Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
план-конспект урока (3 класс) по теме

Сазонова Руфина Мунировна

На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внимание, воображение, мышление, умение анализировать свои ошибки и их преодоление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по курсу

«Основы шахматной игры».

Тема урока:

«Матовые комбинации. Тема блокировки»

3 класс (второй год обучения)

 Составила: Сазонова Руфина Мунировна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск

2015 г.


Цели: 1. Рассмотреть новый тактический приём – блокировку, раскрыть содержание приёма, который позволит ставить мат.

2. Формировать способность действовать в уме, способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, умения анализировать свои ошибки и их преодоления.

3. Воспитание морально-волевых качеств. Умение общаться с партнёром во время шахматной партии.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, слов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей; интерактивная  доска, мультимедийный проектор, тетради, карточки с шахматными задачами № 1, №2, карточки  с вопросами и ответами.


Ход занятия

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Разминка

ΙΙΙ.

Постановка целей занятия.

ΙΙΙ. Объяснение новой темы

ΙV.Физ

культ

минутка

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

- Начнем наше очередное занятие по шахматам с разминки в структуре «Куиз-куиз-трейд»

(СЛАЙД 2)

1.  

-Встаньте, возьмите ваши карточки с вопросами, задвиньте стул, поднимите руку и найдите ближайшую пару.

Ученик, который выше задает вопросы, а другой отвечает. Если вы получили верный ответ – похвалите своего партнёра, если ответ неправильный, подскажите, переспросите – похвалите.

Обменяйтесь своими карточками, образуйте новую пару.

2.Проверка производится на последнем повторе.

- Настя, какой вопрос тебе задал Камиль?

- Как ты ответила? Как тебя похвалил Камиль?

- Даша, а ты какой вопрос задала своему партнёру? Как он тебе ответил?

- Кто смог ответить на все вопросы?

- Давайте их все вместе похвалим.

-Рассмотрите рисунки, изображенные на экране.

- Что объединяет эти изображения?

- Скажите, одним словом назначение этих предметов? (Запись вариантов ответов на доске).

БЛОКИРОВКА

-Как вы думаете, какую роль может играть блокировка в шахматах?

- Кто согласен?

Определите  тему урока. (СЛАЙД 5)

Какие цели перед собой поставим?

Объяснение нового материала подготовленными учащимися.

-На демонстрационной шахматной доске создалась вот такая игровая ситуация.

- Что вы видите?

Белые фигуры:

Ферзь  f8

Конь  g 5

Король g 4

Чёрные  фигуры:

Король  h6

Ладья g 7

- Сегодня командиром белых фигур выступит Матвей, а командиром черных – Камиль.

Они расскажут и покажут, как в шахматной игре используют приём БЛОКИРОВКИ.

Ход белых.

  1. Ф f8 - f6          Л g 7- g6
  2. Ф f6 - h 8  Х

-Спасибо ребята! Пожмите друг другу руки.

- Что это за приём в шахматах – БЛОКИРОВКА?

- Совпало ли ваше определение, сделанное в начале урока с определением, которое представили наши командиры?

- Какова цель блокировки? (СЛАЙД)

- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ вот на что, при обычном завлечении цель – завлекаемая фигура. А при блокировке наша цель – фигура блокируемая. Чаще всего это фигура – король.

Физкультминутка проводится в структуре «КОНЭРС».

На стенах висят файлы с номерами 1,3,5,9,6.

- Возьмите по 1 карточке с изображением шахматной фигуры. Встаньте, задвиньте стулья. По сигналу пройдите к углу с номером равноценным силе ваших фигур, выполните задание, записанное на конверте, повторите ваши действия со второй фигурой.

Работа в парах 2-3 раза по 20 сек.

Ответы детей.

Фотографии: турникет в метро, ров, строительный блок, шлагбаум.

БЛОКИРОВКА

Ответы детей 2-3 учащихся.

Тема:  Блокировка.

Цель: дать определение блокировке, раскрыть секреты блокировки.

Ответы детей

Белые фигуры:

Ферзь  f8

Конь  g 5

Король g 4

Чёрные  фигуры:

Король  h6

Ладья g 7

Командир БЕЛЫХ:

- Я иду Ферзём   на f6 и объявляю Шах чёрному Королю. Запишу свой ход вот так: Ф f8 - f6          

Командир ЧЁРНЫХ

Чёрному Королю уйти от Шаха некуда и его защищает черная Ладья. Я делаю ход чёрной Ладьёй на поле g6. Запишу свой ход вот так:

Л g 7- g6.

Командир БЕЛЫХ:

- Я добился цели. Мой Ферзь заставил чёрную Ладью блокировать своего Короля. Теперь белый Ферзь делает ход на поле h8 и чёрные получают МАТ.

Командир ЧЁРНЫХ

Поле, которое мог занять мой Король, заняла своя же ладья. Король оказался в матовой сетке.

Командир БЕЛЫХ:

В этом и заключается суть блокировки.

Дружеское пожатие рук.

Ответы учащихся.

Ограничить фигуры противника в подвижности за счёт его же фигур.

Блокировка – тактический приём в шахматах. При блокировке фигуры противника (чаще король) ограничиваются в подвижности за счёт своих же фигур.

(Во время физкультминутки на демонстрационной доске Матвей и Камиль расставляют новую шахматную комбинацию)

У детей в конверте № 1 лежат карточки с рисунками шахматных фигур.

1 = сила пешки;

3 = слон и конь

5 = ладья

9 = ферзь.

6= таких фигур нет

V. Развитие умений – применение знания. Игровая практика

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание

- Переходим к игровой практике.

-Откройте тетради. Рассмотрите внимательно шахматную ситуацию.

 Что вы видите?

– Разыграйте с партнёром по лицу эту комбинацию.

Задача БЕЛЫХ объявить мат в два хода ЧЁРНЫМ, используя новый тактический приём «БЛОКИРОВКА».

Копия блокировка ЗАДАЧА 2.jpeg.jpeg

-Проверим.

Какое решение из данной ситуации нашли?

- Удалось ли этим ребятам объявить мат в два хода?

«

- Над какой темой мы с вами работали?

- Что сегодня вам удалось?

- Что нового узнали?

- Какова цель блокировки. Чаще всего какую фигуру завлекают при блокировке?

Конверт № 3. (СЛАЙД 9)

Повторить тему блокировки. Поставить мат, используя новый тактический приём.

блокировка ЗАДАЧА 2.jpeg.jpeg

Работа в парах.

Учащиеся рассматривают игровую ситуацию.

Находят варианты решения комбинации.

Вариант возможного решения:

  1. Л b5-а5  b6:а5
  2. b4-b5  Х

К доске выходят 1-2 учащихся решивших задачу.

Объясняют своё решение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Шахматный педагог – 2015» Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» 3 класс (второй год обучения) Составила: Сазонова Руфина Мунировна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №32» г. Нижнекамск РТ

Слайд 2

Определяем основной вопрос урока

Слайд 3

Определяем основной вопрос урока Тема урока: «Блокировка». Цели урока: 1. Узнать, что такое блокировка. 2. Раскрыть секреты блокировки.

Слайд 4

Цель блокировки: Ограничить фигуры противника в подвижности за счёт его же фигур.

Слайд 5

Домашнее задание Объяви мат в два хода. Ход белых. Запиши решение и поделись с одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"

Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь"....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон"

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон".Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкие ...