Разработка урока по предмету основы грамоты по теме : «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: совершенствование навыков дифференциации звуков ж-ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_osnovam_gramoty.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа № 9 г. Краснодара
РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету ОСНОВЫ ГРАМОТЫ
(по индивидуальной программе)
Тема: «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».
5 – специальный класс со сложным дефектом,
расстройством аутистического спектра
(24.11. 2015)
Учитель
Кулиничева О.И.
Краснодар
2015
Тема урока: «Дифференциация ж-ш в слогах и словах, сравнительный графический и письменный анализ».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: совершенствование навыков дифференциации звуков ж-ш.
Задачи урока:
Коррекционно – образовательные:
- развивать слуховую дифференциацию звуков «Ж» и «Ш»;
- развивать умение соотносить звуки с буквами Ж.Ш;
- учить дифференцировать звуки «Ж» - «Ш» в слогах и словах (в произношении, на слух, в записи).
Коррекционно - развивающие:
Активизация мыслительной деятельности.
Развитие:
- наблюдательности к языковым явлениям;
- буквенного гнозиса. Какие букв спрятались? Какие буквы написаны неправильно? Исправьте ошибки;
- зрительного внимания и памяти. Работа с условными изображениями.
- слухового внимания и памяти. Поднять соответствующую звуку букву. Исключить 4-е лишнее слово;
- мелкой моторики рук. Упражнения для пальцев. Выкладывание букв из камешков, палочек. Пальчиковые упражнения;
- словесно-логического мышления. Подобрать слова, противоположные по значению (шире-уже).
- развитие познавательного интереса, воображения, логического мышления;
Коррекционно - воспитательные:
- формирование навыков организации учебной работы, навыка построения учебного высказывания, навыка слушать и слышать.
Оборудование:
- Предметные картинки на Ж, Ш.
- Символы, обозначающие твердость, мягкость, звонкость и глухость согласных.
- Лента букв, слоговые таблицы.
- Буквы Ж и Ш, мешочек для игры «Узнай букву на ощупь».
- Камешки, счетные палочки.
- Тетради, ручки, учебник «Русский язык» 2 класс, (Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова.)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сядем тихо, очень дружно,
Это в школе очень нужно –
Не болтать и не лениться,
Мы пришли сюда… учиться.
1. Активизация внимания. Дидактическая игра «Узнай буквы».
- Поиграем в игру «Узнай буквы». Попробуйте узнать какие буквы от нас спрятались.
Б П В Ф Г К
2. Повторение изученного.
- Что можно сказать про буквы, которые узнали? Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки).
- Назовите звонкие согласные.
- Как они произносятся? (Они произносятся с голосом и шумом).
- Каким символом обозначаем звонкость согласного? (Колокольчиком).
- Назовите глухие согласные?
- Как они произносятся? (Они произносятся с шумом).
- Каким символом обозначаем глухой согласный? (Наушниками).
3. Упражнение в различении звонких и глухих согласных.
- Я назову звонкий согласный звук, а вы его пару – глухой звук.
Б – П, В – Ф, Г – К.
А теперь, наоборот: я назову глухой согласный звук, а вы его пару – звонкий. звук.
II. Введение в тему урока. Сообщение темы урока
- Назовем предметы в первом ряду, поделим слова на слоги. (Картинки: шапка, шишка, груша, шоколад).
- Какой звук повторяется в каждом слове? (Звук [ш]).
- Назовем предметы во втором ряду, поделим слова на слоги. (Картинки: Жаба, жук, жираф, желудь).
- С какого звука начинается каждое слово на картинке? (Со звука [ж]).
- Сформулируем тему урока.
- О каких звуках и буквах будем сегодня говорить и учиться различать их на слух и на письме?
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика звуков Ж-Ш с опорой на символы.
- Дадим характеристику звуков [ж] и [ш].
[Ж] – согласный, звонкий, всегда твердый.
[Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.
- Чем похожи звуки? (Согласные, звучат всегда твердо).
- Чем они отличаются? (Звук «Ж» звонкий, а звук «Ш» - глухой).
- Звуки «ж» и «ш» на письме обозначаются буквами Ж, Ш.
- Найдите в алфавите буквы Ж и Ш.
2. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.
а) Развитие тактильных ощущений.
Игра «Узнай букву на ощупь».
