Рабочая программа по русскому языку. 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на основе авторской программы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык "Гармония" 2 класс | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»(зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и авторской программы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Русский язык с использованием учебников образовательной системы «Гармония», рекомендованных Приказом от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015»:
1.Русский язык: 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1, 2/ М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко К тайнам нашего языка – Смоленск: Ассоциация XXI, 2013.
2. Тетрадь к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1, 2,/ М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко К тайнам нашего языка- Смоленск: Ассоциация XXI, 2013.
3.Тетрадь для самостоятельной работы по русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1, 2,/ Корешкова Т.В.- Смоленск: Ассоциация XXI, 2013
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится: количество часов в год – 170ч. Из них 136 ч – урочные формы организации учебной деятельности + 5 ч – модуль «Работа с текстом» в 3 четверти, 4 ч. модуль «Решение метапредметных задач» в 2 четверти , 20 % (25 часов)- другие формы работы.
Количество часов в неделю – 5. (Приложение 1)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
В рабочей программе отражены следующие компетентности:
умение систематизировать и обобщать материал;
умение использовать приобретенные знания в практической деятельности;
умение выполнять самооценку и взаимооценку;
умение организовать взаимосвязь своих знаний;
умение контролировать и оценивать свои действия.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.
Во втором классе работа по изучению родного языка углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования. Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают[1]. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в-четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в-пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.
1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.
2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
Метапредметные результаты
Организация учебного труда.
- правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу;
- определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
Работа с книгой и другими источниками информации.
- ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
- внимательно слушать чтение учителем или товарищами художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
Культура устной и письменной речи.
- отвечать на вопросы, объединённые темой, самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.
- осваивать основные виды письменных работ - списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Темп письма к концу года - 15 знаков в минуту.
Мыслительные умения.
- разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений.
- выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
- сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- на основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умение элементарного эмпирического обобщения.
- отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
- ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, раскрыть по краткому плану данное содержание.
- отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- пары согласных по глухости-звонкости;
- названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
- изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных, парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
- виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения:
Речевые.
- Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».
- Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
- Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.
- Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем? или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.
- Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
- Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
- Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).
- Проводить фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.
- Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука /й/), обнаружить и исправлять встретившиеся нарушения.
- Различать слова по функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что? какой? какая? какие? какое? что делает? что сделал? и др.
- Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая – рисовать; гора, гористый – горе), от изменений одного и того же слова (река, речной – у реки, на реке).
- Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Замечать в тексте слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить – значение начала действия; хвостик, ушки, серенький – уменьшительно-ласкательное значение). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота), встречающиеся в детской речи.
- Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
- Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.
- Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука /й/ (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).
- Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы, например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Анюта), в безударном слоге жи или ши (жираф), в позиции мягкого согласного перед гласным, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.
- Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (класс, касса) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до, об-, от-, с-, в-, -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.
- Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.
- Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
- Писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание курса
№ п/п | тема | количество часов |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 21 |
2 | Главные опасности письма. Как писать без ошибок? | 24 |
3 | Выражаем мысли и чувства. | 12 |
4 | Хочу сказать больше. | 12 |
5 | Размышляем о словах. | 15 |
6 | Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова. | 44 |
7 | Как устроены слова? | 30 |
8 | Перелистаем учебник. | 3+2ч резерв |
Итого: | 136ч+34ч другие формы |
(см Приложение 2)
Перечень учебно-методического обеспечения программы по русскому языку
Методические пособия:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. - Москва «Просвещение» 2012.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
3.Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
Развернутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 2 класс./ авт.-сос. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4.Русский язык. 2 класс: поурочное планирование по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко/ авт.-сос. В.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2012.
5.Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2-го класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 20012.
Инфомационно – образовательные ресурсы:
1.компакт-диск «Русский язык». 1-2 классы: поурочное планы по программе «Гармония»./ авт.-сос. Болдырева Г.Е. – Учитель, 2010.
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 г.
4."Русский медвежонок"
http://www.rm.kirov.ru/index.htm
5.Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/
Таблицы, плакаты:
1.Кузьменко Н.С. Комплект наглядных пособий к урокам обучения грамоте и русского языка/ под редакцией М.С. Соловейчик.
