Урок по русскому языку 2 кл УМК "Гармония". Тема: "Знакомство с понятием "текст". ( А если одного предложения мало?)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.

 

Задачи:

личностные:  способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.

Задачи:

личностные:  способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; 

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи. 

Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, электронное оснащение: презентация, карточки для  работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», тетради – задачники, рабочие тетради, карточки с дифференцированным домашним заданием.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Упражнение на внимание.

- «Сфотографируйте» предметы, изображенные на экране. (показать несколько секунд, слайд на котором изображены: учебник, тетрадь, печатная тетрадь, карандаш, линейка, ручка)

- Какие предметы вы запомнили? Проверьте, все ли они лежат на парте?

-Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа. Следите за своей осанкой.

- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Учащиеся оформляют запись в тетради.

-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

 Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

II. Актуализация опорных знаний.

- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?

23 ноября исполнилось 107 лет со дня рождения Н.Носова.

- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи.  Восстановим логическую цепочку единиц речи:

Предложение,  звук и буква, слово, слог.

- Каким, словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

- Что такое предложение?

- Как обозначаются границы предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какие бывают предложения по интонации?

- Для чего мы строим предложения?

- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Дети на доске восстанавливают:

Звук и буква – слог – слово – предложение.

- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

- Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу.

- Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка или другой знак препинания.

- Повествовательное, вопросительное, побудительное.

- Восклицательные и невосклицательные.

- Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей.

П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

- Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?  

- Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

Наборы предложений:

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.

№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.)

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

Дети затрудняются ответить.

- Нет. Мы мало знаем о тексте.

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.

К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

IV. Работа над новой темой.

 

- Мы сейчас с вами проведём небольшую исследовательскую работу.

- Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234  «В одном сказочном городе жили коротышки».

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли?

-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать?

-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Уточните и дополните своё рассуждение

С.120, упр.235. Читаем хором.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором.

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

-Запишите вопрос, на который отвечает второе предложение.

- Что нового сообщается о коротышках в третьем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.120 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.

- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

Вставляем в логическую цепочку:

ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.

- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.

- Так что же такое текст?

(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)

- Как предложения связаны между собой в тексте?

- Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек?

- Вам знакомо написание этого слова?

- Где можно посмотреть написание этого слова?

- Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний.

- Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы.

- Составьте предложение с этим словом.

- А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст.

-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.

-Почему их назвали коротышками?

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учащиеся читают рассуждение.

- О коротышках.

- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.

Учащиеся работают в задачнике.

- Три.

- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.

- Почему их так назвали.

- Какими маленькими они были.

Возможно кто-нибудь ответит.

Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).

- Новая единица речи - текст.

Учащиеся вставляют слово в цепочку.

Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.

- С огурцом.

- Нет.

Запись слова на новой строке.

В орфографическом словаре.

Дети записывают и отмечают орфограммы.

Дети составляют.

П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V. Физминутка

 доктора Пилюлькина.

- Давайте вспомним, как звали доктора из «Приключения Незнайки и его друзей»?

- Почему его так звали?

- Выполним физминутку с доктором Пилюлькиным.

- Доктор Пилюлькин.

- Он всех любил лечить пилюлями.

Выполняют действие.

К-умение слушать и понимать речь.

VI. Первичное закрепление.

- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.

- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?

- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишите самостоятельно текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

Взаимопроверка тетрадей.

- Поставьте V перед предложением, в котором высказана главная мысль(её раскрывают все другие предложения) – проверка.

- Впишите в план города название его улиц. (Проверка)

- Да.

Дети читают.

- Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.

- О городе коротышек (или о Цветочном городе).

Дети высказывают свои предположения.

Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения.

VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Любой ли набор предложений может быть текстом?

- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом.

- Почему вы так решили?

- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача -  определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.

Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!

- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст.

- А на каких карточках обычный набор предложений?

- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.

- Нет.

Дети выбирают набор № 1

- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.

Дети работают в парах.

- 1 и 4 – это тексты.

- 2 и 3 – это просто предложения.

К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

VIII. Итог урока, рефлексия.

- Какие цели ставили сегодня на уроке?

- Смогли ли мы их достичь?

- Каково же место понятия «текст»?

- Докажите это.

- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?

«Пантомима».

- Оцените свою работу. Если вы собой довольны – поднимите руки вверх, если недовольны – опустите голову вниз, а если вам было безразлично – закройте лицо руками.

- Проверим, как вы поняли тему нашего урока (тест)

Задание с текстом – устно.

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.

Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать свои достижения.

IX. Домашнее задание.

Карточки с дифференцированным домашним заданием.

- На столах у вас лежат рисунки с букетами цветов.

Если вы всё поняли на уроке и можете помочь другому, выбирайте букет (слайд  ). Если вы не всё поняли и вам нужна помощь, выбирайте букет(слайд)

На обратной стороне вы найдёте своё домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией.

В данном материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией. Конспект разработан...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Урок русского языка, 2 класс. Тема: "Знакомство с понятием «текст»

Данный урок учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку...