Разработка урока по предмету основы грамоты по теме : «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: совершенствование навыков дифференциации звуков ж-ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_osnovam_gramoty.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:

Город Краснодар

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа № 9 г. Краснодара

 РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету ОСНОВЫ ГРАМОТЫ

(по индивидуальной программе)

Тема: «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».

5 – специальный класс со сложным дефектом,

расстройством аутистического спектра

(24.11. 2015)

               Учитель

Кулиничева О.И.

Краснодар

2015

Тема урока: «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: совершенствование навыков дифференциации звуков ж-ш.

Задачи урока:

Коррекционно – образовательные:

- развивать слуховую дифференциацию звуков «Ж» и «Ш»;

- развивать умение соотносить звуки с буквами Ж.Ш;

- учить дифференцировать звуки «Ж» - «Ш» в слогах и словах (в произношении, на слух, в записи).

Коррекционно - развивающие:

Активизация мыслительной деятельности.

Развитие:

- наблюдательности к языковым явлениям;

- буквенного гнозиса. Какие букв спрятались? Какие буквы написаны неправильно? Исправьте ошибки;

- зрительного внимания и памяти. Работа с условными изображениями.

- слухового внимания и памяти. Поднять соответствующую звуку букву. Исключить 4-е лишнее слово;

- мелкой моторики рук. Упражнения для пальцев. Выкладывание букв из камешков, палочек.  Пальчиковые упражнения;

- словесно-логического мышления. Подобрать слова, противоположные по значению (шире-уже).

- развитие познавательного интереса, воображения, логического мышления;

Коррекционно - воспитательные:

- формирование навыков организации учебной работы, навыка построения учебного высказывания, навыка слушать и слышать.

Оборудование:

  • Предметные картинки на Ж, Ш.
  • Символы, обозначающие твердость, мягкость, звонкость и глухость согласных.
  • Лента букв, слоговые таблицы.
  • Буквы Ж и Ш, мешочек для игры «Узнай букву на ощупь».
  • Камешки, счетные палочки.
  • Тетради, ручки, учебник «Русский язык» 2 класс, (Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова.)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сядем тихо, очень дружно,

Это в школе очень нужно –

Не болтать и не лениться,

Мы пришли сюда… учиться.

1. Активизация внимания. Дидактическая игра «Узнай буквы».

- Поиграем в игру «Узнай буквы». Попробуйте узнать какие буквы от нас спрятались.

  Б             П             В           Ф            Г             К        

2. Повторение изученного.

- Что можно сказать про буквы, которые узнали? Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки).

- Назовите звонкие согласные.

- Как они произносятся? (Они произносятся с голосом и шумом).

- Каким символом обозначаем звонкость согласного? (Колокольчиком).

- Назовите глухие согласные?

- Как они произносятся? (Они произносятся с шумом).

- Каким символом обозначаем глухой согласный? (Наушниками).

3. Упражнение в различении звонких и глухих согласных.

- Я назову звонкий согласный звук, а вы его пару – глухой звук.

Б – П, В – Ф, Г – К.

А теперь, наоборот: я назову глухой согласный звук, а вы его пару – звонкий. звук.

II. Введение в тему урока. Сообщение темы урока

- Назовем предметы в первом ряду, поделим слова на слоги. (Картинки: шапка, шишка, груша, шоколад).

- Какой звук повторяется в каждом слове? (Звук [ш]).

- Назовем предметы во втором ряду, поделим слова на слоги. (Картинки: Жаба, жук, жираф, желудь).

- С какого звука начинается каждое слово на картинке? (Со звука [ж]).

- Сформулируем тему урока.

- О каких звуках и буквах будем сегодня говорить и учиться различать их на слух и на письме?

III. Изучение нового материала.

1. Характеристика звуков Ж-Ш с опорой на символы.

- Дадим характеристику звуков [ж] и [ш].

[Ж] – согласный, звонкий, всегда твердый.

[Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

- Чем похожи звуки? (Согласные, звучат всегда твердо).

- Чем они отличаются? (Звук «Ж» звонкий, а звук «Ш» - глухой).

- Звуки «ж» и «ш» на письме обозначаются буквами Ж, Ш.

- Найдите в алфавите буквы Ж и Ш.

2. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.

а) Развитие тактильных ощущений.

Игра «Узнай букву на ощупь».

б) Каких букв больше написано (Ж или Ш).

в) Работа с условными обозначениями. (Условные обозначения записаны на доске).

Игра «Шифровальщики».

«Будь внимателен, смотри –

Если стрелка вверх – жужжи,

Если стрелка вниз – шипи!»

Дети расшифровывают положение стрелки. Под верхним положением стрелки 2зашифрован звук [ж], под нижним – звук [ш].

3. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Внимательные ушки».

- Если услышите звук «ж» - похлопайте в ладоши, если назову звук «ш» - закройте ушки руками.

4. Дифференциация звуков. Преобразование слогов, слов.

а) В слогах.

Игра «Испорченное эхо».

- Я буду называть слоги со звуком «ж», а вы со звуком «ш».

ЖА – ША, ЖУ – ШУ, ЖИ – ШИ, ЖЕ – ШЕ, ЖО – ШО …

Играется повторяется с мячом.

Учащиеся, не умеющие читать. выкладывают по контуру букву Ш и Ж из камешков, конструируют из палочек.

б) в словах.

Игра «Наоборот».

- Прочитаем слова, замените букву ж на букву ш.

жар – шар,                              житьё – бытьё,

жить – шить.                          ложка – крошка,

жарить – шарить,                   жаль - шаль

лужа – Луша.                          жарь - шарь

шаль – жаль,                            уши – ужи,

шить – жить,                            шалить – жалить,

шутка – жутко,                         машут – мажут,

Луша – лужа,                            нашивка – наживка.

в) игра «Магазин».

1. Отобрать картинки со звуком [ш]. Дается установка:

Я купил ( - а) бы…(шахматы, желуди, машина, жилет, кувшин, флажок, шапка, шары, домик, пирожок, шорты, жук, шоколад).

2. Отобрать картинки со звуком [ж]. Дается установка:

Я покупаю…

- Почему вы не купили домик?

Физминутка  «Дровосек».

Ножки, ножки,

Где вы были?

За дровами лес ходили!

Ручки, ручки,

Где вы были?

Мы в лесу дрова рубили!

Ух, ух, ух, ух!

IV. Закрепление изученного. Работа по учебнику и в тетрадях.

1. Подготовка руки к письму. Пальчиковые упражнения.

Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому).

Мы рога козы покажем,

И рога оленя даже,

И пор зайку не забудем,

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Нужно с пальцами дружить!

2. Минутка чистописания.

1. На доске дается образец написания букв Ж и Ш. Проводится графический сравнительный анализ написания букв.

2. Работа по учебнику. Стр. 50, упр. №1.

3. Чтение правила.

Гимнастика для предотвращения утомления глаз.

Наши глазоньки устали,

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять –

Быстро глазки закрывать!

Шесть, семь, восемь – их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води.

Вверх, вниз, вправо, влево.

Отдохнули мы умело.

4. Упр. № 2. Учащиеся, после разбора, выполняют самостоятельно.

V. Итог урока:

- Какие звуки учились различать?

- Для чего мы упражнялись в различении этих звуков?

- Оцените свою работу на уроке.

Д/задание Упражнения «Корректурная проба».

Долгих Анастасия

Задание: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.

Ж Ж  Ш ж Ш  ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш

Колмаков Данил

Задание: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.

Ж Ж   Ш ж Ш  ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш

Исхаков Никита

Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.

Ж Ж   Ш ж Ш  ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш

Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.

Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.

Терзаев Максим

Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.

Ж Ж   Ш ж Ш  ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш

Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.

Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.

Горбунов Семён

Задание 1.

Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть

Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.

Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.

Задание 3.  Вставить пропущенные буквы, исправить ошибки в словах.

… апка, куку…ка, мы…ка, …ук, рома…ка, сторо…, эта…, мо…ка, но..ницы, но…и,  ер…, …каф, кув…ин, ланды…, до…дь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)

На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внима...

Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона

Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...