2.плакаты с государственной символикой
3. схемы речевого поведения
4.картины с изображением родного края
5.предметные картинки с изображением животных, растений
6.репродукции картин художников
7.записи музыкальных фрагментов
8.памятки разборов
9.памятки «Работа над ошибками»
Приложение 1
Тема, раздел | Общее кол-во часов | Кол-во часов обязательной части 80% | В т. ч контр. раб, тестов | 20% | Неурочные формы организации образовательного процесса (содержание части, формируемой участниками образовательного процесса) | ||||
Проекты, решение проектных задач | Познавательные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | другое | |||||
Знаем - повторим, не знаем – узнаем | 21 | 15 | 1 | 6 | Коррекция ошибок –диктанта-2 ч | Викторина-2ч Практикум-2ч | |||
Главные опасности письма. Как писать без ошибок | 24 | 20 | 2 | 4 | Сочинение загадок – 1 ч | Коррекция ошибок –диктанта – 1ч | Практикум -1ч Урок-ролевая игра-1 ч | ||
Выражаем мысли и чувства | 12 | 11 | 1 | 5 | Практикум-1 ч, Модуль «Решение метапредметных задач» - 4ч. | ||||
Хочу сказать больше | 12 | 8 | 1 | 4 | Проект «Пишем письмо»-1 ч | Творческая мастерская «Новогодних поздравлений»-1 ч | Коррекция ошибок –диктанта – 1ч | Практикум-1 ч, | |
Размышляем о словах | 15 | 14 | 2 | 0 | |||||
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова | 44 | 38 | 3 | 3 | Проектная задача «Написание корня» -1 ч Проектная задача «Способы проверки орфограмм»-1 ч | Творческая мастерская написание поздравлений-1 ч | Брейн-ринг «Написание слов с безударными гласными»-1 ч | ||
Как устроены слова? | 30 | 26 | 3 | 4 | Учись учиться» (Изготовление карточек с заданиями и памятками)- 1 ч | Коррекция ошибок-1 ч | Игра «Счастливый случай» Состав слова- 1 ч Ярмарка «Состав слова» - 1ч | ||
Перелистаем учебник | 12 | 4 | 8 | «Учись учиться» Изготовление карточек по повторению-1 ч | Коррекция ошибок-2 ч | Модуль «Работа с текстом» - 5 ч | |||
Итого | 170 | 136 | 13 | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наиме- нование раздела программ мы | Тема урока | Кол-во часов | КИМЫ | Формы организации деятельности | Виды деятельности | Планируемые результаты | ||||
Дата проведения п/п | Дата проведения п/ф | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||
1 | I ЧЕТВЕРТЬ (45 Ч.) Знаем – повторим, не знаем – узнаем | Поговорим об ушедшем лете… | 1 | 2.09 | Практическое овла-дение диалогической формой речи, монологическими высказываниями), рассуждение на доступные детям темы. | Знать, как построен учебник, основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. Уметь: – пользоваться учебником, находить информацию; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Личностные: – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: –пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стрем-ление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию | ||||
2 | О нашей речи. | 1 | 5.09 | Выборочное чтение: нахождение необходимого материала. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста | Знать: – признаки устной и письменной речи; – основные единицы русского языка. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; – различать произношение и написание слов | ||||||
3 | Что ты знаешь о словах? Знакомство с понятием «предмет». | 1 | 6.09 | урок-викторина | Слово и его значение. Морфология. Слова, обозначающие предметы | Знать: – признаки изученных частей речи; – понятие «предмет». Уметь: – выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы; – выполнять морфологический разбор слова | |||||
4 | Повторение изученного о группах слов. | 1 | 7.09 | Слово и его значение. Морфология. Слова, обозначающие предметы; признаки предметов; действия предметов | Знать: – признаки изученных частей речи; – понятия «предмет», «признак», «действие». Уметь:– делить слова на группы по разным признакам | ||||||
5 | Звукобуквенный разбор. | 1 | 8.09 | Практи кум | Звуки и буквы: гласные и соглас- ные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деле-ние слов на слоги. | Знать минимум понятий о звуках. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – различать произношение и написание слов; – выделять гласные и согласные звуки; – делить слова на слоги; – выполнять фонетический разбор слова | |||||
6 | Звукобуквенный разбор. Закрепление. | 1 | 9.09 | С.Р | |||||||
7 | Повторение способов обозначения твёрдости - мягкости согласных. | 1 | 12.09 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Знать о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – выполнять фонетический разбор слова | ||||||
8 | Повторение изученных орфографичес ких правил. | 1 | 13.09 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – выполнять фонетический разбор слова; | ||||||
9 | Знакомство со случаями написания ь и его отсутствием в сочетаниях чк, чн, чт. щн) | 1 | 14.09 | Правописание сочетаний чк, чн, щн. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать правила написания сочетаний букв чк, чн, щн. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – выполнять звукобуквенный разбор слова | ||||||
10 | Мягкий согласный перед мягким - "опасное" при письме место. | 1 | 15.09 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать, что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – выделять в речи мягкие и твердые согласные | ||||||
11 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь(зд, сн, зн, нщ; ст, нт). | 1 | 16.09 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать правила написания ь между двумя согласными. Уметь: – видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – соблюдать орфоэпические нормы | ||||||
12 | Закрепление правила написания ь между двумя согласными. | 1 | 19.09 | ТЕСТ | Практи кум | ||||||
13 | Входная контрольная работа. Диктант. | 1 | 20.09 | ДИКТАНТ | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |||||
