Урок русского языка на тему "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
2 класс, УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_klass_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: однозначные и многозначные слова
2 класс
УМК «Школа XXI века»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами.
Предметные УУД:
- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- уметь различать слова разных тематических групп
- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.План урока.
Конспект урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка. А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, …)
- Верно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку чистописания.
II. Минутка чистописания
- Для того, чтобы красиво написать, правильно сядьте, правильно возьмите ручку и положите тетрадь под нужным наклоном
- Открываем рабочие тетради, подписываем число, классная работа.
- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?
( с в)_________________________________
- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?
III. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1. Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. (сорока)
2.Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.(воробей)
3. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
4.Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт. (ворона)
5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?... (карандаш)
6. Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук. (ручка)
(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)
Проверим, правильно ли вы написали эти слова
-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? ( ручка и карандаш)
IV. Постановка учебной задачи
- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого—кисть, ключ, корень. Из второго – пирог, портфель, терем.
Задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии)
Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
А поможет нам стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».
(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 27)
- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте словари в конце учебника и прочтите лексическое значение слова теплота.
- Прочтите лексическое значение слова терем.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?
(однозначные, многозначные)
- Теперь давайте назовем тему урока.
Тема: Слова многозначные и однозначные.
Какие задачи мы должны решить с вами на уроке?
- Узнать, что такое однозначные и многозначные слова.
- различать однозначные и многозначные слова
- правильно употреблять их в предложении
Эти задачи будут планом нашего урока сегодня
V. Работа по теме урока-
-Откройте учебники на с.28
Работа с упр.1 (устно)
- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и объяснить значение)
- Что изображено в верхнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены корни)
- Если у слова корень несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом корни названы все эти предметы? (одинаковы по форме, схожи по назначению)
- Что изображено в нижнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены кисти)
- Если у слова кисть несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом кисть названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
- Составьте предложение с любым из этих слов. Запишем его.
Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
--Какие это слова? (Многозначные).
Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
Как мы можем проверить себя? ( по учебнику)
Верно, откроем правило на стр.27.
Выполнили первые задачи нашего урока
Упр. 2 ( стр. 28) письменно с комментированием.
VI Физминутка
VII Работа по теме урока
Перед вами слова
Книга, ключ, шорты, шляпка, язык, цветок, рис, карта
На какие две группы их можно разделить?
Запишите слова в два столбика ( с объяснением)
Как назовем слова в первом столбике?
Во втором?
Какие слова называются однозначными? Многозначными?
VIII. физ. Минутка для глаз
нарисовали глазками круг, треугольник, квадрат, восьмерку
Найти в кабинете предметы, названия которых являются многозначными.
XI. Закрепление.
А теперь следующее задание, которое поможет нам выполнить 3 задачу нашего урока.
У вас на столах лежат карточки с предложениями. Но они рассыпались. Помогите их собрать.
Из-под земли бьет гаечный ключ
В нотной строке мы писали дверной ключ
Нам поможет открыть замок скрипичный ключ
Для починки стула папе нужен лесной ключ
- Какое слово относится к теме нашего урока?
- Какое это слово, мы можем ответить сразу?
- Что поможет нам правильно выбрать нужное значение для предложения?
(Наш друг толковый словарь)
(Чтение в словаре статьи о ключе)
- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
- Почему слова не живут вместе?(одни многозначные, другие однозначные)
- А в какой домик пойдут жить наши друзья?(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
- Докажите свой ответ
- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
X. Итог урока. Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.
(ключ, язык)
На какие группы можем поделить слова в русском языке? ( мн/одн)
Какие слова называются однозначными?
Многозначными?
Где можем найти подсказку, если сомневаемся однозначное или многозначное слово?
XI.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Для этого предлагаю поднять вверх карточку
+ - я все понял на уроке, со всем справился
? - с большинством заданий я справился, нужно повторить дома
! - с большинством заданий мне было справляться трудно
Приложение
1. Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу Рассказать где была. (сорока) | 2.Птичка--невеличка Хочет сделать шажок Получается прыжок.(воробей) |
3. Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый ….(соловей) | 4.Очень умная птица Не сова и не синица, Она песен не поёт, А советы раздаёт. (ворона) |
5. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море или пляж Что же это?... (карандаш) | 6. Я могу любое слово на бумаге написать. Помогу тебе задачки очень трудные решать. Не забудь меня, мой друг, Без меня ты как безрук.(ручка) |
КНИГА |
КЛЮЧ |
ШОРТЫ |
ШЛЯПКА |
ЯЗЫК |
ЦВЕТОК |
РИС |
КАРТА |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
Из-под земли бьет гаечный ключ. В нотной строке мы писали дверной ключ. Нам поможет открыть замок скрипичный ключ. Для починки стула папе нужен лесной ключ. |
-Узнать, что такое однозначные и многозначные слова,
- различать однозначные и многозначные слова,
- правильно употреблять их в предложении.
Тема урока:
«Однозначные
и многозначные
слова»
+
я все понял
?
я справился с большинством заданий
! с большинством
заданий мне было трудно справиться
+ | ? | ! |
+ | ? | ! |
+ | ? | ! |
+ | ? | ! |
+ | ? | ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"...
Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.
Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕТЕМА: «Слова однозначные и многозначные»(общее представление)....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Многозначные слова"
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Многозначные слова"...
Урок русского языка в 1 классе Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.
Урок русского языка в 1 классеТема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создат...
Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организов...