Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Тема: Однородные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

В данный урок введен правосланый компонент, поэтому урок имеет как познавательную, так и воспитательную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Зарубина Светлана Евгеньевна

Учитель начальных классов НОУ РО «Сормовской православной гимназии» города Нижнего Новгорода

Урок с православным компонентом по русскому языку. 4 класс. Тема: Однородные члены предложения.

Тема урока: однородные члены предложения .

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4.

Цели урока:

Образовательные

  1. Формирование умения подбирать проверочные слова
  2. Повторить имеющиеся сведения о предложении;
  3. Научить определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены);

Развивающие

  1. Развивать орфографическую зоркость
  2. Развивать внешнюю и внутреннюю речь
  3. Развитие  каллиграфических навыков;

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь к окружающим людям, чувство милосердия и сострадания
  2. Воспитывать чувство объективной оценки друг друга
  3. Воспитывать положительные качества личности.

Методы и приемы: словесный, наглядный; списывание, работа в парах.

Межпредметные связи: чтение.

Оборудование: демонстрационные карточки со схемами предложений.

 План урока:

1) Орг. момент. – 1 мин.

2) Чистописание + Целеполагание. – 7 мин.

 3) Изучение новой темы. -  10 мин

   4) Физкультминутка. – 2 мин

   5) Закрепление. – 15 мин

   6) Итог. – 3 мин

7)  Д.з. с.44, №86. – 3 мин

8) Оценки за урок – 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем урок русского языка. Вспоминайте, как нужно вести себя на уроке: сидеть прямо, слушать внимательно учителя, отвечать с поднятой рукой, давать полный ответ, работать в тетради аккуратно.

2) Чистописание + Целеполагание:

На минутке чистописания мы пропишем строчные  буквы, которые объединяет общий элемент: петля внизу. Что это за буквы?

Прописываем.

На следующей строчке каллиграфическим почерком спишите с доски фразу Святителя Иоанна Златоуста.

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.

Св. Иоанн Златоуст

- Как вы понимаете его слова?

- К чему призывают они?

- Что такое милосердие и сострадание? Приведите примеры дел милосердия и сострадания?

- Какие заповеди можно вспомнить, читая эти слова?

Посмотрим на эту фразу с точки зрения русского языка.

- Можно ли сказать, что это законченная мысль?

- А что такое законченная мысль?

Сегодня на уроке мы будем говорить о предложении, составлять предложения по схеме, будем учиться определять предложения с однородными членами.

- Что вы знаете о предложении?

- Что такое грамматическая основа?

-Что такое подлежащее? Сказуемое?

-Как называются остальные слова в  предложении?

Молодцы! Эти знания нам понадобятся для изучения новой темы.

3) Изучение новой темы.

На доске схемы предложений.

1. ______     ====== .

2. ______   ======, ======, ======, ====== .

3. ______, ______, ______, ______   ====== .

-Что это за схемы?

-Что общего у схем? Из каких членов предложения состоит каждое?

- Чем отличаются?

- Составьте предложение к первой схеме.

- А ко второй и третьей можем мы придумать предложения? Работали мы с такими предложениями?

Работа с предложениями:

Таня рисует. Таня поет. Таня читает. Таня танцует.

- Чем сходны предложения?

- Как можно сказать иначе, чтобы избежать повторения?

- К какой схеме подойдет наше новое предложение?

Таня рисует, поет, читает, танцует.

- На какой вопрос отвечают сказуемые? А к какому члену предложения относятся?

Таня рисует. Катя рисует. Маша рисует. Даша рисует.

- Чем сходны эти предложения?

- Как составить предложение, чтобы избежать повтора?

Таня, Катя, Маша, Даша рисуют.

- На какой вопрос отвечают подлежащие?

- С каким членом предложения они связаны?

-К какой схеме отнесем это предложение?

- Рассмотрите еще раз полученные предложения… что вы заметили внутри предложения? Какой вывод можно сделать?

Итак, слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами. Они отделяются друг от друга запятыми.

