Урок русского языка в 3 классе по теме «Различение склонений имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сорокина Надежда Александровна

Урок разработан с применением таких обучающих структур, как ТАЙМ РОБИН, НАМБЭ АП, РЕЛЛИ ТЭЙБЛ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №5»

г. Альметьевск   РТ

Открытый урок русского языка

в 3Б классе на зональном семинаре

 заместителей директоров по УР

по теме:

«Различение склонений

имен существительных»

                                         

                                       

                                                      Составила и провела:

                                         учитель начальных классов

                                         первой квалификационной категории

                                         Сорокина Надежда Александровна

2016 г.

Тема урока: Различение склонений имен существительных.

Цель урока: Совершенствование знаний, умений навыков, полученных при изучении темы «Склонение имен существительных»

Задачи урока:

Обучающие:

  • Совершенствовать умение учащихся определять типы склонения и падежи имен существительных;
  • Углублять знания об имени существительном;
  • Формировать навыки грамотного письма.

Развивающие:

  • Развивать интерес учащихся к русскому языку;
  • Развивать творческие склонности;
  • Развивать речь;
  • Развивать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся положительное отношение к учебе;
  • Воспитывать старательность и аккуратность;
  • Воспитывать дисциплину посредством пробуждения активного познавательного интереса к изучаемой теме.

Применяемые структуры: ТАЙМ РОБИН, НАМБЭ АП, РЕЛЛИ ТЭЙБЛ.

Учебно –материальное оснащение:

  • Учебник «Русский язык» 1 часть, авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова;
  • Рабочие тетради;
  • Карточки с заданиями;
  • Презентации к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Сингапурские структуры

Примечание

I.Самоопределение к деятельности

-Прочитайте тему урока.

-Скажите, почему эти две темы изучаются совместно?

-Сформулируйте ваши цели

-А как вы считаете, что нам для этого следует повторить?

-Это наш план урока.

С.135

-Чтобы определить правильное падежное окончание существительного по типу его склонения.

-Совершенствовать умение различать тип склонения и падеж имен существительных.

-Мы повторим три склонения имен существительных и различия между ними; падежные окончания имен существительных; алгоритмы определения склонений и написания безударных падежных окончаний имен существительных.

 -Поупражняемся в написании окончаний.

-Проверка

готовности

к уроку

Создание ситуации успеха

II. Актуализация знаний.

Продолжим урок русского языка. Мне хочется узнать

- Какое правило вы знаете для определения склонения?  Расскажите друг другу правило о трех типах склонения имен существительных. У каждого участника будет 30 секунд. Начинают участники №1.

Проверка.

– Что вы знаете о 1 склонении? Отвечает участник №2 стол №…

Что скажете о 2 склонении? Отвечает участник №3 стол №…

-  О 3 склонении? Отвечает участник №4 стол №…

- Молодцы! Я очень довольна вами!

Проведем ТАЙМ РАУНД РОБИН.

К 1 склонению относятся сущ. ж.р. и м.р. с окончанием –а-, -я-, например, дорога, дедушка, земля). Ко 2 склонению относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р. с окончаниями –о-, -е-, например, стол, конь, окно, поле). К 3 склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым окончанием: например, смелость, мышь, сирень).

III. Локализация

затруднений

На экране слова: улыбка

                    озеро

                     брошь

                           аквариум

                          смелость

                            календарь

                     птица

                        помощь

                       юноша

                         новость

                       встреча

                       письмо

- Знание, какого алгоритма помогло вам пошагово определить склонение?

  Проведём НАМБЭ АП.

- У каждого из вас есть список данных слов. По очереди вслух вы будете произносить эти слова. А теперь ВНИМАНИЕ участники столов №1 и №6 вы не проговариваете слова 1 склонения, а молча встаете. Участники столов №2 и №5 ваши «магические» слова - слова 3 склонения. А для участников столов №3 и №4 – слова 2 склонения. Начинают участники №2.

