Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.
отрабатывать навык каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существительных
-обобщить знания о существительном как части речи,
- учить применять на практике правило правописания ь на конце существительных после шипящих,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих | 39.13 КБ |
tekhnol_rus_yaz.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
-Здравствуйте ,ребята!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
-Садитесь ребята,
-Откройте Ваши тетради. Запишите сегодняшнее число и Классная работа
2. Чистописание.
Цель - формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Назовите их.
Минутка чистописания.
Слайд 2
Ребята, давайте мы с вами напишем буквы
ш ж ч щ
-пропишите их всю строчку.
- Какие орфограммы связаны с этими буквами?
слайд 3
-Ши жи ча чу ща щу чк чн
3 Словарная работа
Ученик у доски, комментируя безударные гласные.
Медведь, соловьи, тетрадь, картофель, воробьи, морковь.
- Что общего у этих слов? (во всех словах есть Ь)
- Какую работу выполняет в них Ь? (является показателем мягкости, разделительным ь)
Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.
Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль играет буква Ь в русском языке.
4. Изучение нового материала.
1) На доске:
Ребята, перед вами слова
Слайд 4
Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, плащ.
- Слова какой части речи записаны?
Эти слова- существительные.
- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.)
Учитель у доски, дети работают в тетрадях, помогая учителю.
Давайте разделим лист тетради на 2 колонки. В первой колонке мы будем писать слова муж рода, а во второй женского рода.
М. р. | Ж.р. |
Нож | рожь |
мяч | ночь |
врач | вещь |
плащ | дочь |
-Нож, он мой, муж род……
Сравните эти 2 колонки, что интересного вы заметили
ответы детей
Все сущ заканчиваются, на буквы, которые обзначают шипящие звуки.
- В конце сущ. Женского рода пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода Ь не пишется.
- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости? (нет)
- Какова же работа Ь в этих словах? (Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)
К какому выводу мы пришли?
Слайд 5
На конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода Ь не пишется.
А сейчас вы мне сами скажите ещё одно правило русского языка.
На конце сущ. Женского рода после шипящих пишется Ь,а
На конце сущ. Мужского рода Ь не пишется.
Сверимся с учебником. Прочитайте правило на стр. 94.
Что ж ,ребята, все вы правильно сказали!!!Мы молодцы!
Слайд 6-7
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
5. Физминутка
Звериная зарядка
Слайд 8
6. Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Слайд 9
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, серая мыш?.
Ребята, перед вами словосочетания. Нужно сейчас их записать в тетрадь, объясняя орфограмму.
(Дети объясняют, применяя алгоритм).
Товарищ- он мой, сущ м рода. Ь не пишем…
Молодцы ,ребята. Справились с заданием.
Обратите внимание , на столе у каждого тест. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Обведите только правильные ответы.
7. Самостоятельная работа
Слайд 10
Тест
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) не пишется Ь ;
б) всегда пишется Ь;
в) пишется Ь по желанию .
3. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) Ь знак пишется по понедельникам;
б) пишется Ь;
в) не пишется Ь.
4. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на то, что эти сущ. собственные.
Взаимопроверка.
Ребята, обменяйтесь своими работами. Сейчас вы будете учителями и проверите работы соседа по парте. Если все выполнено правильно, вы ему напишите МОЛОДЕЦ, если есть ошибки, то ничего не пишите, Я посмотрю эти работы и буду знать, кому мне нужно уделить ещё немного внимание. Проверка (взаимопроверка).
Слайд11
На экране правильные ответы, (дети проверяют) Ответы: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а,
Пальчикова гимнастика
8. Самооценка
Индивидуальная работа. Перед вами текст .Запишите его, вставляя нужные по смысу слова на изученное правило.
Слайд 12
Наступила тёмная … . Из норки вышла …., а за ней её … и голодный … .
Сейчас вы будете сами себя проверять и оценивать свои результаты. Можете поставить оценку за работу синей ручкой. После урока я соберу тетради и проверю ещё раз сама.
Выборочно читают 3-4 ученика текст
Слайд 13
Наступила тёмная ночь . Из норки вышла мышь , а за ней её дочь и голодный малыш .
9. Домашнее задание.
Девочки в домашней работе напишут 10 слов мужкого рода на изученную тему, а мальчики женского рода.
10. Разгадывание кроссворда
Слайды 14-19
Загадки.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).
11. Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). прикрепите соответствующую звездочку на доске.
Слайд 20
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.
Слайд 21
Ребята, вы активно работали на уроке. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106»
Учитель Саркисян Л.М.
УМК СРО Л.В.Занкова
Предмет русский язык
Класс 2 «В»
Урок Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
Тип урока урок введения нового знания
Технология технология деятельностного подхода
Дата 18.12.2014
Технологическая карта урока
Тема | Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих | ||
Цель урока | формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих. | ||
Задачи | -отрабатывать навык каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существительных -обобщить знания о существительном как части речи, - учить применять на практике правило правописания ь на конце существительных после шипящих,
| ||
Основные понятия | |||
Тип урока | Урок введения нового знания | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир | ||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, персональный компьютер, мультимедиа проектор, презентация ,карточки –тесты. | ||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....
Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как...
Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...