Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Хамзина Валентина Юрьевна

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения - недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Школьники считают русский язык одним из самых «трудных» учебных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда и направленная на запоминание лексических единиц, а именно словарных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Одним из требований при реализации ФГОС в пункте 12.1  звучит, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету Филология Русский язык должны отражать:

1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

2)понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

3)сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

В своём выступлении я хочу остановиться на формировании позитивного отношения к письменной речи, а именно, работа над словарными словами. Тема моего выступления ,,Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе,,

  Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у младших школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Практика показывает, что возникает противоречие между усилиями, затраченными на словарную работу, и результатами словарных диктантов. Таким образом, возникает необходимость разработки новых подходов к изучению словарных слов. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

                 «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. 
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Всё это хорошо реализуется в УМК ГАРМОНИЯ. Ведь не зря пропись называется  ХОЧУ ХОРОШО ПИСАТЬ!

  В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе. Так в  «Прописи », первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как  топор, картина, картинка, карта и др., далее запоминают правописание слов сорока, воробей, ворона, лимон,  машина,  и т.д.Но прежде, чем запомнить слово проводиться большая работа над сильной и слабой позицией гласного звука.

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов.

Работу по освоению "словарных " слов я строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи, аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.

Дети определяют, какое слово они будут изучать.

2. Работа над "слуховым " образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют "трудное " место.
Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь сами дети ставят орфографическую  задачу.

3. Запись слова с "окошком ".

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности".
После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику- словарю.

4. Работа над "зрительным" образом слова. На этом этапе работы мне хотелось бы остановиться подробнее.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Об этом говориться и  в пункте 11 ФГОС начального общего образования:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).  Из этого могу сказать, что это и есть один из методов работы над словом.

Это метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. О которых вы все хорошо знаете.

Хочется остановиться на  некоторых  приёмах  работы со словарными словами:

1.Выборочный диктант.

    Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы усложняется: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.

2.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

3.Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктую слово берёза, записать к нему слово-прилагательное (берёзовый).

4.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.

       Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагаю записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.

5.Составление предложений с данными словами.

     Этот вид работы практикуется в классе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

2) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (метапредметные результаты).

        В моей копилке много шуточных слов-рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают учащимся узнавать и запоминать словарные слова и в дальнейшем, по возможности, писать правильно. Например,

Я скажу сестре и брату,

Что железную лопату

И топор, и молоток

С буквой «о» пиши, дружок!

          Частое включение стихов в уроки русского языка положительно сказывается на развитии памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на её запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемый  безударный гласный, в нём находится под ударением.

Например, в рифмовку «Гараж» включено 20 словарных слов,  во всех  надо запомнить написание непроверяемой безударной гласной «а».

Рифмовка «Гараж»

Автобус, аллея, асфальт, и трава.

В «опасные» снова играем слова.

Аптека, базар, магазин и народ,

Калитка, квартира, забор и завод,

                                  Рабочий, работа, газета, багаж,

                                  Приехали снова мы с папой в гараж.

                                  Машина, вагон, пассажир и трамвай –

                                  Пиши с буквой «а» их и не забывай!

Презентация с группой слов – лагерь.

            Для проверки знаний учащихся я применяю различные виды контроля. После выполнения словарной работы проводится самоконтроль по словарю. Хорошие результаты даёт взаимопроверка.

           Выборочная проверка (проговаривая, прочитать слова с безударной гласной «О», написанные с большой буквы, существительные только женского рода и т.д.) позволяют экономить время урока.

          С этой же целью прибегаю к использованию перфокарт. Чтобы вовлечь в процесс проверки весь класс, использую сигнальные карточки.

Тесты дают возможность более полно определить, насколько учащиеся усвоили программный материал, как они умеют применять полученные знаний по данной проблеме.

Из всего выше сказанного следует, что  конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество изученных  слов, научить выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать в речи и грамотно писать. Все эти методы, виды, приёмы развивают  универсальные учебные действия (УУД). А какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  вы все  знаете.

Я работаю по ФГОС третий  год и могу сказать, что УУД в классе на данном этапе работы сформированы. Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

А начальное обучение это фундамент всего дальнейшего образования. От того, насколько прочно заложен этот фундамент, во многом определяется будущая судьба человека, ведь именно в младшем школьном возрасте формируются базовые качества личности. А от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе

Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом,...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Ход реализации ФГОС на уроках русского языка в начальной школе

Новые образовательные стандарты предполагают, что главным  содержанием образования становится развитие личности в системе общего образования, которое обеспечивает формирование универсальных учебн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

ФГОС. Современный урок русского языка в начальной школе.

В статье рассказывается об аспектах реализации требований ФГОС, о требованиях, предъявляемых к современному уроку, о формах представляемого материала, о подготовке к такому уроку....

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....