Учащиеся называют пошаговые действия при определении склонения имен существительных.

Чтобы определить склонение имен существительных надо 1. определить род, 

2. выделить окончание в им.п.

3. по роду и окончанию определить склонение.

IV. Закрепление

Мы с вами повторили основные правила по теме урока, а теперь закрепим изученное. Выполним следующее задание:

Прочитайте словосочетания, определите падеж и склонение существительных.  

Посеяла на грядке, пронёсся по степи.

Идет с другом, бежит от озера.

Завершили работу. Спасибо.

Теперь проверим. Отвечает участник №4 стол №1. Что помогло в работе?

- Поднимите руку, кто допустил ошибку. Как ты рассуждал? Отвечает участник №1… №2…№3…

Проведем РЕЛЛИ ТЭЙБЛ.

Работать будем в паре с партнером по плечу. На выполнение задания у каждого участника 30 секунд. Начинает тот, у кого светлее волосы.

Первые участники готовы? Ваши 30 секунд. Успели? Еще 10 секунд.

Передали карточку с заданием своему партнеру. Вторые участники готовы? Ваши 30 секунд.

Ученики в паре выполняют письменное задание на карточке.

Алгоритм определения склонений в косвенных падежах. Чтобы определить склонение, надо определить начальную форму; имя существительное должно стоять в единственном числе Именительного падежа.

V. Физминутка

- Сколько падежей в русском языке?

- Сколько звуков в слове ёж?

- Какого рода бывают имена существительные в русском языке? Сколько их?

МИКС-ФРИЗ-ГРУП

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

-А теперь вы должны выполнить очень интересное задание: восстановить устойчивое выражение.

-А что такое устойчивое выражение? Для чего их используют в речи?

-Посмотрите:

Как рыба в (вода)

Кривить (душа)

-Можно ли выражения в таком виде назвать устойчивыми выражениями? Почему?

-Что нужно сделать со словами в скобках?

-Раскройте скобки, измените форму слов и запишите выражения. Определите склонение и падеж.

Проверка (на доске)

- А теперь объясните значение выражений по словарю. Какому?

-Скажите, были ли у вас затруднения? Что помогло в работе?

-Это выражения, которые употребляются в переносном значении. Чтобы делать нашу речь яркой и точной.

-Нет. Они бессвязны.

Изменить форму слова по смыслу и грамматически, т.е. поставить в нужный падеж.

Открывают 2ч учебника.

Словарь устойчивых выражений.

-Алгоритм определения склонений в косвенных падежах.

С.157

Оценки

VII

Включение в систему знаний и повторение

Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных»

А сейчас проведем тест. Это будет нашим билетиком на выход. Следующий урок начнем с проверки этой работы. Выполнив работу, вы оставляете ее в центре стола, сдаете по окончанию урока.

VIII. Рефлексия деятельности

-Вспомните цели урока.

-Какие умения мы совершенствовали на уроке?

-С какими трудностями встретились? Знание каких правил помогли вам преодолеть эти трудности?

-А теперь оцените свою деятельность на уроке.

-Хочу похвалить всех ребят за работу на уроке.

-Склонение имен существительных.

-Определение склонения в косвенных падежах, написание безударных окончаний существительных.

Зеленый кружочек - работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Желтый - работаю хорошо, всё понимаю.

Синий – работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Красный - работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

IX. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание - ТП с. 90 у.102

Урок окончен!

Записывают в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Таблицы по русскому языку 4 класс для анализа диктантов: "Склонение имен существительных"; "Глагол".

Эти таблицы помогут сделать качественную работу над ошибками. Ученики самостоятельно заполняют таблицу, тем самым, отрабатывая свои умения и знания по пройденным темам....

Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"

Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Три склонения имен существительных"

Урок - "открытия" учащимися понятия о типах  склонения имен существительных....

Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"

Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме Обобщение по имени существительному

Конспект урока по русскому языку 3 класс  по теме Обобщение по имени существительному...