Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шабырова Наталья Павловна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения" УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podlezhashchee_i_skazuemoe.doc121 КБ
Файл podlezhashchee_i_skazuemoe_3_klass.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 классе по теме: «Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения».

УМК: «Планета знаний».

Учитель: Шабырова Н.П.

Цель урока: закрепить изученный материал о главных членах предложения и способах их выражения.

Задачи:

  1. Развивать умение находить главные члены предложения.
  2. Развивать умение производить разбор простого предложения.
  3. Формировать умение осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложения).
  4. Формировать умение осознавать предложения как средства для выражения мыслей и чувств.
  5. Формировать умение учитывать другие мнения в совместной работе, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре и группе.
  6. Формировать умение адекватно оценивать правильность своих учебных действий.
  7. Мотивировать к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека.
  8. Способствовать развитию у детей интереса к занятиям спортом.
  9. Воспитывать ответственность за своё здоровье.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своей страны.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания русского языка как основного средства общения народов России;
  • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
  • анализировать простые предложения;
  • применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • составлять устный рассказ на определенную тему;
  • корректировать предложения с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения темы;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые и орфографические ошибки на изученные правила.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (сообщение);
  • находить, анализировать, сравнивать предложения;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • владеть общим способом проверки орфограмм;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: частично-поисковый, наглядный, практический, словесный.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная работа.

Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, исследовательская работа, дифференцированное обучение.

Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, распечатки текстов и заданий для работы в группах, разноуровневые карточки, медальки , модель пьедестала (для самооценки).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Оргмомент. 

2.Дыхательная гимнастика.

                           1 слайд

(  «Доскажите словечко»)

- Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Наталья Павловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Ребята, у вас сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем их, повернитесь лицом к гостям, подарите всем улыбку. Спасибо. Вы волнуетесь? Давайте успокоимся, выполним ряд упражнений , настроимся на работу.

-Сделайте глубокий вдох-выдох, вдох-выдох.( 2-3 раза)

-Вдохнуть, задержать дыхание, выдох через рот.(2 -3раза)

рисаживайтесь. «Доскажите словечко»

Мы пришли сюда…(учиться),

Не лениться, а …(трудиться).

Только тот, кто много…(знает),

В  жизни что-то …(достигает).

Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».

Регулятивные УУД.

Формирование способности организации своей деятельности Развитие доброжелательности. Готовность к сотрудничеству

Дети повторяют движения за учителем. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Беседа о зимних видах спорта.

                               2 слайд

                              (стих)

                             3 слайд

                           (зима)

                       4-6 слайды

     (зимние виды спорта)

                         7 слайд

                         (символы)

                          8 слайд

      (Снежинка и Лучик)        

Крыши в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Дом в снегу. Белы дома.

Значит, к нам пришла …

Зима

-Вы любите зиму? А за что? Чем вы любите заниматься зимой? Вы любите спорт? Какие зимние виды спорта вам знакомы? Зачем надо заниматься спортом? Влияет ли спорт на состояние здоровья людей? Какими качествами обладают спортсмены? Помогают ли эти качества в учёбе? В достижении каких-либо целей? А вам нужны эти качества, чтобы успешно учиться?

-Три года назад в России в г. Сочи проходили 22-е зимние Олимпийские игры. Где российские спортсмены одержали победу по медальному зачёту. На слайде вы видите символы Олимпиады- мишка, леопард и зайка.

-Как вы думаете, спортом могут заниматься только здоровые люди? Посмотрите на  символ Паралимпийских игр в том же году-снежинка и лучик, которые означают холодную русскую зиму и солнечные дни. Это соревнования для инвалидов, которые проходят наряду с основной Олимпиадой. И российские паралимпийцы тоже заняли первое место.

Умение по перечисленным признакам узнавать время года.

4. Пальчиковая гимнастика.

-Подготовим руки к письму, выполнив пальчиковую гимнастику.

-На что похожи звуки, которые вы создали? (на аплодисменты, которыми болельщики и зрители награждают  спортсменов, поддерживают их).

   -  А кто знает, чем награждают лучших спортсменов? Какие медали бывают? За какое место вручают золотую медаль? Серебряную? Бронзовую?

-Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат маршрутные листы. В течение урока вы будете оценивать свою работу и выбирать награду. Если отлично поработали- золото, хорошо- серебро, а если ещё есть над чем поработать- бронза.

Дети повторяют движения за учителем. Формирование установки на здоровый образ жизни.

