Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 95.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ХОР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РВЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «___» _______ 20__г. № ___ Руководитель МО _______ /М.А.Назарова/ | Согласовано Зам. директора по УВР ___________ Ю.В.Гордеева | РАССМОТРЕНО Директор школы ___________ Е.Е.Шипикова Приказ от «___»________20___№___ |
Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
Программа разработана на основе Примерной программы
в соответствии ФГОС НОО
на период 2016 – 2017 учебный год
Программу разработали
учителя начальных классов:
Т.В.Кайтанова
Аннотация.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; примерной программы по русскому языку на основе программы Л В. Занкова; авторской программы Н.В.Нечаевой; с учетом межпредметных и внутрипредметных связей; направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному,физическому развитию и социализации учащихся.
Цели программы:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся
представлений о языке как составляющей целостной научной картины
мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного
языка.
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Задачи:
развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «Чувства языка»;
освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1.Учебник «Русский язык» Н.В. Нечаева, С.Г.Яковлева. Издательский дом «Фёдоров», 2014
2.Печатная тетрадь № 1,. №2, №3, №4
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008;
2.Контрольные работы по системе Л.В.Занкова.\Сост. С.Г.Яковлева.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014.
3.Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
2. Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», «1 сентября».
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова. – Режим доступа: http://sankov.ru
- .- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september/ru
- Авторские презентации Power Point к урокам и ученические презентации проектов.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели )
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), учебного плана, планируемых результатов, примерной программы и авторской программы Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013.- С.22 – 56).
Реализация рабочей программы позволит:
- научиться осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
- получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения, речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике.
Новая информационная эпоха требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопление). Такое понимание языка соответствует и требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Задача курса состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, но и в создании условий для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка. А это возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.
Цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.
Социокультурная цель предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.
Структурирование учебного материала позволяет:
- устанавливать всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью его выражения;
- раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям;
- постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми оперирует ученик;
- рассматривать одно и то же языковое явление с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа.
Многоаспектность анализа языкового материала создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Важно единство освоения всех линий: развития речи с изучением системы языка, освоением орфографической и пунктуационной грамотности. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.
Ценностные ориентиры содержания учебного материала
1. Развитие речи:
Устная речь:
- практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях;
- практическое овладение диалогической формой речи, выражение
собственного мнения, его аргументация;
- практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи;
- речь – отражение культуры и развития человека;
- соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь:
- текст – результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица;
- признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и
законченность, типы текстов;
- комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста;
- выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного;
- определение основной мысли текста, план текста;
- подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица;
- опыт самостоятельного составления текста, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыв об услышанном;
- репродуктивные и творческие сочинения;
- работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом;
- исследовательская работа.
2. Фонетика и орфография:
- актуализация фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания и орфоэпии;
- расширение представлений об исторических чередованияхгласных и согласных в корне слова;
- ударение, произношение звуков и сочетаний звуков всоответствии с
нормами современного русского литературного языка;
- формирование орфографических зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове;
- применение правил правописания;
- практическое ознакомление с написанием приставок на –з и –с.
3. Морфемика и словообразование:
- овладение понятием «родственные слова»;
- различение однокоренных слов и синонимов и слов с омонимичными
корнями;
- образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок,
сложение основ.
4. Морфология и лексика:
- части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные;
- имя существительное;
- имя прилагательное;
- местоимение;
- глагол;
- наречие;
- предлог;
- союзы и, а, но, их роль в речи;
- понимание слова как единства звучания, значения и грамматических
признаков;
- работа со справочниками в учебнике.
5. Синтаксис:
- различение предложений, словосочетаний, слова;
- нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
- предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов;
- нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
- ознакомление с обращениями;
наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от
использованных грамматических средств.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности /не успешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
– устанавливать аналогии
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия.
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
– оформлять результаты исследовательской работы.