б) Каких букв больше написано (Ж или Ш).
в) Работа с условными обозначениями. (Условные обозначения записаны на доске).
Игра «Шифровальщики».
«Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – жужжи,
Если стрелка вниз – шипи!»
Дети расшифровывают положение стрелки. Под верхним положением стрелки 2зашифрован звук [ж], под нижним – звук [ш].
3. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Игра «Внимательные ушки».
- Если услышите звук «ж» - похлопайте в ладоши, если назову звук «ш» - закройте ушки руками.
4. Дифференциация звуков. Преобразование слогов, слов.
а) В слогах.
Игра «Испорченное эхо».
- Я буду называть слоги со звуком «ж», а вы со звуком «ш».
ЖА – ША, ЖУ – ШУ, ЖИ – ШИ, ЖЕ – ШЕ, ЖО – ШО …
Играется повторяется с мячом.
Учащиеся, не умеющие читать. выкладывают по контуру букву Ш и Ж из камешков, конструируют из палочек.
б) в словах.
Игра «Наоборот».
- Прочитаем слова, замените букву ж на букву ш.
жар – шар, житьё – бытьё,
жить – шить. ложка – крошка,
жарить – шарить, жаль - шаль
лужа – Луша. жарь - шарь
шаль – жаль, уши – ужи,
шить – жить, шалить – жалить,
шутка – жутко, машут – мажут,
Луша – лужа, нашивка – наживка.
в) игра «Магазин».
1. Отобрать картинки со звуком [ш]. Дается установка:
Я купил ( - а) бы…(шахматы, желуди, машина, жилет, кувшин, флажок, шапка, шары, домик, пирожок, шорты, жук, шоколад).
2. Отобрать картинки со звуком [ж]. Дается установка:
Я покупаю…
- Почему вы не купили домик?
Физминутка «Дровосек».
Ножки, ножки,
Где вы были?
За дровами лес ходили!
Ручки, ручки,
Где вы были?
Мы в лесу дрова рубили!
Ух, ух, ух, ух!
IV. Закрепление изученного. Работа по учебнику и в тетрадях.
1. Подготовка руки к письму. Пальчиковые упражнения.
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому).
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже,
И пор зайку не забудем,
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,
Нужно с пальцами дружить!
2. Минутка чистописания.
1. На доске дается образец написания букв Ж и Ш. Проводится графический сравнительный анализ написания букв.
2. Работа по учебнику. Стр. 50, упр. №1.
3. Чтение правила.
Гимнастика для предотвращения утомления глаз.
Наши глазоньки устали,
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять –
Быстро глазки закрывать!
Шесть, семь, восемь – их открыть
И на руки поглядеть.
Головою не верти,
Только глазками води.
Вверх, вниз, вправо, влево.
Отдохнули мы умело.
4. Упр. № 2. Учащиеся, после разбора, выполняют самостоятельно.
V. Итог урока:
- Какие звуки учились различать?
- Для чего мы упражнялись в различении этих звуков?
- Оцените свою работу на уроке.
Д/задание Упражнения «Корректурная проба».
Долгих Анастасия
Задание: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.
Ж Ж Ш ж Ш ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш
Колмаков Данил
Задание: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.
Ж Ж Ш ж Ш ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш
Исхаков Никита
Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.
Ж Ж Ш ж Ш ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш
Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.
Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.
Терзаев Максим
Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть.
Ж Ж Ш ж Ш ш Ж Ш Ж ж ш Ш Ж Ж Ж Ш ж ш Ш Ш ш Ж Ш ж ш
Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.
Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.
Горбунов Семён
Задание 1.
Задание 1: Букву Ж - подчеркнуть одной чертой, букву Ш – зачеркнуть
Задание 2. Подчеркнуть в словах буквы Ж, Ш.
Кошка, мышь, журавль, шоколад, лошадь, жаворонок, коза, щука, шакал, кошка, журавль, жук, лягушка, шина, кошелёк, кожа, шорох, медвежонок.
Задание 3. Вставить пропущенные буквы, исправить ошибки в словах.
… апка, куку…ка, мы…ка, …ук, рома…ка, сторо…, эта…, мо…ка, но..ницы, но…и, ер…, …каф, кув…ин, ланды…, до…дь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».
Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме, развивается память, внима...
Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности. Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...