14 | Анализ результатов контрольной работы. Повторение известных способов обозна-чения звука [й] | 1 | 21.09 | Коррек ция ошибок | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – выполнять фонетический разбор слова | |||||
15 | Знакомство с назначением разделительных знаков ( ъ и ь). | 1 | 22.09 | Употребление разделительных ь и ъ | Знать: – роль разделительных ь и ъ на письме; – правила написания разделительных ъ и ь. Уметь: – правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь; – выполнять звукобуквенный разбор слова; – работать со словарем (алфавит) | ||||||
16 | Формирование умения исполь-зовать раздели-тельный ъ. | 1 | 23.09 | ||||||||
17 | Закрепление изученного о разделительных знаках (ъ и ь). | 1 | 26.09 | Употребление разделительных ь и ъ | Знать отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ. Уметь: – писать слова с разделительным ь и ъ | ||||||
18 | Обобщение: три способа обозна-чения звука [й ]. | 1 | 27.09 | ТЕСТ | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Знать способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е: в нача-ле слова, после другой гласной, после ъ и ь. Уметь: – писать слова с йотированными гласными | |||||
19 | Повторение изученных орфографических правил. | 1 | 28.09 | Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Употребление разделительных ь и ъ Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обо-значение мягкости согласных звуков на письме | Знать: – о роли гласных звуков в обозначении мягкости и твердости согласных. Уметь: – выполнять фонетический и морфологический разбор слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации -видеть «опасные места» в словах и правильно их писать | ||||||
20 | Контрольная работа по теме "Правописание ь и ъ". | 1 | 29.09 | ДИКТАНТ+ГРАМ ЗАД | |||||||
21 | Анализ резуль-татов контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 30.09 | Коррек ция ошибок | |||||||
22 | Как писать без ошибок? | Знакомство с понятием "орфограмма". | 1 | 3.10 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. | Знать: – понятие «орфограмма»; изученные орфограммы. Уметь: – видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова; – подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; | Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе. – осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение как осмысление цели чтения; -извлечение необходимой информации из прослушанных , прочитанных текстов | ||||
23 | Орфограммы безударных и ударных гласных. | 1 | 4.10 | Правописание безударных гласных | Знать орфограмму о безударных и ударных гласных. Уметь: – сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; | ||||||
24 | Орфограммы парных по глухости - звонкости согласных. | 1 | 5.10 | Правописание парных звонких и глухих согласных | Знать орфограмму о парных по глухости – звонкости согласных. Уметь: – находить парные согласные в корне; – подбирать проверочные слова | ||||||
25 | Непарные по глухости - звонкости согласные - не орфограммы. | 1 | 6.10 | Правописание парных звонких и глухих согласных | Знать, что непарные по глухости – звонкости согласные не являются орфограммами. Уметь: – находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове | ||||||
26 | Парные по глу-хости -звонкости согласн. перед непарн. звонкими и [в] - не орфограммы | 1 | 7.10 | Знать: – об одинаковом написании корней в родственных словах. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи;- – определять орфограммы в слове; | |||||||
27 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. | 1 | 10.10 | ТЕСТ | Урок-викторина | Орфография. Упот-ребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Пра-вописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Употребление разделительных ь и ъ | Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи;- – определять орфограммы в слове; – правильно писать слова с изученными орфограммами | ||||
28 | Введение письма с "окошками". | 1 | 11.10 | Знать: – особенности письма с «окошками»; – изученные орфограммы. Уметь: – находить в словах орфограммы; – подбирать проверочные слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; | |||||||
29 | Обучение работе с орфографическим словарём. | 1 | 12.10 | практикум | Разные способы про-верки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использо-вание орфографического словаря | Знать: – правила работы с орфографическим словарем; – изученные орфограммы. Уметь: – работать с орфографическим словарем | |||||
30 | Обучение письму с "окошками" на месте всех буквенных орфограмм. | 1 | 13.10 | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Употребление разделительных ь и ъ | Знать приемы и правила письма с «окошками». Уметь: – выделять буквенные орфограммы в слове; – видеть «опасные места», объяснять написание слов; – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы | ||||||
31 | Тренировка в письме с "окош-ками" на месте всех орфограмм. | 1 | 14.10 | ||||||||
32 | Знакомство с некотор. способ. выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они. | 1 | 17.10 | Урок-следствие ведут знатоки | Разные способы про-верки правописания слов: изменение фор-мы слова, подбор однокоренных слов, использование орфо-графического словаря | Знать способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они»,«он». Уметь: – использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов; – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы | |||||
33 | Закрепление письма с "окошками" и умения решать орфограф. задачи. | 1 | 18.10 | ТЕСТ | Решение орфографических задач | Знать приемы и правила письмас «окошками». Уметь: – решать орфографические задачи освоенными способами | |||||
34 | Введение памятки 4 с "окошками" на месте неизвест-ной буквы. | 1 | 19.10 | Разные способы про-верки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Знать памятку письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы. Уметь: – выполнять письмо с «окошками»; – подбирать проверочные слова; – объяснять написание слов – выделять буквенные орфограммы в слове; – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы | Коммуникативные: -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; | |||||