Система языка (Фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные-непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные–непарные звонкие и глухие;
– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического
(звукобуквенного) разбора слов;
– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
– совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
– находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения;
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– применять правила правописания:
- раздельное написание слов;
_ сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;
_ сочетания чк_чн, чт, щн, рщ;
_ перенос слов;
_ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
_ проверяемые безударные гласные в корне слова;
_парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
_ непроизносимые согласные;
_ непроверяемые гласные и согласные в корне
слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
_ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
_ разделительные ь и ъ;
_ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
_ безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий,
_ья, _ье, _ия, _ов, _ин);
_ безударные окончания имен прилагательных;
_ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
_ не с глаголами;
_ ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
_ ь в глаголах в сочетании _ться;
_ безударные личные окончания глаголов;
_ раздельное написание предлогов с другими словами;
_ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
_ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
в учебнике);
– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
применять правила правописания:
_ приставки на з_ и с_;
_ гласные в суффиксах _ик, _ек;
_ о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
_ и, ы после ц в разных частях слова;
_ соединительные гласные о, е в сложных словах;
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь,
– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
.
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания урока | Дата по плану | Дата по факту |
1четверть | |||||
Что нужно для общения. (15 часов) | |||||
1 | Соответствие средств устного общения речевой ситуации. №1-4 | 1 | Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка | 01.09 | |
2 | Составление текста телеграммы .№5-9 | 1 | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова. Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов | 02.09 | |
3 | Стиль, тип и тема текста. №10-15 | 1 | Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетания: сущ. + прилаг., сущ. + сущ., гл. + сущ. Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных. Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм . Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. | 03.09 | |
4 | Заголовок и основная мысль текста. №16-20 | 1 | Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного; однородные члены. | 04.09 | |
5 | Работа со словарем и словарной статьей. №21-24 | 1 | Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова. Литературные нормы и разговорный язык. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решение орфографических задач. Связь: род им. сущ. и род местоимения, на него указывающего.Словосочетание гл. + мест. | 07.09 | |
6 | Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка. №25-28 | 1 | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа». Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те- мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения. Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих | 08.09 | |
7 | Входная контрольная работа (диктант) | 1 | Диагностика логопедических и грамматических проблем. | 09.09 | |
8 | Работа над ошибками. Обобщение знаний и их систематизация по темам русского языка. Стр. 20-21 | 1 | Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка. Решение орфографических задач: Правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова. Лексическая работа: эпитеты, их роль | 10.09 | |
9 | Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании. №32-35 | 1 | Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор | 11.09 | |
10 | Роль Ь и Ъ. Словарный диктант. №36-40 | 1 | Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин.Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова | 14.09 | |
11 | Правописание безударных окончаний имен существительных.№41-49 | 1 | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач. | 15.09 | |
12 | Проверочная работа по теме «Систематизация орфограмм» | 1 | Контроль знаний учащихся после обобщения и систематизации орфограмм, изученных в 1 – 3 классах | 16.09 | |
13 | Работа над ошибками. Синонимы, стилистические синонимы. №50-54 | 1 | Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного | 17.09 | |
14 | Определение лексического значения слова. №55-57 | 1 | Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154–155) | 18.09 | |
15 | Фразеологизмы, их роль в языке. №58-59 | 1 | Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей. Анализ высказываний. Решение орфографических задач | 21.09 | |
Обращение-9ч. | |||||
16 | Выделение обращения в устной и письменной речи. №60-62 | 1 | Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова | 22.09 | |
17 | Выделение обращения в устной и письменной речи. №63-65 | 1 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Работа со справочным материалом (с. 39). Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: грамматические признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова | 23.09 | |
18 | Выделение обращения в устной и письменной речи. №67-68 | 1 1. | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса - ек-. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей | 24.09 | |
19 | Изложение на основе зрительного восприятия… | 1 | 25.09 | ||
