Правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Макарова Евгения Павловна

урок с использование ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posle_shipyashch.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  

«Мордовский республиканский институт образования»

индивидуальный проект мультимедийного урока 

слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

Выполнила: Макарова Евгения Павловна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»,

учитель начальных классов

                                                                           

                                                                                                                                         

Саранск

2017

1. Учебный предмет: русский язык

2. Класс: 3

3. Тема урока и номер урока в разделе: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (раздел «Имя существительное» урок 8)

         4. Цель: сформировать представления о правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

5. Планируемые результаты:

Личностные УУД

   1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Метапредметные УУД:  

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Предметные УУД:

  1. Находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм.
  2. Графически объяснять написания имен сушествительных с шипящим на конце с ь и без ь.

6. Материально-техническое обеспечение: УМК «Школа России»

Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-6-е изд.-М: Просвещение,2016.- 159с.

- мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

- ссылки на ЭОРы;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР 

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Орг. момент

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку, дает положительный настрой на результаты урока

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку, высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке.

1 мин.

Актуализация знаний учащихся

Сколько букв в русском алфавите?

Какие буквы в русском языке не обозначают звуков? Какая из них указывает на мягкость предшествующего согласного звука? (ь)

Приведите примеры

А какую еще роль может играть ь в словах?( может разделять гласную от согласной)

Пишут  Ь

Записывают 3 слова, с ь-показателем мягкости, 3 слова с разделительным ь

5 мин.

Постановка учебной задачи

А какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь?

 А почему вы не можете ответить?

 А что объединяет эти слова?

Произнесите их. Какие звуки вы слышите в конце слов?

Какую цель вы поставите перед собой?

???

Это имена существительные

Шипящие

Узнать, какую роль играет ь в именах существительных после шипящих

2 мин.


Усвоение новых знаний и способов деятельности

Послушайте слова: стриж, речь, брошь, тушь, мышь, калач, мяч, малыш, грач, ночь

Чем они похожи?

Запишем эти слова в две группы : с ь и без ь

Что объединяет слова первого столбика? Второго?

Какой вывод мы можем сделать?

Проверим наш вывод с учебником с. 31

Совпадают наши выводы с выводами авторами учебника?

 

Какую цель мы поставили перед собой? Можете теперь ответить, какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь?

Что нового мы узнали о роли ь в словах?

Попробуем применить новые знания на практике

А теперь проверим, как вы усвоили правописание имен существительных с шипящим на конце слова(физкультминутка)

Если в слове нужно писать ь вы хлопаете в ладоши, если  нет- приседаете

Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящий звук

Это существительные ж.р,(м.р)

У имен существительных м. рода не пишется ь на конце слова после шипящих, а у существительных женского рода ь.

Дети читают правило

Мягкий знак является показателем женского рода имен существительных, оканчивающихся на шипящие

Дети выполняют упражнение 53, с.32,объясняя, в каких словах пропущен ь.

Дети анализируют слова и выполняют необходимые действия

 Распредели слова по столбикам.

Практический

Интерактивное задание

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html

Наблюдение за речевым материалом

14/ 3 мин.

Закрепление знаний и способов действий

Обобщает знания учащихся о роли ь в словах

Применим полученные знания на практике

Дети приводят примеры

Дети определяют роль ь знака в словах и распределяют слова по столбикам

Роль ь

Практический

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf

Распредели слова по колонкам

Контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/685c5eb1-200f-4d7b-bf44-d6137947eb54/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_088%5D.html

Для повышения познавательной активности

Для дальнейшей коррекции полученных знаний

18/3 мин.

15 мин.

Рефлексия учебной деятельности

Посмотрите текст домашнего задания, упр.59,

Вам необходимо распределить слова на группы.

Легко вам будет выполнять, или у вас будут трудности?

Дети анализируют предложенный материал

3 мин.

Итог урока

Какая тема урока была сегодня? Как вы будете писать имена существительные с шипящими на конце?

Дети отвечают, оценивают себя с помощью лесенки достижений

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________

Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам.             ...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....

Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.отрабатывать навык  каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существит...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...

«Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».

Конспект урока по русскому языку. Целью урока является знакомство учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опоро...