Урок по русскому языку 2 кл УМК "Гармония". Тема: "Знакомство с понятием "текст". ( А если одного предложения мало?)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, электронное оснащение: презентация, карточки для работы в парах, учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», тетради – задачники, рабочие тетради, карточки с дифференцированным домашним заданием.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. Упражнение на внимание. - «Сфотографируйте» предметы, изображенные на экране. (показать несколько секунд, слайд на котором изображены: учебник, тетрадь, печатная тетрадь, карандаш, линейка, ручка) - Какие предметы вы запомнили? Проверьте, все ли они лежат на парте? -Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа. Следите за своей осанкой. - Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали? -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. | Учащиеся оформляют запись в тетради. -«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. | - Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения? 23 ноября исполнилось 107 лет со дня рождения Н.Носова. - Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи: Предложение, звук и буква, слово, слог. - Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении. - Что такое предложение? - Как обозначаются границы предложения? - Какие бывают предложения по цели высказывания? - Какие бывают предложения по интонации? - Для чего мы строим предложения? | - Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети на доске восстанавливают: Звук и буква – слог – слово – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. - Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу. - Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка или другой знак препинания. - Повествовательное, вопросительное, побудительное. - Восклицательные и невосклицательные. - Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | - Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? - Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет? Наборы предложений: №.1 Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде. № 2 На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.) - Какие цели поставим сегодня на уроке? | Дети затрудняются ответить. - Нет. Мы мало знаем о тексте. - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. | П- читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
IV. Работа над новой темой.
| - Мы сейчас с вами проведём небольшую исследовательскую работу. - Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки». -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли? -А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? -Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. - Уточните и дополните своё рассуждение С.120, упр.235. Читаем хором. - Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь? - Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом? -Запишите вопрос, на который отвечает второе предложение. - Что нового сообщается о коротышках в третьем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.120 и скажите, какую новую единицу речи мы получили. - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Вставляем в логическую цепочку: ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ. - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. - Так что же такое текст? (На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.) - Как предложения связаны между собой в тексте? - Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек? - Вам знакомо написание этого слова? - Где можно посмотреть написание этого слова? - Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. - Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы. - Составьте предложение с этим словом. - А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст. | -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. -Почему их назвали коротышками? - Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение. - О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше. Учащиеся работают в задачнике. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья. - Почему их так назвали. - Какими маленькими они были. Возможно кто-нибудь ответит. Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором). - Новая единица речи - текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей. - Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. - С огурцом. - Нет. Запись слова на новой строке. В орфографическом словаре. Дети записывают и отмечают орфограммы. Дети составляют. | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
V. Физминутка доктора Пилюлькина. | - Давайте вспомним, как звали доктора из «Приключения Незнайки и его друзей»? - Почему его так звали? - Выполним физминутку с доктором Пилюлькиным. | - Доктор Пилюлькин. - Он всех любил лечить пилюлями. Выполняют действие. | К-умение слушать и понимать речь. |
VI. Первичное закрепление. | - Хотите прочитать продолжение текста про коротышек? - Прочитаем продолжение в упр. 237. - Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите. - Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. - Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете? - О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишите самостоятельно текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи. Взаимопроверка тетрадей. - Поставьте V перед предложением, в котором высказана главная мысль(её раскрывают все другие предложения) – проверка. - Впишите в план города название его улиц. (Проверка) | - Да. Дети читают. - Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения. - О городе коротышек (или о Цветочном городе). Дети высказывают свои предположения. Дети работают с текстом в тетрадях. | К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Любой ли набор предложений может быть текстом? - Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом. - Почему вы так решили? - На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого. Карточка №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. Карточка №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке. Карточка №3. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! Карточка №4. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! - Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст. - А на каких карточках обычный набор предложений? | - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало. - Нет. Дети выбирают набор № 1 - В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом. Дети работают в парах. - 1 и 4 – это тексты. - 2 и 3 – это просто предложения. | К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. |
VIII. Итог урока, рефлексия. | - Какие цели ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы их достичь? - Каково же место понятия «текст»? - Докажите это. - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? «Пантомима». - Оцените свою работу. Если вы собой довольны – поднимите руки вверх, если недовольны – опустите голову вниз, а если вам было безразлично – закройте лицо руками. - Проверим, как вы поняли тему нашего урока (тест) Задание с текстом – устно. | - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. - Да. Дети отвечают. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего. Дети отвечают. | Р – адекватно оценивать свои достижения. |
IX. Домашнее задание. | Карточки с дифференцированным домашним заданием. - На столах у вас лежат рисунки с букетами цветов. Если вы всё поняли на уроке и можете помочь другому, выбирайте букет (слайд ). Если вы не всё поняли и вам нужна помощь, выбирайте букет(слайд) На обратной стороне вы найдёте своё домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Связь между предложениями в тексте»
конспект урока по русскому языку во 2 классе...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией.
В данном материале представлен конспект урока русского языка во 2 классе по УМК Гармония на тему: "Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)" с презентацией. Конспект разработан...
Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."
Проект урока по русскому языку на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен в соответствии с рабочей программой УМК "Школа России"( 1 - ...
Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс
Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...
Урок русского языка, 2 класс. Тема: "Знакомство с понятием «текст»
Данный урок учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку...
Конспект урока по русскому языку "Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью" 4 класс
Урок игра - сказка "Цветик - семицветик"...