20 | Средства устного общения. №69-74 | 1 | Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту, в учебной ситцуации. Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие.Грамматическая связь: гл. + мест. Решение орфографических задач | 28.09 | |
21 | Средства устного общения. Тест. №75-81 | 1 | Проверка упр. 74. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл + мест. Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов) | 29.09 | |
22 | Виды обращения в зависимости от адресата и места общения. №82-84 | 1 | Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки. Решение орфографических задач: словарные слова | 30.09 | |
23 | Обращение, состоящее из нескольких слов. №85-87 | 1 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: словосочетание, грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных. | 01.10 | |
24 | Обращение, состоящее из нескольких слов. №87(б,в)-89 | 1 | Решение орфографических задач. Орфоэпические нормы. Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определение значения слова, синонимы и многозначность слова. На основе текста о Серове составление самостоятельного письменного текста | 02.10 | |
25 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение .№90-92 | 1 | Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь. Исторические чередования звуков (букв) в слове | 05.10 | |
26 | Контрольная работа по теме «Обращение» | 1 | Контроль знаний по изученной теме. | 06.10 | |
Части речи (3ч.) | |||||
27 | Работа над ошибками. Части речи: самостоятельные и служебные.№93-94 | 1 | Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин- формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова | 07.10 | |
28 | Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи. №95-99 | 1 | Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц).Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ. | 08.10 | |
29 | Части речи и их грамматические признаки. Словарный диктант.№100-102 | 1 | Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач | 09.10 | |
Склонение имён существительных в форме единственного числа.(12часов) | |||||
30 | Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.№103-106 | 1 | Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных 1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. Лексическая работа | 12.10 | |
31 | Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже.№107-110 | 1 | Окончания существительных 3 склонения в Т.п. Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Работа с репродукцией картины. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. | 13.10 | |
32 | Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже.№111-112 | 1 | Однокоренные слова и части речи. Согласование существительного и прилагательного. Правописание безударных окончаний прилагательного | 14.10 | |
33 | Контрольное списывание. | 1 | Контроль умения работать с текстом | 15.10 | |
34 | Правописание окончаний существительных.№113-117 | 1 | Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач | 16.10 | |
35 | Согласование существительного и прилагательного.№118-123 | 1 | Склонение существительных 1, 2 и 3 скл. Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». Окончание как грамматический показатель. Актуализация знаний: обращение | 19.10 | |
36 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | Контроль знаний учащихся. | 20.10 | |
37 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных. №124-126 | 1 | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: синонимы, эпитеты | 21.10 | |
38 | Правописание окончаний имен существительных.№127-131 | 1 | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. | 22.10 | |
39 | Правописание окончаний имен существительных. №132-135 | 1 | Текст: стиль, тип, тема, структурные части, главная мысль. Решение орфографических задач. Актуализация знаний: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных | 23.10 | |
40 | Правописание окончаний имен существительных. №136-140 | 1 | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Работа с диаграмма- ми. Краткое изложение текста. Сравнение падежных форм в научном и художественном текстах. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежа | 26.10 | |
41 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | 1 | Контроль знаний по изученной теме | 27.10 | |
42 | Сочинение по картине………. | 28.10 | |||
Склонение имён существительных в форме множественного числа (8часов) | |||||
1 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. №141-143 | 1 | Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения. Обобщение знаний: составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч. Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне. Работа с репродукциями картин. Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин | 29.10 | |
2 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. №144-147 | 1 | Продолжение темы. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний: обращение, знаки препинания при обращении. Решение орфографических задач. Морфологический разбор имени существительного. Лексическая работа: определение отношения к чему-либо. | 30.10 | |
3 | 2 четверть Окончание как грамматический показатель.№148-150 | 1 | Окончание как грамматический показатель (проверка домашнего задания). Р.п. множественного числа существительных | 09.11 | |
4 | Окончание как грамматический показатель. Тест. №151-154 | 1 | Продолжение темы. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы, многозначность слова. Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе». Средства устного общения: инсценирование | 10.11 | |
5 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. №155-157 | 1 | Проверка домашнего задания. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Словообразование. Т.п. множественного числа существительного. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции. | 11.11 | |
