Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Галина Сергеевна Бардина

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знаний

Цель урока: Повторение способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков на письме.

Задачи урока:

Задачи:

Образовательные:

·        совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные звуки;

·        закреплять умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;

·        создавать условия для работы над нормами правильного произношения.

Развивающие:                                

·        развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, произвольное внимание;

·        развивать умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы.

Воспитательные:

·        формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

·        воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, формировать адекватную самооценку;

воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.docx62.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Методист: 

                                                                                                                                                                          

Технологическая карта урока русского языка

учителя начальных классов

Бардиной Галины Сергеевны

Учебный предмет

Русский язык

Класс

Тип урока

Закрепление и обобщение полученных знаний

Тема урока

Парные твердые и мягкие согласные звуки

Цель урока

Повторение способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков на письме.

Задачи урока

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;
  • создавать условия для работы над нормами правильного произношения.

Развивающие:        

  • развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, произвольное внимание;
  • развивать умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, формировать адекватную самооценку;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Основные термины, понятия

Парные твердые и мягкие согласные звуки, ребята, люк.

Планируемый результат

Предметные умения:

  1. Развитие умения различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые парные и непарные звуки.
  2. Формирование определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
  3. Актуализация и расширение знаний о словарных словах.
  4. Формирование  умения дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
  5. Развитие умения распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных звуков.

 Личностные УУД:

  1. Развитие умения работать самостоятельно и в парах.
  2. Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.
  3. Воспитание умения слушать и отвечать по мере надобности.
  4. Формирование положительной мотивации к обучению.

Регулятивные УУД:

  1. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
  2. Формирование умения определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  1. Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения слушать и понимать других.
  2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Умение выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

  1. Учебник «Русский язык», 1 класс.
  2. Рабочая тетрадь «Русский язык», 1 класс.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук;
  2. Проектор;
  3. Интерактивная доска.

Наглядные пособия, раздаточный материал:

  1. Презентация по теме урока.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Совместное определение темы. Целеполагание.
  5. Физкультминутка.
  6. Открытие нового знания.
  7. Гимнастика для пальчиков.
  8. Закрепление полученных знаний.
  9. Итог урока.
  10. Рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1 минута

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Прозвенел звонок.
Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Слайд 1.

- Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать  много нового и интересного.

- Присаживайтесь.

Встают ровно. Приветствуют учителя.

Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке.

II. Минутка чистописания

6 минут

- Открываем ваши рабочие тетради на стр. 32

- Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа».

- Как можно назвать то, что мы записали?

- Верно, а что мы должны поставить в  конце предложения?

- Посмотрите на следующую строчку.

- Что здесь записано?

- Какие слова мы пишем с заглавной буквы?

- Какие элементы этих букв пишутся одинаково? Слайд 2.

- Запишите эту группу букв в тетрадь аккуратным и каллиграфическим почерком.

- Обведите ту букву, которую у вас получилось написать очень красиво.

- А теперь посмотрите на следующую строчку.

- Прочитайте слово.

- Это слово попробовал написать Незнайка. Он допустил ошибки в написании некоторых элементов. Самостоятельно найдите их и обведите в кружок.

Одиннадцатое апреля. Классная работа.

Предложение. В конце предложения ставится точка.

Заглавные буквы.

Имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, озер, морей, гор и т. п. 

Наклонная линия, хвостик рыбки (рыбка).

Записывают в тетрадь заглавные буквы:

К, Б, Н, Ю, В, Д.

Обводят самую красивую букву.

Малина.

Самостоятельно находят ошибки в написании элементов букв и обводят их в кружок.

III. Словарная работа

7 минут

- А сейчас отгадайте загадку.

Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши - новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются?

- А какое близкое по смыслу, по значению можно подобрать к нему слово?

- Как вас очень часто называет учитель?

- Верно, слово ребята.

- Какое это слово?

