Урок русского языка "Правописание парных согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный материал урока расчитан на учеников 2 класса, в интересной форме вместе с Машей, дети повторяют правила правописания парных согласных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_parnyh_soglasnyh.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание парных согласных»
Педагогические цели: способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Планируемые результаты : (предметные)
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок закрепления знаний
Основное содержание темы, понятия и термины:
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме.
Оборудование: презентация, полоски с правилом
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня гости к нам пришли
И мы вам очень рады!
Трудиться вместе будем мы –
Не требуя награды.
-Повернитесь лицом к нашим гостям и поздоровайтесь. А теперь сядьте правильно, проверьте свою посадку. Откройте тетради , запишите число.
Минутка чистописания (Слайд 1)
Девизом нашего урока сегодня будут слова:
«Играя, мир я познаю:
Учусь, мечтаю и творю!»
Выпишите из девиза буквы гласных звуков: и а я и я о а ю у у е а ю и о ю
Проверка.
На следующую строку выпишите буквы гласных звуков, которые могут оказаться в слове в слабой позиции: и а я о е.
Проверка.
Вспомните, что нужно сделать, если гласный звук оказался в слабой позиции?(Проверить) Как? (правило). Всегда ли можно проверить безударный гласный? (Если проверить нельзя, то нужно проверять по словарю – это словарные слова).
Слайд 2. Запишите только букву безударного гласного.
Б . рёза, . рбуз, гор . д, з . вод, м. дведь, м . рковь, м. роз, т . традь.
(е, а, о, а, е, о, о, е) (1ученик работает у доски) Проверка.
Недавно, на уроке чтения нам встретилось выражение «мозговая атака» - что это? Сейчас мы тоже попробуем выдвинуть свои предположения.
Слайд 3. Фразеологизмы. Замените выражение одним словом:
- Зарубить на носу – запомнить. (записываем в тетрадь)
(Слово «нос» как выступающая часть тела или какого-либо предмета имеет еще одно значение: так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу». Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае если долг не возвращали, то, по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.)
Слайд 4.
- Водить за нос – обманывать.
(- эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».
Слайд 5.
3) Витать в облаках – мечтать
(Фраза «витать в облаках» означает бесплодно мечтать, уходить от действительности.
Согласно представлений древних греков луна, солнце, звезды были укреплены на хрустальных полых шарах (сферах), которые вращались вокруг Земли. За самой дальней сферой находилось небо и облака, и там жили боги и духи. Простые люди могли только в мечтах оказаться там.
Слово «витать» означает жить, обитать. Поэтому выражение витать в облаках изначально означало – жить там, где боги. Когда мировоззрение людей о солнечной системе изменилось, это выражение стало означать «мечтать о чем-то несбыточном».)
Раздаётся звонок телефона.
-Письмо? Нам? Пришло на электронную почту? Спасибо.
Слайд 6.
-Ребята, нам пришло письмо. Мы с вами ещё ни разу не получали писем! Интересно? Давайте посмотрим.
Слайд 7. Здравствуйте, ребята!
Я очень хочу с вами подружиться. Мне известно. Что вы весёлые, умные и очень любознательные. Пока мы познакомимся заочно. Я расскажу о своей жизни и о своих друзьях.
- Письмо без подписи, интересно от кого оно? Как это заочно?
Может дальше мы узнаем кто автор письма, давайте попробуем перейти по стрелке.
Слайд 8. Я очень люблю загатки! А вы? (По – моему наш неизвестный друг допустил ошибку!) Запишите это слово с проверочным и подчеркните орфограмму.
Слайд 9.Проверка.
Ошибку мы исправили, но пока так и не узнали кто же это.
Слайд 10. Отгадайте, кто я! Найдите в каждой строке лишнее слово.
речка, Москва, птичка, аптечка, страничка ( Москва)
яблоня, вишня, астра, слива, груша (астра)
ужи, жизнь, ежи, моржи, шина (шина)
рыба, рыбный, рыбак, рыбёшка, аквариум (аквариум)
У лишних слов запишите только первые буквы (Маша)
Слайд 11. А вот и я! Под музыку появляется Маша.
