на странице 21.
- Что же здесь спуталось? (Заглавные буквы У и Т).
- Давайте их распутаем. Какой общий элемент у этих букв? ( Наклонная линия с закруглением слева внизу).
-Посмотрите на доску, я вам покажу, как правильно надо писать. (Пишу образец на доске).
- А теперь проверим посадку! Положите правильно тетрадь.
- Напишите этот узор 3 раза.
III. Работа со словами из словаря (в тетрадях по чистописанию).
- А теперь прочитайте про себя строчки из стихотворения С.Есенина.
- Прочитаем их хором.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
- Найдите в этом отрывке слова из словаря (берёзки, шёлковые).
- Запишите эти 2 слова в тетрадь.
- Скажите, а что называют окончанием? ( Окончание – это изменяемая часть слова).
- Как найти в слове окончание? ( Нужно изменить слово, поставить его в разные формы).
- Обозначьте окончания в этих словах.
- Проверим. – Какое окончание в слове берёзки? – В слове шёлковые?
- Закройте тетради.
IV. Знакомство с новым словом из словаря.
- Сегодня мы пополним наш словарь ещё одним словом.
- Отгадайте загадку:
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Заяц).
- А где же у нас сегодня на уроке спрятался заяц? (Обращаю внимание на картинку на доске: заяц, запутанный в паутине).
- Посмотрите, он запутался в паутине, помогите ему распутаться. (Выходит ученик и указкой обводит контур зайца).
( Я обвожу рисунок маркером).
- А теперь мы должны запомнить, как правильно пишется слово заяц.
Оказывается, заяц любит не только морковку, но и яблоки. Поэтому, чтобы вам легче было запомнить это слово, я вместо буквы к слову прикрепила яблоко.
( Показ таблички: ЗА Ц ).
- Какая гласная спрятана? ( Я)
- А теперь вспомните, какие слова называются однокоренными. (Cлова, у которых одинаковый корень и общий смысл = имеют близкое лексическое значение.)
- Подберите однокоренные слова к слову заяц. (Устные ответы).
- Молодцы, а я хочу вам предложить записать в тетрадь слова, расположенные на доске: зайчик, зайчиха, заюшка, заячья.
Запишите их.
- Слово ЗАЯЦ такое же трусливое как и сам заяц. Как заяц пытается запутать свои следы, так и слово сейчас хочет запутать вас и меняет свой облик, поэтому корни в написании отличаются друг от друга.
- А теперь подумайте и скажите, чем отличаются по значению слова ЗАЯЦ и ЗАЙЧИК? (Заяц – взрослое, большое животное, а зайчик – маленький или слово употреблено в уменьшительно – ласкательном значении).
- Запишите в столбик эти слова.
- Образуйте от этих слов форму мн.числа. Запишите рядом.
- Обозначьте окончания. ( Заяц – зайцы, зайчик – зайчики ).
- Что заметили? ( В словах заяц и зайчик – нулевое окончание; в слове зайцы окончание Ы, а в слове зайчики – И).
- Ребята, а какое окончание называют нулевым? (Окончание, которое не выражается звуками называется нулевым.)
V. Самостоятельная работа.
- Итак, существительные изменяются по числам.
А как ещё изменяются существительные? ( По вопросам).
- Теперь, ребята, возьмите конверт и достаньте карточку жёлтого цвета.
Задание: поставьте слово заяц в нужную форму, записывая правильно окончания в словах. Окончания выделите.
КАРТОЧКА № 1.
нет ( кого?) зайц___
иду ( к кому?) к зайц___
беседую ( с кем?) с зайц___
думаю ( о ком?) о зайц___
- Обменяйтесь карточками с соседом.
- Достаньте карточку зелёного цвета. Эта карточка – помощница. На ней записаны правильные ответы. Проверьте работы своих товарищей.
КАРТОЧКА № 2.
нет ( кого?) зайца
иду ( к кому?) к зайцу
беседую ( с кем?) с зайцем
думаю ( о ком?) о зайце
- Что заметили? (Меняется окончание).
- Как называется изменяемая часть слова? ( Окончание).
- Для чего служит окончание? ( Для связи слов в предложении).
- Ребята, я сегодня утром получила странную телеграмму. В ней написано: «Убить двух зайцев». Подскажите, что это значит? (Т.е. делать два дела одновременно).
- А догадались ли вы чему мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем продолжать начатую вчера тему и будем учиться находить окончания в словах, изменять форму слова и связывать слова в предложениях).
VI. Физкультминутка.
- А пока немножко отдохнём. И потом продолжим работать.