35 | Закрепление нового способа письма. | 20.10 | |||||||||
36 | Тренировка в письме с "окошками" по памятке 4. | 1 | 21.10 | практикум | |||||||
37 | Две орфограммы в безударных слогах. | 1 | 24.10 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши | Знать орфограммы в безударных слогах [жы], [шы]. Уметь: – применять изученные орфограммы, объяснять правописание слов | -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; | |||||
38 | Две орфограммы в безударных сло-гах. Закрепление. | 1 | 25.10 | -ориентация на партнера по сотрудничеству; | |||||||
39 | Орфограммы безударных и ударных гласных. Повторение. | 1 | 26.10 | Работа в группах | Правописание безударных гласных в корне слова. | Знать: – памятку № 4; – изученные орфограммы. Уметь: – выполнять письмо с «окошками»; – выделять буквенные орфограммы в слове; – подбирать проверочные слова | -умение слушать собеседника -умение договариваться, находить общее решение. | ||||
40 | Орфограммы парных по глухо -сти - звонкости согласных. Повторение. | 1 | 3.11 | Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. | |||||||
41 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 4.11 | Диктант+грам зад | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, | Уметь: – выполнять письмо с «окошками»; – подбирать проверочные слова; – выделять буквенные орфограммы в слове; – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы | |||||
42 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 7.11 | Коррек ция ошибок | |||||||
43 | Деловая речь: написание кулинарных рецептов. | 1 | 8.11 | Р/Р | Урок-ролевая игра | Создание небольшого текста (сочинения) | Знать: – признаки деловой речи; – написание словарных слов на темы: «Ово-щи», «Фрукты», «Приготовление пищи» Уметь: – создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; – составлять текст по опорным словам | ||||
) | |||||||||||
44 | Контрольное списывание | 1 | 9.11 | К/С | Безошибочное списывание текста | Знать правила списывания печатного текста. Уметь: – без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов | |||||
45 | Картинная речь: сочинение загадок. | 1 | 10.11 | Творческая мастерская | Создание небольшого текста (сочинения) | Уметь: – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; – составлять текст по опорным словам | |||||
46 | II ЧЕТВЕРТЬ (35 Ч) ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА | Деловая и картинная речь. Обобщение. | 1 | 11.11 | Создание небольшого текста (сочинения) | Знать: – признаки деловой речи; Уметь: – создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; – составлять текст по опорным словам | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; | ||||
47 | Предложение: его назначение и признаки. Построение предложений. | 1 | 14.11 | Различение слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении | Знать: – понятие «предложение», его признаки; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение | -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение | |||||
48 | Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | 15.11 | СЛ.Д | Связь слов в предложении | Знать: – правила построения предложений; Уметь: – составлять предложения; – проводить работу с деформированным предложением; – выполнять синтаксический разбор предложения | |||||
49 | Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | 16.11 | Различение слова, словосочетания и предложения. Различение предложения и текста. Связь слов в предложении | Знать: – правила деления речи на предложения; – правила составления и оформления предложений на письме. Уметь: – составлять предложения и записывать их; – анализировать и кратко характеризовать предложение; | -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке | |||||
50 | Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | 17.11 | Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; | |||||||
51 | Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | 18.11 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении | Знать виды предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске): повествовательное, вопросительное, побудительное. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение; – определять вид предложения по цели высказывания; | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; | |||||
52 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. Составление и запись предложений. | 1 | 21.11 | – уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; | |||||||
53 | Виды предложе- ний по цели высказывания. Виды предложений по интонации. | 1 | 22.11 | ТЕСТ | Пресс-конференция | ||||||
54 | Виды предложений. Закрепление. | 23.11 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении | Знать правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них. Уметь: – строить вопросительные предложения; – давать точный ответ на вопросительные предложения; – анализировать и кратко характеризовать предложение; – определять виды предложений | Коммуникативные: – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; | ||||||
55 | Построение вопросительных предложений и точный ответ на них. Построение ответов на вопрос "почему?". | 1 | 24.11 | Работа в парах | |||||||
56 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. | 1 | 25.11 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении | Знать признаки побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования. Уметь: – составлять побудительные пред-ложения | ||||||
57 | Составление пожеланий. | 1 | 28.11 | ТЕСТ | практикум | Составление поздравлений, писем, пожеланий | Уметь: – составлять несложные монологические тексты по заданной теме; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
