Урок русского языка "Правописание парных согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рользинг Ольга Валентиновна

Данный материал урока расчитан на учеников 2 класса, в интересной форме вместе с Машей, дети повторяют правила правописания парных согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_parnyh_soglasnyh.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Правописание  парных  согласных»

 Педагогические цели: способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

 Планируемые результаты : (предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;
  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;
  • уметь находить причину успеха работы.

 Тип урока: урок закрепления знаний

  Основное содержание темы, понятия и термины:

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Оборудование: презентация, полоски с правилом

                     Сценарий урока

Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                    

Сегодня гости к нам пришли

И мы вам очень рады!

Трудиться вместе будем мы –

Не требуя награды.

-Повернитесь лицом к нашим гостям и поздоровайтесь. А теперь сядьте правильно, проверьте свою посадку. Откройте тетради , запишите число.

    Минутка чистописания  (Слайд 1)

Девизом нашего урока сегодня будут слова:

«Играя, мир я познаю:

Учусь, мечтаю и творю!»

Выпишите из девиза буквы гласных звуков: и а я и я о а ю у у е а ю и о ю

Проверка.

На следующую строку выпишите буквы гласных звуков, которые могут оказаться в слове в слабой позиции: и а я о е.

Проверка.

Вспомните, что нужно сделать, если гласный звук оказался в слабой позиции?(Проверить) Как? (правило). Всегда ли можно проверить безударный гласный? (Если проверить нельзя, то нужно проверять по словарю – это словарные слова).

Слайд 2. Запишите только букву безударного гласного.

Б . рёза, . рбуз, гор . д, з . вод, м. дведь, м . рковь, м. роз, т . традь.

(е, а, о, а, е, о, о, е) (1ученик работает у доски) Проверка.

Недавно, на уроке чтения нам встретилось выражение «мозговая атака» - что это? Сейчас мы тоже попробуем выдвинуть свои предположения.

Слайд 3. Фразеологизмы. Замените выражение одним словом:

  1. Зарубить на носу – запомнить. (записываем в тетрадь)

(Слово «нос» как выступающая часть тела или какого-либо предмета имеет еще одно значение: так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу». Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае если долг не возвращали, то, по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.)

Слайд 4.

  1. Водить за нос – обманывать.

(- эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».

Слайд 5.

        3) Витать в облаках – мечтать

(Фраза «витать в облаках» означает бесплодно мечтать, уходить от действительности.

Согласно представлений древних греков луна, солнце, звезды были укреплены на хрустальных полых шарах (сферах), которые вращались вокруг Земли. За самой дальней сферой находилось небо и облака, и там жили боги и духи. Простые люди могли только в мечтах оказаться там.

Слово «витать» означает жить, обитать. Поэтому выражение витать в облаках изначально означало – жить там, где боги. Когда мировоззрение людей о солнечной системе изменилось, это выражение стало означать «мечтать о чем-то несбыточном».)


Раздаётся звонок телефона.

-Письмо? Нам? Пришло на электронную почту? Спасибо.

Слайд 6.

-Ребята, нам пришло письмо. Мы с вами ещё ни разу не получали писем! Интересно? Давайте посмотрим.

Слайд 7. Здравствуйте, ребята!

Я очень хочу с вами подружиться. Мне известно. Что вы весёлые, умные и очень любознательные. Пока мы познакомимся заочно. Я расскажу о своей жизни и о своих друзьях.

- Письмо без подписи, интересно от кого оно? Как это заочно?

Может дальше мы узнаем кто автор письма, давайте попробуем перейти по стрелке.

Слайд 8. Я очень люблю загатки!  А вы?  (По – моему наш неизвестный друг допустил ошибку!) Запишите это слово с проверочным и подчеркните орфограмму.

Слайд 9.Проверка.

Ошибку мы исправили, но  пока так и не узнали кто же это.

Слайд 10. Отгадайте, кто я! Найдите в каждой строке лишнее слово.

речка, Москва, птичка, аптечка, страничка     ( Москва)

яблоня, вишня, астра, слива, груша    (астра)

ужи,  жизнь, ежи, моржи,  шина        (шина)

рыба, рыбный, рыбак, рыбёшка, аквариум   (аквариум)

У лишних слов запишите только первые буквы  (Маша)

Слайд 11. А вот и я! Под музыку появляется Маша.

