Формирование УУД по обучению грамоте в 1 классе.
опыты и эксперименты по русскому языку (1 класс) на тему

Янгирова Байна Назмутдиновна

Коллектив учителей начальных классов нашей школы с большим желанием делится опытом своей работы со своими коллегами из других школ района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yangirova_b.n._vystuplenie_na_vebinare.docx853.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  УУД (метапредметных результатов) по обучению  грамоте  в  1  классе.

Янгирова  Байна  Назмутдиновна- Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель высшей категории МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа РБ

   

Жизнь вокруг нас постоянно меняется. Для решения многих жизненных задач человеку, кроме способностей и каких-либо личностных качеств, необходимы различные умения. Именно поэтому сегодняшний ученик должен быть гибким, мобильным, быть способным к саморазвитию и самообразованию.    

В жизни мы чаще сталкиваемся с задачами, для решения которых требуются метапредметные умения, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками - универсальными способами получения и применения знаний. Ведь предметные умения являются специфическими только для той или иной учебной дисциплины.    

Конечно, знания необходимы. Но сейчас на первый план выходит не сумма знаний, а способность самостоятельно решать  новые задачи,  умение работать в коллективе, самостоятельно восполнять недостающие знания.

    Именно эти способности необходимы для успешности в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о важности формирования метапредметных умений и навыков, т.к. их можно применять как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.    

На современном уроке  мы  должны создавать такие условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом задача педагога - объяснить суть задачи, построение эффективных моделей, чтобы ученики смогли сами выдвигать способы решения (зачастую методом проб и ошибок). В этом и заключается эффективность работы детей и учителя.

C:\Users\HP\Desktop\Новая папка\Учебная работа\использикт\SAM_2499.JPG

О  каких  же  метапредметных  результатах идет речь?

  1. Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. Умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения, умозаключения и выводы;
  5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  7. Формирование учебной и общепользовательской  компетентности в области использования ИКТ;
  8. Первоначальное представление об идеях и о методах   как об универсальном языке науки и техники;
  9. Развитие способности видеть  задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  10. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения  проблем, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятной информации;
  11. Умение понимать и использовать  средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, аргументации;
  12. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  13. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  14. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных  проблем;
  15. Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

F:\17.02.2016\SAM_5828.JPG

С 2011 года наша школа  работает по  ФГОС второго поколения. С этого момента перед нами встала проблема организации учебного процесса в условиях нового стандарта. Ведь Федеральный Государственный стандарт заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной школы. В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий не только для преемственности, но и для непрерывности реализации основной образовательной программы.

 Метапредметный урок – это урок, на котором:

  • у школьников формируются такие универсальные учебные действия, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;
  • ученик открывает новые знания под руководством учителя или самостоятельно, а затем сам анализирует способ своей работы, применяя эти знания;
  • у школьников формируется понятие о взаимосвязи предметов школьного цикла и взаимосвязи учебных предметов с окружающим миром;
  • развивается теоретическое, креативное  мышление, а также формируется операционное мышление, направленное на выбор оптимального решения.

Именно метапредметные  результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Учебники Образовательной системы «Школа 2100» содержат все необходимые задания для формирования личностных и  метапредметных  результатов.   

 Метапредметными  результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством  формирования  регулятивных  УУД  служат  технология  продуктивного  чтения  и  проблемно-диалогическая  технология.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

 Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

C:\Users\HP\Desktop\Новая папка\Учебная работа\использикт\SAM_2501 (2).JPG

Первый класс занимает уникальное положение в общем образовании, так как именно в этот период происходит формирование умений, которые обеспечивают нормальный дальнейший процесс образования. Проиллюстрируем эту идею на примере Букваря.  Обучение  работе  с текстом становится  важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого  строится весь  дальнейший  процесс  образования в школе.

За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения. Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте.

На  самом  первом  уроке  по  Букварю  на  тему  «Календарь  и  календарные  праздники. Знакомство  с  «Букварем»  я  планирую  достичь таких  метапредметных  результатов:

познавательные- ориентироваться  в  учебнике, находить  ответы  на вопросы  в  иллюстрациях, делать  выводы  в  результате  совместной работы с классом;

регулятивные: высказывать  предположение на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану;

коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Каждый день, на каждом  уроке  эти  цели  повторяются, добавляется  что-то новое. Например, на  39 уроке  на тему « Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах- географических названиях» добавляется  к  регулятивным :

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.  

К познавательным  добавляется  ориентироваться  в  словаре, преобразовать  информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшой текст.

К коммуникативным  добавляется  выразительно  читать и пересказывать текст.

Очень  сложно  с  современными  детьми  научиться  слушать  своих  одноклассников, потому что  каждый  ребенок  хочет  высказать  свое, а  мнение  других  это  для  него  на  втором  месте.

Те же  цели  ставятся и при изучении  литературного  чтения, математики, окружающего  мира  и  других  предметов.

Подводя  итог, можно  отметить,  что успешность обучения в начальной  школе  во  многом  зависит  от  сформированности  универсальных  учебных   действий. Во  многом  они, их   свойства и качества  определяют  эффективность  образовательного  процесса, в частности  усвоения  знаний, формирование  умений, образа мира и основных  видов  компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

                                             Литература

1.Г.Л.Копотева, И.М.Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград, издательство «Учитель»,2013.

2.С.В.Николаева. Русский язык: обучение грамоте(обучение чтению).             1 класс. Технологические карты уроков по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. В 2х частях. Волгоград, издательство «Учитель», 2013.

3.С.В.Николаева. Русский язык: обучение грамоте(обучение письму). 1 класс. Технологические карты уроков по прописям  О.В.Прониной.  Волгоград, издательство «Учитель», 2014

4.Е.В.Бунеева. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя. М, Баласс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...

Урок в малокомплектной школе Русский язык. 3 класс. Обучение грамоте. 1 класс.

Урок открытия нового знания по русскому языку в 3 классе и обучения грамоте в 1 классе....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок Обучение грамоте. 1 класс. Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании.

Урок-закрепление для 1 класса по теме: "Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов  в высказывании"...