Слово. Словосочетание. Предложение.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Тихонова Наталья Николаевна

Цель: обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи.

 

Учащиеся должны знать:

- слово, как единицу языка;

- словосочетания, типы словосочетаний;

- предложения, как единицу языка.

 

Учащиеся должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- свободно составлять словосочетания;

- использовать словосочетания в предложении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Русский язык.

                                                                                                                                                                   

Тема. Слово. Словосочетание. Предложение.

Класс. 4 д

Учитель. Тихонова Н.Н.

Тип урока. Обобщение и систематизация изученного материала.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением

презентации, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Технологии: информационно-коммуникационная, уровневой дифференциации, парной и групповой деятельности.

Оборудование: компьютер;

                           слайды;

                         

                       карточки с текстами;

                         

                           «Толковый словарь», Ожегов;

                           оценочные таблицы.

Цель: обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи.

Учащиеся должны знать:

- слово, как единицу языка;

- словосочетания, типы словосочетаний;

- предложения, как единицу языка.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- свободно составлять словосочетания;

- использовать словосочетания в предложении;

п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

2

Организационный

момент

Постановка темы и цели урока

Создание эмоционального фона

-   Какое чудесное утро!

-Ребята,а вы счастливы?

Что такое счастье? Что значит быть счастливым? –

-Счастье – это когда человек удовлетворен своей жизнью.

-Хорошая оценка, похвала учителя и родителей, можно ли это назвать счастьем?

-Что нужно сделать, чтобы с каждого урока вы уходили счастливыми?

-Желаю получить от урока удовлетворение и маленькую частичку счастья и поделиться ею с другими

-Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и наших гостей глазами , улыбнулись. Сядьте на места. Приятно видеть ваши улыбки. Я надеюсь, что урок принесет вам радость и удовлетворение от работы. Желаю успеха!

- Сейчас у нас урок русского языка.  С чего начнём наш урок? Чтобы определить тему урока нужно поставить слова в правильной последовательности , начиная с наименьшей  единицы языка:

предложение

слово

словосочетание

Слайд

Тема урока: Слово. Словосочетание. Предложение.

-А какие же   цели мы определим для урока?

А также:

- будем грамотно писать слова и сочетания слов;

- поработаем с предложениями

- узнаем что-то новое и об окружающем мире тоже

Слайд

Счастье - когда все здоровы, исполняются желания, нет войны, все получается, все живут в мире и согласии.

Ответы детей

-Да

-постараться, чтобы получить хорошие знания, а от этого удовлетворение

-определить тему урока

Читают со слайда тему урока

Целеполагание уч-ся

3

Актуализация знаний

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель.

- Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- По каким признакам вы узнали, что это лес?

Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве друг от друга с сомкнутыми кронами.  

- Значит можно идти в гости?

Отгадывают загадку.

- Лес.

Дети отвечают.

В   СЛОВАРЕ ОЖЕГОВА написано

-ответ уч-ся

Отвечают на вопрос.

4

Чистописание.

Отработка  навыков каллиграфии.

В гости мы идем к весне. Точнее в весенний лес

 ( слайд 1)

В него заходим….Вот первая молодая травка стоит ровными рядками. Давайте и мы напишем буквы так, чтобы все любовались ими.

Транскрипция слова лес

Составить предложение со

словом лес устно (восклиц.)

Прописывают образцы.

- работа у доски

5

Словарная работа.

Развитие словарного запаса учащихся.

Запишите 3-5 словарных слов-предметов на тему «Лес»

- Почти 1/3 часть всей поверхности суши на Земле покрыта лесами. Лес растет не везде, а только в тех местах, где много влаги для роста деревьев. Главные обитатели лесов – это, конечно, деревья. О них и загадки.

- Отгадки напишите в столбик с маленькой буквы.

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

 (слайд2)

По округе славится зелёная красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой.

 (слайд 3)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

(слайд 4)

Не берёза, не сосна –

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

(слайд 5)

Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты…

(слайд 6)

- Как называют лес с этим видом дерева? Запишите словосочетания.

(слайд 7)

Какие получились слова? (однокор)

Берёза – березовая роща, березняк.

Ель – еловый лес, ельник.

Сосна – сосновый бор, сосняк.

Осина – осиновый лес, осинник.

Дуб – дубовый лес, дубрава.

Слайд

Назовите в записи только отдельные слова -что они обозначают? Что можно составить из слов?

 Назовите словосочетания. Что такое словосочетание?

( соединение слов по смыслу с помощью вопросов).Что не является словосочетанием? (грам.основа, однородн члены предл., фразеологизмы)                .Приведите примеры словосоч. по схеме.  Сущ.+прил.  на тему лес. Докажите.(вопрос, главное слово)

-Что точнее, конкретнее называет предмет слово или словосоч?

Прочитайте об этом вывод на с.112

Делаем вывод: мы рассуждали правильно

Запись в тетрадях

Взаимопроверка уч-ся + -

 

Отгадывают загадки:

- берёза;

- ель;

- сосна;

- осина;

- дуб.

Дети записывают.

Взаимопроверка по слайду.

Дают определение

Чтение,док-во уч-ся

- ответы уч-ся

- ответы уч-ся

6

Работа по теме урока.

Развивать умение составлять словосочетания .

А теперь рубрика «Давай подумаем»

Слайд

1.  Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.

2  радует капелями, радует солнцем, ярким солнцем, звонкими капелями

-Что заисано под  цифрой 1,2 ?

-Выражает ли словосоч . законченную мысль?