-Это же Маша! С Машей не соскучишься. Наверное,  нас ожидает интересное знакомство. Вы готовы?

Слайд 12. Немного о себе:

Рядом с моим домом находится лез. Под моим окном растёт сат. Каждое утро мимо дома проходит поезт.

-Ой, ребята, по – моему нашей Маше срочно нужна  помощь.

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Надо всем нам повторить

И  нашей Маше объяснить.

  На какую тему Маша допускает ошибки? (Буквы парных согласных звуков) И мы сегодня будем не только знакомиться с Машей, но и помогать ей с орфографией. А заодно и сами повторим. Как звучит наша тема?

На доске открывается заголовок.

 Чтобы помочь Маше, нам самим надо хорошо это знать. Расскажите правило проверки. (Правило) Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными.

Слайд 13. Проверка

Слайд 14. В лесу у меня много друзей. Вы их знаете? Кого из них  нет в нашем лесу?  (тигр) А кто из них лишний? ( Кот) Почему?

(картинки животных) Запишите первые буквы из названий животных. Что это за буквы? (Буквы парных согласных звуков) Расположите их парами.

(1 ученик работает у доски)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Что происходит со звонкими согласными, когда они стоят в слабой позиции?  ( Оглушение) Поэтому их нужно проверять.

Слайд 15. Физминутка.

Слайд 16. Однажды я нашла в лесу избужку, в ней живёт медветь! Это мой самый лучший друк!  Кто поможет? (записываем)

Слайд 17. Проверка.

Слайд 18. Вот он какой! (появляется под музыку Мишка)

Слайд 19. Я тоже хожу в школу. Сегодня я узнала:  чтобы проверить парный согласный, надо изменить форму слова. Вот так я выполнила задание:

Скаска – скаски

Кожка – кожки

Ведка – ведки

Лотка – лотки

Книшка – книшки

Ух, я такая умная! Наверное, будет пятёрка! Вот Мишка обрадуется!

- Вы согласны, ребята? Мишка будет огорчён. А как бы вы объяснили Маше её ошибки? (Если парный согласный стоит в середине слова, то надо подобрать однокоренное слово). Устно все вместе подбираем проверочные слова. Запишите самостоятельно  правильно эти пары.

Слайд 20. Проверка.

Слайд 12. Я сегодня Мишке предложила соревнование: кто из нас правильно вставит пропущенные буквы. Хотите попробовать?

Для девочек                                 Для мальчиков

Сапо. ки        доро.ка

Шу.ка        горо.

Ша.ка        ло.ка

Серё.ки        моро.

Ю.ка                                                  арбу .

Брасле.                                              кру . ка

                                                                                     

          (Взаимопроверка парами)

Слайд 22. Проверка.

- Ребята, мы сегодня  вместе с Машей повторяли правила проверки парных согласных звуков. Мы его знаем, но гораздо интереснее будет звучать это правило в стихах. У каждого на столе лежат полоски со строчками правила, расположите их в таком порядке, чтобы смысл не исказился, и рифма осталась. (строки у всех разные)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

 Слово смело изменяй -

Рядом гласный подставляй!

К парному согласному

Мы подставим гласную.

И загадка решена,

Что за буква здесь нужна.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Смело слово изменяй:

Зуб на зубы, лед- на льды,

Будешь грамотным и ты.

(Каждому ряду даётся своё стихотворение.)

Кто быстрее справится с работой?

С Машей мы немного познакомились, ну а теперь расскажите о себе.  Дома у вас было творческое задание – охарактеризовать себя словами , начинающимися с одной буквы. (Я – умный, уникальный, улыбчивый…)

Д/з: составить рассказ про Машу, включив в него слова с парными согласными.

Слайд 23. Рефлексия:   Сегодня  вместе с Машей

Я вспомнил

Я  узнал

Я научился

Слайд 24.  с Машей  До новых встреч, ребята!

        

  Разработала

        учитель начальных классов

        МБОУ СОШ № 45

        Рользинг О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"

Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...

урок русского языка "Парные согласные"

урок русского языка по теме "Парные согласные" с применением ИКТ...

Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

Урок русского языка "Парные согласные"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Парные согласные"...

Урок русского языка "Парные согласные.Дифференциация д-т"

Урок русского языка во 2 классе коррекционной школы....

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....