Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту составлена на основе программы по русскому языку автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Программа обеспечена учебником «Русский язык» 3 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: «Просвещение», 2018.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_shkola_rossii.docx | 123.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009, регистрационный №15785) и авторской программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2019г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся : развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и систаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета 3 класс
Личностные результаты
- Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре, гордости за неё;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использование ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить ее в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучащийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучащийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучащийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучащийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучащийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучащийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучащийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучащийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучащийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучащийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучащийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучащийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучащийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного курса.
Тема 1. Язык и речь (1часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2.Текст, предложение, словосочетание (12 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Тема №3.Слово в языке и речи (15 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Тема №4. Состав слова .Правописание частей слова (42ч)
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Тема №6. Части речи (61часов).
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема №7. Повторение изученного за год –5 часов.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |||
Контрольные диктанты | Проверочные работы | Проверочные диктанты | Проекты | |||
1. | Язык и речь | 1 | ||||
2. | Текст.Предложение.Словосочетание. | 12 | 1 | |||
3. | Слово о языке и речи. | 15 | 1 | 1 | 1 | |
4. | Состав слова. | 42 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Части речи. | 61 | 2 | 2 | 2 | 3 |
7. | Повторение | 5 | ||||
ИТОГО: | 136 | 3 | 5 | 3 | 5 |
Поурочно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 136 часов (4 часа в неделю)
№ | Сроки | № урока, тема урока, содержание курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД | |||
Язык и речь (1ч) | ||||||||
1 | 2.09 | 1.Наша речь. Виды речи. Наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. | 1 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. | Предметные: Учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке. Метапредметные: Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения в разных ситуациях. Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родному языку. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |||
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе. | ||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч) | ||||||||
2- 3 | 03.09 04.09 | 1-2. Текст. Типы текстов. (повторение и углубление представлений о тексте) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). *Слова с непроверяемым написанием: орех. | 2 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тин текста, записывать составленный текст. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» | Предметные: Учащиеся научатся различать текст и предложения; Отличать предложения от группы слов. Выделять части текста. Различать типы текстов. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений. Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания. Метапредметные: Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения в разных ситуациях Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка. | |||
4 | 5.09 | 3. Предложение. Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. | 1 | |||||
5-6 | 9.09 10.09 | 4-5.Виды предложений по цели высказывания. Составление рассказа по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы» повествовательные, вопросительные, побудительные Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |||||
7 | 11.09 | 6. Виды предложений по интонации. (восклицательныеи невосклицательные) *Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. | 1 | |||||
8 | 12.09 | 7. Предложения с обращением (общее представление) | 1 | |||||
9-10 | 16.09 17.09 | 8-9. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).Распространённые и нераспространённые предложение. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток | 3 | |||||
11 | 18.09 | 10. Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения. | 1 | |||||
12 | 19.09 | 11. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: пшеница. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | |||||
13 | 20.09 | 12. Словосочетание. Проверочная работа | 1 | |||||
Слово в языке и речи (15 ч) | ||||||||
14-15 | 23.09 24.09 | 1-2.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.(повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении | 2 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Наблюдать за использованием в тексте омонимов. | Предметные: Учащиеся научатся распознавать многозначные слова. Распознавать слова в прямом и переносном значении. Работать со словарями. Находить в тексте фразеологизмы. Распознавать изученные части речи. Находить однокоренные слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Выделять в словах корень. Распознавать синонимы , антонимы и омонимы. Различать слово и словосочетание. Научатся распознавать изученные части речи. Находить числительные. Научатся писать изложение. Метапредметные: Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания. строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | |||
16 | 25.09 | 2. Омонимы . Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов. | 1 | |||||
17 | 26.09 | 3. Слово и словосочетание. | 1 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | ||||
18 | 27.09 | 4. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. *Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. | 1 | |||||
19 | 30.09 | 5. Фразеологизмы. Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | |||||