Работа с правилом: с. 44. Чтение, рассматривание примеров, предложенных в учебнике.

4) Физкультминутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь поскорей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

5) Закрепление.

Сейчас нам предстоит применить изученное правило, найти однородные члены в предложениях. На доске текст.

Нелюдим.

Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова она поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Ребята удивились. И вот что рассказал учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый день приходил к ее старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится, как умеет.

- Как называется текст?

- Предположите по названию, о чем будет текст?

- Прочитайте текст.

-О Чем текст?

-Как ребята оказывали внимание учительнице во время болезни? Как вы оцениваете их поступок?

- Почему Васю назвали нелюдимом? Так ли это? Какие он поступки совершал? Как вы оцениваете его поступок?

- Какова основная мысль текста?

-Подойдут ли к данному тексту слова  Иоанна Златоуста, с которыми мы работали в начале урока? Докажите…

А теперь наша задача списать текст и найти однородные члены предложения.

Списывание.

Взаимопроверка.

Совместный поиск однородных членов.

Обозначение орфограмм.

-Вернемся к минутке чистописания. Прочитайте еще раз слова Святителя Иоанна Златоуста.

- Найдите грамматическую основу. Что вы заметили? Как называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?

6) Итог.

- Что нового мы узнали о предложениях?

-Что такое однородные члены предложения?

- Как они отделяются друг от друга?

  1. Что вам особенно понравилось?
  2. Какое задание было легким, а какое сложным?
  3. Что новое открыли для себя?

7)  Д.з. с.44, №86.

8) Оценки за урок

 

Это буквы д, з, у.

Прописывание букв.

Списывание фразы.

Господь наш очень любит людей, и добрых, и к злым бывает долготерпелив и многомилостив. Совершая дела милосердия и сострадания так мы чуточку приближаемся к Богу, к его бесконечной любви. Милосердие и сострадание это готовность помочь в любую минуту, откликнуться на беду и переживания другого. Эти слова призывают нас исполнять заповеди Господни: возлюби ближнего своего как самого себя.

Да, это законченная мысль, а значит это предложение.

В предложении слова связаны друг с другом по смыслу. Предложения бывают простые и сложные. В предложении есть грамматическая основа, это подлежащее и сказуемое. Подлежащее это то, о чем говорится в предложении. Сказуемое это то, что говорится о подлежащем. Кроме грамматической основы могут быть в предложении другие слова, которые называются второстепенными.

Это схемы предложений. Каждое предложение состоит из грамматической основы. Предложения отличаются количеством подлежащих и сказуемых.

В этих предложениях одно и тоже слово является подлежащим.

Таня рисует, поет, читает, танцует.

Ко второй схеме.

Сказуемые отвечают на вопрос что делает? и относятся к одному и тому же подлежащему.

В этих предложениях одно и то же слово является сказуемым.

Таня, Катя, Маша, Даша рисуют.

Подлежащие отвечают на один и тот же вопрос кто? И относятся к одному и тому же сказуемому.

Предложение отнесем к третьей схеме.

Ответы детей.

Чтение, рассматривание примеров, предложенных в учебнике. Повтор определения.

Выполняют движения соответствующие тексту.

Ответы детей

Текст о том как ребята заботились о своей учительнице. Они навещали ее в больнице. Это хороший поступок, милосердный. Вася не ходил в больницу, поэтому слыл нелюдимом, но он тайно помогал маме учительницы, что так же является делом милосердия. Основная мысль: каждый заботится, как умеет. Ребята совершают таким образом дела милосердия и сострадания, исполняют закон Христов.

Списывание.

Взаимопроверка.

Совместный с учителем поиск однородных членов. Обозначение орфограмм.

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.

Св. Иоанн Златоуст

В этом предложении есть однородные члены.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"

Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения"

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языко...

Конспект урока по русскому языку на тему "Главные члены предложения"

Цель урока: учить находить основу предложения....

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива" с использованием платформы Учи.ру...

Конспект урока по русскому языку на тему однородные члены предложения

Конспект урока по русскому языку на тему однородные члены предложения....

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....