календарно-тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Утверждено Директор ГБОУ СОШ №653 ____________________ Е. Н. Шубина «______» __________________2016г. | Согласовано Зам. Директора по УВР ____________________ С.В.Танасюк «______» __________________2016 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 От «_____» ________________ 2016 г. |
Календарно-тематический план рабочей программы на 2016-2017 учебный год
Класс: 3 «Б»
Учитель: Григорьева Е.А.
Предмет: русский язык
Часов в неделю: 4
УМК «Школа 2100»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной и авторской программы начального общего образования по русскому языку Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»; учебного плана ГБОУ СОШ № 653 на 2015-2016учебный год.
На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится всего: 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)
в том числе:
контрольных диктантов – 9;
контрольное списывание-1;
словарных диктантов-2;
свободных диктантов -6;
творческих работ – 3;
проверочных работ - 12;
сочинений – 7;
изложений -1;
проверочное списывание-1.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса.
Программно-методическое обеспечение. | Автор | Название | Издательство | Год издания |
Программа | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. | Образовательная система «Школа 2100» | Москва: Баласс | 2015 |
Учебник | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. | «Русский язык», 3 класс | Москва: Баласс | 2013 |
Тетрадь | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л.А. | «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 3класс | Москва: Баласс | 2015 |
Комиссарова Л. Ю. | Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса | Москва: Баласс | 2015 | |
Бунеева Е. В. | «Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 3 класс (вариант 1 и 2) | Москва: Баласс | 2015 | |
Тетрадь | Исаева Н.А. | «Рабочая тетрадь по русскому языку», 3 класс | Москва: Баласс | 2015 |
Тетрадь | М. А. Яковлева | «Тетрадь по чистописанию», 3класс | Москва: Баласс | 2015 |
Методичекое пособие | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Яковлева М. А. | Русский язык.3класс : метод. рекомендации для учителя | Москва: Баласс | 2015 |
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Целью рабочей программы по русскому языку является развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции через формирование функционально грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребенка, помощи ему в осознании себя носителем языка.
Исходя из этого назначения курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами курса «Русский язык», а именно:
*формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений о языке (познавательная цель);
*формирования коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Задачи:
*Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
*Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
*Формирование у детей чувства языка.
*Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
*Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Содержание рабочей программы по русскому языку направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
∗эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
*эпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
∗чувсво прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться ксовершенствованию собственной речи;
*любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
*интерес к чтению, к ведению диалога с автором текств; потребность в чтении;
*интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
*интерес к изучению языка;
*осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания в нём; проблемно-диалогическая технология; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∗ самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока;
∗ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
*работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
*в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технологии продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
∗ вычитывать все виды тестовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальну.;
∗ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
∗извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
∗перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
*пользоваться словарями, справочниками;
*осуществлять анализ и синтез;
*устанавливать причинно-следственные связи;
*строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
∗оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
*адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выделять монологической и диалогической формами речи;
*высказывать и обосновывать свою точку зрения;
∗слушать и слышать других, пытаясь принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Требуемые результаты на конец года:
- правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
- читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
- составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
- читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- писать подробное изложение доступного текста;
- определять тему текста;
- читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
- выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
- находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
- выделять два корня в сложных словах;
- конструировать сложные слова;
- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
- различать однокоренные слова и формы слова;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
- выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
- образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
- подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
- выделять из предложения словосочетания;
- видеть в предложении однородные члены;
- различать простое и сложное предложение;
- выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
- находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
- обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
- писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
- писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
- писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
- писать раздельно частицу не с глаголом;
- писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
- писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
- самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
- графически объяснять выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
- пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
- ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.