58 | Письмо с "окошками". Обучающий диктант. | 1 | 29.11 | Написание под диктовку текста (75–80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь: – выполнять письмо с «окошками»; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||||
59 | ХОЧУ СКАЗАТЬ БОЛЬШЕ | Знакомство с понятием "текст". | 1 | 30.11 | Отличие письменной речи от устной. Различение предложения от текста. Признаки текста | Знать: – понятие «текст»; – признаки текста; Уметь: – отличать письменную речь от устной; – различать предложения от текста | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение | ||||
60 | Тема и основная мысль текста. | 1 | 1.12 | Различение предложения от текста. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли | Знать основные единицы текста: тема и основная мысль. Уметь: – определять основную мысль текста; – анализировать и кратко характеризовать предложение, текст. | ||||||
61 | Требования к хорошему тексту. | 1 | 2.12 | Различение предложения от текста. Признаки текста | Знать требования к хорошему тексту. Уметь: – составлять текст по плану и опорным словам; – анализировать и кратко характеризовать предложение | ||||||
62 | Обдумывание и редактирование текста. Знакомство с памятками "Текст" и "Редактор". | 1 | 5.12 | Различение предложения от текста. Признаки текста. Составление поздравлений, писем | Знать памятки по составлению текста. Уметь: – пользоваться памятками; – составлять по плану и опорным словам текст; – работать с деформированным текстом; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания – редактировать текст; | -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке | |||||
63 | Редактирование текстов. | 1 | 6.12 | СЛ/Д | Деформированные предложения. Составление поздравлений, писем | ||||||
64 | Восстановление и запись деформированных текстов. | 1 | 7.12 | Признаки текста. Безошибочное списывание текста | Уметь восстанавливать и записывать деформированный текст | ||||||
65 | Восстановление и запись деформирован- ных текстов. | 1 | 8.12 | Практи ков | |||||||
66 | Обучающее изложение (№ 265) | 1 | 9.12 | Создание небольшого текста изложения | Уметь: – составлять текст по плану и опорным словам; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания | Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; | |||||
67 | Контрольное списывание | 12.12 | К.С | Безошибочное списывание текста | Знать изученные орфографические правила. Уметь без ошибок списывать несложный печатный текст объемом 70–90 слов | ||||||
68 | Обучающее изложение "Шустрые зверьки". | 1 | 13.12 | Создание небольшого текста изложения | Уметь: – составлять текст по плану и опорным словам; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания | ||||||
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 14.12 | ДИКТАНТ | Написание под диктовку текста (75–80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь соблюдать изученные нор-мы орфографии и пунктуации | |||||
70 | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 15.12 | ТЕСТ | Коррек ция ошибок | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь подбирать проверочные слова | |||||
71 | Значение слова. | 1 | 16.12 | Слово и его значение. | Знать: – термин «значение слова» Уметь: - пользоваться толковым словарем | ||||||
72 | Размышля-ем о словах | Знакомство с понятиями "родственные слова", "корень слова". | 1 | 19.12 | Выделение корня слова.Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: – термины «родственные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. Уметь: – подбирать однокоренные слова; – выделять корень в слове; – объяснять значение слова; | Познавательные: -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера; | ||||
73 | Наблюдение за единым написа-нием корней в родственных словах. | 1 | 20.12 | Выявление род-ственных слов, нахождение корня. | Знать: – термины «родственные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове - едином написании корней в родственных словах. Уметь: – подбирать однокоренные слова; – выделять корень в слове; – объяснять значение слова; – находить способ проверки написания слова | -установление причинно – следственных связей; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. | |||||
74 | Способ действия для выявления родственных слов и нахождения корня. | 1 | 21.12 | Коммуникативные: -использовать речь для регуляции своих действий; уметь слушать и слышать учителя; -формулировать собственное мнение; | |||||||
75 | Выявление род-ственных слов и нахождение корня. | 1 | 22.12 | ТЕСТ | Проект ная задача | ||||||
76 | Создание текста по готовому началу. | 1 | 23.12 | Создание текста по готовому началу. | Уметь составлять текст по готовому началу | -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; | |||||
77 | Общее знакомство с понятием "окончание". | 1 | 26.12 | Выделение окончания в словах | Знать: – термин «окончание»; – алгоритм выделения окончания в слове Уметь: – выделять окончание в слове | – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации | |||||
78 | Составление рассказов на основе прочитанного | 1 | 9.01 | Творческая мастерская | Составление рассказов на основе прочитанного | Уметь составлять рассказы на основе прочитанного | |||||
79-80 | Подготовка новогодних поздравлений, пожеланий. | 2 | 10.01 | Р/Р | проект | Составление поздравлений, писем | Уметь: – писать поздравление к Новому году; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка) | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ (50 Ч) | |||||||||||
81 | Однокоренные слова. | 1 | 11.01 | Слово и его значение. Выделение корня и , окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: – термины «однокоренные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. Уметь: – подбирать однокоренные слова; – выделять корень и окончание в слове; | ||||||
82 | Выделение корня в однокоренных словах. | 1 | 12.01 | ||||||||