-Это же Маша! С Машей не соскучишься. Наверное, нас ожидает интересное знакомство. Вы готовы?
Слайд 12. Немного о себе:
Рядом с моим домом находится лез. Под моим окном растёт сат. Каждое утро мимо дома проходит поезт.
-Ой, ребята, по – моему нашей Маше срочно нужна помощь.
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Надо всем нам повторить
И нашей Маше объяснить.
На какую тему Маша допускает ошибки? (Буквы парных согласных звуков) И мы сегодня будем не только знакомиться с Машей, но и помогать ей с орфографией. А заодно и сами повторим. Как звучит наша тема?
На доске открывается заголовок.
Чтобы помочь Маше, нам самим надо хорошо это знать. Расскажите правило проверки. (Правило) Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными.
Слайд 13. Проверка
Слайд 14. В лесу у меня много друзей. Вы их знаете? Кого из них нет в нашем лесу? (тигр) А кто из них лишний? ( Кот) Почему?
(картинки животных) Запишите первые буквы из названий животных. Что это за буквы? (Буквы парных согласных звуков) Расположите их парами.
(1 ученик работает у доски)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Что происходит со звонкими согласными, когда они стоят в слабой позиции? ( Оглушение) Поэтому их нужно проверять.
Слайд 15. Физминутка.
Слайд 16. Однажды я нашла в лесу избужку, в ней живёт медветь! Это мой самый лучший друк! Кто поможет? (записываем)
Слайд 17. Проверка.
Слайд 18. Вот он какой! (появляется под музыку Мишка)
Слайд 19. Я тоже хожу в школу. Сегодня я узнала: чтобы проверить парный согласный, надо изменить форму слова. Вот так я выполнила задание:
Скаска – скаски
Кожка – кожки
Ведка – ведки
Лотка – лотки
Книшка – книшки
Ух, я такая умная! Наверное, будет пятёрка! Вот Мишка обрадуется!
- Вы согласны, ребята? Мишка будет огорчён. А как бы вы объяснили Маше её ошибки? (Если парный согласный стоит в середине слова, то надо подобрать однокоренное слово). Устно все вместе подбираем проверочные слова. Запишите самостоятельно правильно эти пары.
Слайд 20. Проверка.
Слайд 12. Я сегодня Мишке предложила соревнование: кто из нас правильно вставит пропущенные буквы. Хотите попробовать?
Для девочек Для мальчиков
Сапо. ки доро.ка
Шу.ка горо.
Ша.ка ло.ка
Серё.ки моро.
Ю.ка арбу .
Брасле. кру . ка
(Взаимопроверка парами)
Слайд 22. Проверка.
- Ребята, мы сегодня вместе с Машей повторяли правила проверки парных согласных звуков. Мы его знаем, но гораздо интереснее будет звучать это правило в стихах. У каждого на столе лежат полоски со строчками правила, расположите их в таком порядке, чтобы смысл не исказился, и рифма осталась. (строки у всех разные)
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Слово смело изменяй -
Рядом гласный подставляй!
К парному согласному
Мы подставим гласную.
И загадка решена,
Что за буква здесь нужна.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Смело слово изменяй:
Зуб на зубы, лед- на льды,
Будешь грамотным и ты.
(Каждому ряду даётся своё стихотворение.)
Кто быстрее справится с работой?
С Машей мы немного познакомились, ну а теперь расскажите о себе. Дома у вас было творческое задание – охарактеризовать себя словами , начинающимися с одной буквы. (Я – умный, уникальный, улыбчивый…)
Д/з: составить рассказ про Машу, включив в него слова с парными согласными.
Слайд 23. Рефлексия: Сегодня вместе с Машей
Я вспомнил
Я узнал
Я научился
Слайд 24. с Машей До новых встреч, ребята!
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
Рользинг О. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. ...
Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"
Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...
урок русского языка "Парные согласные"
урок русского языка по теме "Парные согласные" с применением ИКТ...
Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс
Цель и задачи урока:- Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать способы проверки парных согласных на конце слов, правильны...
Урок русского языка "Парные согласные"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Парные согласные"...
Урок русского языка "Парные согласные.Дифференциация д-т"
Урок русского языка во 2 классе коррекционной школы....
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....