VII. Работа с текстом по учебнику.
- Но вот подул сильный ветер, и опять всё перепуталось. Винни-Пух очень расстроился. Надо ему помочь.
- Откройте учебники, найдите упр.182.
1) Работа над текстом « Солнечные зайчики».
- Прочитайте предложения. Это текст? ( Нет. Нарушен порядок слов в предложениях.)
- Соберите «рассыпанные» предложения. Получится текст? Почему? Докажите. ( Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема).
Солнечные зайчики.
С утра солнечные зайчики играли в траве. Днём они побежали к пруду. Зайчики плавали в пруду до самого вечера. Они всегда успеют обсохнуть на солнце!
- Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками?
2) Работа над текстом « Про озеро».
-Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить окончания.)
- Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в зависимости от этого выберите окончания. ( Возможны 2 варианта: в лесу жило озеро и жили озёра.)
- Прочитайте дальше. Какое слово во 2-ом предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? ( Местоимение с НИМ употреблено в единственном числе).
- Какой вариант выбираем? ( Про озеро).
- Какие окончания допишем? ( Жило озеро).
- В каком предложении возможны варианты окончаний? ( Во 2-ом: жили сердитые медведи и зубастые волки или жил__ сердитый медведь__ и зубастый волк__).
- Спишите второй текст и выполните все задания после упражнения.
Про озеро.
В дремучем лесу жило озеро.
Рядом с ним жили сердитые медведи и зубастые волки. Но озеро никого не боялось, потому что было большое и глубокое.
VII. Работа со словами – синонимами (если позволит время).
- Прочитайте слова в синей рамочке.
дремучий
глухой
густой
частый
- Можно ли назвать эти слова однокоренными? (Нет).
- Почему? ( Разный корень).
- Являются ли слова формами одного и того же слова? (Нет, разные корни).
- Что общего у этих слов? (Лексическое значение).
- Как называют такие слова? ( Синонимы).
- В какой последовательности записаны действия? ( От сильного к слабому).
( На доске записаны синонимы):
дремучая пора
глухая чаща
густые постукивание
частое заросли
- Чем отличаются эти слова от тех, что записаны в учебнике?
( Окончаниями).
- Соедините с помощью стрелочек слова в словосочетания. (1чел.- на доске).
дремучая чаща
глухая пора
густые заросли
частое постукивание
- Прочитайте полученные словосочетания.
- Запишите их.
- Что помогло установить эту связь? ( Окончания).
- Обозначьте окончания в словах.
- Проверим.
VIII. Итог урока.
- А теперь я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
На обратной стороне жёлтой карточки есть квадрат. Закрасьте его соответствующим цветом:
Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы справились, и вам было хорошо, то закрасьте его зелёным цветом.
Если в вашей работе есть недочёты, то – жёлтым.
А если вам сегодня было не очень комфортно, и работу вы выполнили с ошибками, то – красным цветом.
- Наконец – то мы распутали всю паутину!
- А теперь ответьте на вопросы:
1) Что такое окончание?
2) Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? ( Нет).
3) Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? ( Да).
4) Как найти в слове окончание? ( Изменить форму слова).
5) Какое окончание называется нулевым? ( Которое не выражается звуками).
Оценивание детей.
- У кого оценка совпала с моей?
- Спасибо за урок.
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ | Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ | Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ | Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ | Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ |
Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__ | Карточка № 1 нет (кого?) брат__ иду (к кому?) к брат__ беседую (с кем?) с брат__ думаю ( о ком?) о брат__
|
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ | Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ | Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ | Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ | Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ |
Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__ | Карточка № 1 нет (кого?) зайц__ иду (к кому?) к зайц__ беседую (с кем?) с зайц__ думаю ( о ком?) о зайц__
|
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце |
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце
|
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце | Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце
|
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце | Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце |
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце | Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце |
Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце | Карточка № 1 нет (кого?) зайца иду (к кому?) к зайцу беседую (с кем?) с зайцем думаю ( о ком?) о зайце |
ЗАЙЧИК
ЗАЙЧИХА
ЗАЮШКА
ЗАЯЧЬЯ
З А Я Ц
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис | Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис
| Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис | Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис | Карточка № 2 нет (кого?) лис иду (к кому?) к лис беседую (с кем?) с лис думаю (о ком?) о лис |
Оформление доски.
Картинка
с Винни-Пухом
картинка дремучая пора
с зайцем _______ глухая чаща
густые постукивание
частое заросли
ЗАЯЦ
зайчик
зайчиха
заюшка
заячья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...