6 | Склонение имён существительных в форме множественного числа.№158-160 | 1 | Лексическая работа: подбор определений к слову «характер», «поза». Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного | 12.11 | |
7 | Обобщение знаний. Стр.93-95 | 1 | «Проверь себя!» Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных» | 13.11 | |
8 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» | 1 | Контроль знаний по изученной теме. | 16.11 | |
Склонение имён прилагательных (14часов) | |||||
9 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. №161-164 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: тема, абзац, тема абзаца | 17.11 | |
10 | Образование имён прилагательных.№165-170 | 1 | Проверка домашнего задания. Образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, разбор предложений; фонетический анализ слова. Сложное предложение, роль в предложении личного местоимения в косвенной форме. Решение орфографических задач: удвоенные согласные, безударные гласные. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке | 18.11 | |
11 | Правописание падежных окончаний прилагательных.№171-174 | 1 | Проверка домашнего задания. Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежн. оконч. прилаг. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова. Морфологический разбор прилаг. Окончание как грамматический показатель. Решение орфографических задач: словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи | 19.11 | |
12 | Роль прилагательных в речи.№175-176 | 1 | Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: однокоренные слова, части речи, их разбор. Связь личного местоимения с существительным, на которое оно указывает. Правописание безударных окончаний прилагательного. Работа с текстом: эссе (размышление), написание эссе на основе данного текста и собственной информированности | 20.11 | |
13 | Роль прилагательных в речи. Словарный диктант. №177-182 | 1 | Актуализация знаний: алфавит, разбор по составу, способы словообразования. Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилаг. И сущ. в предложении. | 23.11 | |
14 | Особенности склонения имен прилагательных. №183-188 | 1 | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м. и ср. рода. | 24.11 | |
15 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№189-193 | 1 | Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода, В.п., Т.п. женского рода.). Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле. Роль прилагательных в речи. Текст-повествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения | 25.11 | |
16 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Тест. №194-197 | 1 | Продолжение темы. Работа с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составление научного описания на основе проанализированных текстов. Употребление числительных «оба» и «обе». Словарные слова. Актуализация знаний: решение орфографических задач (непроизносимые согласные, словарные слова); алфавит | 26.11 | |
17 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№198-201 | 1 | Продолжение темы. Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова. о–е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных | 27.11 | |
18 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№202-207 | 1 | о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы, лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание; обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы | 30.11 | |
19 | Контрольное списывание. | 1 | Контроль знаний по изученным темам | 01.12 | |
20 | Знаки препинания как средство художественной выразительности. №208-213 | 1 | Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов | ||
21 | Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных»№124-125 | 1 | Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных» | 02.12 | |
22 | Контрольная работа по теме «склонение имён прилагательных» | 1 | Контроль знаний по изученным темам | 03.12 | |
Местоимение (2часа) | |||||
23 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.№215-217 | 1 | Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте | 04.12 | |
24 | Роль местоимений в речи. №218-220 | 1 | Работа с текстом: восстановление деформированного текста. Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом | 07.12 | |
Личные местоимения (6часов) | |||||
25 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. | 1 | Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает | 0812 | |
26 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. №222-225 | 1 | Продолжение темы. Обсуждение домашнего задания. Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официально-делового стиля. Заполнение анкеты. Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени | 09.12 | |
27 | Синтаксическая роль личных местоимений. №231-234 | 1 | Лексическая работа: синонимы. Работа с репродукцией картины. Употребления местоимений в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные с употреблением местоимений | 10.12 | |
28 | Изложение на основе слухового восприятия….. | 1. | 11.12 | ||
29 | Грамматические признаки личных местоимений. №235-237 | 1 | Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений. | 14.12 | |
30 | Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного. №238-241 | 1 | Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления частей речи в тексте-описании и в тексте-повествовании. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола | 15.12 | |
31 | Контрольная работа по теме «Личные местоимения» | 1 | Контроль знаний по изученной теме | 16.12 | |
Склонение личных местоимений (8часов) | |||||
32 | Работа над ошибками. Склонение личных местоимений.№242-244 | 1 | Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные со склонением личных местоимений | 17.12 | |