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой слог ударный?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Давайте запишем это слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Подберите однокоренные слова к слову «ребята».

- Записываем их. Ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.

Первоклассники.

Школьники, ученики, дети, ребята.

Ребята.

Словарное слово.

3 слога.

Третий слог ударный.

Безударная гласная (е)

Ответы детей.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают орфограмму.

Ребя́та, ребяти́шки, ребя́чий (смех).

IV. Совместное определение темы урока. Целеполагание.

5 минут

- Посмотрите на доску.

Слайд 3.

- Что здесь записано?

- Распределите буквы гласных звуков по двум группам.

- На какие две группы вам удалось распределить эти буквы?

- Назовите буквы гласных звуков, которые обозначают твердость согласных звуков.

- Назовите буквы гласных звуков, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Слайд 4.

- А теперь взгляните на пары слов.

- Сравните их.

- Сравните звуки, обозначенные выделенными буквами.

- Сделайте вывод.

- Какую роль выполняют буквы гласных звуков на письме?

- Исходя из нашего наблюдения, скажите, какова тема нашего урока?

- Чему сегодня на уроке мы с вами будем учиться?

Смотрят на доску.

А, и, я, ы, ю, у, о, е, ё, э.

Буквы гласных звуков.

Распределяют буквы на две группы по твердости и мягкости их звуков.

Буквы, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков.

А, ы, у, о, э.

И, я, ю, е, ё.

Смотрят на доску.

рад  

ряд  

В первом слове звук [р] – твердый звук, а во втором звук  [р’] – мягкий звук.

Гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласного звука.

Парные твердые  и мягкие согласные звуки.

Сегодня на уроке мы научимся определять, какие согласные звуки в русском языке являются парными по твердости и мягкости.

V. Физкультминутка.

1 минута

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, 
головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

Повторяют движения за учителем.

VI. Открытие нового знания.

6 минут

- Ребята, теперь посмотрите на доску.

Слайд 5

- Прочитайте первую пару слов.

- Определите лексическое значение слова люк.

- Для этого откройте словарик в учебнике на с.93.

- Произнесите первые звуки в словах лук – люк.

- Какие буквы стоят после выделенных букв? На что они указывают?

- Прочитайте следующую пару слов.

- Произнесите первые звуки этой пары слов.

- Чем они различаются?

- Какие буквы стоят после выделенных букв? На что они указывают?

- Какой можно сделать вывод?

- Итак, каждый из вас сейчас получит памятку с правилом нашего урока, и мы почитаем, подтвердятся ли ваше предположение.

- Посмотрите, памятка не закончена.

- Как вы думаете, что авторы забыли написать в памятке?

- Верно, буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

- Давайте самостоятельно восстановим нашу памятку.

- Скажите, как обозначается мягкий согласный звук, с помощью какого символа? Назовите первую букву, обозначающую мягкость согласных звуков.

Смотрят на доску.

лук    мыл   нос

люк   мил   нёс

Высказывают предположение о лексическом значении слова люк.

В словарике читают о том, что такое люк – закрытое отверстие.

[л]  [л’]

У – Ю

На мягкость согласного звука.

Мыл – мил

[м]  [м’]

Произношением. Первый звук слышится твердо и грубо, а второй – мягко и ласково.

Ы – И

На мягкость согласного звука.

Согласные звуки бывают парными по твердости и мягкости. На твердость и мягкость согласных звуков указывают гласные звуки.

Получают памятки, читают правило.

Не дописаны мягкие согласные звуки.

Слушают учителя.

Восстанавливают памятку.

С помощью запятой, которую записывают сверху.

VII. Гимнастика для пальчиков.

1 минута

- А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

- Заведем мотор машины.

(вращение кулаков)

- Покажите, как работает наше сердце.

(сжимание и разжимание рук)

- Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз.

(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

- Раз, два, три, четыре, пять,

(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

и  сразу:

все пальчики ушли спать.

(наклон кулачков)

-Вдруг проснулись, потянулись.

- Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

Вращение кулаков.

Сжимание и разжимание рук.

Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.

Сгибаются пальцы по порядку в кулак.

Наклон кулачков

VIII. Закрепление полученных знаний

7 минут

- Открываем учебник на с. 34.

- Устно выполняем №2.

- Прочитайте задание.

- Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]?

- Взгляните на нашу классную таблицу и вспомните об этих звуках.

- Вспоминаем о звуках  [й’], [ч’], [ш’]?

- Как твердость и мягкость обозначена в нашей таблице?

- В основных тетрадях записали число и вид работы.

- Прочитайте стихотворение И. Сурикова «На лугу в задании под №3.

- О каком времени года писал поэт?

- Сколько предложений в этом четверостишии?

- Найдите в этом предложении слово, в котором есть парный согласный звук.

- Измените слово луг так, чтобы парный согласный звук произносился четко.

- Прочитайте второе предложение.

- Найдите в нем слово с парным согласным.

- Как вы понимаете слово вокруг?

- Записываем в тетради Упр. 3.

- Пишем стихотворение в тетрадь.

- Вспомните, как оформляются стихотворение?

- Подчеркните буквы парных согласных звуков в словах луг и вокруг.

- Во втором предложении подчеркните слова,  которых все согласные звуки твердые.

- Прочитайте пары слов в №4. на с. 35.

- Назовите пары слов, в которых одинаковые буквы обозначают одинаковые звуки.

- Запишите эти пары слов к себе в тетрадь.

- Подчеркните буквы в этих парах, которые обозначают мягкий согласный звук.

- Давайте придумаем два предложения с любыми словами из этой пары и запишем в тетрадь.

- Ребята, почему в паре слов стул – липа звук [л] обозначает разные звуки?

- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [л’]?

- Назовите в паре слов  сорока – ребята одинаковую букву. Какие звуки она обозначает в этих словах?

Открывают учебник на с. 34.

Работают устно.

Читают задание под № 2.

Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твердые.

Звуки [й’], [ч’], [ш’] всегда мягкие.

Синим и зеленым цветом.

В основных тетрадях записали число и вид работы.

Читают стихотворение.

О лете.

2 предложения.

Луг.

Через луг – на лугу, около луга, на лугах.

Вокруг – кругом, около чего-либо, кого-либо, со всех сторон поблизости.

Каждая строчка записывается с заглавной буквы.

Записывают в тетрадь:

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Читают пары слов в №4. на с. 35.

Звук – зонт, вилы – ветер, смех – мята.

Записывают в тетрадь: Звук – зонт, вилы – ветер, смех – мята.

Придумывают два предложения, записывают в тетрадь под руководством учителя.

Потому что в слове стул согласный звук твердый, а в слове липа гласный звук [и] обозначает мягкость согласного звука [л’].

Буквой и.

Одинаковая буквы р. Она обозначает твердый звук [р] в слове сорока и мягкий звук [р’] в слове ребята.

IX. Итог урока.

2 минуты

- Давайте подведем итог нашего урока:

- Какие звуки называются согласными?

- Какие буквы обозначают твердость согласных звуков?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

Согласными звуками называют звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграды: губы, зубы, язык.

А, ы, у, о, э.

И, я, ю, е, ё.

X. Рефлексия.

2 минуты

- Ребята, оцените свою работу на уроке по данной теме с помощью шкал. Посмотрите на доску. На полях начертите шкалы правильности (П), аккуратности (А) и оформления (О).

- Ребята, мне понравилось с вами работать!

- Спасибо за урок! Вы молодцы!

Ученики проводят рефлексию.

П    А      О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе  (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Ег...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.Планируемые результатыПредметные: -знать правильное написание разделительного ъ;-уметь разли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкие согласные звуки" (УМК «Перспектива» 2 класс)

Цель урока: формирование знаний о мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.  Задачи урока Дидактические:Формировать представления об алгорит...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...