Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Саркисян Людмила Мурадовна

цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.

отрабатывать навык  каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существительных        

   -обобщить знания о существительном как части речи,                                                                          

- учить применять на практике правило правописания ь на конце существительных после шипящих,

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                                                                                                                Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

-Здравствуйте ,ребята!

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

-Садитесь ребята,

-Откройте Ваши тетради. Запишите сегодняшнее число и Классная работа

2. Чистописание. 

Цель - формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. 

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Ученики: Шипящие согласные звуки.

Учитель: Назовите их.

Минутка чистописания.

Слайд 2

Ребята, давайте мы с вами напишем буквы
ш ж ч щ 

-пропишите их всю строчку.
- Какие орфограммы связаны с этими буквами?

слайд         3

-Ши жи ча чу ща щу чк чн 


3  Словарная работа

Ученик у доски, комментируя безударные  гласные.


Медведь, соловьи, тетрадь, картофель, воробьи, морковь.
- Что общего у этих слов? (во всех словах есть Ь)
- Какую работу выполняет в них Ь? (является показателем мягкости, разделительным ь)
Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.
Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль играет буква Ь в русском языке.


4. Изучение нового материала.

1) На доске:

Ребята, перед вами слова

Слайд 4

 Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, плащ.
- Слова какой части речи записаны?

Эти слова- существительные.

- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.)
Учитель у доски, дети работают в тетрадях, помогая учителю.

Давайте разделим лист тетради на 2 колонки. В первой колонке мы будем писать слова муж рода, а  во второй женского рода.

М. р.

Ж.р.

Нож

рожь

мяч

ночь

врач

вещь

плащ

дочь

-Нож, он мой, муж  род……    

Сравните эти 2 колонки, что интересного вы заметили
ответы детей

Все  сущ заканчиваются, на буквы, которые обзначают шипящие звуки.

- В конце сущ. Женского рода пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости? (нет)
- Какова же работа Ь в этих словах? (Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)

К какому выводу мы пришли?        

Слайд 5

На  конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

А сейчас вы мне сами скажите ещё одно правило русского языка.

На  конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

Сверимся с учебником. Прочитайте правило на стр. 94.

Что ж ,ребята, все вы правильно сказали!!!Мы молодцы!

Слайд 6-7

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой. 

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

5. Физминутка

Звериная зарядка

Слайд 8

6. Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.

Слайд 9

Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, серая мыш?.

Ребята, перед вами словосочетания.  Нужно сейчас их записать в тетрадь, объясняя орфограмму.

(Дети объясняют, применяя алгоритм).

Товарищ- он мой, сущ м рода. Ь не пишем…

Молодцы ,ребята. Справились с заданием.

Обратите внимание , на столе у каждого тест. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Обведите только правильные ответы.

7.  Самостоятельная работа

Слайд 10

Тест

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) не пишется Ь ;

б) всегда пишется Ь;

в)  пишется Ь по желанию .

3. На конце существительных м. р. после шипящих:        

а) Ь знак пишется по понедельникам;

б) пишется Ь;

в) не пишется Ь.

4. Мягкий  знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на то, что эти сущ. собственные.

 Взаимопроверка.        

Ребята, обменяйтесь своими работами. Сейчас вы будете учителями и проверите работы соседа по парте. Если все выполнено правильно, вы ему напишите МОЛОДЕЦ, если есть ошибки, то ничего не пишите, Я посмотрю эти работы и буду знать, кому мне нужно уделить ещё немного внимание. Проверка (взаимопроверка).

Слайд11

На экране правильные ответы, (дети проверяют) Ответы: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а,

Пальчикова гимнастика

8. Самооценка

Индивидуальная работа. Перед вами текст .Запишите его, вставляя нужные по смысу слова на изученное правило.

Слайд 12

Наступила тёмная  …  . Из норки вышла …., а за ней её …  и голодный …  .

Сейчас вы будете сами себя проверять и оценивать свои результаты. Можете поставить оценку за работу синей ручкой. После урока я соберу тетради и проверю ещё раз сама.

Выборочно читают 3-4 ученика текст

Слайд 13        

Наступила тёмная  ночь  . Из норки вышла мышь , а за ней её дочь   и голодный малыш  .

        

9. Домашнее задание.

Девочки в домашней работе напишут 10 слов мужкого рода на изученную тему, а мальчики женского рода.

10. Разгадывание кроссворда

Слайды        14-19

рис 3

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).

11. Рефлексия.

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета).  прикрепите соответствующую звездочку на доске.

Слайд 20

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.        

Слайд 21

Ребята, вы активно работали на уроке. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность обучающихся

Результат
взаимодействия
(сотрудничества)

Время

Ресурсы

1. Самоопределение  к деятельности

Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

Здравствуйте ,ребята!

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Садитесь ребята,

Диалог с учителем

Личностные УУД: проявление интереса к предмету .

1 мин

1 слайд

2. Чистописание. 

Цель - формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма

 Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.


Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Назовите их.

Минутка чистописания.

Ребята, давайте мы с вами напишем буквы
ш ж ч щ 

-пропишите их всю строчку.
- Какие орфограммы связаны с этими буквами?

Отвечают на вопросы учителя.

Шипящие согласные звуки.

ш ж ч щ 

-Ши жи ча чу ща щу чк чн 

формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

5мин

2слайд


3 слайд




3.   Словарная работа (комментирование)

Медведь, соловьи, тетрадь, картофель, воробьи, морковь.

