Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 69 КБ |
презентация к уроку | 432.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Имя прилагательное.
Цель урока: Знакомство с именем прилагательным, как частью речи русского языка.
Задачи:
- Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.
- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе Тамбовского края.
Оборудование: компьютер, карточки, таблицы со словарными словами, сувенир «Тамбовский волк», учебник русского языка (автор Т.Г.Рамзаева)…
Ход урока.
I. Орг.момент.
* Еще природа не проснулась
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась
Поприветствуйте тоже друг друга доброй улыбкой, ведь она нас всегда располагает к приятному общению.
Ребята, какие вы сегодня нарядные, глаза у вас искрятся, и вижу, полны желанием узнать что-то новое.
У нас сегодня гости, давайте с вами постараемся, чтобы на нашем уроке всем было уютно и интересно.
II. Каллиграфическая минутка. Постановка проблемного вопроса.
- Настроим себя на красивое, аккуратное, грамотное письмо.
Представьте свою ручку лёгким пёрышком птицы, бабочкой в своей руке, капелькой росы в ладошке.
Спишите с доски аккуратно, не спеша, правильно соединяя элементы букв.
г гг ггг го иг иго ор ро од
город городок городской пригород
- Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
- Назовите слова с парными согласными в корне слова.
- Что общего между этими словами?
- Выделите корень.
- Назовите лишнее. Объясните своё мнение.
III. Подготовка к восприятию темы урока.
- О каком городе пойдёт речь?
«Сколько видел радости и боли Слайд 1, 2.
Тихий город над рекою Цной
Поднимался он на диком поле
Небольшою крайней крепостцой…»
- Какой частью речи является слово город?
- Поставьте вопрос от этого имени существительного.
Какой?
«Тихий город над рекою Цной»
- А Цна какая? А озеро есть какое?
- А рыба водится в Цне и озере какая?
- А люди живут у нас в Тамбове какие?
- Кто может назвать тему нашего урока?
- Богата и удивительно красива природа Тамбовского края.
Разнообразен растительный и животный мир Тамбовщины.
IV. Проблемная ситуация.
1) Чтение текста с пропущенными словами
Запись на доске:
Вот под кустом притаился …, … зверь.
У него … зубы, … шерсть.
Он … хищник.
- Кто же это? (Трудно догадаться.) (Открывается запись на доске.)
Слова для справок: злой, голодный, острые, серая, опасный.
- Теперь догадались, о ком идет речь?
- Что обозначают слова, которые помогли нам точно описать зверя?
- Как называются эти слова?
- Открывается тема урока.
2) Запись текста
1 предложение запишем с комментированием.
2 предложение
запишите по памяти.
3 предложение
Схема-помощник.
- Взаимопроверка. Слайд 3.
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Какой частью речи они являются?
Наоборот, в котором звуков больше, чем букв.
Назовите часть речи.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Дайте ему название.
- А удачно ли будет название Тамбовский волк?
Выражение «Тамбовский волк» издавна вошло в обиход.(Показ сувенира.)
3) Сообщение одной версии о «Тамбовском волке» (Соболев С.)
Тамбовский волк крупнее нежели степной. Мех его действительно очень ценился в своё время. А выражение «Тамбовский волк» подразумевает что-то мощное, крепкое, матёрое.
- Какой частью речи являются эти слова?
V. Работа по учебнику.
с.30, упр. 270
- Назовите животных, которых мы могли бы сейчас встретить в тамбовских лесах.
Белка (какая?) устно
по цвету –
по размеру – (антоним)
по характеру – (синоним) (шустрая, быстрая, проворная)
Самостоятельная работа.
1 вариант Лиса (какая?)
2 вариант Заяц (какой?)
- - Какие же важные признаки предметов могут называть прилагательные? (цвет, размер, характер, запах, вкус, форму и т.д.)
- А признаки какой части речи они характеризуют?
Вывод. Прилагательные связаны с именами существительными.
Физкультминутка.
Вы мои зайчата игривые!
Лапки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите…
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышите легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают.
Шея не напряжена.
И расслаблена спина.
Губы чуть приоткрываются.
Все спокойно расслабляются.
Ну-ка, зайки, хватит спать,
Надо прыгать и играть.