В соответствии с рабочей программой составлено календарно-тематическое планирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол- во ч. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове-дения | |||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Вводный урок | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника | Уметь читать и понимать учебные тексты; выделять признаки слова, характе-ризовать слово по разным признакам. | Текущий | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстрации, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. | Записать 10 слов по теме «Лето» | 2,09 | |||||||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (7ч) | ||||||||||||||||||
2 | Что мы знаем о тексте. | 1 | Урок повторения, обобщения изученного. | Повторение признаков текста | Уметь отличать текст от набора предложений, сос-тавленных как текст; оп-ределять основную мысль текста, выраженную пря-мо и читаемую «между» строк. | Текущий | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; составлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изучение орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). | с.35, упр.1 | 5,09 | |||||||||
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | Урок обобщения и систематизации изучен-ного | Закрепление знаний о различении предложения и текста | Уметь понимать и анали-зировать текст с опорой на его признаки; состав-лять устный рассказ на лингвистическую тему. | Текущий | с.28, упр.3; «Р.т.» -т. 1, №9. | 6,09 | ||||||||||
4 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | Урок повторения, обобщения изученного | Закрепление знаний о правописании безударных гласных | Уметь систематизиро-вать опознавательные признаки, по которым можно выделить орфог-раммы; писать слова с изученными орфограм-мами. | Текущий | «Д.м.» , упр.4. | 7,09 | ||||||||||
5 | Повторяем изученные орфограммы, их графи-ческое обозначение. | 1 | Урок развития умений | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст. | Уметь находить орфог-раммы по опознаватель-ным признакам, писать слова с изученными ор-фограммами и графически их обозначать. | Текущий | Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | с.36, №3 или «Д.м.» , упр.12. | ||||||||||
6 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 1 | Урок развития умений | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст. | Уметь находить орфог-раммы-буквы гласных по опознавательным призна-кам, писать слова с ор-фограммами-буквами безударных гласных в корне слова, буквы гласных после шипящих и графически их обозначать | Текущий | «Д.м.» , упр.13. | |||||||||||
7 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 | Урок развития и проверки умений и навыков | Развитие навыка употребления прописной бук-вы в начале пре-дложения, в име-нах собствен-ных (знакомство со старинными женскими и мужскими име-нами); обогаще-ние словарного запаса; повто-рить алфавит; | Уметь находить орфог-рамму-заглавную букву в словах, графически её обозначать; разграничивать по значению и написанию сходные по звучанию слова (омофоны). | Списывание | Упр.29; «Р.т.» -т. 1, №7, 8. | |||||||||||
8 | Контрольный диктант №1 «Правописание изученных орфограмм» | 1 | Урок контроля ЗУН | Развивать уме-ния на слух вос-принимать текст, самостоятельно писать под дик-товку и прове-рять написанное. | Уметь находить изучен-ные орфограммы в словах и между словами, пра-вильно писать слова с этими орфограммами, графически объяснять написания. | Диктант | Подготовка к словарному диктанту (с.35) | |||||||||||
Раздел 2. СЛОВО.(100ч) | ||||||||||||||||||
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ (3 ч) | ||||||||||||||||||
9 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок открытия новых знаний | Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей (корень) | Уметь анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с череду-ющимися согласными. | Текущий | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | с.52, упр.1. | ||||||||||
10 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | Урок развития умений | Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе проверки и правильном написании слов с чередующимися согл. звуками в корне | Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующи-мися согласными в корне | Текущий | с.41., упр.2; «Р.т.» -т. 2, №1, 2. | |||||||||||
11 | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформиро-ванных предложений. | 1 | Урок развитие речи | Развитие навыка работы с дефор-мированными предложениями | Уметь письменно пересказывать текст, оформлять его на письме. | Творческая работа | Нарисовать 2-3 картинки к тексту, подписать их предложениями из текста. | |||||||||||
Раздел 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА. (4ч) | ||||||||||||||||||
12 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и середине слова). | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь: правильно писать слова с проверяемыми согласными; владеть способами проверки; правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. | Текущий | Наблюдать за словами с изученными орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. | с.52, упр.3 | ||||||||||
13 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | Урок развития умения и навыков | Текущий | с.53, упр.4 | |||||||||||||
14 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно пи-сать слова и графически обозначать орфограмму | 1 | Урок развития умения и навыков | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных | Текущий | Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. | с.54, упр.6, 7 (по вариантам) | |||||||||||
15 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове». «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу. | Проверочная работа | |||||||||||||
Раздел 4. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (5 ч) | ||||||||||||||||||
16 | Понятие об удвоенных буквах согласных. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание удвоенных согласных | Знать правило написания удвоенных согласных, правило переноса слова с удвоенной буквой согласного в середине слова. | Текущий | Находить в словах изученные орфограммы по их основным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. | с.68, упр.1, 2 | ||||||||||
17 | Правописание слов с удвоенными соглас-ными буквами в корне. | 1 | Урок развития умений | Правописание удвоенных согласных | Уметь находить орфог-рамму – удвоенную букву согласного в корне слов, подбирать однокоренные слова, правильно писать и переносить данные слова, обозначать орфограмму. | Текущий | с.62, упр.65 | |||||||||||
18 | Правописание слов с удвоенными соглас-ными буквами в корне. | 1 | Урок развития умений | Правописание удвоенных согласных | Текущий | с.68-69, упр.3,4 | ||||||||||||
19 | Развитие речи. Творческая работа. Правописание слов с удвоенными соглас-ными буквами в корне. | 1 | Урок закрепления, обобщения и систематизации умений и навыков | Составление словосочетаний, предложений и текста | Творческая работа | с.69, упр.5; выучить написание слов 3-го столбика на с.67. | ||||||||||||
20 | Повторение. Проверочная работа №2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков | Знать слова с удвоенной буквой согласного и уметь писать их; обозначение изученных орфограмм. Уметь составлять и записывать текст. | Проверочная работа | |||||||||||||
Раздел 5. БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (9 ч) | ||||||||||||||||||
21 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова. Уметь находить в словах орфограмму и объяснять написание. | Текущий | Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | с.86, упр.1. | ||||||||||
22 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | Урок развития умений | Правописание непроизносимых согласных | Уметь находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм. | Текущий | Запомнить инструкцию (алгоритм) работы по правилу. с.86, упр.2. Выполнить по алгоритму. | |||||||||||
23 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Развитие речи. Творческая работа Сочинение по опарным словам. | 1 | Урок развития умений | Правописание непроизносимых согласных | Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Сочинение | с.87, упр.3. | |||||||||||
24 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | Урок развития умений | Правописание непроизносимых согласных | Уметь отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизно-симого согласного, от слов, в которых же соче-таниях согласных есть непроизносимый соглас-ный, правильно писать такие слова. | Текущий | с.87, упр.4. | |||||||||||
25 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Разные способы проверки правописания слов | Уметь различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова. Графически обозначать их, объяснять выбор написаний. | Текущий | с.87, упр.5. «Р.т.» - т. 2, № 7, 8. | |||||||||||
26 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 1 | Урок контроля ЗУН | Правописание непроизносимых согласных | Уметь видеть и подчёр-кивать орфограмму-букву непроизносимого соглас-ного; подбирать прове-рочные слова; графически обозначать орфограмму; употреблять в письмен-ной речи слова сданной орфограммой. | Проверочная работа | ||||||||||||
27 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Правописание согласных в корне слова. Разные способы проверки. | Уметь находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова; графически обозначать их; объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова. | Текущий | с.88, упр.7. Выполнить самостоятельно итоговый текст по теме «Правописание букв согласных в корне». | |||||||||||
28 | Контрольный диктант №2( «Лебеди») «Правописание согласных в корне слова». | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание под диктовку текста Правописание согласных в корне слова. | Диктант | |||||||||||||
29 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | Урок коррекции и систематизации знаний | Текущий | с.88, упр.6. | |||||||||||||
Раздел 6. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (6 ч) | ||||||||||||||||||
30 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, графическое обозначение. | Уметь: находить корень в слове; правильно писать слова с безударными глас-ными в корне; подбирать проверочные слова. Знать правила написания безударных гласных в корне слова. | Текущий | с.101, упр.1. «Р.т.» - т. 3, № 1. | |||||||||||
31 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | 1 | Урок развития умений | Разные способы проверки слов. Обрабатывать и переводить информацию из одной формы в другую (состав-лять схемы, на основе схем про-гнозировать цель, задачи) | Уметь: видеть в словах орфограммы-буквы безу-дарных гласных; разли-чать в словах с двумя безударными гласными орфограммы-буквы про-веряемых и непроверя-емых гласных; писать слова с этими орфограм-мами; подбирать прове-рочные слова, где это необходимо. | Текущий | с.101, упр.2. | |||||||||||
32 | Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. Свободный диктант. | 1 | Урок развития умений, развития речи. | Правописание безударных гласных в корне слова. Виды устной и письменной речи. | Уметь: передавать содержание прочитанного текста, анализировать его структуру; писать слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать. | Свободный диктант | с.101, упр.3. | |||||||||||
33 | Повторение. Проверочная работа № 4. Р/р сочинение по опорным словам. | 1 | Урок контроля, развития речи | Правописание безударных гласных в корне слова. | Уметь: писать текст под диктовку; находить и ис-правлять ошибки; писать сочинение по опорным словам, включающим орфограммы-проверяемые буквы безударных глас-ных и согласных в корне слова. | Проверочная работа. Сочинение. | с.103, упр.7. | |||||||||||
34 | Контрольный диктант №3 «Изученные орфограммы в корне слова» | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание под диктовку текста | Уметь: писать слова с изученными орфограм-мами; графически их оформлять. | Диктант | ||||||||||||
35 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | Уметь находить и исправлять ошибки, если они есть. | Текущий | с.104, упр5. | |||||||||||
Раздел 7. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (6 ч) | ||||||||||||||||||
36 | Знакомство с понятием «Сложные слова» | 1 | Урок открытия новых знаний | Овладение род-ным языком на основе освоения понятия –«слож-ные слова». Наб-людать, делать выводы, обобщения. | Уметь выделять два корня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной. | Текущий | Находить в предложении(тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп. В том числе характеризующих человека (внешность, характер). | «Д.м.», упр. 85. Сочинить сказку про сложные слова. | ||||||||||
37 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | Урок открытия новых знаний | Соединительные гласные в сложных словах. | Уметь: писать слова с орфограммой-буквой соединительного глас-ного; объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е. | Текущий | с.115, упр. 1 и 2. Выучить определение на с.106. | |||||||||||
38 | Образование сложных слов. | Урок развития умений | Сложные слова разных тематических групп. | Уметь: образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно пи-сать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е. | Текущий | с.115-116, упр. 3и 4. «Р.т.» - т. 3, № 6. | ||||||||||||
39 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характерис-тики людей. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Слово и его значение. Тематические группы сложных слов. | Уметь: правильно писать сложные слова с соедини-тельными гласными; рас-познавать существитель-ные и прилагательные; читать художественные тексты учебника, осмыс-ливая их до чтения, во время чтения и после; находить и исправлять ошибки. | Текущий | с.117, упр. 6. «Р.т.» - т. 3, № 8, 9. | |||||||||||
40 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития умений, развития речи | Слово и его значение. Устная и письменная речь. | Уметь: понимать и передавать содержание прочитанного текста; писать сложные слова с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы. | Свободный диктант | с.117-118, упр. 7. Подготовиться к словарному диктанту.«Р.т.» - т. 3, № 10. | |||||||||||