83 | Синонимы. | 1 | 13.01 | Слово и его значение. Выделение корня и , окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: – алгоритм выделения корня в слове; – способы изменения слов по числам по «командам» вопросов. Уметь: – находить однокоренные слова, выделять в них корень; – изменять слова по числам и по «командам» вопросов | ||||||
84 | Изменение слов по числам и по "командам" вопросов. | 1 | 16.01 | ||||||||
85 | Разграничение однокоренных слов и изменений слова. | 1 | 17.01 | Знать термины «словообразование» и «словоизменение». Уметь: – изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова | |||||||
86 | Упражнения в подборе однокоренных слов и изменении слов. Антонимы. | 1 | 18.01 | ||||||||
87 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах | 1 | 19.01 | ТЕСТ | практикум | Знать изученные орфографические правила. Уметь: – решать орфографические задачи | |||||
88 | Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова | Проверочные и проверяемые слова | 1 | 20.01 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря | Знать: – понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; Уметь: – анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; – подбирать проверочные слова | Личностные: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Познавательные: -установление причинно – следственных связей; – пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. -строить рассуждения в форме связи простых суждений. -умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации | ||||
89 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов. | 1 | 23.01 | Знать способы подбора проверочных слов для названий предметов. Уметь: – видеть «опасные места» в словах; – подбирать проверочное слово; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) | |||||||
90 | Подбор проверочных слов для названий предметов. | 1 | 24.01 | ||||||||
91 | Подбор проверочных слов для названий предметов. Закрепление. | 1 | 25.01 | ТЕСТ | |||||||
92 | Подбор проверочных слов для названий предметов. Обобщение. | 1 | 26.01 | ||||||||
93 | Объяснение зна-чения слова как способ проверки. | 1 | 27.01 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы; признаки предметов; действия предметов | Знать понятия «этимология» слова и «лексическое значение» слова». Уметь: – объяснять лексическое значение слова как способ проверки; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||||
94 | Способы подбора проверочных слов для названий действий. | 1 | 30.01 | ||||||||
95 | Подбор проверочных слов для названий действий. Закрепление. | 1 | 31.01 | Знать: изученные орфограммы и способы подбора проверочных слов для названий предметов. Уметь: – использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; – образовывать однокоренные слова | |||||||
96 | Подбор провероч-ных слов для наз-ваний действий. Обобщение. | 1 | 1.02 | практикум | |||||||
97 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов. | 1 | 2.02 | ||||||||
98 | Подбор проверочных слов для названий признаков предметов. | 1 | 3.02 | ||||||||
99 | Значение слова и его написание. | 1 | 6.02 | Слово и его значение. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря | Знать понятия «этимология» слова и «лексическое значение» слова». Уметь: – объяснять лексическое значение слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи | ||||||
100 | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. | 1 | 7.02 | ТЕСТ | Разные способы проверки правописания слов | Знать: – опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; Уметь: – подбирать проверочные слова; – отличать проверочные и проверяемые слова | |||||
101 | Орфографичес кое правило. | 1 | 8.02 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Разные способы проверки правописания слов | Знать: – понятие «орфографическое правило»; – способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне. Уметь: – пользоваться орфографическим правилом; – подбирать проверочные слова | ||||||
102 | Способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по глух. - звонк. согл. | 1 | 9.02 | Знать правила правописания бе-зударных гласных и парных соглас-ных в корнях слов. Уметь: – видеть «опасное место» в слове; – подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными и парными согласными в корне | |||||||
103 | Правила право-писания безудар-ных гласных и парных соглас-ных в корнях слов. | 1 | 10.02 | ||||||||
104 | Письмо с "окошками" как способ "ухода" от ошибок. | 1 | 13.02 | Орфография. Письмо с "окошками" как способ "ухода" от ошибок. | Знать: – понятие «орфографические задачи»; – правила письма с «окошками»; – изученные орфограммы. Уметь: – выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок; – анализировать и кратко характеризовать орфограммы в слове; – выделять виды орфограмм в слове; – различать произношение и написание слов; | ||||||
105 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. | 1 | 14.02 | ТЕСТ | Проектная задача | ||||||
106 | Правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | 1 | 15.02 | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. | |||||||
107 | Обучающее изложение (Е. Чарушин. "Волчишка"). | 1 | 16.02 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: – составлять текст по плану и опорным словам | ||||||
108 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | 17.02 | Коррекция ошибок | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: – выполнять правила работы над ошибками | ||||||
109 | Орфографическая задача на месте сочетаний [сн] и способы её решения. | 1 | 20.02 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря | Знать правописание сочетаний [сн'], [сн]. Уметь выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения | ||||||
110 | Орфографическ. задача на месте сочетаний [зн],[ств],[нц],[рц] и способы её решения. | 1 | 21.02 | Знать правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн]. Уметь: – выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения; – соблюдать орфоэпические нормы | |||||||