VI. Работа по теме урока.
Работа в паре по карточкам. Слайд 4.
Великолепен тамбовский лес весной! На земле местами лежит снег. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Свет от него густой золотистый.
Составьте предложения в парах. (устная работа)
1) солнце, теплые, льёт, на землю, Яркое, лучи
2) полянки, голубой, подснежников, украшает, Лесные, ковёр
3) наполнится, Звонкими, молодой, голосами, лес
Прочитаем предложения без прилагательных.
- Какими стали предложения? (некрасивые, неточные).
Вывод: Какой делают речь имена прилагательные? (точной, красивой, богатой, выразительной, живописной).
Запись под диктовку - 2 предложение.
- Объясните орфограммы.
- Выделите грамматическую основу предложений.
- Прилагательные подчеркните волнистой линией.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1, 2, 3, 4, 5)
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1, 2, 3, 4, 5)
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
Какая чудесная картина. (весенний лес.)
- Красивая вечнозелёная с тонной оранжевой корой (сосна)
- Высокая, стройная с горьковатым запахом (осина)
- Могучий, крепкий, развесистый (дуб)
- Обыкновенная, ветвистая, яркая, весёлая (рябина)
- Остролистая, плакучая (ива)
- Белоствольная, весёлая, скромная, тихая, любимая, русская (берёза)
- Почему берёзу называют любимым русским деревом?
- У каждого народа есть своё священное дерево. У русского – берёза. В нашей Тамбовской губернии (области) берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу, под юбку залазила девочка, брала её за ствол и двигалась впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что берёза пляшет сама.
3) Разноуровневая работа по карточкам.
На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. А вот и звонко отстукивает клювом в сухое дерево наш старый знакомый. Кто же это ?
1 уровень. Вставьте слова, обозначающие признаки предметов.
В лесах_________ области живут несколько видов дятлов. Самый распространённый _________ дятел. Реже встречается ________ дятел. Оперение -____________, голос -____________.. В Красную книгу Тамбовской области занесены виды дятлов ______________, ___________, _______________, _________________, _______________..
2 уровень. Слова для справок: большой, пёстрый, малый, пёстрый, жёсткое, громкий, белоспинный, зелёный, седой, средний, пёстрый, чёрный.
3 уровень. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией в готовом тексте.
Самопроверка. Оценивание своих работ.
4) Устная работа.
Более 250 видов птиц встречается в Тамбовской области; 10 видов птиц Тамбовской области занесены в Красную книгу Росси.
Загадки.
Чёрный, проворный,
Кричит : «Крак.»
Червякам – враг..
( грач )
- По каким признакам догадались? (цвет, характер)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
- По характеру какая же она? По цвету? По размеру?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает
(воробей)
- Назовите признаки воробья.
- А каким бы стал мир, если б не было птиц?
* Птицы – это радость жизни, это песни, поэзия, мечта.
Слайд 5.
- Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем.»
«Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
VII. Итог. Работа со схемой. Слайд 6, 7.
- С какой новой частью речи мы познакомились?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают?
- Слова какой части речи уточняют прилагательные?
- Для чего они нужны в речи?
- Выразите своё настроение на лучиках.
* У нас получилось красивое, яркое, весёлое солнышко.
VIII. Домашнее задание. Слайд 8.
Составить крылатые выражения (фразеологизмы)
Голодный как | Рыба |
Хитрый как | Ёж |
Трусливый как | Сорока |
Колючий как | Уж |
Изворотливый как | Заяц |
Немой как | Волк |
Болтливый как | Лиса |
- Придумайте устно ситуацию с 1 фразеологическим оборотом (по желанию с несколькими крылатыми выражениями).
При использовании фразеологических оборотов речь становится более интересной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАМБОВ
й. Вот под кустом притаился злой, голодный зверь. У него острые зубы, серая шерсть. Он опасный хищник.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ !
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ВОПРОСЫ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ВОПРОСЫ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ КАКОЙ ? КАКАЯ ? КАКОЕ ? КАКИЕ ? ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР…
Домашнее задание Составить крылатые выражения Хитрый как Ёж Трусливый как Сорока Колючий как Уж Изворотливый как Заяц Голодный как Рыба Немой как волк Болтливый как Лиса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...