41 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их написание» | 1 | Урок контроля ЗУН | Разные способы проверки слов. Словарные слова. | Уметь: писать сложные слова, отличать их от дру-гих слов; образовывать и записывать сложные сло-ва; видеть и графически обозначать изученные орфограммы. | Проверочная работа. Словарный диктант. | ||||||||||||
Раздел 8. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (1 ч) | ||||||||||||||||||
42 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различие приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. «Пишу правильно»(работа над ошибками) | 1 | Урок повторения изученного | Выделение значимых частей слова. Слитное и раздельное напи-сание слов. | Уметь: находить исправ-лять ошибки; находить в слове приставки; разли-чать омонимичные прис-тавки и предлоги, отли-чать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня. | Текущий | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. | с.130, упр. 1. «Р.т.» - т. 4, № 2. | ||||||||||
Раздел 9. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (2 ч) | ||||||||||||||||||
43 | Правописание букв безударных гласных в приставках. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание безударных гласных в приставках | Знать: правило написания приставок с безударной гласной; правило написания разделительных ъ и ь. Уметь: находить в слове приставки; правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; правильно писать слова с разд-ми ъ и ь, правильно их переносить; находить окончание и основу в слове; разбирать по составу слова | Текущий | Мотивировать слитное – раздельное написание (по-это приставка, так как …поэтому пишется слитно; по-это предлог, так как …. Поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по-, па-, про-, пра. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | с.131, упр. 2. | ||||||||||
44 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | 1 | Урок открытия новых знаний | Учиться пра-вильно выбирать букву гласного с опорой на зна-чение приставок. | Уметь: различать приставки про- и пра-, по- и па-. | Текущий | с.131, упр. 4. «Р.т.» - т. 4, № 7. | |||||||||||
Раздел 10. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ (2 ч) | ||||||||||||||||||
45 | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание удвоенных согласных | Уметь: находить орфог-рамму-удвоенную букву согласного на стыке при-ставки и корня; графичес-ки её обозначать; отли-чать эту орфограмму от орфограммы-буквы удво-енного согласного в корне. | Текущий | Анализировать слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
| с.131, упр. 5. | ||||||||||
46 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | Урок развития умений | Правописание удвоенных согласных | Текущий | «Д.м.», упр.109. | ||||||||||||
Раздел 11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь (4 ч) | ||||||||||||||||||
47 | Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. | 1 | Урок развития умений | Употребление разделительных ъ и ь | Уметь различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']; различать написания с ъ и ь; применять на практике изученные правила. | Текущий | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать значения о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | с.140, упр. 1. Выучить прави-ло на с.134. | ||||||||||
48 | Повторение. Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь» | 1 | Урок контроля ЗУН | Развитие и про-верка умений и навыков самос-тоятельного вы-полнения зада-ний по изучен-ной теме | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления | Проверочная работа | с.140, упр. 2 и3. | |||||||||||
49 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. | 1 | Урок развития умений | Употребление разделительных ъ и ь | Уметь находить орфог-раммы-буквы ъ и ь, гра-фически их обозначать; объяснять отсутствие ор-фограммы-буквы разде-лительного ъ после приставок. | Текущий | с.141-142, упр. 4 и 7. | |||||||||||
50 | Контрольный диктант № 4 | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку и проверять написанное | Уметь правильно писать слова буквами безудар-ных гласных в пристав-ках, с разделительными ъ и ь; а также с орфограм-мами изученными ранее. | Диктант | ||||||||||||
Раздел 12. ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА (2 ч) | ||||||||||||||||||
51 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | Урок открытия новых знаний | Выделение значимых частей слова (окончание) | Уметь: находить окончание и основу в слове; разбирать по составу доступные слова | Текущий | Выучить определения на с.144-145 с.162, упр. 2. «Р.т.» -т. 5, №1. | |||||||||||
52 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | Урок развития умений | Выделение значимых частей слова (окончание) | Текущий | с.162, упр. 1. «Р.т»-т.5,№2, 4. | ||||||||||||
Раздел 13. ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ (2 ч) | ||||||||||||||||||
53 | Как найти в слове основу? | 1 | Урок развития умений | Выделение значимых частей слова (основа) | Уметь отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разбирать слова по составу. | Текущий | с.163, упр. 3 (1и2 строка), 4. «Р.т»-т.5,№1,7. | |||||||||||
54 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | Урок развития умений | Работа со схемами состава слова | Уметь разбирать по составу доступные слова | Текущий | «Р.т.» - т.5, № 8, 9, 10. | |||||||||||
Раздел 14. ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (2 ч) | ||||||||||||||||||
55 | Суффикс и его роль в слове | 1 | Урок повторения изученного | Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов | Уметь разбирать по составу доступные слова; определять значение суффикса и роль в слове. | Текущий | с.164, упр. 6. | |||||||||||
56 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Выделение зна-чимых частей слова (суффикс). Значение суффикхсов | Текущий | с.163, упр. 5. «Р.т.»-т.6, № 4. | ||||||||||||
Раздел 15. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ (4 ч) | ||||||||||||||||||
57 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | Урок развития умений | Выделение значимых частей слова. Соотнесение слова и схемы. | Уметь: разбирать слова по составу на основе сло-вообразовательного ана-лиза, чтения схем состава слова, подбор слов к за-данным схемам; соотно-сить информацию, пред-ставленную в разных фор-мах; писать слова с непро-веряемыми написаниями. | Текущий | «Р.т.»-т.6, № 8. | |||||||||||
58 | Контрольный диктант № 5 за I полугодие. | 1 | Урок контроля | Написание текста под диктовку и проверять написанное | Уметь правильно писать слова буквами безудар-ных гласных в пристав-ках, с разделительными ъ и ь; а также с орфограм-мами изученными ранее. | Диктант | Подготовиться к словарному диктанту. | |||||||||||
59 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | Урок обобщения и систе-матизации умений и навыков | Выделение значимых частей слова. | Уметь: образовывать слова с помощью суффикса; правильно списывать текст | Текущий | «Р.т.»-т.6, № 10. | |||||||||||