20 | 01.10 | 6. Части речи. Имя существительное. Обобщение и углубление представлений об имени существительном и его признаках | 1 | |||||
21 | 02.10 | 7.Части речи. Имя прилагательное. Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном и его признаках. | 1 | |||||
22 | 03.10 | 8. Части речи. Глагол. Обобщение и углубление представлений о глаголе и его признаках. | 1 | |||||
23 | 07.10 | 9. Части речи. Имя числительное *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. . Проверочная работа по теме «Части речи». | 1 | |||||
24 | 8.10 | 10. Однокоренные слова . Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.*Слова с непроверяемым написанием: картофель | 1 | |||||
25 | 9.10 | 11. Слово и слог.Звуки и буквы. Гласные, согласные. (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | |||||
26 | 10.10 | 12. Обучающее изложение. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | |||||
27 | 14.10 | 13. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. | 1 | |||||
28 | 15.10 | 14. Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | |||||
29 | 16.10 | 15. Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове». Обобщение изученного. | 1 | |||||
Состав слова (42ч) | ||||||||
30-31 | 17.10 21.10 | 1-2. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. | 2 | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Предметные УУД: Учиться распознавать однокоренные слова. Группировать однокоренные слова. Различать однокоренные слова и синонимы. Выделять все части слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь Учиться находить в тексте орфограммы и правильно писать их. Учиться писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Метапредметные УУД: Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); Осуществлять взаимоконтроль. Личностные УУД: Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Развитие способности к самооценке Развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); | |||
32 | 22.10 | 3. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов | 1 | |||||
33- 34 35 36 37 | 23.10 24.10 5.11 6.11 7.11 | 4-5-6. Формы слова. Окончание. *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. 7-8. Приставка. Значение приставок. Значение этой значимой части в слове. | 3 2 | |||||
38 39 40 | 11.11 12.11 13.11 | 9. Суффикс. Значение суффиксов. 10-11. Суффикс. Значение суффиксов. Значение этой значимой части в слове. | 3 | |||||
41 | 14.11 | 12. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | |||||
42 | 18.11 | 13. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе . | 1 | |||||
43 | 19.11 | 14. Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 | |||||
44 | 20.11 | 15.Работа над ошибками. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Проект «Семья слов». | 1 | |||||
Правописание частей слова (27ч) | ||||||||
45 | 21.11 | 1. Общее представление о правописании слов с орфограммами. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. * Слова с непроверяемым написанием: четверг | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Оценивать правильность выполнения учебной задачи Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | Предметные УУД: Учиться находить в словах орфограммы. Подбирать проверочные слова. Объяснять написание слов с орфограммами. Группировать слова по типу орфограмм. Учиться писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Учиться писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать. Учиться оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Работать с орфографическим словарём. Метапредметные УУД: Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать результаты выполненного задания. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Осуществлять синтез как составление целого из их частей; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; Личностные УУД: Формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); Развитие этических чувств ,понимание чувств одноклассников, собеседников; Ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы; Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока. | |||
46 47 48 49 | 25.11 26.11 27.11 28.11 | 2-5. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег. | 4 | |||||
50 51 52 53 | 2.12 03.12 04.12 5.12 | 6-9. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне. *Слова с непроверяемым написанием: пороша. Составление текста из деформированных предложений. | 4 | |||||
54 55 | 9.12 10.12 | 10-11. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 2 | |||||
56 | 11.12 | 12. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. | 1 | |||||
57 | 12.12 | 13. Обучающее изложение. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||||
58 59 | 16.12 17.12 | 14-15. Правописание слов с удвоенными согласными. *Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. | 2 | |||||
60 61 62 | 18.12 19.12 23.12 | 16-. Правописание суффиксов и приставок. 17. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» 18.Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 1 1 | |||||
63 | 24.12 | 19. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |||||
64 65 | 25.12 26.12 | 20-21. Правописание приставок и предлогов. *Слова с непроверяемым написанием: желать. | 2 | |||||
22-24. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) | 2 | |||||||
66 | 25. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||||||
67 | 26. Работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | ||||||
68 | 27. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | ||||||
Части речи (61ч) | ||||||||
69 70 | 1-2Части речи. (общее представление). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). | 1 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи | |||||
Имя существительное (26ч) | ||||||||
71 | 1. Повторение и углубление представлений. Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант | 1 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | Предметные УУД: Учиться распознавать имена существительные среди слов других частей речи. Различать одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Различать собственные и нарицательные имена существительные. Собирать и отбирать нужную информацию по предмету. Определять род имен существительных. Определять число имен существительных. Определять падеж имен существительных. Правильно писать существительные с шипящими на конце. Метапредметные УУД: Учиться оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Принимать и сохранять учебную задачу Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); Осуществлять взаимоконтроль. Личностные УУД: Понимание необходимости учения; Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; Ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; Понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы. | ||||
