Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
план-конспект урока (3 класс) по теме
На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме, развивается память, внимание, воображение, мышление, умение анализировать свои ошибки и их преодоление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_blokirovka.doc | 355.5 КБ |
Презентация к уроку Матовые комбинации. Тема блокировки | 679.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по курсу
«Основы шахматной игры».
Тема урока:
«Матовые комбинации. Тема блокировки»
3 класс (второй год обучения)
Составила: Сазонова Руфина Мунировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №32»
г. Нижнекамск
2015 г.
Цели: 1. Рассмотреть новый тактический приём – блокировку, раскрыть содержание приёма, который позволит ставить мат.
2. Формировать способность действовать в уме, способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, умения анализировать свои ошибки и их преодоления.
3. Воспитание морально-волевых качеств. Умение общаться с партнёром во время шахматной партии.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, слов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей; интерактивная доска, мультимедийный проектор, тетради, карточки с шахматными задачами № 1, №2, карточки с вопросами и ответами.
Ход занятия
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ι. Организационный момент ΙΙ. Разминка ΙΙΙ. Постановка целей занятия. ΙΙΙ. Объяснение новой темы ΙV.Физ культ минутка | Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. - Начнем наше очередное занятие по шахматам с разминки в структуре «Куиз-куиз-трейд» (СЛАЙД 2) 1. -Встаньте, возьмите ваши карточки с вопросами, задвиньте стул, поднимите руку и найдите ближайшую пару. Ученик, который выше задает вопросы, а другой отвечает. Если вы получили верный ответ – похвалите своего партнёра, если ответ неправильный, подскажите, переспросите – похвалите. Обменяйтесь своими карточками, образуйте новую пару. 2.Проверка производится на последнем повторе. - Настя, какой вопрос тебе задал Камиль? - Как ты ответила? Как тебя похвалил Камиль? - Даша, а ты какой вопрос задала своему партнёру? Как он тебе ответил? - Кто смог ответить на все вопросы? - Давайте их все вместе похвалим. -Рассмотрите рисунки, изображенные на экране. - Что объединяет эти изображения? - Скажите, одним словом назначение этих предметов? (Запись вариантов ответов на доске). БЛОКИРОВКА -Как вы думаете, какую роль может играть блокировка в шахматах? - Кто согласен? Определите тему урока. (СЛАЙД 5) Какие цели перед собой поставим? Объяснение нового материала подготовленными учащимися. -На демонстрационной шахматной доске создалась вот такая игровая ситуация. - Что вы видите? Белые фигуры: Ферзь f8 Конь g 5 Король g 4 Чёрные фигуры: Король h6 Ладья g 7 - Сегодня командиром белых фигур выступит Матвей, а командиром черных – Камиль. Они расскажут и покажут, как в шахматной игре используют приём БЛОКИРОВКИ. Ход белых.
-Спасибо ребята! Пожмите друг другу руки. - Что это за приём в шахматах – БЛОКИРОВКА? - Совпало ли ваше определение, сделанное в начале урока с определением, которое представили наши командиры? - Какова цель блокировки? (СЛАЙД) - ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ вот на что, при обычном завлечении цель – завлекаемая фигура. А при блокировке наша цель – фигура блокируемая. Чаще всего это фигура – король. Физкультминутка проводится в структуре «КОНЭРС». На стенах висят файлы с номерами 1,3,5,9,6. - Возьмите по 1 карточке с изображением шахматной фигуры. Встаньте, задвиньте стулья. По сигналу пройдите к углу с номером равноценным силе ваших фигур, выполните задание, записанное на конверте, повторите ваши действия со второй фигурой. | Работа в парах 2-3 раза по 20 сек. Ответы детей. Фотографии: турникет в метро, ров, строительный блок, шлагбаум. БЛОКИРОВКА Ответы детей 2-3 учащихся. Тема: Блокировка. Цель: дать определение блокировке, раскрыть секреты блокировки. Ответы детей Белые фигуры: Ферзь f8 Конь g 5 Король g 4 Чёрные фигуры: Король h6 Ладья g 7 Командир БЕЛЫХ: - Я иду Ферзём на f6 и объявляю Шах чёрному Королю. Запишу свой ход вот так: Ф f8 - f6 Командир ЧЁРНЫХ Чёрному Королю уйти от Шаха некуда и его защищает черная Ладья. Я делаю ход чёрной Ладьёй на поле g6. Запишу свой ход вот так: Л g 7- g6. Командир БЕЛЫХ: - Я добился цели. Мой Ферзь заставил чёрную Ладью блокировать своего Короля. Теперь белый Ферзь делает ход на поле h8 и чёрные получают МАТ. Командир ЧЁРНЫХ Поле, которое мог занять мой Король, заняла своя же ладья. Король оказался в матовой сетке. Командир БЕЛЫХ: В этом и заключается суть блокировки. Дружеское пожатие рук. Ответы учащихся. Ограничить фигуры противника в подвижности за счёт его же фигур. Блокировка – тактический приём в шахматах. При блокировке фигуры противника (чаще король) ограничиваются в подвижности за счёт своих же фигур. (Во время физкультминутки на демонстрационной доске Матвей и Камиль расставляют новую шахматную комбинацию) У детей в конверте № 1 лежат карточки с рисунками шахматных фигур. 1 = сила пешки; 3 = слон и конь 5 = ладья 9 = ферзь. 6= таких фигур нет |
V. Развитие умений – применение знания. Игровая практика VI. Итог урока. VII. Домашнее задание | - Переходим к игровой практике. -Откройте тетради. Рассмотрите внимательно шахматную ситуацию. Что вы видите? – Разыграйте с партнёром по лицу эту комбинацию. Задача БЕЛЫХ объявить мат в два хода ЧЁРНЫМ, используя новый тактический приём «БЛОКИРОВКА». -Проверим. Какое решение из данной ситуации нашли? - Удалось ли этим ребятам объявить мат в два хода? « - Над какой темой мы с вами работали? - Что сегодня вам удалось? - Что нового узнали? - Какова цель блокировки. Чаще всего какую фигуру завлекают при блокировке? Конверт № 3. (СЛАЙД 9) Повторить тему блокировки. Поставить мат, используя новый тактический приём. | Работа в парах. Учащиеся рассматривают игровую ситуацию. Находят варианты решения комбинации. Вариант возможного решения:
К доске выходят 1-2 учащихся решивших задачу. Объясняют своё решение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяем основной вопрос урока
Определяем основной вопрос урока Тема урока: «Блокировка». Цели урока: 1. Узнать, что такое блокировка. 2. Раскрыть секреты блокировки.
Цель блокировки: Ограничить фигуры противника в подвижности за счёт его же фигур.
Домашнее задание Объяви мат в два хода. Ход белых. Запиши решение и поделись с одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"
Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».
Сценарий праздника "Троица"...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон"
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон".Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкие ...