Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе
статья по иностранному языку (3 класс) по теме
Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока. Кукольный театр является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Обучение с помощью элементов кукольного театра – это обучение в действии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукольный театр как средство реализации ФГОС
на уроке немецкого языка в начальной школе.
В условиях работы по новому ФГО С начального образования возрастает роль предмета «Иностранный язык». Особое внимание уделяется целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе начального образования. Целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет использовать на уроке разные виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую ) В этих условиях урок должен перестать быть единицей планирования и обучения, освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Одной из таких форм является кукольный театр как разновидность ролевой игры на уроке.
Игровые технологии разработаны, изучены и используются давно, но сегодня они актуальны, как никогда. В условиях работы по новому ФГОС начального образования приоритетными становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Ключевой становится такая компетенция образования, как «научить учиться». Обучение строится на системно-деятельностном подходе, оно должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основными принципами системно-деятельностного подхода являются принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности и творчества.
Эти принципы СДП можно реализовать, используя на уроках самые разные виды игры.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Так, например, участвуя в кукольном представлении и умея рассказать о себе, ученик должен научиться рассказывать свою историю от имени другого персонажа- куклы. В игре формируются его деятельностные способности, общеучебные умения.
В процессе игры снимаются стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся доброжелательная атмосфера, т.е. реализуется принцип психологической комфортности.
Именно в игре реализуется принцип творчества. Это означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Кукольный театр как разновидность ролевой игры на уроке немецкого языка обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности.
Кукольный театр выполняет в учебном процессе 4 функции:
1) Мотивационно-побудительную: Кукольный театр – оптимальный способ достичь успеха в изучении иностранного языка, в первую очередь в начальной школе. Известно, что нельзя заставить ребенка свободно общаться на иностранном языке формальными способами. Важно создать такие условия, что бы общение стало необходимым, что бы ребенок захотел говорить. И делал бы это не ради оценки, а ради самовыражения.
2) Обучающую: стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает его более активным, приучает к работе в группе
3) Воспитательную: Занимаясь элементами театральной деятельности, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки
4) Ориентирующую: игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению, учит планировать речевое поведение, оценивать других.
Вместе с тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке
Кукла – образ:
Кукла, особенно кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу – волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение:
«Du musst…» отвечает: «Ich will nicht…» Идёт тренировка употребление модальных глаголов.
Кукла – модель ситуации:
Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься?» и т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.
Кукла – собеседник, партнёр:
Вот примеры игровых заданий с куклой в этой функции: «Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. «Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы – партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое.
Кукла – третье лицо, предмет разговора:
«Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?»
С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести к врачу и т. д.
Приемы драматизации нужно как можно чаще вводить на уроках. Для этого достаточно 2-3 минутных разминочных диалогов в начале урока и закрепляющие диалоги, монологи в конце урока, если остается время. Вначале ученики играют простыми пальчиковыми куклами, изготовленными из бумаги. Далее куклами-перчатками, которые учащиеся изготавливают сами. Использование самодельных кукол, на мой взгляд, более эффективно, чем принесенные из дома игрушки. Играя в куклы на иностранном языке, учащиеся видят практический смысл заучивания лексических единиц и грамматических конструкций, правил.
К концу изучаемой темы у ребят накапливается достаточный запас слов и отрепетированных действий для постановки небольшого спектакля как в настоящем кукольном театре. Это могут быть мини – зарисовки на тему «Знакомство», «В зоопарке», «День рождения».
Итак, кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.
Ролевая игра с куклой является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Обучение с помощью элементов кукольного театра – это обучение в действии. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Кукольный театр способен создать такой мир на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на уроках немецкого языка в начальной школе
Подвижные и пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определённой ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с ре...
Немецкий алфавит в картинках. Пособие для уроков немецкого языка в начальной школе.
Просто хочу поделиться с коллегами....
Наглядное пособие "Алфавит в картинках" к урокам немецкого языка в начальной школе
Пособие "Алфавит в картинках" содержит печатные и прописные буквы, картинки и слова (существительные) начинающиеся с этих букв. Слова даны как в печатном, так и прописном вариантах. АДанное пособие мо...
Ход реализации ФГОС на уроках русского языка в начальной школе
Новые образовательные стандарты предполагают, что главным содержанием образования становится развитие личности в системе общего образования, которое обеспечивает формирование универсальных учебн...
Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"....
Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма...
«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»
В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом является формирование универсаль...