72 | 2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||||||
73 | 3. Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||||
1 | ||||||||
74 | 4.Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». | 1 | ||||||
75 76 | 1-2. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). | 2 | ||||||
77 78 | 1-2. Род имён существительных. Имена существительные общего рода (первое представление). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. | 2 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по надежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | |||||
79 80 | 3-4. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). | 2 | ||||||
81 | 5. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | ||||||
82 | 6. Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | ||||||
83 | 1. Работа над ошибками. Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 1 | ||||||
84 85 | 2-3. Падеж имён существительных. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | ||||||
86 | 4. Именительный падеж. | 1 | ||||||
87 | 5. Родительный падеж. | 1 | ||||||
88 | 6. Дательный падеж. | 1 | ||||||
89 | 7. Винительный падеж. | 1 | ||||||
90 | 8.Творительный падеж. | 1 | ||||||
91 92 | 9-10.Предложный падеж. | 2 | ||||||
93 | 11. Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | ||||||
1. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Работа с таблицей «Признаки падежей». Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||||||
94 | ||||||||
95 | 2. Проверочный диктант по теме «Падеж имени существительного» | 1 | ||||||
96 | 3. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Проект «3имняя страничка». | 1 | ||||||
Имя прилагательное (15ч) | ||||||||
97 98 | 1-2. Повторение и углубление представлений об имёнах прилагательных в речи. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 2 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Предметные УУД: Учиться распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи. Выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения. Распознавать сложные имена прилагательные и записывать их. Определять род имён прилагательных. Определять число имён прилагательных. Изменять по числам имена прилагательные. Изменять в единственном числе по падежам. Метапредметные УУД: Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Оценивать результаты выполненного задания. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Личностные УУД: Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя; Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками. | ||||
99 100 | 3-4. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного. | 2 | ||||||
101 | 1. Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Словарный диктант. | 1 | ||||||
102 | 2.Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь» Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | ||||||
103 104 105 | 1-3 Формы имен прилагательных. Род имён прилагательных. Изменение по родам. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | 7 | ||||||
106 107 | 1-2.Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 2 | ||||||
1-2. Падеж имён прилагательных. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | 2 | |||||||
108 | 1. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||||||
109 | 2. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||
110 | 3. Работа над ошибками. . Сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||||||
1 | ||||||||
111 | 4Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | ||||||
Местоимение (4ч) | ||||||||
112 | 1-. Личные местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. | 2 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | Предметные УУД: Учащиеся научатся распознавать личные местоимения среди слов других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число. Определять у местоимений 3-го лица единственного числа род. Употреблять местоимения в тексте. Метапредметные УУД: Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно. Оценивать результаты выполненного задания. Личностные УУД: Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; Представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям. | ||||
113 | 2. Изменение личных местоимений по родам. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | 1 | ||||||
114 115 | 3. Местоимение. Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. 4.Проверочная работа. | 1 1 | ||||||
Глагол (15ч) | ||||||||
116 117 | 1-2Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глагола в речи. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). | 4 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Предметные УУД: Учащиеся научатся распознавать глагол среди слов других частей речи. Узнавать неопределённую форму глагола.Определять число глагола. Определять время глагола. Определять в прошедшем времени род глагола.Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравниватьПравильно писать глаголы с частицей не. Метапредметные: Находить основание для классификации слов.Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания. строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||||
118 119 120 121 | 1-4. Неопределенная форма глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | 2 | ||||||
122 | 1. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 2 | ||||||
123 124 | 1-2. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. | 3 | ||||||
125 | 3Времена глагола. | 1 | ||||||
126 | 4..Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | ||||||
127 | 1-2. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). | 2 | ||||||
128 | 1. Правописание частицы НЕ с глаголами | 2 | ||||||
129 | 1. Обобщение знаний по данной теме. Проверочная работа | 2 | ||||||
130 | 2.Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | ||||||
131 | 3.Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Глагол». | 1 | ||||||
Повторение (5 ч) | ||||||||
132 | 1. Части речи. Словарный диктант. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания. | Предметные УУД: Научатся распознавать части речи; характеризовать их.Научатся оценивать свои достижения. Научатся устанавливать связи между изученными темами. Метапредметные: Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Личностные: Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь. | ||||
133 | 2Обучающее изложение. | 1 | ||||||
134 | 3.Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | ||||||
135 | 4Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | ||||||
136 | 5. Правописание значимых частей слов. | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...