Технологическая карта урока 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тарасова Галина Павловна

Урок русского языка по теме "Значение суффиксов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_g.p.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в  3 классе.

Тема урока: Значение суффиксов

Тип урока: Изучение нового материала. 

Предметное содержание урока: понятие –суффикс, словообразование, однокоренные слова

Цель: помочь детям освоить способ действия при  нахождении суффикса в слове;

            учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

УУД:

Познавательные-   выделять в словах суффиксы;

образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

на основе наблюдений выделять значения суффиксов

Регулятивные -умение осуществлять рефлексию выполненного действия в тренировке.

Коммуникативные - умение договариваться, обсуждать и предъявлять свою позицию;

-умение слышать других.

Цели этапа

Деятельности учителя

Деятельности обучающихся

1.Целеполагание

постановка  учебной задачи и программы действий для ее решения

Групповая работа

Мини-исследование в группах

2.Решение поставленной задачи: тренировка нахождении суффикса в словах

Фронтальная работа

3. Рефлексия

Домашнее задание

На карточке

 

Задача

Помочь учащимся поставить задачу на урок.

Создать учебную ситуацию.

Прочитайте модель

   

Какие части слова вы уже научились находить?

Запишите в тетради слово ВЕТЕР и разберите по составу

Как действовали, чтобы найти части слова?

- Измените слово и разберите по составу.

ветерок     (ветрище, ветрянный)

- Каким образом   изменили слово ветер?

- Что такое суффикс?

- Как вы действовали, чтобы определить суффикс в слове ветерок?

Изобразите модель способа действия при определения суффикса в слове

                 

       фс   одн. сл

Могут ли суффиксы влиять на значение слова?

 Разделите  на группы данные слова, расскажите, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, полюшко, жарища, избушка.

II группа: мышонок, пожарник, медвежонок, лисёнок, сапожник, мясник, моряк.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ      УМЕНЬШИТЕЛЬНО-  ЛАСКАТЕЛЬНОЕ

домище                                        зверюшки

ветрище                                        полюшко

жарища                                        избушка

  ПРОФЕССИЯ               НАЗВАНИЕ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ                  

пожарник                                    мышонок

мясник                                        медвежонок

сапожник                                    лисёнок

ОТТЕНОК ЦВЕТА                             ПРИЗНАК ЛИЦА

сероватый                                            храбрец

красноватый                                        упрямец

черноватый                                          глупец

- Какую задачу поставите на урок?

Задача.

Помочь детям использовать способ действий при нахождении суффикса в словах

Создание учебной ситуации. Помощь в оценке выполненного.

Самостоятельная  работа в тетради с взаимопроверкой. Спишите слова, выделите суффиксы. Оцените себя.

Берёзка, стаканчик, ягодка, травинка, травка, погодка, ветерок, городок, гнёздышко,

карандашик, морковка, дождик, зёрнышко.

Игра «Хитрые вопросы»

1) Как большой дом превратить в маленький?

2) Можно ли рыбы превратить в человека?

3) Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить технику?  

- Сделайте вывод о значениях суффиксов

Задача.

Организовать рефлексию.

Задать рефлексивные вопросы.

-Какую задачу решали?

-Каких результатов хотели достичь?  (освоить СД)

-Что получили?  Что удалось? Не удалось?

- Почему удалось, (не удалось)?

- Что помогло, (помешало)?

- Какую задачу будем ставить на следующий урок?

Задача 

Самостоятельная тренировка

 1) Работа с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Прочитайте сказку. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью автор данной сказки использует такие суффиксы? (Ответ запишите в тетрадь.)

2)Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

Задача.

Ставят учебную задачу на урок  и определяют шаги для решения.

Это модель  слова, которое состоит из   корня, суффикса и окончания.

Мы знаем способы, как находить  окончание и корень.

Дети записывают и разбирают слово    ветер                                      

Сначала изменяли форму слова, чтобы найти окончание, затем подбирали однокоренные слова и определяли общую (главную) часть.

Изменяют и записывают слово

Добавили суффикс ОК (ИЩ, ЯНН)

Часть слова 

Находили окончание, затем корень –часть слова после корня, перед  окончанием –суффикс.

 

Работают в группах

Предъявляют  результат для обсуждения.

 Объясняют модель СД:

Сначала находим в слове окончание, для этого изменяем форму слова –выделяем окончание и основу слова. Затем подбираем однокоренные слова и выделяем корень. Часть слова, стоящая после корна и перед окончанием –это суффикс.

Ответы детей.

Работа в группах

Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

Формулируют учебную задачу (Учиться находить суффикс в словах, разбирать слова по составу, определять значение слова по суффиксу )

Задача.

Применять способ действий при нахождении суффикса в словах, определять значение слова по суффиксу.

Самостоятельная работа в  тетради.

Взаимопроверка.

Анализ  результатов.

Самооценка (на столбике)

Добавить – ик - домик

Добавить – ак -рыбак

Убрать суффикс  -ист - трактор

-Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.

Задача.

Сравнить образовательную задачу и результат. Постановка новой образовательной задачи.

Ответы детей (Использовать способ действий при нахождении суффикса в словах)

Тренироваться в нахождении суффиксов и определении значений слов по суффиксам

 

 

«21»февраля 2017 г                                    Тарасова Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...