-Может ли произносится с  восклиц. или невосклиц.интонацией?

-Можно ли определить словос. по цели высказ?

(пов, вопр….,побудит)

-Может ли словос. входить в состав предл?

-А теперь давайте прочитаем вывод на с.114

Подведём итог этому этапу работы.

- ответы уч-ся

-Нет

-Нет

-Да

-уч-ся подводят микроитог

7

Физминутка.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

 Высоко мы так шагаем –

Не споткнемся, не устанем.

-показ лидера группы спорта

8

Работа в группе

Закрепление знаний о предложении.

- Что одному не под силу, то легко коллективу.

- Вы сейчас будете работать в группах. Работая вместе, вы должны решить, какие  словосочетания нужно выписать из предложения, указать главное слово  и поставить вопрос.

Проверка. Каждая группа  читает словос.

_Что у вас получилось?

-Назовите тип текста и его тему.

-Значит из чего состоит текст? Каких предлож? Дайте определение тексту

_СЛАЙД

-Кто видел эти цветы?

Давайте посмотрим на слайд и попробуем представить тонкий нежный аромат этих  первых весенних цветов. Вдохните глубже !

ДА_НЕТ

Текст

-описание

-подснежник

-из последов. предлож .на одну ту же тему

9

Работа в парах.

Работа с текстом.

- Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. Вам предстоит трудное задание. Из данных в упражнении словосочетаний составить и записать предложение.

- У какой пары есть желание прочитать своё предложение?

-Найдите грамматическую основу,прочитайте,что заметили? Нужна ли , почему? Изобразите графически однородные члены.

-Кто видел сирень?А растёт ли сирень в лесу? (нет)  Это растение не является дикорастущим, как подснежники . Это садовый декоративный кустарник , который тоже зацветает весной и служит для украшения парков.садов, скверов. тоже очень ароматный (духи.,мыло и др. парфюмерные продукты)

-СЛАЙД

Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени.

СХЕМУ НА ДОСКЕ

10

Закрепление

(дифференцированная работа по разноуровневым заданиям)

Обобщать  и систематизировать знания детей о тексте.

- Следующее задание вы будете выполнять по своему выбору. Вам предлагаются на выбор 2 различных задания, прочитайте их и выберите для выполнения только одно из заданий..

Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы у вас получился связный текст. 

Деревья стоят словно в зеленой дымке.

Как красиво в лесу весной!

 А под ними ковер из молодой травы. Весело щебечут птицы.

 Все рады приходу весны.

Оживились и другие обитатели леса.

2-й уровень.

 

Прочитайте начало текста. Продолжите его 2-3 предложениями.

     Волшебно преобразился лес весной.

Проверка 2-3 человек.

Дети читают и выбирают задание по своему усмотрению, работают на листах.

11

Закрепление

Обобщать  и систематизировать знания детей.

 

Составление синквейна  к слову лес.

-Вспомните правила синквейна.

Дети читают и  записывают на доске

12

Домашнее задание.

- Домашнее задание по выбору:

1. Найти пословицы и поговорки, в которых упоминается лес или деревья.(10 предложений)

2. Написать сочинение –рассуждение «Почему люди не могут жить без леса?»

Дети выбирают и записывают то задание, которое они выбрали.

13

Итог урока.

Рефлексия.

Листок самооценки.

Лестница знаний.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте прочитаем тему нашего урока. Что же вы вспомнили и  узнали нового на этом уроке?

22 апреля –Что это за день? (День Земли)

Планету Земля нужно любить и беречь

СЛАЙД

- Лес – это целый мир. Днем и ночью в лесу слышатся шорохи. Только надо суметь услышать. Не откроет лес свои тайны равнодушному и безразличному человеку. Зато терпеливому и любознательному расскажет о себе все.

Посмотрите на эти книги, авторы которых оказались очень наблюдательными и лес начал открывать им свои тайны. Здесь мало услышать-здесь вслушаться нужно. Здесь мало увидеть- здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце!

Спасибо всем за работу.

-ответы уч-ся

Выставка книг писателей и поэтов о лесе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

Слово. Словосочетание. Предложение. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТНИЕ

Слайд 3

Окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. А так же: - будем грамотно писать слова и сочетания слов; - поработаем с предложениями и словосочетаниями; - узнаем новое об окружающем мире.

Слайд 4

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. ( лес)

Слайд 5

Л Е С л л л ле ле ле лес

Слайд 6

Словарная работа ?, ?, ?, ?, ?.

Слайд 12

Как называют лес с этим видом дерева? береза – ель – сосна – осина – дуб - березовая роща, березняк еловый лес, ельник сосновый бор, сосняк осиновый лес, осинник дубовый лес, дубрава

Слайд 13

Словосочетания березовая роща еловый лес сосновый бор осиновый лес дубовый лес

Слайд 14

Давай подумаем 1 . Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. 2. радует капелями, радует солнцем, ярким солнцем, звонкими капелями

Слайд 15

.

Слайд 17

Домашнее задание по выбору : 1. Найти пословицы и поговорки, в которых упоминается лес или деревья. 2. Написать сочинение-рассуждение «Почему люди не могут жить без леса? »

Слайд 19

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

"Слово, словосочетание, предложение"

Данное занятие (статья) по теме «Слово, словосочетание предложение» является структурным звеном  в системе коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматич...

Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...

"Слово, словосочетание, предложение"

Презентация подготовлена к коррекционному логопедическому занятию на тему "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся общеобразовательной школы с нарушением лексико-грамматического строя речи. Д...