33 | Правописание предлогов с личными местоимениями.№245-247 | 1 | Работа с репродукциями. Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы Н у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы | 18.12 | |
34 | Правописание предлогов с личными местоимениями.№248-252 | 1 | Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личн. местоимений | 21.12 | |
35 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. Словарный диктант.№253-257 | 1 | Продолжение темы. Решение орфографических задач (составление таблицы). Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место имением. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика | 22.12 | |
36 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | Контроль знаний за 1 полугодие. | 23.12 | |
37 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. | 1 | Контроль знаний за 1 полугодие. | 24.12 | |
39 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями.№258-260 | 1 | Решение орфографических задач. Работа с текстом: преобразование текста в связи с за- меной лица рассказчика. Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений. | 25.12 | |
40 | 3 четверть Склонение личных местоимений. Обобщение.стр.152-153 | 1 | Обобщение знаний по теме. Проверь себя. Работа с текстом инструкции | 11.01 | |
41 | Р/р Изложение на основе слухового восприятия…. | 1 | 12.01 | ||
Грамматические признаки глагола (21 час) | |||||
1 | Неопределенная форма глагола. С.3-5 | 1 | Представление о неопределенной форме глагола т её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола. | 13.01 | |
2 | Вид глагола.с.5-8 | 1 | Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи. | 14.01 | |
3 | Совершенный и несовершенный вид глагола.с.9-11 | 1 | Вид – как постоянный признак. Законченное и незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость времени и вида глаголов. | 15.01 | |
4 | Простое и составное сказуемое. Словарный диктант.с.12-15 | 1 | Алгоритм определения вида глагола. Этапы проведения исследования на примере из упражнения 277. Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов. Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы. | 18.01 | |
5 | Совершенный и несовершенный вид глагола. С.16-19 | 1 | Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах). Способы образования слов. Основная мысль текста. Работа корректора. | 19.01 | |
6 | Правописание глагольных суффиксов.с.19-20 | 1 | Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного и несовершенного видов. | 20.01 | |
7 | Контрольная работа по теме «неопределенная форма глагола. Вид глагола». | 1 | Контроль знаний по изученной теме. | 21.01 | |
8 | Работа над ошибками. Прошедшее время глагола. С.21-23 | 1 | Глаголы – антонимы. Разбор по составу глаголов. Простое предложение с однородными членами. Сравнение грамматических признаков подлежащего и сказуемого. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами. | 22.01 | |
9 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. с.23-26 | 1 | Алгоритм определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. Схема предложения. Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно». Стили текста. Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола. Глаголы – синонимы. | 25.01 | |
10 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. Тест. С.27-29 | 1 | Редкие формы глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-) Глаголы – синонимы. Группировка глаголов по форме времени. Правописание Ь в глаголах с возвратным значением и в неопределенной форме ( -тся, -ться) | 26.01 | |
11 | Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся. С.30-32 | 1 | Правило написания Ь в глаголах на –тся и –ться. Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренныйе слова. Инсценирование речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух. | 27.01 | |
12 | Правописание глаголов на –ться и –тся.с.33-34 | 1 | Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Составление словосочетаний. Грамматические признаки существительных и глаголов. Работа по репродукциям. Слова из рубрики «Запомни» | 28.01 | |
13 | Правописание глаголов на –ться и –тся. С.35-36 | 1 | Восстановление сказки. Справочник эпитетов. Неопределенная форма глагола. Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных. Прилагательных и глаголов. | 29.01 | |
14 | Контрольная работа по теме «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся». | 1 | Контроль знаний по изученным темам. | 01.02 | |
15 | Работа над ошибками. Лицо глагола. С.37-39 | 1 | Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков. Роль окончаний. Восстановление предложений. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов. | 02.02 | |
16 | Личные окончания глаголов. С.40-42 | 1 | Грамматические признаки глагола. Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст. Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи. | 03.02 | |
17 | Личные окончания глаголов. Тест. С.42-45 | 1 | Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов. Определение грамматических признаков глаголов. Теме текста. Составление плана текста. Выборочное изложение. Работа с репродукциями. Орфограммы гласных и согласных. | 04.02 | |
18 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. С.46-48 | 1 | Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание Ь после шипящих у существительных 3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Тема текста. Абзац. Части текста. План текста. Слова с удвоенной согласной. | 05.02 | |
19 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. С.49-52 | 1 | Текст – рассуждение. Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола. Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов. Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов. | 08.02 | |