  5. Минутка чистописания.

                               9 слайд  

                     (пословица)

Прочитайте пословицу:

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

-Как понимаете смысл пословицы? -Какие слова начинаются с букв,  обозначающих парные согласные? (спорт, здоровье).

-Запишите эти строчные буквы, чередуя, в тетрадях. Проверьте, правильно ли вы сидите?

-Ноги на месте, спинка прямая, локоть у края.

(с з сл зл)

-Оцените свою каллиграфию в столбце «Оценка», выбрав одну из медалей.

Умение каллиграфически правильно писать буквы.

Умение осуществлять действие по образцу.

Умение оценивать результаты своей работы.

6. Актуализация знаний, формулирование темы. Постановка проблемного вопроса (целеполагание).

                            10 слайд

              (найди лишнее)

                            11 слайд

                             (тема)

                            12 слайд

                           (цель)

Ребята, посмотрите на экран и среди записей найдите лишнюю. Объясните, почему вы так считаете?

1. фигурное катание;

 2. лыжные гонки;

3. спорт укрепляет;

4. спортивные соревнования

(1,2,4 словосочетания, а 3-главные члены предложения, подлежащее и сказуемое)

-Как вы думаете, без какого компонента не получится предложение?

-Какая тема нашего урока?

 Тема урока: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»

-Какую цель поставим перед собой?

Цель урока: закрепить изученный материал о главных членах предложения и способах их выражения.

Умение искать пути решения проблемы.

Умение высказывать предположение на основе наблюдений.

7. Работа с предложением.

                                    ?

                           

                            13 слайд

                 (Ломоносов)

                        14 слайд

        (вопрос на засыпку)

-Составьте, пожалуйста, предложение, используя главные члены: спорт укрепляет. -Запишите  предложение в тетрадь.

-Почему это предложение? Подчеркните грамматическую основу, надпишите, какими частями речи они выражены. Спорт укрепляет здоровье людей. -Назовите орфограммы в словах предложения. –Что такое подлежащее? Сказуемое?

А знаете ли вы, откуда произошло название главных членов предложения- «подлежащее и сказуемое»?

Название этим членам предложения дал Михаил  Васильевич Ломоносов. Знаете, кто это? Выдающийся учёный России, который внёс огромный вклад в развитие многих областей науки Подлежащее - значит «лежащее в основе предложения», сказуемое -то, что сказано о подлежащем.  Какими ещё частями речи могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

Наша тема очень интересная. Попробуйте найти основу в предложениях на слайде и назвать части речи.

Побеждать- мечта спортсменов.

Леопард- символ Олимпиады.

Зима в России холодна.

-Оцените свою работу над предложением в маршрутном листе.

Формирование умения выделять орфограмму, определять её место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Контроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД.

8.Музыкальная физминутка «Топай-хлопай»

-Впереди нам предстоит большая работа. Предлагаю немного подвигаться, получить заряд бодрости.

Дети повторяют движения за учителем. Формирование установки на здоровый образ жизни

  1. Работа в группах.

                         15 слайд

                          (1 группа)

                         

                        16 слайд

                          (2 группа)

                        17 слайд

                         (3 группа)

-Следующее задание вы будете выполнять, поделившись на 3 группы по рядам. Ваша задача- найти и подчеркнуть главные члены предложения в стихотворных строках. А также поработать с текстом, в котором дана историческая справка, и ответить на вопросы.

Проверка по слайдам:

Суровый бой ведёт ледовая дружина,

Мы верим мужеству отчаянных парней.

В хоккей играют настоящие мужчины,

Трус не играет в хоккей!

-Откуда  произошло слово «хоккей»? Как влияет хоккей на людей?

В зимний день я не скучаю:

Быстро лыжи надеваю.

В руки я беру две палки,

С ветерком играю в салки.

-От какого старинного русского слова произошло слово «лыжи» и каково его значение? (лызгать=скользить)

Скользят коньки по твердой глади,
Кружа пришедших на каток.
Для озорства и счастья ради,
Тихонько падает снежок.

-Почему коньки называются коньками?

-Не забудьте оценить свою работу в группе.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

5. Поиск и выделение необходимой информации, извлечение.

Познавательные УУД.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (сообщение);
  • находить, анализировать, сравнивать предложения;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

10.Работа в парах. «Исправь ошибки».

                   18 слайд

                 (пустой)

- Возьмите лист №1. Прочитайте задание.

 1.При награждении спортсменов звучит гимн страны.

 2. Ребята спешат на каток.

