Правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Мордовский республиканский институт образования»
индивидуальный проект мультимедийного урока
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: Макарова Евгения Павловна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»,
учитель начальных классов
Саранск
2017
1. Учебный предмет: русский язык
2. Класс: 3
3. Тема урока и номер урока в разделе: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (раздел «Имя существительное» урок 8)
4. Цель: сформировать представления о правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
5. Планируемые результаты:
Личностные УУД
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Предметные УУД:
- Находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм.
- Графически объяснять написания имен сушествительных с шипящим на конце с ь и без ь.
6. Материально-техническое обеспечение: УМК «Школа России»
Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-6-е изд.-М: Просвещение,2016.- 159с.
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- ссылки на ЭОРы;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР | Время (в мин.) |
Орг. момент | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дает положительный настрой на результаты урока | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку, высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке. | 1 мин. | ||
Актуализация знаний учащихся | Сколько букв в русском алфавите? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков? Какая из них указывает на мягкость предшествующего согласного звука? (ь) Приведите примеры А какую еще роль может играть ь в словах?( может разделять гласную от согласной) | Пишут Ь Записывают 3 слова, с ь-показателем мягкости, 3 слова с разделительным ь | 5 мин. | ||
Постановка учебной задачи | А какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь? А почему вы не можете ответить? А что объединяет эти слова? Произнесите их. Какие звуки вы слышите в конце слов? Какую цель вы поставите перед собой? | ??? Это имена существительные Шипящие Узнать, какую роль играет ь в именах существительных после шипящих | 2 мин. |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | Послушайте слова: стриж, речь, брошь, тушь, мышь, калач, мяч, малыш, грач, ночь Чем они похожи? Запишем эти слова в две группы : с ь и без ь Что объединяет слова первого столбика? Второго? Какой вывод мы можем сделать? Проверим наш вывод с учебником с. 31 Совпадают наши выводы с выводами авторами учебника?
Какую цель мы поставили перед собой? Можете теперь ответить, какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь? Что нового мы узнали о роли ь в словах? Попробуем применить новые знания на практике А теперь проверим, как вы усвоили правописание имен существительных с шипящим на конце слова(физкультминутка) Если в слове нужно писать ь вы хлопаете в ладоши, если нет- приседаете | Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящий звук Это существительные ж.р,(м.р) У имен существительных м. рода не пишется ь на конце слова после шипящих, а у существительных женского рода ь. Дети читают правило Мягкий знак является показателем женского рода имен существительных, оканчивающихся на шипящие Дети выполняют упражнение 53, с.32,объясняя, в каких словах пропущен ь. Дети анализируют слова и выполняют необходимые действия | Распредели слова по столбикам. Практический Интерактивное задание
| Наблюдение за речевым материалом | 14/ 3 мин. |
Закрепление знаний и способов действий | Обобщает знания учащихся о роли ь в словах Применим полученные знания на практике | Дети приводят примеры Дети определяют роль ь знака в словах и распределяют слова по столбикам | Роль ь Практический Интерактивная схема Распредели слова по колонкам Контрольный Интерактивное задание | Для повышения познавательной активности Для дальнейшей коррекции полученных знаний | 18/3 мин. 15 мин. |
Рефлексия учебной деятельности | Посмотрите текст домашнего задания, упр.59, Вам необходимо распределить слова на группы. Легко вам будет выполнять, или у вас будут трудности? | Дети анализируют предложенный материал | 3 мин. | ||
Итог урока | Какая тема урока была сегодня? Как вы будете писать имена существительные с шипящими на конце? | Дети отвечают, оценивают себя с помощью лесенки достижений | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________
Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам. ...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....
Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.отрабатывать навык каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существит...
Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.
Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...
«Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».
Конспект урока по русскому языку. Целью урока является знакомство учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опоро...