111 | Постановка орфографическ. задач на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. | 1 | 22.02 | ||||||||
112 | Орфографические задачи на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. Закрепление. | 1 | 24.02 | ||||||||
113 | Непроверяемые написания. | 1 | 27.02 | СЛ.Д | Работа с орфографиче ским словарем | Знать: – понятие «непроверяемые написания»; – правила работы с орфографическим словарем. Уметь: – писать словарные слова; – находить способ проверки написания слова | |||||
114 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 1 | 28.02 | Правописание удвоенных согласных в корне слова | Знать правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Уметь: – писать слова с удвоенными согласными в корне слова; – находить способ проверки написания слова | ||||||
115 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Закрепление. | 1 | 27.02 | ||||||||
116 | Проверяемые и непроверяемые написания. | 1 | 28.02 | СЛ.Д. | Разные способы проверки правопи-сания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографиическо го словаря | Знать: – как пишутся словарные слова; – правила работы с орфографическим словарем. Уметь: – разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; – писать словарные слова; – находить способ проверки написания слова | |||||
117 | Проверяемые и непроверяемые написания. Закрепление. | 1 | 1.03 | ||||||||
118 | Решение орфографичес ких задач разными способами. | 1 | 2.03 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать изученные орфограммы. Уметь: – видеть «опасное место» в слове»; – подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными в корне; – находить способ проверки написания слова | ||||||
119 | Постановка орфографическ. задач на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. | 1 | 3.03 | ||||||||
120 | Непроверяемые написания. Повторение. | 1 | 6.03 | ||||||||
121 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Повторение. | 1 | 7.03 | ||||||||
122 | Контрольная работа по теме "Орфографические задачи в корне слова". | 1 | 9.03 | ДИКТАНТ+ГРАМ ЗАДАНИЕ | Письмо под диктовку текста | Знать изученные орфограммы и способы их проверки. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |||||
123 | Работа над ошибками, допущеными в контрольной работе. | 1 | 10.03 | Коррекция ошибок | Работа над нахож-дением ошибок, их анализ. Выполнение проверочного теста | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь выполнять правила работы над ошибками | |||||
124 | Написание поздравлений. | 1 | 13.03 | Р/Р | Составление поздравлений, писем | Знать: – признаки текста и предложения; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь: – создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; – владеть нормами русского речевого этикета | |||||
125 | Подготовка поздравлений к 8 Марта. | 1 | 14.03 | ||||||||
126 | Обучающее изложение "Подарок маме". | 1 | 15.03 | Р/Р | Работа над изложением по заданной теме. Написание изложения | Уметь писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль | |||||
127 | Изложение с выбором заголовка ("Спасён!"). | 1 | 16.03 | Работа по обсуждению содержания изложения. Написание изложения | Уметь: – подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий к конкретному тексту, объяснять свой выбор; – создавать несложный текст изложения | ||||||
128 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | 17.03 | Творческая мастерская | Работа над совершенствованием умения самостоятельно находить и исправлять ошибки в собственном изложении | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: – выполнять правила работы над ошибками | |||||
129 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики. | 1 | 20.03 | К/С | Создание связного текста (сочинения) по заданной тематике. Работа над обогащением словаря, употреблением в устной и письменной речи изобразительных средств выразительности | Знать признаки предложения и текста. Уметь создавать в устной и письменной форме несложные связные тексты по заданной тематике | |||||
130 | Написание словесных картин "Вот и весна!". | 1 | 21.03 | ||||||||
133 | IV ЧЕТВЕРТЬ (35Ч.) Как устроены слова? | Строение слова. | 1 | 22.03 | Слово и его значение. Однокоренные слова, формы одного и того же слова | Знать: – понятия «родственные» и «однокоренные слова»; – алгоритм выделения корня в слове. Уметь выделять значимые корень слова по алгоритму | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого Познавательные: -установление причинно – следственных связей; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. -умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера; -умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. – оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать. | ||||
134 | Окончание слова. | 1 | 23.03 | Выделение окончания слова | Знать понятия «окончание». Уметь: – выделять окончание в слове | ||||||
135 | Приставка. Суффикс. | 1 | 24.03 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью приставок. Значение приставок. | Знать понятия «приставка», «суффикс». Уметь: – выделять приставку и суффикс в слове; – называть признаки приставки и суффикса | ||||||
136 | Значение, употребление и написание приставок. | 1 | 3.04 | Знать значение, употребление и написание приставок. Уметь выделять приставки в слове | |||||||
137 | Разграничение приставок и предлогов. | 1 | 4.04 | ТЕСТ | Знать отличие приставок и предлогов. Уметь: – разграничивать приставки и предлоги; – правильно писать приставки и предлоги | ||||||
138 | Значение, употребление и написание суффиксов. | 1 | 5.04 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу | Знать значение, употребление суффиксов. Уметь: – правильно употреблять в речи суффиксы; – выделять суффиксы в слове | ||||||
