Урок русского языка 4 класс по теме "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок - "открытия" учащимися понятия о типах  склонения имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка Советского района города Казани

Урок русского языка в 4 классе

Учитель высшей квалификационной категории

Ярцева Светлана Геннадьевна

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Цель урока:

  • Формировать общее представление о типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных
  • Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных
  • Содействовать умению определять склонение имен существительных
  • Способствовать развитию устной и письменной речи

Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 ч в неделю.

На данную тему - 2 ч.

Тип урока – ОНЗ

Методическая разработка составлена на тему «Три склонения имен существительных» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  

Учащиеся умеют определять части речи, знают постоянные и непостоянные признаки имен существительных, умеют определять падеж, разбирать слова по составу. Данная тема требует, чтобы учащиеся владели умением определять число, род и падеж имен существительных, выделять окончания.

На уроке учащиеся составят алгоритм определения склонения имен существительных (памятку).  

Планируемые результаты:

Личностные:        

  • - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
  • - осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Предметные результаты:

  • - научиться различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения на основе их рода и окончания

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
  • - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • - принимать и сохранять учебную задачу
  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми

Межпредметные связи: 

  • Литературное чтение

Условные обозначения универсальных учебных действий:

Метапредметные результаты:

  • Личностные – ЛУУД
  • Познавательные – ПУУД
  • Регулятивные – РУУД
  • Коммуникативные - КУУД

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Рамзаева. Т. Г. Русский язык: учебник для 4 класса, ч.1 /Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2012. - 158 с.

Ситникова, Т.Н., Поурочные разработки по русскому языку.: методическое пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2014. - 496 с.

Печатные пособия:

 Таблица - опора «Три склонения имен существительных»

Информационно-коммуникационные средства

 Тихомирова, Е.М., Проверочные работы по русскому языку. : печатная тетрадь, ч. 1 /Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2014. -112 с.

Презентация к уроку, аудиозапись;

ТСО:

Компьютер, интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование:

Экран, раздаточные материалы, памятка, индивидуальные карточки для ответов (лист А-4)


Технологическая карта

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Содержание учебной деятельности

Формируемые УУД

1

Организационный момент

«Кричалка для поднятия духа»

Проверяют свою готовность к уроку. Вслед за учителем произносят конец фразы.

И

К

- Глаза смотрят и видят.

- Уши слушают и слышат.

- Сначала думаю, а потом говорю.

- Помню, что в классе я не один.

- Умею слушать мнения других.

Вывод:

Психологический настрой учащихся

ЛУУД

КУУД

2

Мотивация к учебной деятельности.

Презентация слайд 2

Запись на доске

Обсуждение

Анализ

Выполняют задание.

Наблюдают, ставят проблемный вопрос и цель.

П

П

И

Ф

ЗАДАНИЕ 1. Объясните, как понимаете пословицу?

    «Знание — столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника».

- Из каких источников можно добывать знания?

Вывод:

- Знания можно добывать из разных источников.

ЗАДАНИЕ 2. Практическая работа (списывание предложения с доски)

Автобус едет по улице Космонавтов и по площади Свободы.

- В  каком падеже стоят существительные по улице и по площади?

- Определите род и выделите окончание  у этих существительных.

- Какой появился вопрос?

- Можем ли мы на него ответить?  Достаточно ли имеющихся у нас знаний?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Вывод:

 - Узнать, почему у существительных одного и того же рода в одном падеже разные окончания?

ПУУД

РУУД ЛУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Слайд 3 (план)

Составляют план сообщения и представляют сообщения одноклассникам.

Г

ЗАДАНИЕ 3. Составление сообщения об имени существительном по плану (устно)

- С чего начнем? ( С повторения того, что пригодится в открытии нового)

Вывод:

Знаний недостаточно.

РУУД

ПУУД

КУУД

4

Открытие нового знания

Карточки, тетрадь, доска

Ведут обсуждение, объединяют слова, делают вывод.

Три ученика у доски изменяют имена существительные (степь, стол, окно) по падежам, остальные работают в тетради, делают вывод.

Г

Ф

ЗАДАНИЕ 4.  Объединить слова в 3 группы

1) На карточках  даны слова:  конь, вода, степь,  Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол.

- Что общего между этими словами?

- По какому признаку можно объединить  эти существительные в группы?

- Выделите окончание.

- Что интересного заметили?

- Давайте эти существительные  запишем в тетрадь в первый столбик, выделим окончание.

- Какие слова у нас остались?

- Их пока  объединять не будем, а выполним следующее задание.

2) Нужно изменить слова степь, стол и окно по падежам и выделить окончание.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Во второй столбик запишем сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р., выделим окончание.

-Какие  существительные у нас остались?

- Эти слова мы запишем в третий столбик и выделим окончание.

- Пронумеруем столбики.

- Подведем итог.  Какие существительные мы записали в первый столбик? Во второй и третий столбики?

-  Получается, что в группы мы объединили не по родам, а по какому признаку?

- Что мы сделали, чтобы доказать, что сущ.м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. с окончанием -о и -е относятся к одной группе?

- Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам?

- Значит, и наши группы будут называться склонение. Первое склонение, второе, третье.

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

КУУД ПУУД

 ЛУУД

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учебник

 Читают правило в учебнике, составляют памятку,  

 «цепочкой» комментируют и записывают в тетрадь

И

П

ЗАДАНИЕ 5. Чтение правила в учебнике, составление памятки. Выполнение упр. 166 стр. 88- «цепочкой»

- Давайте прочитаем, что по этому вопросу пишут авторы учебника. С. 88, правило.

- С. 88, упр. 166. Прочитайте задание.

-  Составим памятку, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

Вывод:

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род;
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа;
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

КУУД

РУУД

ПУУД

6

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Слайд 4

Читают, проговаривают, вспоминают правописание словарных слов, записывают в 3 столбика по склонениям. Взаимопроверка

И

Задание 6. Самостоятельно записать словарные слова в три столбика по склонениям. Взаимопроверка.

Слова записаны на слайде: лес_н_ца, бере_, м_тро, яг_да, ч_твер_, агроном, к_л ндарь, б_реза, тетрад...

- Найдите «лишнее слово».

Вывод:

- Лишнее слово – это метро, т.к. оно относится к несклоняемым именам существительным.

ЛУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

7

Физминутка

Музыкальная запись

Выполняют упражнения

К

ЛУУД

КУУД

8

Включение  в систему знаний и повторения

Печатная тетрадь

Читают, составляют план выполнения упражнения, выполняют

И

Задание 7.  Прочитайте задание. Устно составьте план. Выполните самостоятельно. (Печатная тетрадь, с.71 упр.10)

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

ПУУД

РУУД

ПУУД

 

9

Рефлексия

Слайд 5

Обсуждают, соотносят цель и результат, оценивают свою деятельность

Ф

- Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Почему у существительных по улице и по площади разное окончание?

- Какую цель ставили?

Вывод:        

Улица-существительное 1-го скл, а площадь – 3-го склонения.

 - Я узнал …

- Новые знания мне пригодятся …

Вывод: чтобы правильно написать окончания при изменении по падежам

РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

10

Домашнее задание

Учебник

Рассматривают, знакомятся с заданием

И

Упр. 170

ПУУД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе

Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....

Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных

Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по паде...

Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...