- Что общего у этих слов?

- Какую работу выполняет в них Ь?

Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.
Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль играет буква Ь в русском языке.

комментирование

Слушают учителя, отвечают на вопросы.
(во всех словах есть Ь)


(является показателем мягкости, разделительным ь)

Умение правильно, красиво декламировать текст

5  мин

4.  «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
 Цель – организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

– дать обучающимся представление об изучаемом  правиле.

Создаёт проблемную ситуацию, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов:

 На доске:

Ребята, перед вами слова

 Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, плащ.
- Слова какой части речи записаны?

- На какие две равные группы можно разделить эти слова?

Давайте разделим лист тетради на 2 колонки. В первой колонки мы будем писать слова муж рода, а  во второй женского рода.

М. р.

Ж.р.

Нож

рожь

мяч

ночь

врач

вещь

плащ

дочь

Сравните эти 2 колонки, что интересного вы заметили

- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости?    


- Какова же работа Ь в этих словах? 


К какому выводу мы пришли?

А сейчас вы мне сами скажите ещё одно правило русского языка.

Сверимся с учебником. Прочитайте правило на стр. 94.

Что ж ,ребята, все вы правильно сказали!!!Мы молодцы!

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой. 

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

Эти слова- существительные

( м. р., ж. р.)


Учитель у доски, дети работают в тетрадях, помогая учителю.


-Нож, он мой, муж  род……    

Предполагаемые ответы:

Все  сущ заканчиваются, на буквы, которые обзначают шипящие звуки.

- В конце сущ. Женского рода пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

нет

(Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)

На  конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

На  конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода  Ь не пишется.

Работают с информацией (текст учебника и справочная литература

Умения высказывать собственное мнение, вести диалог в различных  коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета

10 мин

4 слайд

5 слайд




6 слайд тема

7 слайд

5. Физкультминутка

 Цель –снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, восстановление физических сил, снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Физминутка под песню «Звериная зарядка»

2 мин

8 слайд

6. Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями. Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Ребята, перед вами словосочетания.  Нужно сейчас их записать в тетрадь, объясняя орфограмму.

Молодцы ,ребята. Справились с заданием

Работают с информацией

Озвучивают результат работы.

(Дети объясняют, применяя алгоритм).

Товарищ- он мой, сущ м рода. Ь не пишем…

УУД: поиск и выделение необходимой информации,
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
умение структурировать знания.

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

    5 мин

9слайд

Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч, мелкая дрож?, серая мыш?

7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет

Обратите внимание , на столе у каждого тест. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Обведите только правильные ответы.   Тест

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) не пишется Ь ;

б) всегда пишется Ь;

в)  пишется Ь по желанию .

3. На конце существительных м. р. после шипящих:        

а) Ь знак пишется по понедельникам;

б) пишется Ь;

в) не пишется Ь.

4. Мягкий  знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на то, что эти сущ. собственные.

Ребята, обменяйтесь своими работами. Сейчас вы будете учителями и проверите работы соседа по парте. Если все выполнено правильно, вы ему напишите МОЛОДЕЦ, если есть ошибки, то ничего не пишите, Я посмотрю эти работы и буду знать, кому мне нужно уделить ещё немного внимание.

Проверка (взаимопроверка).

УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
умение структурировать знания,

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

5 мин

Раздаточный материал для выполнения теста

 10 Слайд

11 Слайд

На экране правильные ответы,

 1-а, 2-б, 3-в, 4-а,

8. Самооценка

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет

Организует беседу.
Индивидуальная работа. Перед вами текст .Запишите его, вставляя нужные по смысу слова на изученное правило.

Наступила тёмная  (ночь) . Из норки вышла( мышь) , а за ней её (дочь) и голодный (малыш) .

Сейчас вы будете сами себя проверять и оценивать свои результаты. Можете поставить оценку за работу синей ручкой. После урока я соберу тетради и проверю ещё раз сама.

УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
умение структурировать знания.


5мин

12 слайд


       

13Слайд

9.Домашнее задание

Разбор домашнего задания

Девочки в домашней работе напишут 10 слов мужского рода на изученную тему, а мальчики женского рода.

1 мин

10. Разгадывание кроссворда

Цель –  выявить уровень знаний обучающихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).

3 мин

Слайды14-19

рис 3

11 Рефлексия деятельности

Цель:  осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета).  прикрепите соответствующую звездочку на доске.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – светло-зеленую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – розовую.

Ребята, вы активно работали на уроке. Спасибо за работу.

Производят самооценку своей деятельности.

УУД: рефлексия способов и условий действия

  3 мин

20 Слайд

21 Слайд

        

        Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №106»

Учитель               Саркисян  Л.М.

УМК                    СРО Л.В.Занкова

Предмет              русский язык

Класс                   2  «В»

Урок                    Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Тип урока           урок введения нового знания

Технология        технология   деятельностного подхода        

Дата                     18.12.2014

Технологическая карта урока

Тема

Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Цель урока

формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.

Задачи

-отрабатывать навык  каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существительных                                                                                                                                                           -обобщить знания о существительном как части речи,                                                                                                                                         - учить применять на практике правило правописания ь на конце существительных после шипящих,

-развивать и корригировать волю, память, мышление, связную устную речь.

-воспитывать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Основные понятия

Тип урока

Урок введения нового знания

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, персональный компьютер, мультимедиа  проектор,  презентация ,карточки –тесты.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....

Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

   Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...