139 | Использование и правильное написание различных частей слов. | 6.04 | Знать: – значение, употребление суффиксов и приставок; – алгоритм выделения частей слова. Уметь: – использовать и правильно писать различные части слов; – выполнять разбор слова по составу | ||||||||
140 | Способ действия при анализе состава слова. | 1 | 7.04 | ||||||||
141 | Разбор слов по составу. | 1 | 10.04 | Учись учиться(изготовление карточек) | Знать способы действий при анализе состава слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать слово по составу | ||||||
142 | Наблюдение за значениями частей слов. | 1 | 11.04 | ||||||||
143 | Двойные согласные на границе частей слов. | 1 | 12.04 | Написание удвоенных согласных на границе частей слов | Знать правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. Уметь: – правильно писать двойные согласные на границе частей слова | ||||||
144 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | 1 | 13.04 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | Знать правила написания корней, приставок и суффиксов. Уметь: – применять правила написания корней, приставок и суффиксов; – выделять части слова; – находить способ проверки написания слова | ||||||
145 | Выбор разделительного знака ( ъ или ь ). | 1 | 14.04 | Употребление разделительных ь и ъ | Знать орфограммы написания разделительных ъ и ь. Уметь употреблять разделительные ь и ъ | ||||||
146 | Выбор разделительного знака ( ъ или ь ). Закрепление. | 1 | 17.04 | ТЕСТ | |||||||
147 | Разбор слов по составу. | 1 | 18.04 | практикум | Состав слова. Однокоренные слова | Знать способы действий при анализе состава слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать слово по составу | |||||
148 | Решение орфографических задач разными способами. | 1 | 19.04 | СЛ/Д | Выполнение упражнений на изученные орфограммы | Знать изученные орфограммы. Уметь: – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – находить способ проверки написания слова | |||||
149 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | 1 | 20.04 | Разные способы проверки правописания слов | Знать правила написания корней, приставок и суффиксов. Уметь: – применять правила написания корней, приставок и суффиксов; – выделять части слова; – находить способ проверки написания слова | ||||||
150 | Использование и правильное написание различных частей слов. | 1 | 21.04 | ||||||||
151 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Повторение | 1 | 24.04 | игра | Употребление разделительных ь и ъ | Знать орфограммы написания разделительных ъ и ь. Уметь употреблять разделительные ь и ъ | |||||
152 | Контрольная работа по теме "Состав слова". | 1 | 25.04 | К.Р. | Письмо под диктовку текста (75–80 слов) | Уметь: – видеть «опасные места» в слове; – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне | |||||
153 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 26.04 | Коррек-ция ошибок | Работа над совершен-ствованием навыков нахождения, анализа, исправления ошибок | Знать правила выполнения работы над ошибками. Уметь: – выполнять правила работы над ошибками | |||||
154 | Решение орфографичес ких задач. | 1 | 27.04 | К/С | Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы | Знать изученные орфограммы. Уметь: – видеть «опасные места» в слове; – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) | |||||
155 | Восстановление и запись деформирован ных текстов. | 1 | 28.04 | Работа в парах | |||||||
156 | Знакомство с понятиями "правильно" и "точно". | 1 | 5.05 | Разные способы проверки правопи-сания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря | Знать способы выбора более точного проверочного слова. Уметь: – выбирать более точное проверочное слово; – правильно писать слова на изученные орфограммы | ||||||
157 | Выбор более точного слова. Словесные картины. | 1 | 8.05 | ||||||||
158 | Написание словесных картин. | 1 | 11.05 | Р/Р | Творческая мастерская | Создание небольшого текста-описания (сочинения) по заданной теме | Знать признаки предложений и текста-описания. Уметь: – составлять тексты-описания по плану; – создавать несложные монологические тексты по заданной теме | ||||
159 | Значение слов. | 1 | 12.05 | Слово и его значение. Этимология слов. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. | Знать значение, строение и происхождение слов. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать значение слова; – выделять приставку, суффикс, корень в слове; – работать со словарем; | ||||||
160 | Значение, строе-ние и происхож-дение слов. | 1 | 15.05 | Создание проекта | |||||||
161 | Проверяемые и непроверяемые написания. Повторение. | 1 | 16.05 | ТЕСТ | Проверяемые и непроверяемые написания. | ||||||
162 | Перелиста-ем учебник Обобщение | Правила правописания безударных гласных в корнях слов. Повторение. | 1 | 17.05 | СЛ/Д | Выполнение тренировочных упражнений по пройденному материалу | Знать, что корни в родственных словах пишутся единообразно. Уметь: – правильно писать корни родственных слов; – анализировать состав слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение как осмысление цели чтения; -извлечение необходимой информации из прослушанных , прочитанных текстов Коммуникативные: – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по сотрудничеству; | |||
163 | Правила право-писания парных согласных в корнях слов. Повторение. | 1 | 18.05 | ||||||||
164 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Повторение. | 1 | 19.05 | ТЕСТ | Учись учиться | Знать правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. Уметь: – правильно писать двойные согласные на границе частей слова | |||||
165 | Итоговая конт-рольная работа (диктант с грам-мат. заданием | 1 | 22.05 | ДИКТАНТ+ГРАМ ЗАДАНИЕ | Письмо под диктовку текста (75–80 слов) | Уметь соблюдать изученные нор-мы орфографии и пунктуации | |||||
166-170 | Модуль «Работа с текстом» | 5 | 23-28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...