60 | Повторение. Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс» Разбор слова по составу. | 1 | Урок контроля ЗУН | Однокоренные слова и форма одного и того же слова. Разбор слова по составу. Соотносить слово со схемой. | Уметь контролировать и анализировать выполне-ние своей проверочной работы. | Проверочная работа | ||||||||||||
Раздел 16. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1 ч) | ||||||||||||||||||
61 | Части речи в русском языке. «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок открытия новых знаний | Признаки классификации частей речи. | Уметь: распознавать части речи, выявлять разницу между ними. | Текущий | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. | Упр.210. Выучить клас-сификацию частей речи. | ||||||||||
Раздел 17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 ч) | ||||||||||||||||||
62 | Определение имени существительного | 1 | Урок открытия новых знаний | Имя существи-тельное, его зна-чение и употреб-ление. | Знать определение имени существительного. Уметь: определять приз-наки существительного как части речи; находить в тексте. | Текущий | Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. | с.19, упр. 1. Выучить опре-деление имени существительного, уметь при-водить приме-ры. | ||||||||||
63 | Роль имён существи-тельных в речи. Развитие речи. Творческая работа: составление текста. | 1 | Урок развития умений | Различение умён сущ., отвечаю-щих на вопросы кто? и что? Работа над созданием текста | Уметь: подбирать имена сущ. разных тематических групп, находить их в тексте. | Творческая работа | с.19, упр. 2. | |||||||||||
Раздел 18. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ (2 ч) | ||||||||||||||||||
64 | Понятие об одушевлён-ных и неодушевлённых именах существитель-ных. | 1 | Урок открытия новых знаний | Различение имён существитель-ных одушевлён-ных и неодушев-лённых | Уметь: распознавать имена существительные в речи; читать художест-венные тексты; разграничивать омонимичные слова-имена существительные, опираясь на контекст и словарные статьи; определять признаки имён сущ. как части речи. | Текущий | Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. | с.19, упр. 3. Выучить правило на с.14. | ||||||||||
65 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного | Слово и его значение. | Текущий | Определять грамматические признаки имён существительных. | с.20, упр. 5. | |||||||||||
Раздел 19. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3ч) | ||||||||||||||||||
66 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие «род имён существи-тельных». | Уметь: выделять приз-наки каждого рода. Опре-делять род и подбирать сущ. разных родов. | Текущий | Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу-сопоставление текста-описания с помощью | с.29-30, упр. 1, 2. Выучить определение на с.23, стихотворение на с.24. | ||||||||||
67 | Род – постоянный признак имён существительных. | 1 | Урок открытия новых знаний | Различение имён существитель-ных мужского, женского и среднего рода. Одушевлённые и неодушевлённые имена сущ. | Знать определение имени существительного. Уметь: определять род существительных; находить и выделять окончание в слове; подбирать синонимы к словам, употреблять их в речи. | Текущий | с.30, упр. 3. «Р.т.»-т. 7, № 3, 4. | |||||||||||
68 | Окончания имён существительных, мужского, среднего и женского рода | 1 | Урок обобщения и систематизации умений и навыков | Текущий | с.30, упр. 4 (устно), 5. | |||||||||||||
Раздел 20. ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3ч) | ||||||||||||||||||
69 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятия «един-ственное и мно-жественное чис-ло» имён сущ. | Уметь определять число и изменять сущ. по числам. | Текущий | имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). | с.40, упр. 1. Составить рассказ о числе им. сущ. с опорой на схему. | ||||||||||
70 | Образование множественного числа имён существительных. | 1 | Урок развития умений | Изменение су-ществительных по числам. | Уметь определять число, образовывать форму мно-жественного числа от единственного и единст-венного от множествен-ного; подбирать сущ. ед. и мн. числа; выделять окончания. | Текущий | с.40, упр. 2. | |||||||||||
71 | Окончание имён существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи. | 1 | Урок развития умений | Изменение имён существитель-ных по числам. | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Текущий | с.42, упр. 5. «Р.т.»-т. 7, № 9. | |||||||||||
Раздел 21. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7) | ||||||||||||||||||
72 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласка-тельным значением. Уменьшительно-ласка-тельные формы муж-ских и женских имён в русском языке. | 1 | Урок развития умений | Значение суффиксов и их применение в речи (в именах людей и кличках животных). Анализ структуры слов. | Уметь: устанавливать способ образования имён существительных; определять значение суффиксов; образовывать имена сущ. с помощью суффиксов с уменьши-тельно-ласкательным значением; образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи. | Текущий | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | с.56, упр. 3. «Р.т.»-т. 7, № 5. | ||||||||||
73 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | 1 | Урок развития умений | Упражнения в образовании | Уметь: образовывать имена сущ. от основ сущ. и глаголов; выделять суффиксы, с помощью которых образуются сущ. от этих основ; определять значение суффиксов. | Текущий | с.56-57, упр. 4. «Р.т.»-т. 7, № 8. | |||||||||||
74 | Р. р. Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами. | 1 | Урок развития речи | Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок. | Уметь создавать текст с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами. | Сочинение | «Р.т.»-т. 7, № 10. Проиллюстри-ровать свою сказку. | |||||||||||
75 | Разбор имён существительных по составу. | 1 | Урок развития умений | Выделение значимых частей слова | Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Текущий | с.57, упр. 5. | |||||||||||
76 | Р. р. Обучающее изложения «Мурлыка» | 1 | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) | Уметь чётко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения | Сочинение | ||||||||||||
77 | Употребление имен существительного в речи. | 1 | Урок развития речи | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. | Уметь грамотно оформлять текст в соответствии с изученными правилами письма. | Сочинение-миниатюра | «Д.м.», упр.134. | |||||||||||
78 | Повторение. Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи» Правописание безуд. гласной в корне в им. сущ. | 1 | Урок контроля ЗУН | Разные способы проверки слов. | Уметь отличать имена сущ. от других частей речи; определять признаки имён сущ.; разбирать имена сущ по составу; подбирать и записывать тематическую группу. | Проверочная работа | ||||||||||||