20 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. С.52-53 | 1 | Составление словосочетания с глаголами. Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте., объясняющие написание или отсутствие Ь. Характеристика предложения по цели высказывания. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов. | 0902 | |
21 | Контрольная работа по теме «Лицо глагола» | 1 | Контроль знаний по изученным темам. | 10.02 | |
Спряжение глагола (9 часов) | |||||
22 | Работа над ошибками. Спряжение глагола.с.54-55 | 1 | Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов. Таблица спряжений глаголов. Таблица окончаний глаголов. | 11.02 | |
23 | Спряжение глагола. Ударное окончание.с.56-59 | 1 | Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола. Развитие речи – инсценирование речевой ситуации.. разбор слов по составу. Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь) | 12.02 | |
24 | Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием.с.59-62 | 1 | Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Звуко-буквенный анализ слов. Словарь. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Инсценирование диалогов с последующим придумыванием продолжения диалога. Глаголы – исключения. | 15.02 | |
25 | Сочинение по картине… | 1 | 16.02 | ||
26 | Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. с.62-65 | 1 | Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения. Рифмовки для их запоминания. Восстановление начала текста. Продолжение рассказа. | 17.02 | |
27 | Словарный диктант. Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа с.66-68 | 1 | Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов. Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа. Работа с репродукциями картин. | 18.02 | |
28 | Определение спряжения родственных глаголов.с.68-70 | 1 | Ударение. Определение вида и спряжения глаголов. Определение спряжения родственных глаголов. Фразеологизмы. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы. | 19.02 | |
29 | Алгоритм определения спряжения глагола.с.70-72 | 1 | Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола. Пословицы. | 22.02 | |
30 | Обобщение по теме «Спряжение глагола» с.72-73 | 1 | Задания «Проверь себя» | 24.02 | |
31 | Контрольная работа по теме «Спряжения глаголов». Диктант. | 1 | Контроль знаний по изученным темам. | 25.02 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 часов) | |||||
32 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа. С.74-76 | 1 | Сравнение текстов по стилю. Слова-синонимы. Разбор по составу сложных слов. Составление предложений. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Прилагательные в роли определений. Глаголы – исключения. Составление таблицы орфограмм. Разбор по членам предложений. | 26.02 | |
33 | Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного числа. С.76-79 | 1 | Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов. Составление словосочетаний. Небылица. Слова-синонимы. Работа с репродукциями картин. | 29.02 | |
34 | Правописание безударных личных окончаний глаголов С.79-82 | 1 | Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний. Грамматические признаки существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | 01.03 | |
35 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тест.с.83-84 | 1 | Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов. Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение. | 02.03 | |
36 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Обобщение.с.84-85 | 1 | Задания «Проверь себя» | 04.03 | |
37 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. С86-88 | 1 | Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование речевой ситуации. Определение спряжения глагола. Составление словосочетаний с глаголами. Отрывок газетной статьи. Личные окончания глаголов. Составление текста для газетной статьи. | 07.03 | |
38 | Правописание безударных личных окончаний глаголов С.88-89 | 1 | Лексическое значение слов. Статья как жанр. Афоризмы. | 09.03 | |
39 | Контрольная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» диктант. | 1 | Контроль знаний по изученной теме. | 10.03 | |
Сложное предложение (12 часов) | |||||
40 | Работа над ошибками. Сложное предложение. с.92-95 | 1 | Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений. Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации. Роль союзов и, но в сложном предложении. | 11.03 | |
41 | Определение грамматической основы сложного предложения.с.95-98 | 1 | Роль знаков препинания в предложении. Составление сложных предложений. Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова. Работа с репродукциями картин. Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения. | 14.03 | |
42 | Запятая в сложном предложении. С.98-101 | 1 | Определение спряжения глаголов. Падежные окончания существительных. Восстановление текста. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы. Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение. Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы. | 15.03 | |
43 | Определение грамматической основы сложного предложения. С.101-103 | 1 | Удвоенная согласная в слове. Разбор по членам сложных предложений. Определение средств связи в предложении. Составление устного текста-рассуждения. Спряжение глаголов. Классификация предложений. Фонетический разбор слов. Многозначные слова. | 16.03 | |
44 | Словарный диктант. Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами. С.103-105 | 1 | Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений. | 17.03 | |
45 | Сложное предложение. Обобщение.с.105-106 | 1 | Задания «Проверь себя» | 18.03 | |
46 | 1 | Контроль знаний по изученной теме. | |||
Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Диктант | |||||
47 | Работа над ошибками. №440-441 | 1 | Постановка запятых в сложных предложениях. Слова – синонимы. Образование глаголов от существительных. | 21.03 | |
