Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Супрун Людмила Васильевна

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. 

Задачи урока:

  1. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.
  2. Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
  3. Учить усваивать  знания с помощью практической, аналитической деятельности.
  4. Развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.
  5. Отрабатываются правила сотрудничества в коллективной деятельности.
  6. Развивают память и орфографическую зоркость;
  7. Воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx43.14 КБ
Office presentation icon prilozhenie_no1_mnogoznachnye_slova.ppt2.41 МБ
Файл prilozhenie_no2_kartochka-zadanie.docx12.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

муниципального образования Северский район ст. Северской

 Тема урока:

Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Урок подготовила:

 учитель начальных классов

Супрун Людмила Васильевна

\

Цель урока:   Дать понятие об однозначных и многозначных словах.

Задачи урока:

  1. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.
  2. Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
  3. Учить усваивать  знания с помощью практической, аналитической деятельности.
  4. Развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.
  5. Отрабатываются правила сотрудничества в коллективной деятельности.
  6. Развивают память и орфографическую зоркость;
  7. Воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Чистописание.

Слайд № 2

Жж

уж, жи

III. Словарная работа.

Слайд № 3

Родина, Россия, берёза, русский язык, Кремль, Красная площадь, Москва. 

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Какой частью речи являются слова. Докажите.

IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.

Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )

-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

Слайд № 4

Тема нашего урока «Многозначность слова».  Сколько лексических значений имеет слово? Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Слайд № 5

-Что мы должны узнать на уроке?

  1. Что такое «лексика»?
  2. Сколько лексических значений имеет слово?

      3. Как определить лексическое значение слов?

      4. Какие слова называются многозначными?

V. Работа по теме урока 

1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

Может быть, мне кто-нибудь поможет дать определение этого слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно? (Лексика – словарный запас языка-(греч.) «Слово, выражение»)

Слайд № 6

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

- А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.

(Выборочное чтение предложений.)

- Молодцы, ребята, каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. И действительно, слова имеют различные значения. И в этом мы сейчас попробуем разобраться, ответив на следующий вопрос нашего урока, так сколько же значений имеют слова.

Слайд № 7

  1. Обратите внимание на запись. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

- Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)

- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины, России, символ русского народа).

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»).

Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания. Затем один человек у интерактивной доски с объяснением, дети проверяют.

Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак, действие.

- К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ., глаг.)

Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.

- Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите. (описание)

- Что автор описывает? (берёзку)

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.

- Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (- лиственное дерево с тонким белым стволом.)

- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)

Правильно,  т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…;

- А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка. (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)

Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам.

- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)

Слайд № 8

По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике. Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.

А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью.

- Сколько имеет значений слово? (одно)

Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!

  1. Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ».

- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет. Дорогое дерево здесь значит любимое, родное)

Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу. Что это за слова? (синонимы)

Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению. (дорогое- близкое – родное -любимое)

Ребята, а скажите, пожалуйста, если бы мы не брали во внимание текст, откуда выписали синонимы, слово дорогой являлось бы синонимам к этому ряду слов? (Нет. Это видно только из текста; зависит от смысла.)

Найдите словарную статью слова «дорогой». Сколько значений имеет это слово?

- Откуда это видно? (чтение статьи)

- Чем эта статья отличается от статьи слова берёза? (одно значение, а здесь много)

А теперь, пользуясь словарём, найдите в тексте загадки однозначные - 1 вариант, а многозначные – 2 вариант. (сарафанчик, кафтанчик; листик, близкий).

Вывод: Слова имеют значения: (Запись в тетради)

Однозначные                               многозначные.

Берёзка                                         дорогое

Сарафанчик                                  листик

Кафтанчик                                    близкий

Теперь вернёмся к нашей загадке о том, что же всё-таки к нам липнет кроме мёда, варенья и клея? (слова)

-А слово «липнет» многозначное или однозначное? (многозначное)

- В каком значении оно употреблено, в прямом или переносном? (переносное)

Правильно, во всех загадках авторы используют переносное значение для образности и выразительности.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.

Слайд № 9

Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные  слова в речи предлагаю принять участие в проекте.

Слайд № 10

  1. Работа в группе

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание

  1. Объясните значение слова.
  2. Найдите  слово в толковом словаре.
  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы

  1. Мы работали со  словом (назвать слово).
  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.
  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.
  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

  1. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Слайды № 11-16

  1. Общий вывод по проекту. Слайд № 17

VIII.Итог урока

  1. Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.

Слайд №5

- Что такое «лексика»?

- Сколько лексических значений имеет слово?

-  Как определить лексическое значение слов?

- Какие слова называются многозначными?

2. Рефлексия.

—  Какое задание понравилось больше? Почему?

— С каким настроением заканчиваем урок?

Домашнее задание: Составить предложения с любым многозначным словом, употребив его в различных значениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА» Учитель начальных классов Супрун Л. В. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 45 муниципального образования Северский район

Слайд 2

Чистописание Ж ж Жж уж жи

Слайд 3

Р _ДИНА Р _ССИЯ М _ СКВА _РАСНАЯ РУ__КИЙ _ЗЫК _РЕМЛЬ Б_РЁЗА ПЛОЩ_ДЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА К СС О Я К О О А Е ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!

Слайд 4

ТЕМА УРОКА «Многозначность слова» Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. 04/14/17

Слайд 5

Что мы должны узнать? Что такое «лексика»? Сколько лексических значений имеет слово? 3. Как определить лексическое значение слов? 4. Какие слова называются многозначными?

Слайд 6

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Слайд 7

Это дер..во р..дное Бли..кое и д..рогое. Белый сарафан..чик Бархатный кафтан..чик Листики р..зные Серё..ки расп..сные. Берёза

Слайд 8

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВ С . И. российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.

Слайд 9

Если Вы ещё не уверены : в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте

Слайд 10

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Работа в группе Прочитать задание. Выполнить задание. Подготовить отчёт по плану. Сделать отчёт.

Слайд 11

корзина многозначное

Слайд 12

колокольчики многозначное

Слайд 13

корень многозначное подлесок

Слайд 14

коса многозначное

Слайд 15

кисть многозначное

Слайд 16

ключ многозначное

Слайд 17

ВЫВОД Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными .



Предварительный просмотр:

Задание

  1. Объясните значение слова.
  2. Найдите  слово в толковом словаре.
  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы

  1. Мы работали со  словом (назвать слово).
  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.
  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что________.
  4. Мы составили следующие предложения___________________.

 Вывод: Многозначными называются слова   ________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе по теме многозначные слова

  Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»Учитель Картузова Галина Николаевна...

Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"

Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме:Многозначные слова

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме:Многозначные слова...

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...

Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"

Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...


 

Комментарии

Романцова Галина Петровна

Большое спасибо, очень понравился ваш урок, почти всегда я что то меняю, если беру материал коллег, в вашем уроке всё прекрасно, ничего не хочется менять и весь материал под рукой. Огромное вам спасибо, успехов, вам, Людмила Васильевна!