Раздел 22. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (6 часов) | ||||||||||||||||||
79 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие «лич-ные местоиме-ния». Местоимение; значение, употребление, наблюдение за местоимением в речи. | Уметь определять признаки местоимения как части речи; находить в тексте; отличать от имён существительных. | Текущий | Отличать местоимения от других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе») | с.70-71, упр. 1 Выучить таблицу личных местоимений на с.64.. | ||||||||||
80 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | Урок развития умений | Знать определение мес-тоимения. Уметь различать место-имения 1, 2, 3-го лица; образовывать формы лич-ных местоимений и уста-навливать соотношение между начальной и дру-гими формами; отличать местоимения от слов других частей речи. | Текущий | с.71, упр. 2. «Р.т.»-т. 8, № 4, 7. | ||||||||||||
81 | Разбор местоимения как часть речи. | 1 | Урок развития обобщения и систематизации умений | Уметь определять признаки местоимений; разбирать его как часть речи. | Текущий | с.71, упр. 3. «Р.т.»-т. 8, № 9. | ||||||||||||
82 | Роль личных местоимений в речи. Р.р. Обучающее сочинение «О себе». | 1 | Урок развития речи. | Составление предложений с использованием местоимений. | Уметь применять местоимения в устной и письменной речи | Сочинение | с.71-72, упр. 4. | |||||||||||
83 | Закрепление знаний о местоимении. Р.р. Свободный диктант «Паучок» | 1 | Урок развития речи | Уметь записывать текст с использованием местоимений. | Свободный диктант | с.72, упр. 5. «Р.т.»-т. 8, № 8, 10 | ||||||||||||
84 | Повторение. Проверочная работа №9 «Местоимение как часть речи» Правописание личных местоимений. | 1 | Урок контроля ЗУН | Местоимение: значение, употребление | Уметь выделять место-имения из группы слов и из текста; разбирать мес-тоимение как часть речи; употреблять в речи личные местоимения. | Проверочная работа | ||||||||||||
Раздел 23. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч) | ||||||||||||||||||
85 | Определение имени прилагательного. | 1 | Урок открытия новых знаний | Имя прилагательное: определение, значение, употребление | Уметь подбирать прила-гательные к существи-тельным; определять признаки прилагательного как части речи; сопостав-лять их с признаками су-ществительного; находить их в тексте, определять их роль. | Текущий | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст –повествование и текст-описание. (П) | с.98-99, упр. 2. Выучить определение на с.77. уметь приводить свои примеры. | ||||||||||
86 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | Урок развития умений | Имя прилагательное: значение, употребление | Уметь соотносить прила-гательные и существи-тельные по значению; ус-танавливать грамматичес-кую связь по вопросам; определять признаки прилагательного как час-ти речи; проводить разбор имени прилагательного как части речи в соответ-ствии с заданным поряд-ком. | Текущий | с.98, упр. 1. «Р.т.»-т. 9, № 3. | |||||||||||
87 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | Урок развития умений | Имя прилагательное как часть речи. | Текущий | с.99-100, упр. 4. Подготовить устный рассказ об имени при-лагательном. | ||||||||||||
Раздел 24. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3 ч) | ||||||||||||||||||
88 | Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 1 | Урок открытия новых знаний | Имя прилагательное; значение, употребление | Уметь выделять оконча-ния прилагательных и определять из родо-число-вую принадлежность. | Текущий | с.100, упр. 6. | |||||||||||
89 | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание безударных окончаний прилагательных | Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями | Текущий | Выделять в предложении словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). | с.100, упр. 5. Выучить правило на с.87. | ||||||||||
90 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание безударных окончаний прилагательных. Антонимы. | Уметь писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилага-тельного; обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний. | Текущий | с.101, упр. 7. «Р.т.»-т. 9, № 6. | |||||||||||
Раздел 25. РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (4 ч) | ||||||||||||||||||
91 | Словообразование имён прилагательных. р\р Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | Урок развития умений | Значение суффиксов и приставок имён прилагательных. Опорные сочетания слов. | Уметь объяснять причи-ны удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса; писать текст по опорным словам. | Сочинение | Продуцировать текст-описания по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопросов. Разбирать по составу имя прилагательное. | «Р.т.»-т. 9, № 10. | ||||||||||
92 | Проверочная работа №10 «Имя прилагатель-ное как часть речи». Правописание оконча-ний им. прилагатель-ного. | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь отличать имена прилагательные от слов других частей речи; под-бирать антонимы и сино-нимы к данному слову; составлять словосочета-ния по заданной схеме; писать букву гласного в безударных окончаниях имён прилагательных; разбирать прилагательное как часть речи. | Проверочная работа | |||||||||||||
93 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | Урок развития умений | Выделение значимых частей слова | Уметь разбирать имена прилагательные по соста-ву с опорой на словообра-зовательный анализ; ана-лизировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава; определять их роль в построении текста. | Текущий | с.101-102, упр. 3, 7. «Это ты знаешь и умеешь» | |||||||||||
94 | Контрольный диктант №6 «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля ЗУН | Разные способы проверки слов | Уметь писать текст под диктовку | Диктант | ||||||||||||
Раздел 26. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ч) | ||||||||||||||||||
95 | Определение глагола как части речи | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Глагол, значение и употребление | Уметь определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль. | Текущий | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс –л в форме прошедшего времени глагола. | с.116, упр. 1. Выучить опре-деление на с.105, уметь приводить свои примеры. Нарисовать портрет глагола. | ||||||||||
96 | Изменение глагола по временам. | 1 | Урок открытия новых знаний | Изменение глагола по временам | Знать определение глагола. Уметь: распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор; изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время) | Текущий | с.116, упр. 2. Составить схему-опору текста в рамке на с.106. | |||||||||||
97 | Суффикс – л – в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Урок открытия новых знаний | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени | Уметь: отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку –наличие суффикс – л-; изменять глаголы в прошедшем времени по родам. | Текущий | с.117-118, упр. 5. Звуко- буквен-ный анализ слова взял. «Р.т.»-т.10, № 3. | |||||||||||
