Конспект по русскому языку в 4 классе по теме"Правописание гласных на конце наречий".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Добрыдина Ольга Викторовна

Программа "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnyh_na_kontse_narechiy.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

1.03.16.  Тема : «Правописание гласных на конце наречий»

Цель урока:  создание условий для ознакомления с правилом  написания  гласных на конце наречий.

Задачи урока:

-повторить знания о наречии как части речи;

- усвоить написание гласных а и о на конце наречий;

- запомнить написание слов – исключений.

Планируемые результаты: устанавливают связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомятся с правилом написания гласных на конце наречий. Создают алгоритм действий при выборе буквы. Контролируют собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами.

Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; проявляют интерес к освоению новой учебной информации.

УУД (метапредметные):                                                                                                                                 Познавательные : умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.

Тип урока: открытие новых  знаний и способов действий.

Технологии: ИКТ, технология  деятельностного метода обучения, технология развивающего обучения.

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративный,  словесный,  наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах постоянного состава.

Оборудование урока: компьютер, проектор, учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В. Иванов, ребусы, воздушные шары из бумаги, карточки для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы, слова исключения, круги спасения, сигнальные кружки, напечатанные слова.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть  урок русского языка принесет нам всем радость общения, т.к. вас ожидает много интересных заданий и  новых открытий.  

- Сегодня на уроке у нас много гостей.   Давайте покажем все, что мы знаем и умеем.

- А  как бы вам хотелось поработать на уроке?   (Правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).    

- Я желаю вам успешной работы.                                                                                                                                                                           2. Минутка чистописания.

- Открываем тетради. Какое сегодня число?

- Какие орфограммы встретятся  в записи?

-Запишите грамотно и аккуратно.

- Что вы можете сказать про этот день. ( Праздник прихода весны ).

- А какая началась весна? (Ранняя)

-А еще сегодня  в России отмечают день кошек. У кого дома есть любимые питомцы , уделите им больше внимания, угостите чем –нибудь вкусным.  

- По традиции, к празднику  зал украшают шарами. Наш кабинет не стал исключением.

-Ребята, посмотрите  на какую  букву похожи шары?  (На «о»)

- А еще какая буква имеет такой элемент? ( «а»).

- Правильно, написание этих букв мы сегодня повторим. Возьмите ручку и покатайте ее между каждым пальчиком. Ученые доказали, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой  гимнастики.

- Пропишите  буквы до конца строки чередуя.

3. Словарно- лексическая  работа.

- А сейчас отгадайте ребусы.

ИСПРАВНО . Как бы вы объяснили значение этого слова?

Владимир Даль дал вот такое описание этому слову: усердно, добросовестно, хорошо, без ошибок.

Запишите в тетрадь.

ДОСЛОВНО . Объясните, как понимаете это слово?

В словаре Ожегова оно означает:  слово в слово, совершенно точно.

Запишите рядом.                                                                                                                                             Чтобы проверить, как вы поняли значение этих слов, давайте устно составим  с ними предложения .

-Девочки составляют  со словом исправно, а мальчики- со словом дословно.( Старый телевизор работает исправно .Учитель дословно объяснил урок. )

- Всем спасибо. Молодцы!

- К  этим  словам  мы еще вернемся чуть позже.

4. Актуализация опорных знаний.

а) Индивидуальная  разноуровневая  работа по карточкам.( 3 человека)

б) Минутка теории.

- Слова какой части речи мы записали?

- А почему вы так считаете? Докажите.(Отвечают на вопрос как?)

- А сейчас расскажите все, что вы знаете о наречии.

- Для чего нужны наречия в нашей речи? (Делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной)

- Замечательные ответы. Спасибо.

5. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о наречиях? ( Нет, т.к. мы только начали с ними знакомиться).                                                                                                                                           -Прочитайте  слова:  Добела, заново, издавна, начисто, влево, снова.  

- Что можете сказать?  (Наречия)

- Как были образованы наречия?  (От прилагательных, с помощью приставки и суффикса).                                                                                                                                                            - Какие гласные написаны  на конце наречий? ( а и о)

- А почему в одних словах на конце а , а в других о? ( Не можете сказать)

- Все ли нам известно о правописании гласных на конце наречий?

- Как  будет  звучать тема  нашего урока?  (Правописание гласных на конце наречий)

-Какую цель поставим на урок? (Научиться  правильно  писать гласные а и о на конце наречий).

6. Совместное открытие новых знаний.

- У наречий много секретов,  давайте разгадаем один  из них.  Он поможет  вам избежать ошибок при письме.                                                                                                                                                                                                  

1.Вновь возвращаемся к нашим словам.

   Добела, заново, издавна, начисто, влево, снова.

- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти наречия?

- Что послужит основанием для распределения? (Гласные а и о)

- Запишите их в два столбика. ( Один ученик у доски).

Добела                                    Заново

Издавна                                  Начисто

Снова                                      Влево

- Выделите суффиксы.

- А теперь выделите в каждой группе слов приставки.

- Что вы заметили?

2. Работа в парах.

-  Понаблюдайте и сделайте вывод.(   В наречиях с приставками из (ис) , до ,с - пишется  суффикс  А, в наречиях с приставками  в, на, за – суффикс О.

-  Проверьте свои предположения по учебнику на с.68.

- Что можете сказать? ( Сделали правильный вывод).

-  Еще раз повторим, когда будем писать суффикс А, а когда суффикс О.

- А сейчас вернемся к наречиям, которые мы записали в начале урока.

- Выделим приставку и суффикс.

- Что можете сказать? (Написание не подчиняется правилу).

- Как вы думаете, что же это за слова? (Слова - исключения).

- Написание этих слов вы должны запомнить.

7. Применение знаний и способов действий.

1. Работа у доски. С. 68 упр.1 с комментированием.

- Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

Изредка, засветло, досыта, заново, запросто, начерно, вправо, снова.

2. Работа в группах.

1группа:  Вставьте нужный суффикс. Объясните его написание.                                                                                Вымыл дочиста, видел изредка, начнем сначала, свернёшь налево, выучил дословно.

2 группа. Составьте из слов предложения. Объясните  написание суффикса.

  1. построились , направо , и,  команды, налево.
  2. досуха, доску, вытирать, надо.

3 группа. Вставьте нужные по смыслу наречия. Объясните написание суффикса.

Рыбак рыбака видит издалека. Насильно мил не будешь. Сначала подумай, а потом делай.

Слова для справок: сначала, издалека, насильно.

- Кто из ребят был более активным в вашей группе?

- Кому нужно сказать спасибо за работу в группе?

- Кого вы хотели бы поблагодарить?

8. Физкультминутка.  

                                                                                                                                                          

9. Закрепление знаний и способов действий.

1. Самостоятельная работа.

Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.                                                    

      Слева было поле, справа – лес. Миша запросто решает сложные задачи. Мы вернулись домой уже затемно. Эта традиция ведётся издавна. Петя искоса взглянул на меня.

- На проверку сдадут 2 человека, а зачитывать будет…..

2. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте .

Самооценка.     Оцените свою работу.                                                                                                      Справился – зеленый сигнал,  у кого были сомнения - желтый ,  не всё получилось- красный.

     3. Фронтальная работа .Резерв.

- Вставь гласную в наречие.

10. Итог. Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

-Над какой темой работали ?

-Какое открытие сделали?

- Чему научились?

-Закончите предложения:

1.На уроке я работал…..

2.Своей работой на уроке я...

3.Урок для меня показался …

4.На  уроке  я научился…

5.Моё настроение…

Оценки за урок получают……

11. ДДЗ.

-  Обычно с праздника уходят с подарками  и вы не стали исключением, я дарю вам воздушные шарики, на которых написано домашнее задание.

С.68 выучить правило.

По выбору: с.69 упр.4 или с.70упр. 3.

- Дорогие ребята! Я благодарю вас за работу на уроке. Мне было с вами легко и спокойно.  Первый день  весны не радует нам солнышком, но ваши ответы сделали наш класс еще более  светлым и красивым, а мне подарили радость.                                                                                                                                                       Всем спасибо. Урок окончен. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Иванова С.В. комплекта учебно-методических пособий "Начальная школа 21 века"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...

Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...