Урок русского языка на тему "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Воросцова Екатерина Александровна

2 класс, УМК "Школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_klass_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: однозначные и многозначные слова

2 класс

УМК «Школа XXI века»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и    многозначными словами.

Предметные УУД:

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.План  урока.

Конспект  урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка. А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, …)

- Верно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку чистописания.

II. Минутка чистописания

- Для того, чтобы красиво написать, правильно сядьте, правильно возьмите ручку и положите тетрадь под нужным наклоном

- Открываем рабочие тетради, подписываем число, классная работа.

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?

( с в)_________________________________

- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?

III. Словарная  работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1. Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.  (сорока)

2.Птичка--невеличка

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.(воробей)

3. Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый ….(соловей)

4.Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт. (ворона)

5. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море или пляж

Что же это?...  (карандаш)        

6. Я могу любое слово

на бумаге написать.

Помогу тебе задачки

очень трудные решать.

Не забудь меня, мой друг,

Без меня ты как безрук.          (ручка)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)

Проверим, правильно ли вы написали эти слова

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?  ( ручка и карандаш)

IV. Постановка учебной задачи

- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,

и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого—кисть, ключ, корень.              Из второго – пирог, портфель, терем.

 Задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?

Почему слова не живут вместе?

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии)

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

А поможет нам стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».

(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 27)

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?

- А мама?..

- Откройте словари в конце учебника и прочтите лексическое значение слова теплота.

- Прочтите лексическое значение слова терем.

- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?

- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?

- ….а с двумя и более?

(однозначные, многозначные)

- Теперь давайте назовем тему урока.

Тема: Слова многозначные и однозначные.

Какие задачи мы должны решить с вами на уроке?

- Узнать, что такое однозначные и многозначные слова.

- различать однозначные и многозначные слова

- правильно употреблять их в предложении

Эти задачи будут планом нашего урока сегодня

V. Работа по теме урока-

-Откройте учебники на с.28

Работа с упр.1 (устно)

- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и объяснить значение)

- Что изображено в верхнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены корни)

- Если у слова корень несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом корни  названы все эти предметы? (одинаковы по форме, схожи по назначению)

- Что изображено в нижнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены кисти)

- Если у слова кисть  несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом кисть названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)

- Составьте предложение с любым из этих слов. Запишем его.

Почему разные предметы называют одним словом?

(По назначению, по форме)

--Какие это слова?  (Многозначные).

Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

Как мы можем проверить себя? ( по учебнику)

Верно, откроем правило на стр.27.

Выполнили первые задачи нашего урока

Упр. 2 ( стр. 28) письменно с комментированием.

VI Физминутка

VII Работа по теме урока

Перед вами слова

Книга, ключ, шорты,  шляпка, язык, цветок, рис, карта

На какие две группы их можно разделить?

Запишите слова в два столбика ( с объяснением)

Как назовем слова в первом столбике?

Во втором?

Какие слова называются однозначными? Многозначными?

VIII. физ. Минутка для глаз

нарисовали глазками круг, треугольник, квадрат, восьмерку

Найти в кабинете предметы, названия которых являются многозначными.   

XI. Закрепление.

А теперь следующее задание, которое поможет нам выполнить 3 задачу нашего урока.

У вас на столах лежат карточки с предложениями. Но они рассыпались. Помогите их собрать.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ

Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ

- Какое слово относится к теме нашего урока?

- Какое это слово, мы можем ответить сразу?

- Что поможет нам правильно выбрать нужное значение для предложения?

(Наш друг толковый словарь) 

(Чтение в словаре статьи о ключе)

- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.

- Почему слова не живут вместе?(одни многозначные, другие однозначные)

- А в какой домик пойдут жить наши друзья?(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)

- Докажите свой ответ

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

X. Итог урока. Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. 

Найдите в нём многозначные слова.

(ключ, язык)

На какие группы можем поделить слова в русском языке? ( мн/одн)

Какие слова называются однозначными?

Многозначными?

Где можем найти подсказку, если сомневаемся однозначное или многозначное слово?

XI.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Для этого предлагаю поднять вверх карточку

+ - я все понял на уроке, со всем справился

? - с большинством заданий я справился, нужно повторить дома

!  - с большинством заданий мне было справляться трудно

Приложение

1. Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.  (сорока)

2.Птичка--невеличка

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.(воробей)

3. Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый ….(соловей)

4.Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт. (ворона)

5. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море или пляж

Что же это?...  (карандаш)   

6. Я могу любое слово

на бумаге написать.

Помогу тебе задачки

очень трудные решать.

Не забудь меня, мой друг,

Без меня ты как безрук.(ручка)

КНИГА

КЛЮЧ

ШОРТЫ

ШЛЯПКА

ЯЗЫК

ЦВЕТОК

РИС

КАРТА

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.

Из-под земли бьет                                                 гаечный ключ.

В нотной строке  мы писали                                дверной ключ.

       Нам поможет  открыть замок                               скрипичный ключ.

Для починки стула папе нужен                            лесной ключ.


-Узнать, что такое однозначные и многозначные слова,

- различать однозначные и многозначные слова,

- правильно употреблять их в предложении.

Тема урока:

«Однозначные

и многозначные

слова»

+

 я все понял

?

 я справился с большинством заданий

! с большинством

заданий мне было  трудно справиться

+

?

!

+

?

!

+

?

!

+

?

!

+

?

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.

Урок по русскому языку.  Тема: Однозначные и многозначные слова....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕТЕМА: «Слова однозначные и многозначные»(общее представление)....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Многозначные слова"

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Многозначные слова"...

Урок русского языка в 1 классе Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.

Урок русского языка в 1  классеТема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.   Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создат...

Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организов...