98 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Урок развития умений | Изменение глаголов по числам | Уметь: определять время и число глаголов; изменять глаголы по числам. | Текущий | с.117-118, упр. 5. Звуко-буквен-ный анализ слова шёл. | |||||||||||
Раздел 27. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (2 ч) | ||||||||||||||||||
99 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | 1 | Урок открытия новых знаний | Правописание не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаго-лами раздельно; графи-чески обозначать орфог-рамму. | Текущий | Определять изученные грамматические признаки глагола. | с.119, упр. 7. | ||||||||||
100 | Развитие умения писать частицу не с глаголами Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития умений | Правописание не с глаголами | Уметь писать не с глаго-лами раздельно; предлоги со словами; графически обозначать орфограмму-пробел;воспринимать текст на слух, произво-дить свободную запись текста с использованием слов по изученной теме. | Свободный диктант | с.119-120, упр. 8. Звуко-буквен-ный анализ слова стрелял. (Буква е в безударном слоге обозначает звук, близкий к [и], его можно обозначить так: [и/э.]) | |||||||||||
Раздел 28. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (7 ч) | ||||||||||||||||||
101 | Понятие о неопределенной форме глагола | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие «Неопределён-ная форма глагола» | Знать определение неопределённой формы глагола. Уметь: отличать неопре-делённую форму глагола от других форм по воп-росам и суффиксам –ть, -ти, –чь; писать ь на конце глаголов в неоп-ределённой форме после шипящих; образовывать глаголы настоящего, про-шедшего и будущего вре-мени. | Текущий | Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | с.128-129, упр. 2. | ||||||||||
102 | Развитие речи. Контрольное изложение | 1 | Урок развития речи | Изложение текста (повествование) | Уметь излагать текст | Изложение | ||||||||||||
103 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | 1 | Урок развития умений | Употребление ь после шипящих на конце глаголов | Уметь определять форму глагола, ставить глагол в неопределённую форму. Писать слова с орфограм-мой-буквой ь в неопреде-лённой форме глагола на –чь. | Текущий | с.129-130, упр. 3. Звуко-буквен-ный анализ слова стричь. | |||||||||||
104 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку | Уметь контролировать и анализировать; писать частице не с глаголами; ь в неопределённой форме глагола, а также слова с изученными орфограмма-ми. | Диктант | ||||||||||||
105 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | 1 | Урок открытия новых знаний | Изменение глаголов по временам | Уметь определять форму глагола, образовывать разные формы времени, устанавливать зависимость количества форм времени от вопроса (вила глагола). | Текущий | «Д.м», упр.151; «Р.т.» - т.10, №10. | |||||||||||
106 | Разбор глагола как части речи | 1 | Урок развития умений | Разбор глагола. Правильно употреблять паронимы надеть и одеть. | Уметь производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком. | Текущий | с.130, упр. 4. «Р.т.» - т.10, №8. | |||||||||||
107 | Повторение. Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | 1 | Урок контроля ЗУН | Глагол как часть речи | Уметь отличать глагол от слов других частей речи; ставить глагол в неопределённую форму и выделять суффиксы; разбирать глагол как часть речи; раздельно писать частицу не с глаголами и подчёркивать орфограмму-пробел между частицей и глаголом. | Проверочная работа | ||||||||||||
Раздел 29. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. (2) | ||||||||||||||||||
108 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Знакомство с наречием | 1 | Урок открытия новых знаний, коррекции | Понятие «Наречие», выявление отличительных признаков наречия как части речи. | Уметь отличать наречие от слов других частей речи. Знать антонимы и синонимы среди наречий. | Текущий | Различать виды предложений по цели высказывания. | Выписать из учебника «ли-тературное чтение» 2-3 предложения, в которых есть наречия. Наре-чия подчерк-нуть. | ||||||||||
109 | Знакомство с наречием | 1 | Урок развития умений | Текущий | ||||||||||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (18 ч) | ||||||||||||||||||
Раздел 30. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ (2ч) | ||||||||||||||||||
110 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Урок открытия новых знаний | Разновидности предложений по цели высказывания | Уметь определять вид предложения по цели вы-сказывания; ставить знаки в конце предложений. | Текущий | Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. | с.156, упр. 1. Выучить опре-деление на с.138. Звуко-буквен-ный анализ слова съем. | ||||||||||
111 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | Урок развития умений | Понятие «Логическое ударение». Знаки препинания в конце предложе-ния. Разновид-ности предложе-ний по эмоцио-нальной окраске. | Уметь: отличать обычное, фразовое ударение от логического; правильно произносить предложения с восклица-тельной и невосклица-тельной интонацией; оп-ределять вид предложе-ний по интонации. | Текущий | с.156, упр. 2, 3. «Р.т.» - т.11, № 2. | |||||||||||
Раздел 31. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5ч) | ||||||||||||||||||
112 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие «Грам-матическая ос-нова, подлежа-щее, сказуемое». Главные и второ-степенные члены предложения. | Знать название членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь: разбирать пред-ложения по членам; вы-делять подлежащее и ска-зуемое; различать члены предложения, овечающие на вопрос что?; выделять сочетания слов. | Текущий | Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание, предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять не пунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при ситаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. | с.156-157, упр. 4. Выучить опре-деление на с.146. Звуко-буквен-ный анализ слова ожил. | ||||||||||
113 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 | Урок развития умений и | Главные и второстепенные члены предложения | Текущий | с.157, упр. 5. | ||||||||||||
114 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие «Второ-степенные члены предложения». Главные и второ-степенные члены предложения | Уметь: отличать второ-степенные члены предло-жения от главных; устана-вливать и графически обо-значать зависимость вто-ростепенных членов от главных или других вто-ростепенных с помощью вопросов. | Текущий | с.157, упр. 6. Звуко-буквен-ный анализ слова сплела. | |||||||||||
115 | Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространенные | 1 | Урок развития умений | Главные и вто-ростепенные члены предложе-ния. Простое распространён-ное и нераспро-странённое предложение | Уметь различать понятия часть речи и член предло-жения; представлять пре-дложения с второстепен-ными членами в виде схем; составлять на осно-ве схем предложения с разным порядком слов; находить и исправлять ошибки в схемах предло-жений; различать распро-странённые и нераспрост-ранённые предложения; преобразовывать нерас-пространенные предложе-ния в распространённые. | Текущий | «Р.т.» - т.11, № 9, 10. Подготовиться к словарному диктанту. | |||||||||||
116 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 | Урок контроля,обобщения и систематизации ЗУН | Словарь. Разбор предложений. | Уметь производить син-таксический разбор пред-ложений в соответствии с разработанным порядком, по образцу. | Словарный диктант | «Д.м», упр.156; Звуко-буквен-ный анализ слова (у) ворот. | |||||||||||
Раздел 32. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (6ч) | ||||||||||||||||||
117 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понятие «Однородные члены предложения» | Уметь: правильно произ-носить предложения с интонацией перечисле-ния; видеть в предложе-нии однородные члены, ставить запятую в предло-жениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и); осознать роль знаков пре-пинания в письменном об-щении; составлять предл. с однор. членами, упот-реблять их в речи. | Текущий | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака-запятой в в предложении с однородными членами. Различать простое и сложные предложения (одна грамматическая основа-две грамматические основы.) (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | Выписать из учебника «Ли-тературное чтение» 2-3 предложения, в которых есть однородные подлежащие. Подчеркнуть грамматическую основу. | ||||||||||
118 | Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | Урок развития умений | Запятая в предложениях с однородными членами | Уметь: находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы; обосновывать постановку занятой или её отсутствие между однородными членами. | Текущий | с.170-171, упр.1. Подготовить рассказ о зна-ках препина-ния между од-нородными членами. | |||||||||||
119 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | Урок развития умений | Запятая в предложениях с однородными членами | Уметь: устанавливать соответствие предложе-ний с однородными чле-нами и графических схем; составлять предложения с опорой на схемы. | Текущий | с.171, упр.2. | |||||||||||
120 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | Урок развития умений и навыков | Запятая в предложениях с однородными членами | Уметь: составлять предложения к графическим схемам; анализировать постановку знаков препинания на основе графических схем. | Текущий | с.171, упр.3. | |||||||||||
121 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 1 | Урок развития умений | Однородные члены предложениями | Уметь: находить одно-родные члены предложе-ния среди главных и вто-ростепенных членов пред-ложения; графически их обозначать; объяснять расстановку знаков пре-пинания в предложениях с однородными главными и второстепенными члена-ми предложения. | Текущий | с.171-172, упр.4, пред-ставить сооб-щение об одно-родных членах на основе клю-чевых слов (с.166) Звуко-буквен-ный анализ слова льдина. | |||||||||||
122 | Повторение изученного. Развитие речи. Свободный диктант «Ёж» | 1 | Урок Обобщения и систематизации умений, развития речи | Предложение, текст. Изложение текста (повествование) | Уметь: подбирать предложения по заданным признакам; составлять тексты с использованием однородных членов и анализировать их. | Свободный диктант | Написать сочинение-миниатюру «Сказка об однородных членах» | |||||||||||
Раздел 33. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6ч) | ||||||||||||||||||
123 | Понятие о простом и сложном предложении | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятия простого и сложного предложения | Уметь: отличать предложения разной структуры; составлять схемы предложений; расставлять знаки препинания. | Текущий | «Д.м», упр.163 | |||||||||||
124 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | Урок развития умений | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь: ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Текущий | упр. 451. «Р.т.» - т.12, № 7. | |||||||||||
125 | Развитие умения различать сложные и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | Урок развития речи | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь: отличать слож-ные предложения от прос-тых с однородными чле-нами; устанавливать по-следовательность дейст-вий для постановки или не постановки запятых в предложениях; а также правильно оформлять их пунктуационно. | Текущий | с.184, упр.2, 3. | |||||||||||
126 | Разбор простого предложения. Развитие речи. Свободный диктант | 1 | Урок развития умений | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях и предло-жениях с однородными членами; свободно изла-гать текст с использова-нием изученных синтак-сических конструкций. | Свободный диктант | «Р.т.» - т.12, № 6. | |||||||||||
127 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме «Предложение» | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь: разбирать простое предложение; отличать простое предложение от сложного; «читать» схемы и расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Проверочная работа | Повторить написание словарных слов, с.185. | ||||||||||||
128 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и сист материала | Разные способы проверки слов | Уметь находить и исправлять ошибки | Текущий | ||||||||||||
Раздел 34. ПОВТОРЕНИЕ (4 часов) | ||||||||||||||||||
129 | Повторение знаний о предложениях, тексте, частях речи. Контрольное списывание. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи | Знать изученный материал о слове. Предложении, тексте. | Контрольное списывание | упр. 464. | |||||||||||
130 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного | Правописание слов с изучен-ными орфограм-мами. Выделе-ние значимых частей слова | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними | Текущий | Написать сочинение «Было ли мне интересно на уроках русского языка». | |||||||||||
131 | Административная контрольная работа за год | 1 | Урок контроля ЗУН | Написание текста под диктовку | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними; писать текст с изученной синтаксичес-кой конструкцией. | Диктант | ||||||||||||
132 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Текущий | |||||||||||||
133 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля ЗУН | Проверка ЗУН зам 3 класс | Контрольная работа | |||||||||||||
134 | Анализ ошибок и коррекция знаний | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Разные способы проверки слов | Текущий | |||||||||||||
135- 136 | Повторение изученных орфограмм | 2 | Правописание слов с изучен-ными орфограм-мами. Выделе-ние значимых частей слова | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...