48 | Сложное предложение. Обобщение. С.106-108 | 1 | Постановка запятых в сложном предложении. Основы предложения. Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи. | 2203 | |
49 | Контрольное списывание. | 1 | 23.03 | ||
50 | Тест по теме «Сложное предложение» | 1 | 24.03 | ||
51 | Сочинение описание… | 1 | 25.03 | ||
Наречие. (15 часов) | |||||
1 | Употребление наречий в речи. С.109-110 | 1 | Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола. | 04.04 | |
2 | Наречие как часть речи. С.111-112 | 1 | Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Роль наречий в предложении. Составление словосочетаний с наречиями. | 05.04 | |
3 | Отличие наречия от существительного.с.112-114 | 1 | Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия. | 06.04 | |
4 | 4 четверть Связь наречия с глаголом. Словарный диктант.с.114-116 | 1 | Ребусы. Однокоренные слова. Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения. | 07.04 | |
5 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.с.117-119 | 1 | Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы. Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий. | 08.04 | |
6 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.с.119-120 | 1 | Работа с репродукциями картин. Составление описания пейзажа с использованием наречий. Инсценирование речевой ситуации. Синонимы. Устойчивые выражения. Редактирование письма. | 11.04 | |
7 | Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи». Диктант. | 1 | Контроль знаний по изученной теме | 12.04 | |
8 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. С.120-122 | 1 | Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий. | 13.04 | |
9 | Образование наречий от прилагательных.с.122-124 | 1 | Определение значения наречий. Образование наречий с суффиксами –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. Справочник эпитетов. Инсценирование походки человека по наречиям. | 14.04 | |
10 | Образование наречий от существительных.с.125-127 | 1 | Фразеологизмы. Редактирование предложений. Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных. | 15.04 | |
11 | Образование наречий от существительных.с.127-129 | 1 | Воспроизведение начала сказки. Определение части речи однокоренных слов. Разбор предложений. Падежные окончания существительных. Работа с репродукциями картин. Исторический натюрморт. Однокоренные наречия к существительным. Образование наречий. | 18.04 | |
12 | Изложение……. | 1 | 19.04 | ||
13 | Образование наречий от существительных.с.129-130 | 1 | Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов. | 20.04 | |
14 | Образование и правописание наречий. Обобщение. с.130-131 | 1 | Задание «Проверь себя» | 21.04 | |
15 | Контрольная работа по теме «Наречия». Диктант . | 1 | Контроль знаний по изученной теме | 22.04 | |
16 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий.с.131-133 | 1 | Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы. Составление текста-описания. | 25.04 | |
Законы языка в практике речи.() | |||||
17 | Средства выразительности речи.с.134-135 | 1 | Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных. | 26.04 | |
18 | Выбор заголовка текста. С.135-136 | 1 | Заголовок текста. Тема текста. Слова –синонимы. Справочник синонимов. Звуко-буквеный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний. | 27.04 | |
19 | Определение темы текста, его главной мысли. Словарный диктант. С.136-137 | 1 | Спряжение глаголов. Определение темы и главной мысли текста. Краткое изложение. | 28.04 | |
20 | Изложение на основе зрительного восприятия текста… | 1 | 29.04 | ||
21 | Определение главной мысли текста.с.137-138 | 1 | Лексическое значение слов. Синонимы. Звуко-буквенный анализ. Фонетический разбор слов. Характеристика предложения, члены предложения. | 02.05 | |
22 | Сочинение рассуждение… | 1 | 03.05 | ||
23 | Средства связи между словами в предложении.с.139 | 1 | Определение грамматических признаков по окончанию слова. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений. | 04.05 | |
24 | Итоговый контрольный диктант за 4 класс. | 1 | Итоговый контроль знаний | 06.05 | |
25 | Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы.с.141-142 | 1 | Орфограммы буквы гласного. Разбор слов по составу. Определение части речи слов по схемам разбора по составу. | 10.05 | |
26 | Тип и стиль текста. С.140-141 | 1 | Тип текста. Стиль текста. Орфограммы. Решение орфографических задач. | 11.05 | |
27 | Тип и стиль текста | 1 | Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы. Составление предложений со словами-омонимами. | 12.05 | |
28 | Слова-омонимы.с.142-143 Контрольный Словарный диктант. | 1 | Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам. (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими на них) | 13.05 | |
29 | Итоговое контрольное тестирование. | 1 | Контроль знаний за курс начальной школы. | 16.05 | |
30 | Сравнение содержания тестов разных жанров.с.143-144 | 1 | Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов. Фразеологизмы. Инсценирование придуманных ситуаций. | 17.05 | |
31 | Обобщение знаний по темам 4 класса.с.144-145 | 1 | Грамматические признаки при выборе букв изученных орфограмм. Падежные формы слова. Склоняемые части речи. Характеристика предложения. Разбор частей речи. | 18.05 | |
32 | Обобщение знаний по темам 4 класса.с.145-146 | 1 | Работа с репродукциями картин. Признаки стихотворной и прозаической речи. Сложные предложения. | 19.05 | |
33 | Контрольное списывание. | 1 | Контроль знаний за курс начальной школы. | 20.05 | |
34 | Обобщение знаний по темам 4 класса.с.146-147 | 1 | Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо поп памяти. | 23.05 | |
35 | Обобщение знаний по темам 4 класса.№513-514 | 1 | Значение языка. | 24.05 | |
36 | Викторина «Весёлая грамматика | 1 | 25.05 | ||
Итого:170 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...