конспект урока по русскому языку по теме "Тайна имени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Учебный урок по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
« Тайна имени» исследовательский проект по русскому языку.
Цели: Образовательные:
- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, связанных с выступлением;
- развитие аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнение, отбор необходимых факторов;
- формирование умения работать в группах.
Развивающие:
- поиск информации в разных источниках;
- самообразование учащихся;
- развитие познавательной деятельности.
Воспитательные:
- уважение к докладчику;
- умение оценивать чужой труд;
- умение доносить информацию.
Оборудование:
- компьютер, проектор, слайды, толковый словарь русского языка, фотографии, выставка книг.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Звучат музыкальное попури и стихи на тему женских и мужских имен.
- Ребята, как Вы думаете, почему мы в такой необычной форме начали сегодняшний урок?
- Верно, сегодня мы с вами будем говорить об именах
Слай – лица мальчиков и девочек
Вопрос: Что такое имя?
( ответы учащихся)
Я предлагаю открыть толковый словарь и найти трактовку этого слова.
Историческая справка.
Имя – это есть личное название человека. На Руси при рождении ребенка нарекали 2 именами.
Одно – простое и всем известное, другое тайное, только для самого человека и его очень близких
людей. Второе имя считалось защитой от злых и недобрых людей.
Имена давали необычно:
- по внешним признакам: Чернава, Кудряш;
- по чертам характера: Добрня, Молчун, Прыгунок;
- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой;
- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка;
Существовали и необъяснимые имена: Некрас, Немил, Ненаш и др.
Это интересно!
В одной из школ Гонолулу дочь владельца ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по гавайски примерно так:
Слайд ( набор букв)- что означало: прекрасные цветы гор и долин наполняют Гавайи благоуханием.
2. «Имя человека – самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке» высказывание американского писателя, психолога Дейла Корнеги.
И сегодня мы с вами окунемся в мир человеческих имен.
Ребята, Вы разбились на три группы, каждая группа работала над своим мини – проектом.
Перед группами стояли следующие задачи:
Слайд :
- Что означают наши имена, их происхождение, их характерные черты
- Выявить каких имен по происхождению больше.
- Узнать, почему ребенок получил данное имя.
3. Презентация мини-проектов.
Слайд – фотография класса
Наша группа собирала информацию о происхождении собственных имен ребят нашего класса.
Мы поставили перед собой задачу – узнать, что же означают наши имена, их происхождение, популярность в современном мире, характерные черты для каждого имени.
Нами была проведена следующая работа:-
- изучали дополнительную литературу
- беседовали с родителями
- искали информацию в интернете
- проводили анкетирование среди ребят.
В ходе исследования мы узнали, какое значение имеют наши имена.
При анкетирования выявили интересные факты :
- названы в честь близких родственников
- назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились
- назван именем, которое было популярно в момент рождения
- назван именем, потому что оно редкое.
По факту проведенной работы мы подготовили мини-книгу в подарок нашему классу.
4. Презентация второго мини-проекта.
Перед нашей группой стояла задача, выявить самые распространенные в нашей параллели имена и имена, которые встречаются редко.
В своей работе мы обратились за помощью к ребятам из параллелей 3 классов.
Мы провели опросник. В ходе были выявлены имена, которые встречаются чаще других.
Это оказались имена:
- у мальчиков: Даниил ( по 4 имени в параллели)
- у девочек: Алина и Маргарита ( по 3 имени в параллели)
В ходе работы были выявлены редкие имена мальчиков и девочек из параллельных классов.
В большинстве случаев это имена ребят из ближнего зарубежья.
Вывод: каждому ребенку при его рождении дают ему имя исходя из собственных убеждений и желаний. И в руках каждого человека – создать добрую славу своему имени.
5. Презентация третьего мини – проекта.
Группа работала над темой «Почему нас так назвали?»
Нами был проведен опрос и анкетирование всех ребят нашего класса. Проанализировав всю информацию, мы пришли к выводу, что имена ребята получили в основном в честь своих родственников – 10 человек , знаменитых людей – 3 человека, потому что красивое имя – 5 человек.
И проведенной работы можно сделать вывод: через свое имя мы имеем возможность помнить и чтить память своих предков, знать свою родословную и гордиться ею.
6.Вывод:
Имя человека – это судьба человека, это символ, который сопровождает человека всю его жизнь.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который надевают по праздникам, можно подарить и выбросить. Имя сопровождает человека всю его жизнь.
«Не имя красит человека, а человек имя !»
Имена, имена, имена….
В нашей речи звучат не случайно
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна!
Спасибо всем за проделанную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-209408-1393502834.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-462146-1569755324.jpg)
План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс
Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-381520-1709350092.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" (3 класс, УМК "Школа России")
....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-1032455-1524156128.jpg)
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1174252-1578831643.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"
Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...