  Проверим. Назовите основу в 1 предложении. Во 2-м?

-Оцените свою работу.

                   

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

11. Гимнастика для глаз.

Зажмурьте глаза на 3 секунды, откройте и посмотрите вдаль.-2 раза. Не поворачивая головы, посмотрите вправо-влево,вверх-вниз.-2 раза. Опишите глазками круг по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Дети повторяют движения за учителем. Формирование установки на здоровый образ жизни.

12. Самостоятельная работа.

     

       

-Возьмите лист №2. Выберите по желанию одно из трёх заданий. Все необходимые записи и обозначения выполняйте на листах.

1.Найди и подчеркни в предложениях только подлежащее.

1. Весело  катаются на катке дети.

2. Лыжники проложили хорошую лыжню.

2.Дополни предложения пропущенными словами, подходящими по смыслу. Найди  в каждом предложении главные члены.

1. Шайба …………в ворота.

 2. ……………катались на лыжах.

3.Составь  предложение. Найди грамматическую основу.

катались, на, лыжах ,высокой ,с, ребята, горы

Проверим: Кто выбрал 1-е задание? Какие подлежащие подчеркнули?

(Дети, лыжники)

-Кто выбрал 2-е задание? Какими словами дополнили предложения? Назовите подлежащее и сказуемое.

-Какое предложение составили в3-м предложении?

-Выберите себе медаль по заслугам.

Личностные УУД.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

13. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

 Самооценка.

                             19 слайд

                   (пьедестал)

- Какую цель ставили? (закрепить изученный материал о главных членах предложения и способах их выражения). Мы достигли её? Что нового узнали на уроке?  Как полученные знания на уроке пригодятся вам в жизни ? Важно ли изучать русский язык? Какие качества нужны вам для учёбы? Поможет ли занятие спортом развить их? Кто в первую очередь несёт ответственность за ваше здоровье?

-Посмотрите на свой оценочный лист. Посчитайте, каких медалей заработали больше? Откройте конверт №3  и достаньте свои заслуженные медали. Что написано на медалях? (молодец!) Да вы все молодцы. У нас на уроке нет проигравших. Для награждения медалями лучших спортсменов приглашают на возвышение, которое называется…(пьедестал). Где стоят спортсмены, занявшие первое место? А серебряные призёры? Бронзовые? Прикрепите свою медаль на ту ступень, которую вы заслужили. Кого бы вы назвали самым активным учеником на уроке? Вы все победители!  Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Будьте здоровы!

Личностные УУД.

Умение осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Формирование мотива достижения.

Осознание личной ответственности за своё здоровье.

Маршрутный лист

Этап урока

Оценка

1

Чистописание.

2

Составление предложения, его разбор.

3

Работа с текстами в группах.

4

«Исправь ошибки». Работа в парах.

5

Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания на карточках)

         Отлично – золотая медаль           , хорошо- серебряная медаль  

         надо ещё поработать- бронзовая медаль    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы пришли сюда… учиться, Не лениться, а … трудиться. Только тот, кто много… знает, В жизни что-то … достигает.

Слайд 2

Крыши в шапке меховой, Белый дым над головой. Дом в снегу. Белы дома. Значит, к нам пришла…

Слайд 4

Фигурное Конькобежный катание спорт

Слайд 5

Лыжные гонки Биатлон

Слайд 6

Прыжки на лыжах с трамплина Хоккей

Слайд 7

Символы Олимпиады 2014

Слайд 8

Символ Паралимпиады 2014

Слайд 9

Чистописание Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Слайд 10

Найдите лишнее: фигурное катание; лыжные гонки; спорт укрепляет; спортивные соревнования

Слайд 11

Тема урока: Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.

Слайд 12

Цель урока: Закрепить изученный материал о главных членах предложения и способах их выражения.

Слайд 13

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 г.)

Слайд 14

Какими частями речи выражены главные члены? Побеждать- мечта спортсменов. Леопард-символ Олимпиады. Зима в России холодна.

Слайд 15

1 группа Суровый бой ведёт ледовая дружина, Мы верим мужеству отчаянных парней. В хоккей играют настоящие мужчины, Трус не играет в хоккей!

Слайд 16

2 группа В зимний день я не скучаю: Быстро лыжи надеваю. В руки я беру две палки, С ветерком играю в салки.

Слайд 17

3 группа Скользят коньки по твердой глади, Кружа пришедших на каток. Для озорства и счастья ради, Тихонько падает снежок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....